Файл: этапы консультирования. Коррекционное воздействие. Завершение беседы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Бывают такие ситуации, при которых сознательно клиент заявляет о готовности к работе с психологом, но при этом бессознательно не готов к работе. Психолог чувствует это в процессе консультирования. Важно и нужно аккуратно подвести человека к обсуждению данного предположения психолога. Сопротивление к работе необходимо осознавать. Беседа психолога и клиента на данную тему может способствовать открытию перспектив в дальнейшей работе. Но может и привести к взаимному решению о прекращении встреч.

Прощаясь с клиентом, не стоит ждать от него немедленной благодарности. Может случиться, что прием прошел не слишком удачно: клиент недоволен, выражает претензии. Не стоит бояться обсудить это с ним, сформулировать еще раз, с чем, с точки зрения психолога, связана неудовлетворенность, порекомендовать ему что-то, пусть даже на данном этапе для клиента это звучит нереально или невыполнимо. Но особенно важно, чтобы и в этом случае психолог оставался профессионалом до конца - был готов признать возможные ограничения своей компетенции, не вступал в излишние споры и пререкания и вежливо и достойно сумел завершить беседу. Бывает, что не удовлетворенный приемом человек некоторое время спустя приходит к другому выводу, начинает с благодарностью вспоминать свой визит в консультацию [2].

Важный для психолога и клиента вопрос - вопрос оплаты психологической помощи. В государственных учреждениях вознаграждение психолога регламентируется зарплатой. В частных клиниках прием психолога регламентируется прейскурантом услуг. При этом условия работы психолога могут быть разными. Например, зарплата специалиста может напрямую зависеть от количества принятых клиентов. В частной практике психолог устанавливает гонорар в зависимости от ряда причин: от ценовой политики того города, в котором работает (столичный или провинциальный город), от уровня своего образования и стажа работы, от выплат за аренду кабинета. Цена за прием может пересматриваться в зависимости от роста стоимости жизни.

Некоторые психологи берут оплату перед консультацией, некоторые после консультации, для ряда специалистов это не принципиально важно.

Клиенты, особенно те, работа с которыми требует нескольких встреч, должны рассматриваться как «арендаторы» времени психолога, поэтому должны платить за пропущенные сеансы, если они не предупредили о пропуске заранее. В случае длительной работы консультант может устанавливать уменьшенные размеры гонораров за продолжающиеся встречи с постоянными клиентами, индивидуально снижать или повышать размер гонорара, если находит в этом смысл, отдавая себе отчет в реальных трудозатратах [1].


Один из непростых вопросов: можно ли психологу принимать от клиента подарки? По этике работы психолога этого делать не стоит. Но в этой теме существует ряд нюансов. Ведь отказ принять подарок клиент может воспринять с обидой, с выводами, основанными на своей частной логике. Поэтому, прежде всего, в данной теме важен индивидуальный подход. Какой клиент? в какой момент своей работы? что приносит в качестве подарка? Психолог прежде всего анализирует сам позыв клиента, продумывает форму, в которой он обсудит с клиентом этот позыв (если считает нужным это обсуждать).

Например, недорогой и символический подарок от клиента можно принять, поблагодарив человека. Психолог может обсудить тему подарка с рефлексирующим клиентом, находящимся в длительном консультировании. Такой опытный клиент уже будет понимать, что, обсуждая тему подарка, психолог продолжает психологический процесс познания и раскрытия особенностей клиента. Клиент, не имеющий опыта долгосрочной работы с психологом, обладающий конкретным мышлением, не поймет самой идеи разбора темы подарка, обидится, если специалист не примет презента. Дорогие подарки принимать от клиентов не стоит, какими бы мотивами не руководствовался человек. Это нарушит процесс гармоничного взаимодействия с клиентом.

Сара Файн и Пол Глассер в своей книге «Первичная консультация. Установление контакта и завоевание доверия» обращают внимание на эффект первой встречи клиента с психологом [3]. Обратившийся человек, получая облегчение в результате консультативной работы, иногда находится в состоянии эйфории. У него появляется надежда на решение своей проблемы. И это самое ценное, что ему дает беседа со специалистом. Он должен уйти с консультации, получив нечто такое, что он не имел до этой встречи. Например, ощущение уверенности, что он справится с проблемой. Или иной взгляд на проблему, с совсем другой стороны, с которой клиент и не смотрел на нее. Или более глубокое понимание корней своей проблемы. Тогда обратившийся за психологической помощью человек захочет прийти к специалисту еще не раз. Это и будет гарантией продолжительной психологической работы.

Иногда клиенту важно унести от психолога что-то осязаемое, подтверждающее его визит к психологу. Например, визитку специалиста. Или листик, на котором психолог написал дату и время следующего приема.

Есть клиенты, которые хотели бы быть на связи с психологом всегда и везде, они просят о возможности позвонить специалисту, иногда звонят без предупреждения. Общее правило в данной ситуации такое: психолог объясняет клиенту, что по телефону консультация не производится, звонок возможен лишь при чрезвычайных обстоятельствах. Обычно клиенты могут писать психологу в ряде случаев:



  • просьба перенести или отменить встречу;

  • просьба напомнить время записи к специалисту;

  • просьба назначить внеурочную встречу.

Библиографический список:

  1. Сапогова Е.Е. Консультативная психология. М.: ИНФРА-М, 2022.

  2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: Класс, 2004.

  3. Сара Файн. Пол Глассер. Первичная консультация. Установление контакта и завоевание доверия. М.: Когито-центр, 2016.