Файл: 1. Общая характеристика уголовного судопроизводства и его назначение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 153

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Нравственные основы уголовного процесса содержатся не только в процессуальных нормах, предписывающих определенный порядок деятельности, но в профессиональных моральных кодексах, в присяге, клятве и т.п. Пример - Кодекс пове­дения должностных лиц по поддержанию правопорядка от 17 де­кабря 1979 г., принятый 34-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН, в котором объединены нормы, обязывающие работников правоохранительных органов, и в первую очередь осуществляю­щих расследование по уголовному делу, уважать и защищать человеческое достоинство, поддерживать и защищать права чело­века (ст. 2), применять силу только в случаях крайней необходи­мости и в той мере, в какой это требуется для выполнения их обязанностей (ст. 3) и т.д.
7. Действие уголовно-процессуального закона в пространстве и во времени.

При производстве по УД применяется УПЗ, действующий соответственно во время дозна­ния, предварительного следствия либо рассмотрения дела судом (ч. 2 ст. 1 УПК). УПЗ, отменяющий или ограничивающий прямо или косвенно права участников про­цесса, обратной силы не имеет. Он не распространяется на произ­водство, начатое до его издания.

Независимо от места совершения преступления производство по УД на территории РФ во всех случаях ведется в соответствии с УПК РСФСР (ч. 3 ст. 1 УПК).

Производство по УД о преступлениях, совершен­ных вне пределов РФ гражданами РФ, а также в РФ лицами без гражданства и иностранцами, ведется в соответствии с уголовным и уголовно-процессуальным законодательством РФ, если международными договорами не установлено иное.

Производство по УД о преступлениях, совер­шенных на воздушном, морском или речном судне (корабле), находящемся вне пределов РФ под флагом или с опознавательным знаком РФ и при­писанных к порту в РФ, осуществляется в соответствии с уголовным и уголовно-процессуальным законо­дательством РФ, если иное не предусмотрено международным договором (ст. 11 У К РФ).

Конкретные условия производства следственных действий в отношении лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом и привилегиями, а также в помещениях и на территориях частных и служебных резиденций регулируются международными догово­рами.

В отношении лиц, обладающих правом дипломатической не­прикосновенности, процессуальные действия, предусмотренные УПК, производятся лишь по их просьбе или с их согласия. Согласие на производство этих действий испрашивается через Министерство иностранных дел (ч. 2 ст. 33 УПК, ст. 173 УПК).


8. Понятие принципов уголовного судопроизводства и их система.

Принци­пами уголовного процесса называются основные правовые поло­жения (нормы общего и руководящего значения), определяющие построение всех его стадий, форм и институтов и обеспечивающие выполнение стоящих перед ним задач. Принципы выражают сущ­ность и содержание уголовного процесса, характеризуют самые важные его свойства и качественные черты, предмет и метод процессуального регулирования. Принципы характеризуют обес­печенность прав и свобод человека и гражданина в уголовном процессе.

Большинство принципов закреплено в Конституции РФ, в отдельных статьях закона в виде особых правовых правил (ст. 22, 25, 48, 49 Конституции РФ). Конституционные принципы вклю­чены и в основные положения Уголовно-процессуального кодекса. В других нормах определяется механизм их действия примени­тельно к той или иной стадии производства по делу (сравните, например, ст. 48 Конституции РФ и ст. 47—51 УПК).

Принципы действуют в рамках целостной системы, где сущ­ность и значение каждого принципа обусловливаются не только собственным содержанием, но и функционированием всей систе­мы, где нарушение любого принципа приводит обычно к наруше­нию других принципов и тем самым к нарушению законности при производстве по делу.

Система принципов: 1. Законность при производстве по уголовному делу; 2. Осуществление правосудия только судом; 3. Уважение чести и достоинства личности; 4. Неприкосновенность личности; 5. Охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве; 6. Неприкосновенность жилища; 7. Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; 8. Презумпция невиновности; 9. Состязательность сторон; 10. Обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту; 11. Свобода оценки доказательств; 12. Язык уголовного судопроизводства; 13. Право на обжалование процессуальных действий и решений.

Есть принципы, которые равным образом действуют на всех стадиях процесса (например, законность, неприкосновенность частной жизни, право на личную и семейную тайну...), но есть принципы, которые не реализуются на всех стадиях процесса. Пределы осуществления того или иного принципа определяются общими задачами уголовного судопроизводства и непосредствен­ными задачами конкретной стадии.


Установленные в УПК «Общие условия производства предварительного следствия» (гл. 10 УПК), «Общие условия судебного разбирательства» (гл. 21 УПК) со­держат нормы, непосредственно конкретизирующие принципы процесса применительно к этим важнейшим стадиям производ­ства по делу.


9. Принцип законности при производстве по УД.
Законность — универсальный, всеохватывающий принцип, который находит свое выражение во всех принципах и нормах процессуального права, характеризует все стороны уголовного судопроизводства и потому не может рассматриваться как рав­новеликое начало с собственно процессуальными принципами. Она занимает особое место среди равных ей общеправовых принципов, действующих в уголовном судопроизводстве.

Законность — принцип принципов уголовного процесса. Соб­ственно процессуальные (специализированные) принципы — это принципы реализации законности в уголовном процессе.

Утверждение верховенства закона во всех сферах гос. и общественной жизни возможно лишь при условии последова­тельного проведения принципа законности. Это тем более относит­ся к уголовному процессу как регулируемой законом деятельнос­ти, направленной на охрану и укрепление законности и правопо­рядка (ч. 2 ст. 2 УПК). Раскрыть преступление, изобличить виновного, назначить ему справедливое наказание и не допустить привлечения к уголовной ответственности и Осуждения невинов­ного, защитить права и свободы человека в сфере уголовного судопроизводства можно только на основе строжайшего соблюде­ния законности.

Общеправовой принцип законности закреплен в п. 2 и 3 ст. 15 Конституции РФ, а применительно к уголов­ному процессу выражен в ст. 49, 120, 123 и др. Конституции РФ и развит в многочисленных нормах уголовно-процессуального права.

Он заключает в себе требование точного и неуклонного соблюдения и исполнения законов органами предварительного расследования, прокуратуры, судом и всеми лицами, участвую­щими в деле.

Закон обязателен для всех субъектов уголовного процесса. Для органов государства, осуществляющих производство по делу, со­блюдение материальных и процессуальных законов составляет их обязанность перед государством и личностью, за нарушение кото­рой к ним могут быть применены различные санкции, а процессу­альные акты, вынесенные с нарушением закона, признаны недей­ствительными


Принцип законности обязывает суд, прокурора, следователя, лицо, производящее дознание, неукоснительно следовать установ­ленному законом порядку производства дел на всех стадиях процесса, совершать процессуальные действия на законных осно­ваниях и в предусмотренных законом процессуальных формах, основывать свои решения на соответствующих нормах материаль­ного и процессуального права, не отступать от закона при применении к лицам мер процессуального принуждения, строго блюсти правила собирания и закрепления доказательств, имея в виду, что при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением феде­рального закона (п. 2 ст. 50 Конституции). Органы государства должны действовать в рамках установленной для них законом компетенции, охранять права и свободы человека и гражданин.

В уголовном процессе законность стоит на постулате: дозво­лено то, что разрешено законом. Вместе с тем для обвиняемого и защитника установлено, что они вправе использовать средства и способы защиты, «не противоречащие закону» (ч. 3 ст. 46, ч. 2 ст. 51 УПК). В тех случаях, когда то или иное действие сущест­венно затрагивает права и свободы личности, разрешение допол­няется содержащимся в законе запретом, не позволяющим отсту­пать от установленного им порядка производства конкретного действия. Такой запрет выражен, например, в ст. 4 УПК.

Как видно, законность не стоит в одном ряду с собственно процессуальными принципами, не равновелика с ними, она охва­тывает собой весь корпус процессуальных начал и соотносится с ними как общее и особенное. Все принципы и каждый в отдель­ности служат прямым и непосредственным проявлением законнос­ти, и нарушение любого из них есть нарушение законности.

Иные принципы процесса не дополняют принцип законности, а выражают и конкретизируют его, составляют его содержание. Законность же осуществляется не только через специальные прин­ципы, но и непосредственно. Ее требования, в частности, всегда охватывают содержание и внешнюю форму правоприменительной, правореализующей деятельности и служат основным условием правильного применения правовых норм.


10. Принципы осуществления правосудия только судом и независимости судей.
В ст. 118 Конституции записано: «Правосудие в РФ осуществляется только судом». В ФКЗ от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе РФ» закреплено, что суды учреждаются только в соответствии с Конституцией и названным выше Федеральным конституционным законом.


Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных ФКЗ РФ «О судебной системе РФ», не допус­кается.

Принцип, сформулированный в ст. 118 Конституции РФ, получает свое развитие в ст. 49 Конституции РФ, раскрывающей саму суть правосудия: признать лицо ви­новным в совершении преступления, а также подвергнуть его уголовному наказанию полномочен только суд своим приговором. Только суд вправе принять решение о применении указанных в законе мер процессуального принуждения, ограничивающих права и свободы человека и гражданина. Только суд вправе принять решение о применении к лицу принудительной меры медицинского характера.

Это придает судебному разбирательству значение важнейшей стадии процесса, а суд выделяет из всех иных органов, ведущих производство по делу, ставит его в особое положение, обязывая выступать гарантом прав и свобод человека и гражданина.

Принцип осуществления правосудия только судом не огра­ничивается судебным разбирательством в суде первой инстанции, а характеризует все судебные стадии процесса. В каждой из них правосудие осуществляется в тех формах, какие соответ­ствуют характеру и назначению разрешаемых в данной стадии задач.

Принцип определяет такой правовой режим, при котором отме­на или изменение судебных решений допускается, не иначе как вышестоящим судом и в порядке осуществления правосудия по УД. Ни одно судебное решение не м/б отме­нено или изменено каким бы то ни было государственным органом, в том числе высшей гос. властью. В этом проявляется не только исключительность, но и полнота судебной власти: всту­пившие в законную силу решения суда обязательны для органов гос. власти, физических и юридических лиц.

Исключительное право суда осуществлять правосудие исходит из того, что деятельность суда протекает в особом правовом порядке, который создает такие преимущества в разрешении уго­ловных дел, какими не располагает ни одна иная форма гос. деятельности. Этот порядок заключает в себе наиболь­шие гарантии для вынесения по делу законного и справедливого решения.

Самостоятельность суда определяется конституционным принци­пом разделения гос. власти на законодательную, ис­полнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ, гл. 7 Консти­туции РФ «Судебная власть»).

Самостоятельность суда определяют принципы правосудия и организации судебной системы РФ.

Самостоятельность суда требует реализации судебной власти независимыми судьями, присяжными и народными заседателями.