Файл: этапы консультирования. Коррекционное воздействие. Завершение беседы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Современные образовательные технологии в социальной сфере



Современные образовательные технологии в социальной сфере

«ЭТАПЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ. КОРРЕКЦИОННОЕ
ВОЗДЕЙСТВИЕ. ЗАВЕРШЕНИЕ БЕСЕДЫ»

Цель: ознакомление с этапами консультативного процесса, их особенностями в практике работы психолога.

Оказание коррекционного воздействия - этап сложный, творческий. Задача консультанта на этом этапе состоит в том, чтобы еще раз проанализировать особенности поведения клиента, акцентируя внимание на том, почему клиент выбрал неконструктивную тактику поведения, какие потребности удовлетворял в описанным им конфликтах, каким образом его проблема имела некую вторичную выгоду для него.

Вторичная выгода - неосознаваемая выгода человека. Например, женщина рассказывает, что после скандалов с мужем плачет, не спит ночью, заканчиваются данные переживания гипертоническим кризом. В ходе беседы выясняется, что такое поведение жены делает мужа виноватым, на следующий день он покупает ей подарки и потом еще неделю ходит «шелковым». Женщина не сможет жить без скандалов и столь деструктивного отношения к своему здоровью, пока не осознает вторичную выгоду от данной ситуации. Консультанту необходимо выстроить для себя и донести до клиента своеобразную искаженную логику его поведения в определенных обстоятельствах, показать слабые звенья получившихся цепочек (неадекватные средства в достижении значимых потребностей, приводящие к трудностям во взаимоотношениях, негативным реакциям партнера и пр.) [1].

Задачи психокоррекционного воздействия можно считать реализованными только в том случае, когда не только в сознании консультанта, но и в сознании клиента выстроена своеобразная цепочка событий [2]. Консультант показывает клиенту, какие потребности у него фрустрированы (из анализа настоящей истории человека и анализа его детства).

Иллюстрирует (рассказами обратившегося за психологической помощью), как клиент пытается удовлетворить свои потребности неадекватными средствами
, получая при этом неудовлетворительный результат. Такой исход усугубляет внутренние конфликты клиента, переживания клиента. Образуется порочный круг. Консультант помогает осознать клиенту, как и в чем его собственное поведение дестабилизирует окружающих и в результате портятся его отношения с другими людьми. Выйти из позиции жертвы и оценить свое участие в формировании своих проблем - вот то, что помогает клиенту в работе над самим собой.

На данной стадии психолог использует следующие технические приемы: акцентирование противоречий,

перефразирование, структурирование беседы. Реальность клиента нужно акцентировать для него под другим углом. «Вы много раз говорили о грубостях и нападках мужа, а сейчас говорите, что он никогда не начинает ссору первым, вы провоцируете его. Что вы сейчас думаете по этому поводу?»

Это наталкивает клиента на размышления, расшатывает его привычную позицию и приводит к иной расстановке смысловых акцентов. В такие моменты консультативные гипотезы и превращаются в интерпретации [1].

Бывает и так, что клиент знает причины своих трудностей, понимает, что его поведение деструктивно, но скатывается в него автоматически, не видит позитивного выхода, не понимает, как перестроить привычные схемы своего поведения. Попадая в плен определенных обстоятельств, клиент чувствует себя беспомощным. Консультант помогает проанализировать испробованные ходы клиента (как он пробовал решить эту проблему) и сформулировать альтернативные пути решения трудностей. Мотивация к решению собственных проблем у клиента очень важна, человек должен быть готов работать над собой, искать и пробовать воплощать возможные выходы из паутины своих проблем.

Далеко не всегда стратегии поведения, которые представляются оптимальными консультанту, оказываются приемлемыми для клиента. Важно обсудить возможные пути решения проблемы, но клиент должен самостоятельно выбрать те тактики поведения, которые у него отзываются и которые он готов воплощать в жизнь.

При этом консультанту не стоит стремиться перестроить жизнь клиента глобально, его задача - попытаться в совместном обсуждении смоделировать новые варианты поведения для известных обстоятельств [1]. Переход к такому моделированию осуществляется вопросами типа: «А вы пытались когда-нибудь не говорить (не делать) этого?», «А что, если вы в этот момент вы...». Выбор оптимальных форм реагирования в привычных ситуациях - основная задача клиента. Консультант же должен проанализировать нюансы выбранных путей, помочь спрогнозировать возможный разворот ситуации.



Конечно, на одной консультации невозможно универсально решить проблему клиента. Лучше сконцентрировать усилия на том, что клиент уже может сделать, к чему он созрел. Слишком масштабные задачи, требующие нереальных усилий клиента, могут вызвать у него растерянность. Недоверие своим силам, страх неспешности, нежелание подвести консультанта, оказавшись плохим клиентом, - все это может вызвать сопротивление клиента (сознательное или неосознанное) процессу психологической работы.

Когда стандартное время консультации (50-60 мин) заканчивается, важно кратко подвести итоги встречи, обсудить вопросы, касающиеся возможных дальнейших встреч с клиентом, и попрощаться. Это включено в этап завершения беседы.

В кабинете психолога часы должны располагаться таким образом, чтобы и психолог, и клиент могли видеть время. Но следить за временем консультации - это задача психолога. Необходимо так планировать консультационное время, чтобы спокойно подойти к завершению беседы, не торопиться, чтобы у клиента не сложилось ощущение оборванности встречи или ощущение, что его выгоняют. Есть несколько стандартных фраз, подходящих для перехода к завершению консультации. «У нас осталось 15 мин, давайте подытожим то, к чему мы с вами пришли в результате обсуждения...», «Мы говорили с вами о... пришли к таким выводам...». Консультант еще раз фиксирует внимание клиента на выбранных совместно с клиентом решениях, путях выхода из сложившейся ситуации. На этом этапе ничего нового к обсужденному добавлять не стоит. Клиент и психолог обобщают достигнутое на консультации. Если у клиента остаются вопросы, он задает их специалисту. При этом психолог должен понимать, какие вопросы обратившегося стоит оставить на следующую встречу (если есть договоренность о нескольких консультациях).

В начале встречи, при обсуждении запроса клиента, психолог, как правило, объясняет, возможно ли решить проблему клиента за одну встречу или рекомендуется провести ряд консультаций. К завершению консультативной беседы клиент определяется с решением о повторной консультации (цикла консультаций). Клиенту, ориентированному на разовый прием, психолог должен дать понять о своей готовности видеть человека вновь. «Вы знаете мои координаты, если надо - обращайтесь».


Какие результаты можно получить за одну встречу с клиентом? Облегчить его состояние, подпитать ресурсом (уходит ощущение безысходности, исключительности), настроить на работу над собой, решить некие конкретные задачи.

Если обоим, консультанту и клиенту, очевидно, что дополнительные встречи нужны, следует договориться об их количестве, периодичности, дате и времени приема (в этих случаях день и время лучше сделать постоянными), сформулировать цели и задачи следующей консультации. Важно, чтобы клиент заранее настроился на визит, а в промежутке между встречами размышлял, рефлексировал свои поступки, отслеживал свои мысли и переживания для последующего обсуждения. С этой же целью консультант может предлагать клиенту домашнее задание в виде тем для самостоятельного обдумывания [1].

Нередко клиенты спрашивают, будет ли психологом дано задание на дом. Облегчение, полученное от консультации с психологом, толкает человека на идею закрепления результата. По аналогу со школой клиенту верится, что домашнее задание будет полезным в работе над собой. В качестве задания на дом выступают упражнения, обращение к воспоминаниям, запоминание снов. При психологической работе в некоторых техниках предлагается нарисовать рисунок дома, принести ассоциативные картинки и т.п.

Прощание с клиентом - во многом ритуальный акт, но оно не должно выглядеть формальным, и у человека не должно возникнуть ощущение, что как только он выйдет за дверь, его образ полностью исчезнет из сознания консультанта. Клиента следует проводить хотя бы до двери, по возможности сказать несколько теплых слов на прощание. Следует избегать ситуации, когда в дверь, открытую для уходящего клиента, врывается другой. Такой поток может оттолкнуть тех, кому важны личные доверительные отношения с профессионалом [2].

В процессе первичной консультации психолог может понять, что клиенту нужна помощь другого специалиста (психиатра, невролога). Ряд психологов в процессе своей практики собирают информацию о подобных специалистах и могут порекомендовать клиенту телефоны, часы приема врачей, психотерапевтов, психологов, узко специализирующихся на определенных типах клиентов. Давать такие рекомендации стоит тактично, корректно. Прием врача можно рекомендовать параллельно с психологической работой. Например, в случае, когда клиент жалуется на тот уровень страданий, который мешает ему качественно жить (нарушен сон, аппетит, плохая работоспособность из-за хронического напряжения и т.п.).


Иногда консультант не хочет или не имеет возможности продолжать консультирование клиента, который выражает готовность работать с ним дальше. Причины отказа могут быть следующие [1]:

  1. Проблема клиента лежит за пределами компетентности консультанта.

  2. Различия личностных особенностей консультанта и клиента мешают завязать и поддерживать консультативный контакт.

  3. Клиент является знакомым или родственником консультанта.

  4. Клиент сам отказывается обсуждать свои проблемы с данным консультантом.

  5. На протяжении нескольких встреч консультативный контакт представляется психологу неэффективным, а вероятность изменения его в продуктивном направлении ничтожной.

Рассмотрим эти причины подробнее. Консультант имеет право не быть универсальным специалистом, работающим и со взрослыми, и с детьми, и с супружескими парами. В выбранной психологом категории клиентов специалист может не работать, например, с зависимостями или потерей близких. Он должен спокойно сообщить клиенту, что с данным видом проблем он не работает. При этом не стоит оправдываться или смущаться. Нельзя объять необъятное. Признавая свои ограничения, психолог развинчивает миф об идеальности человека помогающей профессии, признает нормативной идею профессионального выбора.

Психолог и клиент могут «не стыковаться» по особенностям характера, мировоззрению. Психолог может ощущать, что клиент ему неприятен, и не видеть дальнейшей работы с ним. Отказ должен быть корректным. Специалист может сказать, что у него на данный момент нет свободного времени для новых клиентов, или определить запрос клиента вне своей компетентности. При этом психологу желательно супервизировать данного клиента для понимания и развития себя как профессионала. Или обсудить вопрос неприятного клиента со своим психологом. Специалисту необходимо понять, чем его отталкивает данный клиент, и самое главное - почему отталкивает.

Помимо того, что психолог не работает со своими родными и друзьями, он не берет в длительную работу родственников своих постоянных клиентов. Допустим, мужчина доволен своей работой с психологом. При этом озабочен эмоциональным состоянием своей сестры. У него возникает логичная мысль - мой психолог может помочь и моей сестре. И он обращается с этим вопросом к специалисту. В такой ситуации следует предложить координаты другого психолога для сестры, объяснив клиенту, что правила этики психологической работы не разрешают работать с родными клиента.