Файл: Учебнометодические материалы для студентов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 92

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1) отрасль права; 2) правовая идеология; 3) институт права; 4) норма права.

3.Определение «Система формализованных общезначимых и обще­обязательных правил поведения (норм) реализуемых через взаимные субъективные права и юридические обязанности и охраняемых публич­ной властью государства» относится к понятию: 1) право; 2) законодательство; 3) государство; 4) закон.

4. Что является наиболее древним источником права?

1) священные книги; 2) судебный прецедент; 3) правовая доктри­на; 4) обычай.

5. Где в настоящее время велико значение судебного прецедента как источника права? 1) в странах, где действует мусульманское право; 2) в Италии. 3) в РФ; 4) в Англии и в странах, где действует англосаксонская правовая система; 5) нигде, поскольку судебный прецедент в настоящее время по­всеместно полностью изжил себя.

6. Определение «Высказывания выдающихся представителей власти и ученых, судебные речи блестящих юристов, которым придается общеобя­зательное значение» относится к понятию:

1) судебный прецедент, 2) правовой обычай, 3) правовая тради­ция; 4) правовая доктрина.

7. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то:

1) применяются нормы закона; 2) применяются правила междуна­родного договора; 3) Президент принимает решение о том, какие нормы применять.

8. Основным источником права в государствах романо-германской правовой системы является: 1) нормативный правовой акт; 2) нормативный правовой договор; 3) судебный прецедент; 4) священные книги.

9. Если друг другу противоречат нормы законов, обладающих равной юридической силой, то применяется: 1) норма закона, изданного ранее;

2) норма закона, изданного по­зднее; 3) Президент РФ решает, какую норму применять.
10. Простым большинством голосов при голосовании считается: 1) более 2/3 голосов, поданных за законопроект, 2) более 3/4 голо­сов , 3) более 1/2 голосов, 4) более 1/3 голосов.

11. Определение «Совокупность правовых норм, регулирующих относи­тельно самостоятельную группу общественных отношений» относится к понятию:

1) правовой институт; 2) система права, 3) законодательство.

12. Определение «Совокупность взаимосвязанных правовых институ­тов, регулирующих относительно самостоятельную группу общественных отношений» относится к понятию: 1) законодательство; 2) норма права;


3) система права; 4) от­расль права.

13. Участники правового отношения, обладающие взаимными правами и обязанностями, – это: 1) субъекты (стороны) правоотношения; 2) объекты правоотноше­ния; 3) содержание правоотношения.

14. Правоспособность – это: 1) способность субъекта правоотношения своими действиями приоб­ретать субъективные права и юридические обязанности; 2) способность субъекта правоотношения обладать правами и обязанностями; 3) способ­ность нести правовую ответственность за совершенное правонарушение.

15. Дееспособность – это: 1) способность субъекта правоотношения своими действиями приоб­ретать субъективные права и юридические обязанности:

2) способность субъекта правоотношения обладать правами и обязанностями; 3) способность нести правовую ответственность за совершенное пра­вонарушение.

16. Полная дееспособность физических лиц по законодательству РФ наступает:

1) с 16 лет; 2) с 18 лет; 3) с 21 года; 4) с рождения.

17. По отношению воле и сознанию юридические факты подразделяются на:

1) субъекты и объекты; 2) события и действия; 3) права и обязан­ности.

18. Применение аналогии права и закона допустимо: 1) в любой сфере правового регулирования; 2) только в уголовном праве; 3) в гражданском праве и гражданском процессе.

19. Определение «Психическое отношение лица к содеянному, в кото­ром выражено отрицательное или легкомысленное отношение к праву, к интересам общества и государства, к правам и свободам других лиц» от­носится к понятию:

1) правонарушение; 2) самоосуждение; 3) вина; 4) стыд.

20. Состав правонарушения – это:

1) действие и бездействие; 2) умысел и неосторожность; 3) субъект, объект, субъективная и объективная стороны деяния; 4) преступления и проступки.

21. У гражданина похищена сумка. Кто или что является предметом правонарушения? 1) сумка; 2) собственность; 3) гражданин; 4) похититель.
22. Укажите, какой признак характерен для всех социальных норм:

1) обеспечение принудительной силой государства; 2) общеобязательное правило поведение; 3) регулятор общественных отношений; 4) выражение в официальной форме.

23. Укажите, какой из перечисленных ниже приемов система­тизации нормативно-правовых актов является наиболее совер­шенным:

1) кодификация; 2) консолидация; 3) инкорпорация; 4) учет.

24. Укажите, какой прием систематизации законодательства осуществляется по хронологическому и предметному принципу:



1) компьютерный учет; 2) инкорпорация; 3) кодификация; 4) консолидация.

25. Укажите, какой из перечисленных элементов является ча­стью системы права: 1) закон; 2) институт права; 3) правовой обычай; 4) метод правового регу­лирования.

26. Нормативистская концепция правопонимания связана с такими учеными как: 1) Гуго, Савиньи; 2) Жени, Муромцев; 3) Петражицкий; 4) Новгородцев, Кельзен; 5) Гоббс, Локк, Радищев.

27. Назовите представителей «договорной теории» происхождения го­сударства и права: 1) Гроций, Гоббс, Руссо, Радищев; 2)Фома Аквинский, Маритэн; 3) Гумплович, Дюринг, Каутский.

28. Представители какой концепции правопонимания считали, что «источник прав человека находится не в законодательстве, а в са­мой «человеческой природе», приобретаются от рождения либо от бога»:

1) социологической; 2) психологической; 3) нормативистской; 4) исторической; 5) естественно-правовой.

29. Естественно-правовая концепция правопонимания связана с такими учеными как: 1) Гуго, Савиньи; 2) Жени, Муромцев; 3) Петражицкий; 4) Новгородцев, Кельзен; 5) Гоббс, Локк, Радищев.

30. Социологическая концепция правопонимания связана с такими учеными как: 1) Гуго, Савиньи; 2) Жени, Муромцев; 3) Петражицкий; 4) Новгородцев, Кельзен; 5) Гоббс, Локк, Радищев.
КОНТРОЛЬНЫЕ задания к ТЕМАМ 1 и 2

«ОСНОВЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»


  1. Правотворчество: понятие, принципы, виды.

  2. Систематизация законодательства: понятие, виды.

  3. Действие нормативных актов во времени.

  4. Действие нормативных актов в пространстве.

  5. Анало­гия закона и аналогия права.

  6. Юридические коллизии и способы их разрешения.

  7. Обстоятельства, исключающие противоправность деяния и юрид. ответственность.

  8. Соотношение права и морали: общее и особенное.

  9. Гражданское общество: понятие, структура, признаки.

  10. Правовое государство: понятие и признаки.

Тема № 3 Основы правового статуса личности
ПЛАН ЗАНЯТИЯ


  1. Человек, гражданин, личность: понятия, сущность, соотношение.

  2. Правовой статус личности: понятие, структура, виды.

  3. Права человека и права гражданина: сравнительная характеристика.

  4. Соотношение и взаимовлияние международного и внутриго­сударственного права.

  5. Принцип уважения прав человека и основных свобод: поня­тие, становление, источники, нормативное содержание.

  6. Понятие населения и гражданства в международном публич­ном праве. Способы приобретения, изменения и утраты граждан­ства.

  7. Правовое положение иностранцев.

  8. Право убежища. Декларация о праве убежища 1967 г.

  9. Международное сотрудничество в области прав человека.

  10. Защита прав женщин и детей в международном публичном праве.

  11. Защита прав человека в период вооруженных конфликтов.

  12. Совет Европы и права человека.

  13. Обеспечение прав человека в рамках СНГ.

  14. Механизм защиты прав и свобод человека. Комитеты и ко­миссии по правам человека.

  15. Позиция и практика РФ и зарубежных стран в отношении осужденных граждан и соблюдения их прав.



Вопросы ДЛЯ обсуждения


  1. Нарушаются ли сейчас в России права человека?

  2. Может быть в США и Евросоюзе по вопросу соблюдения прав человека пора уже вспомнить пословицу о бревне в собственном глазу?

  3. Есть ли сейчас в России политзаключенные (люди, осужденные за свои политические взгляды или за стремление участвовать в политической жизни)

  4. Оправдано ли применение пыток по отношению к подозреваемым с целью «выбить» из них показания?

  5. Возможна или невозможна смертная казнь в XXI веке?

  6. Доступ к абортам и права человека.


ТЕМЫ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ


  1. Понятие населения и гражданства в международном публич­ном праве.

  2. Способы приобретения, изменения и утраты граждан­ства.

  3. Оптация, трансферт, беженцы, вынужденные переселенцы, репатриация.

  4. Двойное гражданство и безгражданство.

  5. Гражданст­во Российской Федерации. Закон о гражданстве РФ.

  6. Правовое положение иностранцев.

  7. Право убежища.

  8. Федеральное законода­тельство о политическом убежище в РФ.

  9. Международное сотрудничество в области прав человека.

  10. Международная защита прав человека.

  11. Всеобщая декларация прав человека 1948 г.

  12. Пакты о правах человека 1966 г.

  13. Конвенции о за­прещении и пресечении геноцида, расовой дискриминации, апар­теида соответственно 1948, 1965 и 1973 гг.

  14. Заключительный акт СБСЕ 1975 г.

  15. Роль и значение Международной организации труда (МОТ) и ее конвенций в обеспечении трудовых прав человека.

  16. По­зиция и практика России в отношении конвенций МОТ.

  17. Защита прав женщин и детей в международном публичном праве.

  18. Конвенция о политических правах женщин 1953 г.

  19. Конвен­ция о гражданстве замужней женщины 1957 г.

  20. Конвенция о согла­сии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации брака 1962 г.

  21. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в от­ношении женщин 1979 г.

  22. Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфлик­тов 1974 г.

  23. Конвенция о правах ребенка 1989 г.

  24. Значение конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.

  25. Конституция России 1993 г. о правах и свободах человека и граж­данина.

  26. Защита прав человека в период вооруженных конфликтов.

  27. Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г. с Протокола­ми I и II к ним (1977 г.).

  28. Совет Европы и права человека.

  29. Обеспечение прав человека в рамках СНГ.

  30. Механизм защиты прав и свобод человека.



ВОПРОСЫ-ТЕСТЫ
1. Международно-правовой статус индивидов имеет форму проявления в...

1) праве на использование свободы других лиц для защиты своих прав; 2) праве самостоятельно осуществлять свои права и свободы; 3) «праве на правовую защиту»; 4) праве на денонсацию международного договора.

2. Принцип уважения прав человека не раскрывался в(во)...

1) акте об экономических, социальных и культурных правах; 2) Всеобщей декларации прав человека; 3) Уставе ООН; 4) Пакте о гражданских и политических правах.

3. Право народа или этнической группы самостоятельно решать вопрос о формах своей социально- политической жизни называется...

1) национализмом; 2) равноправием; 3) самоопределением; 4) самоизоляцией.

4. Право народа на свободное установление своего политического статуса является элементом принципа...

1) всеобщего уважения и защиты прав; 2) неприменения силы; 3) неприкосновенности и целостности государств; 4) равноправия и самоопределения народов.

5. Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах не называет прав на 1) свободу совести и религии; 2) образование; 3) социальное обеспечение; 4) свободу мысли.

6. Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах называет права на

1) социальное обеспечение; 2) признание правосубъектности; 3) наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья; 4) равенство перед судами и трибуналами.

7. Нормы ответственности отдельных лиц за совершение международных преступлений содержит... 1) Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г.; 2) Статут Международного уголовного суда 1998 г.; 3) Уставы Международного Военного Трибунала 1945 г.; 4) Международные пакты о правах человека.
8. В отношении военнопленных Гаагская Конвенция 1907г. запрещает ...

1) дискриминацию; 2)эвакуацию; 3) применение репрессалий; 4) интернирование.

9. Международное гуманитарное право запрещает такие методы ведения войны, как... 1) организация розыска разрозненных войной членов семей; 2) убийство сдающихся в плен или лиц, принадлежащих к населению неприятеля; 3) взятие заложников; 4) оказание помощи раненым и больным.

10. Предоставление гражданства в зависимости от гражданства родителей и от места рождения 1) пожалование гражданства; 2) оптация; 3) принцип «права почвы»; 4) принцип «права крови».