Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
14,3 тыс.кв.км (0,08% территории Российской Федерации).
Карачаево-Черкесская республика обладает выгодным экономико-географическим положением и благоприятными природно-климатическими условиями. Удобное территориальное положение, развитая транспортная инфраструктура, обилие природных и других туристических ресурсов, густая населенность предгорий и гостеприимство местного населения сделали Карачаево-Черкесию одним из самых интересных регионов для посещения.
В границах республики расположены особо охраняемые природные территории федерального значения:
- Тебердинский национальный парк;
- Государственный природный биосферный заповедник «Кавказский» (частично находится на территории Республики);
- Государственный природный заказник «Даутский».
ООПТ Регионального назначения:
- Государственный зоологический заказник «Архызский»;
- Государственный заказник «Марухский»;
- Государственный заказник «Лабинский»;
- Государственный заказник «Хасаутский»;
- Государственный заказник «Эльбурганский»;
- Государственный орнитологический заказник «Белая скала»;
- Государственный заказник «Дамхурц», а также 74 памятника природы, имеющих республиканское значение, ботанических — 25, геоморфологических — 17, геологических — 5, ландшафтных — 4, водных объектов — 13 (в том числе, 8 минеральных источников), пещер — 10.
Рис.7 Схема территориального планирования КЧР. Схема границ земель лесного фонда и ООПТ
Рис.8 Схема территориального планирования КЧР.
Рекреационный сектор
Рис.9 Схема территориального планирования КЧР.
Схема границ ООПТ
Таблица 2. Перечень Федеральных заказников и заказников местного значения на территории Карачаево-Черкесской Республики
Антропогенное воздействие и жизнедеятельность человека негативно сказалась на состоянии окружающей среды не только во всех субъектах РФ. На протяжении многих лет промышленность Советского Союза, а затем и Российской Федерации, не уделяла должного внимания охране окружающей среды и ее восстановлению, затраты на реализацию мероприятий по ликвидации накопленного вреда окружающей среде были минимальны. В результате такого подхода появилось большое количество «горячих точек», вызывающих в настоящее время озабоченность государства: свалки, полигоны, пруды-отстойники, шламонакопители и иные объекты, получившие название «объекты накопленного вреда окружающей среде». В настоящее время указанное выше мероприятие по ликвидации накопленного вреда окружающей среде осуществляется в рамках Федеральной программы «Чистая страна» национального проекта «Экология».
Есть проблемы заповедных земель в Уголовном кодексе и Кодексе об административных правонарушениях. В статье о нанесении значительного ущерба природным комплексам, заповедникам и национальным паркам отсутствует расшифровка того, что следует понимать под «значительным ущербом». Ответственность за уничтожение редких видов животных и растений по действующим нормам не превышает пяти тысяч рублей ( КоАП ст. 8.35, 8.39).
Не менее важной проблемой заповедных территорий остается незначительная ответственность людей за неправильное поведение в лесах, в частности за разжигание огня в пожароопасный сезон.
Проведение работ по ужесточению контроля и ответственности за преднамеренное загрязнение окружающей среды, нарушение режима ООПТ и уничтожение редких видов флоры и фауны поспособствует снижению уровня загрязнения природы, и сокращению численности редких животных и растений. Также, проведение работ по снижению антропогенного загрязнения, оптимизации промышленной и сельскохозяйственной деятельности поспособствует рациональному использованию имеющихся ресурсов, восстановлению ресурсов живой природы.
Задача № 1
Орган местного самоуправления обратился в территориальное управление МПР РФ с просьбой дать заключение по вопросу образования природного парка. Согласно проекту Положения о данном природном парке включенная в его состав природная территория:
а) отнесена к особо охраняемым природным территориям регионального значения;
б) создается по решению данного органа местного самоуправления и находится в его ведении;
в) является муниципальной собственностью;
г) разбита на функциональные зоны (природоохранную и рекреационную) с различными режимами охраны и использования;
д) полностью исключена из гражданского оборота;
е) на ней запрещается любая хозяйственная деятельность.
Соответствуют ли названные положения требованиям действующего законодательства?
Решение:
В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» государственные природные заповедники и национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения или особо охраняемым природным территориям регионального значения. Природные парки относятся к особо охраняемым природным территориям регионального значения.
Следовательно, природные парки относятся к особо охраняемым природным территориям регионального значения». А значит пункт «в» проекта Положения о данном природном парке не соответствует действующему законодательству.
Задача № 2.
Для сохранения живописных природных ландшафтов, памятников природы и культуры в сочетании с организацией активного отдыха населения, туризма, спортивной охоты и любительского рыболовства один из проектных институтов разработал проект организации особо охраняемой природной территории.
Определите категорию особо охраняемой природной территории, режим которой был бы оптимален для решения поставленных задач.
Решение:
Особо охраняемые природные территории – участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
На основании ст. 12 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях.
На национальные парки возлагаются следующие основные задачи:
а) сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов;
б) сохранение историко-культурных объектов;
в) экологическое просвещение населения;
г) создание условий для регулируемого туризма и отдыха;
д) разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения;
е) осуществление экологического мониторинга;
ж) восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов (ст. 13 «Об особо охраняемых природных территориях»).
Таким образом, для решения поставленных задач режим национального парка является наиболее оптимальным.
Задача № 3
Руководитель муниципального образования издал распоряжение о проведении Спартакиады на берегу озера на территории национального парка. Распоряжение было согласовано с территориальным управлением Росприроднадзора. По требованию общественности прокурор межрайонной природоохранной прокуратуры вынес протест на распоряжение главы администрации.
Обоснован ли протест прокурора? Возможно ли использование территории национального парка для рекреационных целей.
Решение:
Согласно статье 13 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33 «Об особо охраняемых природных территориях» к задачам национального парка относится сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных участков, историко-культурных объектов. В данном случае протест прокурора на распоряжение руководителя муниципального образования обоснован, так как в соответствии с п. з ч. 2 ст. 15 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий, организация туристских стоянок, мест отдыха и разведение костров за пределами специально предусмотренных для этого мест.
Также следует отметить, что вопросы проведения любых мероприятий должны быть согласованы с администрацией национального парка.
Список использованных информационных ресурсов
Карачаево-Черкесская республика обладает выгодным экономико-географическим положением и благоприятными природно-климатическими условиями. Удобное территориальное положение, развитая транспортная инфраструктура, обилие природных и других туристических ресурсов, густая населенность предгорий и гостеприимство местного населения сделали Карачаево-Черкесию одним из самых интересных регионов для посещения.
В границах республики расположены особо охраняемые природные территории федерального значения:
- Тебердинский национальный парк;
- Государственный природный биосферный заповедник «Кавказский» (частично находится на территории Республики);
- Государственный природный заказник «Даутский».
ООПТ Регионального назначения:
- Государственный зоологический заказник «Архызский»;
- Государственный заказник «Марухский»;
- Государственный заказник «Лабинский»;
- Государственный заказник «Хасаутский»;
- Государственный заказник «Эльбурганский»;
- Государственный орнитологический заказник «Белая скала»;
- Государственный заказник «Дамхурц», а также 74 памятника природы, имеющих республиканское значение, ботанических — 25, геоморфологических — 17, геологических — 5, ландшафтных — 4, водных объектов — 13 (в том числе, 8 минеральных источников), пещер — 10.
Рис.7 Схема территориального планирования КЧР. Схема границ земель лесного фонда и ООПТ
Рис.8 Схема территориального планирования КЧР.
Рекреационный сектор
Рис.9 Схема территориального планирования КЧР.
Схема границ ООПТ
Таблица 2. Перечень Федеральных заказников и заказников местного значения на территории Карачаево-Черкесской Республики
п/п | Наименование заказников | Принадлежность, место нахождение | Общая площадь | Режим заказника |
1. | Даутский | Федеральный зоологический | Общая площадь 74,9 тыс. га Границы: Восточная - по рекам Кубань, Учкулан, Махар-Су Южная - по Главному Кавказскому хребту Западная - по восточной границе Тебердинского заповедника, далее по р. Теберде до границе землепользования совхозов «Кумышский» и «Тебердинский» Северная - по границе землепользования этих совхозов до р. Кубань | Видовой |
Заказники местного значения | ||||
2. | Дамхурц | Государственный заказник, Урупский район | 30 тыс. га Границы: Западная - по границе с Кавказским заповедником и Краснодарским краем Северная - от верховья р. Бескесс по р. Нефтянка Восточная - по р. Б. Лаба Южная – по водоразделу рек Дамхурц, Макеры и далее по границе с Абхазией | Видовой |
5. | Хасаутский | Государственный заказник на территории Малокарачаевского района | 18 тыс. га Границы: Северная - от пересечения проселочной дорогой границы Малокарачаевского и Карачаевского районов в районе Загоны до р. Тешик-Таш, далее вниз по ее течению до впадения в р. Эшкакон, далее по проселочной дороге, по водоразделу (хребту) до пересечения этой дорогой границ Малокарачаевского района и Кабардино-Балкарии Восточная - от пересечения границ Малокарачаевского района и Кабардино-Балкарии до слияния р. Мушт и Хасаут у пос. Мушт Южная - от слияния рек Мушт и Хасаут до границ Малокарачаевского района, Кабардино-Балкарии, Карачаевского района Западная - от стыка границ Кабардино-Балкарии, Карачаевского и Малокарачаевского районов до их пересечения проселочной дорогой в районе Загоны | Видовой |
6. | Эльбурганский | Государственный заказник на территории Хабезского района КЧР | 32 тыс. га Границы: Северная - от р. Кош-Хабль по дороге вверх до стыков границ Хабезского, Прикубанского и Усть-Джегутинского районов у балки Кара-Паго, далее по балке Кара-Паго вниз по течению до впадения в р. Кубань Восточная - от впадения р. Кара-Паго в р. Кубань, вверх по течению р. Кубань до развилки асфальтной и грейдерной дорог в южной части а. Кубина Южная - от развилки асфальтной и грейдерной дорог в южной части а. Кубина по грейдерной дороге, далее по балке Байтан-Чапган до вершины г. Мазкех, от вершины по дороге до а. Инжич-Чукун до р. М. Зеленчук Западная - от а. Инжич-Чукун вниз по течению р. М. Зеленчук до северной части а. Кош-Хабль, далее до поворота дороги вверх | Видовой |
7. | Лабинский | Государственный заказник на территории Урупского района | 15 тыс. га Границы: Северная - от впадения р. Точеная в р. Б. Лаба по ее течению до ее истоков, далее по поляне «Волчьи ворота» до истоков р. Власенчиха Восточная - на юг по границе госзаказника «Черемуховский» до хребта «Семиколенный» Южная - по хребту «Семиколенный» на запад до впадения р. Закан в р. Б. Лаба Западная - вниз по течению р. Б. Лаба до впадения в нее р. Точеная | Видовой |
8. | «Белая скала» | Орнитологический заказник на территории Урупского района | 42 тыс. га Границы: Южная - по р. Костенчиха до ее впадения в р. Уруп Западная - по верхнему обрезу стены Скалистого хребта Северная - по р. Сутуловая Восточная - по р. Уруп от впадения в нее р. Костенчиха до границы с Краснодарским краем | Видовой |
9. | Архызский | Государственный заказник, Зеленчукский район | 35,5 тыс. га Границы: Южная - Главный Кавказский хребет Восточная - границы Тебердинского заповедника Северная - по границе с Ермоловским лесничеством Западная - по хребту Абишира-Ахуба | Видовой |
14. | Марухский | Государственный заказник на территории Зеленчукского района | 56 тыс. га Границы: Южная – по границе с Грузией от стыка границ Зеленчукского, Карачаевского районов и Грузии до хр. Ужум Западная – от границы с Грузией по границе с Кызгычским участком Тебердинского заповедника до границы с Нижне-Ермоловским участком госохотрезервфонда, далее по границе с Нижне-Ермоловским участком госохотрезервфонда до р. Б. Зеленчук, далее вниз по течению р. Б. Зеленчук до пос. Даусуз Северная – по дороге от пос. Даусуз до пос. Хусы-Кардоник, далее по лесной дороге до с. Маруха Восточная – от с. Маруха по проселочной дороге вверх вдоль р. Маруха до зимней животноводческой фермы, далее по проселочной и лесной дороге на хр. Мысты-Баши г. Джелмауз, далее по прямой от г. Джелмауз до р. Аксаут в месте впадения в нее р. Кишкет, далее вверх по течению р. Аксаут и от ее истоков по прямой до вершины г. Сулахат, далее по границе Карачаевского и Зеленчукского районов до границы с Грузией | Видовой |
Антропогенное воздействие и жизнедеятельность человека негативно сказалась на состоянии окружающей среды не только во всех субъектах РФ. На протяжении многих лет промышленность Советского Союза, а затем и Российской Федерации, не уделяла должного внимания охране окружающей среды и ее восстановлению, затраты на реализацию мероприятий по ликвидации накопленного вреда окружающей среде были минимальны. В результате такого подхода появилось большое количество «горячих точек», вызывающих в настоящее время озабоченность государства: свалки, полигоны, пруды-отстойники, шламонакопители и иные объекты, получившие название «объекты накопленного вреда окружающей среде». В настоящее время указанное выше мероприятие по ликвидации накопленного вреда окружающей среде осуществляется в рамках Федеральной программы «Чистая страна» национального проекта «Экология».
Есть проблемы заповедных земель в Уголовном кодексе и Кодексе об административных правонарушениях. В статье о нанесении значительного ущерба природным комплексам, заповедникам и национальным паркам отсутствует расшифровка того, что следует понимать под «значительным ущербом». Ответственность за уничтожение редких видов животных и растений по действующим нормам не превышает пяти тысяч рублей ( КоАП ст. 8.35, 8.39).
Не менее важной проблемой заповедных территорий остается незначительная ответственность людей за неправильное поведение в лесах, в частности за разжигание огня в пожароопасный сезон.
Проведение работ по ужесточению контроля и ответственности за преднамеренное загрязнение окружающей среды, нарушение режима ООПТ и уничтожение редких видов флоры и фауны поспособствует снижению уровня загрязнения природы, и сокращению численности редких животных и растений. Также, проведение работ по снижению антропогенного загрязнения, оптимизации промышленной и сельскохозяйственной деятельности поспособствует рациональному использованию имеющихся ресурсов, восстановлению ресурсов живой природы.
Задача № 1
Орган местного самоуправления обратился в территориальное управление МПР РФ с просьбой дать заключение по вопросу образования природного парка. Согласно проекту Положения о данном природном парке включенная в его состав природная территория:
а) отнесена к особо охраняемым природным территориям регионального значения;
б) создается по решению данного органа местного самоуправления и находится в его ведении;
в) является муниципальной собственностью;
г) разбита на функциональные зоны (природоохранную и рекреационную) с различными режимами охраны и использования;
д) полностью исключена из гражданского оборота;
е) на ней запрещается любая хозяйственная деятельность.
Соответствуют ли названные положения требованиям действующего законодательства?
Решение:
В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» государственные природные заповедники и национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения или особо охраняемым природным территориям регионального значения. Природные парки относятся к особо охраняемым природным территориям регионального значения.
Следовательно, природные парки относятся к особо охраняемым природным территориям регионального значения». А значит пункт «в» проекта Положения о данном природном парке не соответствует действующему законодательству.
Задача № 2.
Для сохранения живописных природных ландшафтов, памятников природы и культуры в сочетании с организацией активного отдыха населения, туризма, спортивной охоты и любительского рыболовства один из проектных институтов разработал проект организации особо охраняемой природной территории.
Определите категорию особо охраняемой природной территории, режим которой был бы оптимален для решения поставленных задач.
Решение:
Особо охраняемые природные территории – участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
На основании ст. 12 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях.
На национальные парки возлагаются следующие основные задачи:
а) сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов;
б) сохранение историко-культурных объектов;
в) экологическое просвещение населения;
г) создание условий для регулируемого туризма и отдыха;
д) разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения;
е) осуществление экологического мониторинга;
ж) восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов (ст. 13 «Об особо охраняемых природных территориях»).
Таким образом, для решения поставленных задач режим национального парка является наиболее оптимальным.
Задача № 3
Руководитель муниципального образования издал распоряжение о проведении Спартакиады на берегу озера на территории национального парка. Распоряжение было согласовано с территориальным управлением Росприроднадзора. По требованию общественности прокурор межрайонной природоохранной прокуратуры вынес протест на распоряжение главы администрации.
Обоснован ли протест прокурора? Возможно ли использование территории национального парка для рекреационных целей.
Решение:
Согласно статье 13 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33 «Об особо охраняемых природных территориях» к задачам национального парка относится сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных участков, историко-культурных объектов. В данном случае протест прокурора на распоряжение руководителя муниципального образования обоснован, так как в соответствии с п. з ч. 2 ст. 15 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий, организация туристских стоянок, мест отдыха и разведение костров за пределами специально предусмотренных для этого мест.
Также следует отметить, что вопросы проведения любых мероприятий должны быть согласованы с администрацией национального парка.
Список использованных информационных ресурсов
-
Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // СЗ РФ: 2020. 4 июля. № 144. -
Федеральный закон «О животном мире» от 24.04.1995 № 52-ФЗ (ред. от 11.06.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 апреля 1995 г., N 17, ст.1462. -
Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23.02.1995 № 26-ФЗ (ред. от 26.05.2021) // Собрании законодательства Российской Федерации от 27 февраля 1995 г. № 9 ст. 713. -
Федеральный закон от 23.02.1995 N 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (ред. от 26.05.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации от 27 февраля 1995 г. № 9 ст. 713. -
Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 № 33-ФЗ (ред. от 28.06.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации от 20 марта 1995 г. N 12 ст. 1024, в «Российской газете» от 22 марта 1995 г. № 57. -
Постановление Правительства РСФСР от 18.12.1991 № 48 «Об утверждении Положения о государственных природных заповедниках в Российской Федерации» (ред. от 23.04.1996) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа:http://www.consultant.ru. -
Абанина Е.Н., Плотникова Ю.А., Сорокина Ю.В. [и др.]. Экологическое право: учебник. Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2020. - С. 185, 359. -
Барышева, А.А. Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов // В сборнике: Актуальные проблемы права, экономики и управления. Сборник материалов студенческой конференции. Саратов, 2020. - С. 182-185. -
Боголюбов С.А. [и др.]; под редакцией Боголюбова С.А. Экологическое право: учебник для вузов. - 7-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - С. 184, 304. -
Ерофеев Б.В. Экологическое право: учебник - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва: ФОРУМ:ИНФРА-М, 2021. - С. 175. -
Ерофеев Б.В., под научной редакцией Братковской Л.Б. Экологическое право России в 2 т. Том 1. Общая часть: учебник для вузов - 26-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2022. - С. 154, 230. -
Иванов А.Н., Чижова В.П. Охраняемые природные территории: учебное пособие для вузов - 3-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2022. - С. 95, 185. -
Корытный Л.М., Потапова Е.В. Экологические основы природопользования: учебное пособие для среднего профессионального образования - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2022. - С. 189, 377 с. -
Максимова, В.В. Правовой режим особо охраняемых природных территорий // В сборнике: Трансформация правовых институтов и методов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и экологической безопасности в России, странах СНГ и Европейского союза, на примере борьбы с коронавирусом «Covid-19». Материалы VIII Международной научно-практической конференции преподавателей, практических сотрудников, студентов, магистрантов, аспирантов. Саратов, 2021. - С. 150-153. -
Мельник А.В., Якубенкова К.А. Правовой режим земель курортов // Эпомен. 2019. / - № 27. - С. 214-220. -
Хлуденева Н.И., Пономарев М.В., Кичигин Н.В. Экологическое право: учебник для вузов - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2022. - С. 145, 229.