ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 118
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
• стабильность— устойчивость во времени;
• эффективность — стремление к эффективному распределению ресурсов, установление необлагаемого минимума доходов и др.
Налогообложение характеризуется понятием налоговая база, которая представляет собой сумму, с которой взимаются налоги.
Наиболее распространенными элементами налоговой базы в странах Западной Европы и США являются: выручка, прибыль, фонд оплаты труда, стоимость недвижимости, стоимость импорта, розничный оборот товаров и услуг.
Налоговая система есть единство экономических, правовых и организационных принципов, обусловливающих ее самостоятельность и функционирование. Она включает такие элементы, как: систему налогов и сборов, установленных в стране; систему налогового законодательства; систему налоговых органов.
Налоговая система характеризуется следующими основными параметрами:
-
налоговым бременем - процентным отношением всей суммы собираемых в бюджете страны налогов к валовому внутреннему продукту. В странах с социально ориентированной рыночной экономикой этот показатель достигает 40-45%. Существует определенная зависимость между величиной налоговой ставки (R) и суммой поступлений в бюджет (Y). Эта зависимость отражена Кривой Лаффера (рис.10.1), в соответствии с которой при увеличении ставок налогов поступления от данного вида платежа в бюджет
Y
Ymax
Нормальная зона
Запретная зона
R
Rmax
Рис.10.1 Кривая Лаффера
до определенного предела этих ставок растут, при увеличении их сверх определенного уровня поступления в бюджет сокращаются. Плательщик в данной ситуации прекращает свою деятельность, либо уводит ее «в тень»;
-
соотношением налоговых доходов от внутренней и внешней торговли; -
соотношением прямых и косвенных налогов; -
структурой прямых налогов. Структура прямых налогов зависит от отношений собственности и соответствующих им распределительных отношений. В данном случае учитывается, какая сумма налогов поступает в бюджет от налогов, взимаемых с прибыли (дохода) и с других объектов налогообложения.
В настоящее время в Республике Беларусь насчитывается около 30 видов налогов и других платежей в бюджет. В зависимости от выполняемых функций и источника уплаты они могут быть объединены в 7 укрупненных групп: 1)подоходный налог, на прибыль и на доходы от прироста капитала; 2)отчисления в фонды социального страхования, включающие все обязательные платежи, проценты застрахованными лицами или их работодателями государственным учреждениям, осуществляющим выплаты пособий по социальному обеспечению; 3)налоги на фонд заработной платы; 4)налоги на недвижимое имущество; 5)внутренние налоги на товары и услуги, включающие в себя все налоги и пошлины на производство, добычу, продажу, перевозку товаров и оказание услуг и оказание услуг или занятие определенным видом деятельности и акцизы;6)налоги на внешнеэкономическую деятельность; 7) прочие налоги. Налоговое законодательство Республики Беларусь представляет собой систему принятых в соответствии с Конституцией Республики Беларусь нормативных правовых актов.
Система налоговых органов Беларуси состоит из Министерства по налогам и сборам, в т.ч. 157 инспекций, по 1 по областям и г.Минску и 150 – по районам, городам и районам в городах.
В рейтинге Международной финансовой корпорации и Всемирного банка Doing Business-2012(согласно ежегодному докладу Международной Финансовой Корпорации и Всемирного Банка, который оценивает 10 областей регулирования предпринимательской деятельности в 183-х странах) Беларусь находится на 69-м месте. Самый очевидный прогресс связан с налогообложением. Беларусь по этому показателю долгое время занимала последнее, 183-е место. Сейчас совершен скачок на 27 мест. И это притом, что в расчет брались изменения, которые произошли лишь в 2010 году. Тогда, напомним, были отменены несколько налогов, в том числе налог с оборота и налог с продаж, упрощены ряд процедур налогового администрирования.
10.4 Бюджетный дефицит, его причины и виды: структурный и циклический. Финансирование бюджетного дефицита
Бюджетный дефицит— это сумма, на которую за данный период времени расходы бюджета превосходят его доходы. Бюджетный дефицит равен разнице между государственными расходами и доходами, бюджетный профицит – наоборот. В государствах с нормально функционирующей рыночной экономикой бюджетный дефицит в пределах 3% от ВВП является допустимым.
Различают структурный дефицит и циклический дефицит государственного бюджета. Структурный дефицит— это дефицит при естественном уровне безработицы. Однако реальный дефицит может оказаться больше структурного. Основной причиной этого в странах с рыночной экономикой является спад производства. Разность между реальным и структурным дефицитом называется циклическим дефицитом бюджета. Если же реально наблюдаемый дефицит бюджета меньше структурного, разница между структурным и реальным дефицитом называется циклическим излишком. Основными способами финансирования бюджетного дефицита являются:
-
увеличение налогов (посредством увеличения налоговых ставок или введения новых налогов), что приводит к росту государственных доходов. Данная мера используется крайне редко, так как ведет к снижению деловой активности и сокращению объема выпуска продукции и оказания услуг; -
денежное финансирование. Для этих целей в настоящее время практически не используется прямая эмиссия денег, а осуществляется монетизация дефицита. Монетизация – способ увеличения количества денег в обращении, в т.ч. за счет банковского финансирования. Используется в исключительных случаях, т.к. является чисто инфляционным способом. Монетизация дефицита бюджета может сопровождаться непосредственно эмиссией наличных денег, а может проявляться в других формах: в виде расширения кредитов Центрального банка или в форме отсроченных платежей; -
внутреннее и внешнее долговое финансирование посредством выпуска и продажи государственных ценных бумаг. При внутреннем долговом финансировании государство продает ценные бумаги субъектам хозяйствования и населению страны, выплачивая процент. Полученные от продажи новых государственных ценных бумаг деньги используются для погашения тех, срок обращения которых истек (происходит рефинансирование). При этом если государственные ценные бумаги продаются центральному банку, то это может привести к расширению предложения денег и инфляции, если же к покупке государственных ценных бумаг прямо или косвенно принуждаются различные финансово- кредитные институты, то это сдерживает их деловую активность. При внешнем долговом финансировании происходит продажа государственных ценных бумаг правительствам, субъектам хозяйствования, населению других стран. Такая ситуация становится возможной, если государственные ценные бумаги данной страны позволяют получить больший доход, чем ценные бумаги других государств.
С целью покрытия бюджетного дефицита могут быть использованы также средства от приватизации государственной собственности.
10.5 Государственный долг: внутренний и внешний. Социально-экономические последствия бюджетного дефицита и государственного долга. Проблемы бюджетного дефицита и государственного долга в Республике Беларусь
Государственный долг — это сумма задолженности страны своим или иностранным юридическим и физическим лицам. Он является неизбежным порождением дефицита бюджета, причины которого связаны со спадом производства, с ростом предельных издержек, необеспеченной эмиссией денег, возрастанием затрат по финансированию военно-промышленного комплекса, ростом объемов теневой экономики, непроизводственных расходов, потерь, хищений и т. д.
Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний долг представляет собой величину задолженности своим гражданам и предприятиям. Он существует в виде суммы выпущенных и непогашенных долговых обязательств. Внешний долг — задолженность гражданам и организациям иностранных государств. Это наиболее тяжелый долг, поскольку по нему государство связано рядом целевых обязательств, которые могут носить и политический характер, с одной стороны, а с другой — в его уплату приходится рассчитываться ценными товарами и платить большие проценты.
С появлением долга появляется необходимость управления долгом - предпринимать действияпо погашению и регулированию суммы государственного кредита, а также по привлечению новых заемных средств. Погашение государственного долга и процентов по нему производится путем либо рефинансирования (выпуска новых займов для того, чтобы рассчитаться по облигациям старых займов), либо конверсии и консолидации.
Конверсия — изменение условий займа и размеров выплачиваемых процентов по нему или превращение его в долгосрочные иностранные инвестиции. В этом случае иностранным кредиторам предлагается приобрести недвижимость, участвовать в совместном вложении капитала, приватизации государственной собственности.
Консолидация — изменение условий займа, связанное с изменением сроков погашения, когда краткосрочные обязательства консолидируются в среднесрочные и долгосрочные . Такая консолидация возможна только при взаимном согласии правительств заемщика и кредитора.
По данным Европейской статистической организации, средний уровень бюджетного дефицита 27 стран Евросоюза в 2009 г. увеличился до 6,8% ВВП (в 2008 г. — 2,3% ВВП). Кроме того, 20 из 27стран Евросоюза в 2009 г. имели дефицит госбюджета выше 3% ВВП, а средний размер внешнего государственного долга достиг 73,6% ВВП (в 2008 г. — 69,4% ВВП).В Республике Беларусь в 2010 году дефицит государственного бюджета составил 1,8% ВВП, а валовой государственный долг- 52,2%.
Если величина государственного долга превышает размеры ВВП более чем на 60%, то слишком большие ресурсы направляются на его обслуживание, а это негативно сказывается на развитии экономики. По той же причине нежелательно привлечение новых займов, если выплаты по внешним обязательствам составят значительную часть внешнеторгового оборота страны.
Глава 11
ОБЩЕЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ:
МОДЕЛЬ СОВОКУПНОГО СПРОСА И СОВОКУПНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
(МОДЕЛЬ АD–AS)
9.1. Совокупный спрос. Факторы совокупного спроса
Совокупный спрос – это общее, суммарное количество продукции, которое может быть куплено при данном уровне цен и при прочих равных условиях. Совокупный спрос в отличие от рыночного спроса является агрегированной величиной и в масштабах общества складывается из четырех основных компонентов:
-
потребительский спрос на товары и услуги (C); -
инвестиционный спрос фирм (I); -
государственные закупки (G), включающие все расходы государства на армию, бесплатное медицинское обслуживание, образование и т.д. -
чистый экспорт (XN), т.е. разница между экспортом и импортом.
Совокупный спрос (АD) представляет собой абстрактную модель соотношения между общим уровнем цен (P) и реальным объемом национального производства (Y). Чем ниже уровень цен на товары, тем большую часть реального объема национального производства будут в состоянии приобрести покупатели и наоборот. Эта зависимость графически может быть представлена посредством кривой совокупного спроса (АD) (рис. 11.1).
Р
AD
0 Y
Рис. 11.1. Кривая совокупного спроса А