Файл: Решение задачи в AnyLogic.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
сведения по моделированию процессов и явлений, по методологии формирования информационных моделей окружающего мира. В создании информационной культуры нового общества положена идея компьютерной поддержки каждого изучаемого предмета. Важным является принцип непрерывности информационной подготовки учащихся, который должен соблюдаться в уровневом вузовском образовании: бакалавриат и магистратура. К информационной подготовке можно отнести обучение методологии и средствам моделирования. Формирование информационной среды Российского образования требует решения проблем:

1. Создание единой системы программно- и аппаратно- совместимых средств вычислительной техники и техники связи, используемой в непрерывном учебном процессе. 

2. Выходом в Интернет образовательных организаций. 

3. Формирование единой информационной среды непрерывного образования с созданием баз данных учебной и методической литературы. Организация обмена информационными ресурсами Российской образовательной системы с международной в области фундаментальных и прикладных достижений. 

4. Совершенствование инструментальных средств непрерывного образования, ориентированных на использование и разработку электронных учебников и методических материалов, программные и аппаратные средства создания компьютерных обучающих систем, средства технологии разработки мультимедиа продуктов, геоинформационных систем и т. д. 

5. Организация инфраструктуры информатизации образования как информатизации общества в целом. Включает создание новых, тиражирование и внедрение существующих информационных технологий в непрерывное образование. Идеологически при информатизации образования необходимо учитывать ряд принципиальных позиций:  Эволюционное развитие сложившейся методологии образования за счет явных преимуществ новых информационных технологий, а именно, возможность наглядного, динамичного представления информатизации с использованием видеоизображений и звука, применения удаленного доступа для ознакомления с внешним и внесения собственного информационного ресурса в образовании.  Непрерывность и преемственность электронного образования на всех уровнях обучения, начиная от школьного, затем бакалавриата, магистратуры и до послевузовского. Непрерывность должна обеспечиваться электронной поддержкой всех дисциплин учебного процесса.  Выбор методики и средств обучения для выявления творческих индивидуальных способностей учащихся на основе информационных технологий и телекоммуникационных систем. 


Формирование методически и научно-обоснованной системы базового образования на основе компьютерных технологий. Одним из реальных путей решения проблемы в целом является формирование и реализация региональных научно-технических программ с долевым федеральным и местным бюджетным финансированием при дополнительном использовании внебюджетных средств. Предметом специальных исследований коллективов Высшей школы должны стать содержание, методы и средства развития образования как опережающей системы в будущем информационном обществе. При этом фундаментальное место занимают методы и средства моделирования, на основе которых можно предсказать будущее. Только при устойчивом развитии цивилизации мы можем надеяться на последовательное становление ноосферы как сферы разума. Будущее развитие человечества должно быть управляемым и в этом аспекте, несомненно, управляемым должно быть и развитие образования. 


4. Модель обработки документов в  Университете

4.1. Постановка задачи

Для приёма и обработки документов в университете назначена группа в составе трёх сотрудников. Ожидаемая интенсивность потока документов — 15 документов в час. Среднее время обработки одного документа одним сотрудником — tобс =12 мин. Каждый сотрудник может принимать документы из любой организации. Освободившийся сотрудник обрабатывает последний из поступивших документов. Поступающие документы должны обрабатываться с вероятностью не менее 0,95.

Определить, достаточно ли назначенной группы из трёх сотрудников для выполнения поставленной задачи.

4.2. Аналитическое решение задачи

Группа сотрудников работает как СМО, состоящая из трёх каналов, с отказами, без очереди. Поток документов с интенсивностью λ =15 час1 можно считать простейшим, так как он суммарный от нескольких организаций. Интенсивность обслуживания




µ =

1

=

60

=5

1






tобс

12

час




 

 

 

 

Закон распределения неизвестен, но это несущественно, так как показано, что для систем с отказами он может быть произвольным.

Граф состояний СМО — это схема «гибели и размножения». Для неё имеются готовые выражения для предельных вероятностей состояний системы:




Отношение ρ = λ µ называют приведенной интенсивностью потока документов (заявок). Физический смысл её следующий: величина
ρ представляет собой среднее число заявок, приходящих в СМО за среднее время обслуживания одной заявки.

В задаче ρ = λµ =155 =3.

В рассматриваемой СМО отказ наступает при занятости всех трёх каналов, то есть при Pотк = P3. Тогда:



Так как вероятность отказа в обработке документов составляет более 0,34 (0,346), то необходимо увеличить количество сотрудников группы. Увеличим состав группы в два раза, то есть СМО будет иметь теперь шесть каналов, и рассчитаем Pотк:



Теперь Pобс =1− Pотк =1−0,052 ≈0,95.

Таким образом, только группа из шести сотрудников сможет обрабатывать поступающие документы с вероятностью 0,95.

4.3. Решение задачи в AnyLogic

Создайте модель Обработка_документов.

1.Выполняем команду Файл/Создать/Модель на панели инструментов. Откроется диалоговое окно Новая модель.

2.В поле Имя модели диалогового окна Новая модель вводим Обработка_документов. Выбираем каталог, в котором будут сохранены файлы модели. Щёлкаем Готово.

3. Объекты и элементы модели Обработка_документов показаны на рис. 10.1. Перетаскиваем их на агента Main, размещаем, соединяем и устанавливаем значения свойств согласно табл. 10.1.

Для ввода исходных данных используем элемент Параметр, тип первых двух double, а третьего — int:

срИнтПост — средний интервал поступления документов, по умолчанию — 4;

срВрОбр — среднее время обработки документа, по умолчанию — 12;

колСотруд — количество сотрудников, по умолчанию — 3.


Рис. 10.1. Объекты и элементы модели ОбрДокументов
                                                   

Таблица 10.1



Для вывода результатов моделирования используются элементы Переменная, тип которых double:

постДокум — количество поступивших документов; обрДокум — количество обработанных документов
; верОбр — вероятность обработки документов; верОтказа — вероятность не обработки документов.

AnyLogic-модель построена.

Выделяю в окне Проекты Simulation: Main.

На странице Модельное время, выбираем из списка Остановить: В заданное время. Вводим Конечное время: 600000

(модельное время увеличено в 10000). Режим выполнения: Виртуальное время (максимальная скорость)

На странице Случайность устанавливаем Фиксированное начальное число (воспроизводимые прогоны) и Начальное число: 1055.

Запускаем модель. Должен получиться результат, приведенные на рис. 10.2.



Вероятность не обработки всех документов верОтказа=0,342 (0,345 в AnyLogic6), то есть отличается от полученного аналитическим путём решения на 0,004 (0,001). Хотя это отличие можно отнести на счёт округления до трёх знаков после запятой.

Теперь меняем количество сотрудников с трёх на шесть. Для этого выделяем элемент Параметр с именем колСотруд и устан по умолчанию 6. Всё остальные данные оставляем без изменения. Запускаем модель. Вероятность не обработки документов верОтказа=0,052 (0,051), то есть отличается от полученного аналитическим путём решения на 0,002 (0,001).

Сравнительную оценку можно было бы провести и при проведении расчётов с большим числом знаков после запятой, то есть с большей точностью.

4.4. Решение задачи в GPSS World

Программа с комментариями GPSS-модели обработки документов приведена ниже.



При трёх сотрудниках в группе обработки документов вероятность не обработки (VEROTK) такая же, как и при аналитическом решении задачи, что видно из фрагмента отчёта:

 

STORAGE CAP.REM.MIN.MAX. ENTRIES AVL. AVE.C. UTIL.

SOTR

3

2

0

3

98161

1

1.963

0.654

SAVEVALUE

 

 

 

 

RETRY

 

VALUE

 

VEROBR

 

 

 

 

0

 

0.654

 

VEROTK

 

 

 

 

0

 

0.346