Файл: Контрольная работа по дисциплине Введение в профессиональную деятельность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

«Комсомольский-на-Амуре государственный университет»

Социально-гуманитарный факультет

Кафедра «История и культурология»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Введение в профессиональную деятельность»

История возникновения и развития PR в России

Студент группы 2РОб-1 А.В. Малкина

Преподаватель Ю.Н. Осинцева

2022

Содержание

Введение 3

1 Этапы развития PR 5

2 Периоды периодизации развития PR 7

Заключение 18

Список использованных источников 19

Введение


В контрольной работе рассмотрим историю возникновения PR в России.

Становление России как демократического правового государства также не может обойтись без «связей с общественностью» (Public Relations). Пиар - явление совершенно самостоятельное. Таким образом, современный пиар представляет собой чрезвычайно сложный и многогранный феномен, который продолжает развиваться и видоизменяться под воздействием новых экономических, политических, социокультурных и технологических условий. Обращение к исследованию процесса становления связи с общественностью как отдельного вида профессиональной деятельности и мощного социального института, обусловлено особенностями современной ситуации.

Об актуальности темы исследования свидетельствует частота использования слова «пиар» как в средствах массовой информации, так и в научных публикациях.

Актуальность данной темы также определяется необходимостью всестороннего анализа становления паблик рилейшн в России как одного из ключевых явлений современного общества. В российских социологических исследованиях и научных дискуссиях связи с общественностью рассматриваются преимущественно в разделе социальных коммуникаций. В этих исследованиях они проявляются в качестве механизма формирования общественного мнения; способа информирования; средства конструирования имиджа; технологии манипулирования электоральным, потребительским поведением; элемента маркетинговых и реальных коммуникаций.

Цель работы состоит в том, чтобы рассмотреть основные процессы и периоды, характеризующие возникновение пиар в России. Для достижения этой цели возникают следующие задачи:

  • рассмотреть и описать историю развития PR в России

  • показать этапы эволюции RP в России;

  • определить особенности современного состояния связей с общественностью в России.


Предметом исследования выступает история становления и развития пиара в России. Теоретическую основу исследования составили публикации отечественных специалистов в области связей с общественностью.

1 Этапы развития PR



История отечественных PR насчитывает около 18 лет. Большинство специалистов сходятся во мнении, что PR-коммуникации в России появились в конце 80-х гг., а как самостоятельная форма деловой активности оформились во второй половине 1990 г.

Впервые попытка периодизации связей с общественностью в нашей стране была сделана Вероникой Моисеевой, генеральным директором агентства «Имиджленд PR»

Она выделяет три этапа развития PR-коммуникаций в России.

Первый этап (1988–1991 гг.) – зарождение рынка PR, связанное с появлением соответствующих служб в государственных структурах и открытием московских отделений международных агентств.

Развитие предпринимательской деятельности способствует возникновению первых отечественных фирм, оказывающих наиболее простые PR-услуги.

Второй этап (1991–1995 гг.) – стадия роста и становления Российские агентства осваивают зарубежный опыт, постепенно адаптируют его к отечественным условиям и начинают проводить крупные PR-мероприятия и информационные кампании. Наиболее активно развивается политический консалтинг, в ряде вузов открывается специальность «связи с общественностью». Рождается первое корпоративное объединение Российская Ассоциация по связям с общественностью (РАСО).

Третий этап начинается с1996 г. и характеризуется качественным скачком в развитии PR. На это оказывает влияние формирующийся информационный рынок и меняющаяся структура массового сознания, требующая все более тонких и точных форм работы с целевыми группами.

На качественное изменение PR - рынка существенно повлияли:

– завершение рекламного бума, вызванного деятельностью финансовых пирамид;

– расширение и усложнение практики избирательных кампаний, ставших одной из наиболее капиталоемких областей PR-консалтинга;

– дифференциация рынка информационных каналов, возникновение новых секторов прессы, где стал появляться современный подход

к работе с информацией;

– кризис доверия к СМИ со стороны общества, что обусловило необходимость создания поля повышенной информационной достоверности.


Данная периодизация не совсем точная и полная, поэтому рассмотрим периодизацию, предложенную М. А. Шишкиной. Её периодизация рассматривает PR как социальный институт. Можно выделить следующие признаки социального института:

– выделение определенного круга субъектов, вступающих в процессе деятельности в отношения, приобретающие устойчивый характер;

– наличие формализованной организации;

– наличие специфических социальных норм и предписаний, регулирующих поведение людей в рамках социального института;

– наличие социально значимых функций института, интегрирующих его в социальную систему и обеспечивающих его участие в процессе интеграции последней.

2 Периоды периодизации развития PR


Рассмотрим периодизацию развития PR в России.

Первый период – доинституциональный (1988–1991 гг.), когда оформляется первый признак института– выделяются субъекты конкретной профессиональной сферы и возникают соответствующие отношения между ними и обществом.

Второй период – первичная институционализация (1991–1994 гг.),

стадия формирования начальной организации субъектов. Доказательством этого служит создание в1991 г. первой Российской ассоциации по связям с общественностью, деятельность которой во многом предопределяет развитие связей с общественностью в нашей стране.

Третий период – вторичная институционализация (1994–1999 гг.).

В 1994 г. была принята первая Декларация профессиональных и этических принципов в области связей с общественностьюФормализуется система специфических норм и предписаний, регулирующих поведение людей в рамках конкретного социального института.

Четвертый период – современный (1999–2004 гг.)

Остановимся подробнее на описании каждого из этих периодов и покажем их хронологическую и качественную взаимосвязь.

Первый период (1988–1991 гг.). В конце 80-х гг. на гребне экономических реформ в российском обществе появляются организации, ориентированные на связи с общественностью. К ним относятся отделы по связям с общественностью и СМИ исполкомов Моссовета и Ленсовета (1988 г.), в дальнейшем подобные отделы формируются в органах государственной власти и управления крупных областных и региональных центров. В новых информационных услугах стал нуждаться и молодой российский бизнес, который к тому времени активно использовал в основном рекламу как наиболее простую и рентабельную коммуникационную форму. На российском рынке возникают первые отечественные фирмы, предлагающие PR как услугу: в 1989 г. в Москве создаются агентства «Никколо М» и «Миссия Л», в 1990 г. – «Имиджленд PR» и др. В Петербурге это произошло чуть позже – в 1991 г., когда агентство «Балт-Арт» продекларировало в качестве самостоятельного вида деятельности простейшие услуги по связям с общественностью, такие, как проведение презентаций, пресс-конференций, осуществление связей с прессой. Наблюдается переориентация рекламных агентств и служб на профессиональное PR-поле и совмещение в рамках одной организации рекламных и PR-услуг. «Чистые» пиармены и соответствующие технологии были представлены в основном в российских представительствах зарубежных PR-агентств или PR-отделах иностранных фирм и корпораций. Список услуг, которые оказывали PR-агентства был разнообразен. Так, крупнейшая сегодня фирма «Имиджленд PR» в рекламной листовке этого периода писала, что основными направлениями ее деятельности являются услуги и в области PR, а также консультации психодиагностика типа «шейпинг».


К оздоровительным услугам в области связей с общественностью относились: подготовка рекламных кампаний, работа с прессой, радио и телевидением, разработка фирменного стиля и патентирование, специальные действия по конструированию имиджа высшего эшелона управленцев и фирмы в целом, создание концепции сценического образа для представителей шоу-бизнеса.

Доинституциональный период можно назвать и эпохой «дикого» рынка, когда незащищенный российский бизнес претерпевал многочисленные катаклизмы и пертурбации. Именно в это время наблюдается кризис российской рекламы, развиваются такие депрофессиональные явления, как «джинса» (изготовление и размещение рекламного продукта в государственных информационных источниках незаконным путем), «черный PR» (публикация заказных статей и других материалов), проявления которых наблюдаются до сих пор.

Второй период начинается в 1991 г., когда в Москве в качестве некоммерческой организации с правами юридического лица была зарегистрирована Российская ассоциация по связям с общественностью.

Ее появление предопределил договор пресс-центра Петербургского и Московского городских советов об объединении усилий для создания профессиональной корпорации, а учредителями стали государственные и коммерческие организации, фонды, СМИ, банки, биржи. Согласно Уставу, к членству в Ассоциации приглашались российские и зарубежные специалисты, ученые и практические работники, профессионально занимающиеся деятельностью в сфере PR или заинтересованные в услугах Ассоциации.

К началу 1998 г. РАСО насчитывала в своих рядах 45 членов, среди них были крупнейшие PR- агентства: «Миссия Л», «Михайлов и партнеры», «PR-центр», «Паблисити PR», «Альтер Эго», «Никколо М», «Имидж-контакт», «Имиджленд PR»; средства массовой информации и издательские дома: «Комсомольская правда», «Марлена», «Вояж и отдых»; производители товаров и услуг: «Ингосстрах», «Лукойл» и др. Избрание первым президентомАссоциации декана факультета международной информации МГИМО, профессора Александра Борисова, определило специфику корпоративного объединения. В отличие от стран Запада, где инициаторами объединения выступают коммерческие фирмы, создание РАСО было инициировано представителями науки, образования, общественных организаций. Сегодня РАСО зарегистрирована как общенациональная корпорация, активно развивающая свою региональную сеть. Ее представительства открыты в Екатеринбурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Сочи, Омске, Санкт-Петербурге, Волгограде, Ростове-на-Дону, Томске, Краснодаре, Тамбове, Орле, Казани, Тольятти, Ижевске и Обнинске. Партнерство с РАСО дает регионам возможность хоть частично ликвидировать дефицит информации по вопросам PR, наладить тесные контакты с российскими и зарубежными коллегами Ассоциация формирует корпоративную профессиональную идеологию, основанную на взаимопомощи и популяризации деятельности отечественных агентств и их проектов, что говорит об укреплении институциональных черт и признаков. Появление РАСО является одним из основных факторов институализации PR в России.


Миссия РАСО – консолидация усилий отдельных операторов PR-рынка для решения вопросов общеотраслевого значения.

Цели создания РАСО:

1. создание инфраструктуры PR-отрасли для всестороннего и поступательного развития сферы PR;

2. защита интересов PR-отрасли в целом и каждого её субъекта в частности;

3. внедрение в практику профессиональных и этических норм и контроль за их соблюдением;

4. развитие кадрового потенциала PR-отрасли и совершенствование высшего и последипломного образования в сфере PR.

Неразвитость PR-рынка, пассивность российских агентств, непонимание важности PR-воздействия в продвижении отечественных товаров и услуг оставляли западным конкурентам широкое поле деятельности. Президент РАСО А. Борисов отмечал, что «существовала реальная угроза того, что наиболее профессионально продвинувшиеся отечественные агентства могут быть скуплены «на корню» и подключены к международным сетям». Вся последующая практика деятельности РАСО подтвердила необходимость объединения и лоббирования молодого российского PR.

Качественным признаком первичной институционализации можно считать и рождение соответствующей образовательной системы. В 1991 г. в государственном образовательном реестре появляется специальность «связи с общественностью», и подготовка подобных специалистов начинается в Московском государственном институте международных отношений. Впоследствии представители других российских вузов, открывших обучение специальности «связи с общественностью», приняли активное участие в работе РАСО: факультет журналистики Санкт-Петербургского государственного университета, Университет телекоммуникаций, Удмуртский и Тамбовский госуниверситеты, Московский государственный университет культуры и др.

В начале 90-х гг. постепенно развивается профессиональная сеть, на отечественном рынке появляются новые субъекты. Особенностью его становления явилось то, что PR-коммуникация зарождалась в основном в крупных городах, региональных центрах и столицах, где концентрировались российский бизнес, финансы и была политическая активность. Так, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области в 1993 г. насчитывалось свыше 400 реальных структур, связывающих свою деятельность с PR. В Москве основной PR-рынок начал формироваться несколько раньше и вслед за «Никколо М», «Миссией Л», «Имиджленд PR» в 1993 г. на него выходят агентства, которые и сегодня считаются одними из самых крупных и авторитетных поставщиков PR-услуг: «Альтер Эго», «Маслов, Сокур и партнеры», «Михайлов и партнеры», «Элла» и др.