Файл: Краткий конспект лекций по экономической теории.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 163

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
D
Кривая совокупного спроса АD показывает количество товаров и услуг, которое будет куплено всеми экономическими субъектами при каждом возможном уровне цен.

Отрицательный наклон кривой АD объясняется тремя важнейшими эффектами в рыночной экономике:

  • эффектом процентной ставки, показывающим, что уровень цен влияет на объем производства через процентную ставку. Так, если в стране повышается уровень цен, то при неизменной денежной массе происходит повышение процентной ставки, снижение уровня инвестиций, а, значит, и объема производства. Кроме того, чем выше процентная ставка, тем ниже потребительский спрос, поскольку дорогим становится потребительский кредит;

  • эффектом богатства или эффектом реальных кассовых остатков, показывающим, что при повышении уровня цен реальное богатство уменьшается, что приводит к уменьшению потребительского спроса;

  • эффектом импортных закупок, отражающим влияние повышения цен на выбор покупателей между подорожавшими отечественными товарами и импортными товарами, цены на которые не изменились.

Все рассмотренные эффекты связаны с изменением общего уровня цен на товары и услуги.

При этом следует различать изменения в объеме совокупного спроса, вызванные изменением уровня цен (движение вдоль кривой АD), и изменения в самом совокупном спросе, происходящие под влиянием неценовых факторов совокупного спроса (смещение кривой совокупного спроса АD0 вправо в положение АD1 (если спрос возрастает) или влево в положение АD2 (если спрос падает) (рис. 11.2).

Р


AD1

AD0

AD2

0 Y

Рис. 11.2. Изменение совокупного спроса
К неценовым факторам, влияющим на изменения в совокупном спросе, относятся:

1. Изменения в потребительских расходах,
на которые, свою очередь, могут оказывать влияние:

  • благосостояние потребителей, рост которого способствует увеличению потребительских расходов, и, соответственно, возрастанию совокупного спроса; И наоборот;

  • ожидания потребителей относительно будущих доходов и уровня цен. Ожидание роста реальных доходов в будущем или снижения цен способствует увеличению совокупного спроса. И наоборот;

  • задолженность потребителей, увеличение которой ведет к сокращению потребительских расходов, и, соответственно, уменьшению совокупного спроса. И наоборот;

  • изменение налогов, снижение которых благоприятно отражается на доходах населения и стимулирует рост совокупного спроса. И наоборот.

2. Изменения в инвестиционных расходах, на которые влияют:

  • процентные ставки, снижение которых приводит к удешевлению кредита, и, соответственно, росту инвестиционных расходов и совокупного спроса. И наоборот;

  • ожидаемые прибыли от инвестиций. Оптимистические прогнозы на их получение способствуют увеличению спроса на инвестиционные товары и росту совокупного спроса. И наоборот;

  • налоги с предприятий, увеличение которых сокращает прибыль, способствует снижению инвестиционных расходов, и, следовательно, совокупного спроса. И наоборот;

  • используемые технологии. Новые технологии и инновации воздействуют на величину совокупного спроса, как правило, в сторону их увеличения;

  • избыточные мощности, наличие которых сдерживает спрос на инвестиционные товары, и, следовательно, уменьшает совокупный спрос.

3. Изменения в государственных расходах. Рост государственных заказов на закупку товаров и услуг при данном общем уровне цен приводит к увеличению совокупного спроса. И наоборот, следствием сокращения государственных расходов явится сокращение совокупного спроса.

4. Изменения в расходах на чистый экспорт, на которые, в свою очередь, могут оказывать влияние:

  • национальный доход, создаваемый в зарубежных странах. С ростом его уровня граждане зарубежных стан имеют возможность покупать больше товаров как отечественного, так и зарубежного производства. И наоборот;

  • валютные курсы, снижение которых делает товары данной страны дешевле для иностранцев, а импортные – дороже для соотечественников. Это увеличивает чистый экспорт, в результате чего совокупный спрос данной страны возрастает. И наоборот.


В целом рост расходов по любой группе факторов ведет к увеличению совокупного спроса, а их падение – к его снижению.

9.2. Совокупное предложение

Совокупное предложение– это количество благ и услуг, представленное всеми производителями на рынке при каждом данном уровне цен в стране.

Совокупное предложение (AS) представляет собой абстрактную модель, характеризующую реальный объем производства при данном уровне цен. В графической модели совокупного предложения кривая совокупного предложения AS отражает прямую зависимость между ценой и совокупным предложением, когда более высокому уровню цен соответствует и больший объем производства (рис. 11.3). Изменения в объеме совокупного предложения вызываются изменением уровня цен и отражаются движением вдоль кривой AS.

AS

Р

Классический

отрезок



Промежуточный

Кейнсианский отрезок

отрезок

0 Y1 Y* Y

Рис. 11.3. Кривая совокупного предложения AS
Поскольку среди экономистов кейнсианской и неоклассической школ не существует единого мнения в определении конфигурации кривой совокупного предложения AS, то она является эклектической, и, соответственно, имеет особую форму и отражает три различных состояния, которые могут сложиться в масштабе всей экономики:

  • состояние неполной занятости ресурсов, которому соответствует горизонтальный, или кейнсианский отрезок. Так, в экономике, находящейся в состоянии глубокого спада, совокупность неиспользуемых ресурсов можно привести в действие и без изменения уровня цен. Такое состояние может сохраняться до определенного уровня ВВП (на рис. 11.3 он обозначен Y1);

  • состояние, приближающееся к уровню полной занятости – восходящий, или промежуточный отрезок – отражает постепенное вовлечение в производство свободных ресурсов, имеющих определенные границы, что, в конечном счете, приводит к увеличению затрат и росту цен на товары и услуги. Экономика приближается к состоянию потенциального ВВП (полной задействованности всех ресурсов). На графике видно, что расширение реального объема производства сопровождается ростом уровня цен;

  • состояние полной занятости – вертикальный, или классический отрезок, отражающий основную посылку классической школы: в экономике все факторы задействованы в процессе производства и обеспечивают максимально возможный уровень объема производства Y*. В ответ на увеличение совокупного спроса возможностей для расширения производства у фирм больше нет, и они будут поднимать цены.


Таким образом, на горизонтальном, или кейнсианском, отрезке национальный продукт изменяется, а уровень цен остается постоянным; на вертикальном, или классическом, национальный продукт остается постоянным, а уровень цен изменяется; на промежуточном изменяются и реальный объем производства, и уровень цен.

На положение кривой совокупного предложения AS влияют неценовые факторы, которые приводят к ее сдвигу. Если совокупное предложение растет, кривая смещается вправо с положения AS0 в положение AS1; если сокращается, то кривая сдвигается влево, от AS0 к AS2 (рис. 11.4).

К неценовым факторам, влияющим на совокупное предложение,относятся:

1. Изменения цен на ресурсы. При повышении цен на ресурсы (земля, труд, капитал и предпринимательские способности) увеличиваются издержки на единицу продукции, что сокращает совокупное предложение. И наоборот.

2.Изменения производительности труда. С ростом производительности труда за счет внедрения новых технологий, роста квалификационно-образовательного уровня работников и др. происходит снижение издержек производства на единицу продукции, что, в свою очередь, увеличивает совокупное предложение. И наоборот.

3.Изменения в налоговой политике. Увеличение налогов с предприятий увеличивает издержки на единицу продукции, что приведет к сокращению совокупного предложения. Если налоги сокращаются, либо выплачиваются субсидии, то это сокращает издержки и, следовательно, стимулирует рост совокупного предложения.

Р AS2 AS0 AS1














0 Y

Рис. 11.4. Изменение совокупного предложения
В целом снижение издержек производства предопределяет рост совокупного предложения, а их увеличение – его сокращение.

9.3. Макроэкономическое равновесие в модели AD–AS
Макроэкономическое равновесие– состояние национальной экономики, при котором достигается равенство совокупного спроса и совокупного предложения. Для построения графической интерпретации модели AD–AS необходимо совместить кривую совокупного спроса AD с кривой совокупного предложения AS. Точка их пересечения показывает равновесный уровень цен и равновесный объем национального производства.

Равновесие может возникать на разных отрезках кривой совокупного предложения. Точка Е1 – это равновесие при неполной занятости без повышения уровня цен, т.е. без инфляции. Точка Е2 – это равновесие при небольшом повышении уровня цен и состоянии, близком к полной занятости. Точка Е3 – это равновесие в условиях полной занятости, но с инфляцией (рис. 11.5).





Р



Е3 AD3

Е2

Е1

AD2

AD1



Y1 Y 2 Y3 Y

Рис. 11.5. Варианты макроэкономического равновесия
Под влиянием неценовых факторов спроса и предложения макроэкономическое равновесие может нарушаться. При этом кривые совокупного спроса AD и совокупного предложения AS будут смещаться вправо или влево, в результате устанавливаются новые точки равновесия, соответствующие изменяющимся условиям.

Так, увеличение совокупного спроса (АD) приводит к разным последствиям:

на горизонтальном отрезке – к росту объема производства при неизменном уровне цен; на промежуточном отрезке – к росту объема производства и росту уровня цен; на вертикальном отрезке – к росту цен при неизменном уровне объема производства (рис. 11.6).