Файл: Впервые различает разные уровни души и разные формы связи ее с миром высший уровень души порождается связью ее с логосом, с мировым законом.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое задание

1. Заполните таблицу «История развития психологии» по образцу.

Выдающиеся мыслители, учёные и психологи

Взгляд на психологию. Основная суть

Критика

Гераклит.

Впервые различает разные уровни души и разные формы связи ее с миром: высший уровень души порождается связью ее с логосом, с мировым законом.




Демокрит.

Утверждал, что душа также смертна, как и тело. Душа – это материальное вещество, которое состоит из мелких, круглых, гладких, подвижных атомов огня, рассеянных по телу. Душа есть не только у человека, но и у всех живых существ. Утверждал, что случайностей нет и всё причинно - обусловлено. Учение об ощущениях.




Сократ.

Родоначальник диалектики (метод сократической беседы. Майевтика – извлечение скрытого в человеке знания с помощью наводящих вопросов), первый психотерапевт. Заложил основы нового понимания души и познания, связав душу не с активностью, а с разумом и нравственностью человека.




Платон.

Выдвинул учения об идеях, рассматривал внутреннюю речь как диалог. Представил душу не как целостную организацию, а как структуру, испытывающую давление противоположных тенденций, конфликтующих мотивов, диктуемых вожделеющей и страстной душой, которые нельзя примирить с помощью разума. По Платону душа состоит из 2-х реалий – мир идей и мир вещей.




Аристотель.

Трактат «О душе». Не отрывал душу от телесной оболочки и не определял, как вещество. Энтелехия (термин определения природы души). Т. е. душа – энтелехия тела, с её помощью тело существует.




Эпикур.

Душа человека материальна. Без тела душа рассеивается, тело же без души разрушается. Проблема исследования критериев нравственного и безнравственного. Всё, что вызывает приятные чувства, является нравственным. Счастье, по Эпикуру, состоит в атараксии, т. е. в состоянии душевной невозмутимости. Единственный источник добра и зла – человек.




Гиппократ.

Собрал и систематизировал все научные воззрения на медицину своего и предшествующего времени. Отстаивал эмпирический характер медицинского знания. Первый психолог, заговоривший об индивидуальных различиях человека (дифференциальная психология). Учение о темпераменте.




Ибн Сина.

Сформировал теорию двух истин, где утверждалось что истина знания и истина веры не совпадают между собой и не противоречат друг другу, как две параллельные прямые.
Авиценна был одним из первых исследователей в области возрастной психологии. Он изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды, его работы впервые вскрыли природу стрессов и их влияние на состояние психики. При этом важное значение им придавалось развитию теории воспитания. По мнению Авиценны, взрослые, вызывая у детей те или иные аффекты, изменяющие течение физиологических процессов, формируют их натуру.




Августин Аврелий.

Понимание души свелось к определению ее как самостоятельной субстанции, которая не является ни телесным свойством, ни видом тела. Содержанием души не является что-то материальное, и она никак не связана с биологическими функциями организма, а вмещает в себя лишь мышление, волю и память, а также близка к Богу и бессмертна. Так как душа имеет превосходство над телом, а тело препятствует познанию, человеку должно заботиться о душе, подавляя свои чувственные, т. е. телесные. наслаждения.
С читал, что человеческую сущность характеризует не разум, но действие, так как первый имеет всего лишь пассивный характер, а второе тесно связано с активностью и волей.




Фома Аквинский.

Типологию души строит на основе типов, выдвинутых Аристотелем. Различаются три типа души:
■ вегетативная душа, отвечающая за физиологические функции и присущая растениям;
■ сенситивная душа, присущая животным и ведающая чувственным восприятием, стремлениями и свободными, произвольными движениями;
■ разумная душа, которая присуща только человеку, имеет в себе разум, т. е. интеллектуальную способность, и вмещает две предыдущие низшие души.
В отличие от Аврелия Августина Фома Аквинский разум ставит выше воли. Так же как и Аристотель, Аквинский считает источником познания не божественные идеи, но опыт и чувственное восприятие индивида. Весь материал познания происходит из чувств, а интеллект, разум обрабатывает этот материал дальше.




Роджер Бэккон.

Доказывал, что ощущения являются ведущим психическим процессом, материалом, из которого рождаются знания. Ему принадлежит фраза: «Знание – сила». Выделяя три источника познания: веру в авторитет, рассуждение и опыт, он указывал, что только посредством опыта разум достигает полного и истинного постижения явлений, и потому «экспериментальная наука — владычица умозрительных наук». Опыт же, подразделяется на внешний — чувственное познание объектов природы и человеческого искусства, и внутренний, духовный — мистическое познание в акте божественной иллюминации сверхъестественных объектов: истин веры и самого Бога. Высшей формой знания является теология, а в качестве его основных «корней» выступают лингвистика, физика и мораль.




Рене Декарт.

Отец новой философии, основатель современного рационализма, изучал рефлексы. Делил чувства на духовные и телесные, считал, что сознание и воля локализованы в организме. Создал учение о зрительном восприятии, заложил основы детерминистской концепции поведения и интроспективной концепции сознания.




Бенедикт Спиноза.

Основная его философская идея заключается в том, что «Бог осуществляется в вещах». Сделал центральным положением своей онтологии торжество Бога и природы. Считал – «Человек целостное природное существо, душа и тело атрибуты единой субстанции, нераздельны и определяются одними и теми же материальными причинами.




Готфрид Вильгельм Лейбниц.

Ввел понятие о бессознательной психике, распространил на человеческое сознание идею непрерывной градации психических образов, разделил перцепцию и апперцепцию. Родоначальник теорий, отстаивающих приоритет активной психики и строящихся на представлениях о бессознательном.




Джон Локк.

Развил сенсуалистическую теорию познания, базирующуюся на принципе материалистического сенсуализма, утверждая происхождение всех знаний из чувственного восприятия внешнего мира. Делил опыт на внешний и внутренний, где внешний опыт - это чувства, внутренний – рефлексы. Разрабатывал теорию ассоциации идей.




Томас Гоббс.

В его трудах психология впервые в истории научной мысли перестает быть учением о душе. Считал, что реально только тело, взаимодействующее с другими телами. «Психическое», это явление перехода «внешнего» движения во «внутреннее», в определенную категорию тел. Первичный момент перехода выражен в ощущении.




Дэвид Юм.

Сформулировал основные принципы новоевропейского агностицизма, предшественник позитивизма. Провозгласил единственным объектом познания опыт, отбросил рефлексию как источник познаний.




Томас Браун.

Один из крупнейших представителей ассоциативного направления. Разрабатывал вопросы о психических закономерностях приобретения индивидом опыта, видел в качестве особой категории ассоциативного процесса ощущения, отношения между отдельными состояниями сознания.




Герберт Спенсер.

Один из родоначальников позитивизма, главный представитель эволюционизма, твердо придерживался ассоцианистической доктрины. Считал сознание инструментом приспособления к среде, рассматривал его в тексте биологической адаптации.




Иммануил Кант.

Родоначальник классической немецкой философии, основатель принципов экспериментальной и гештальпсихологии. Выделял 3 способности познания – чувственность, рассудок, разум. В теоретическом естествознании возможностью априорных синтетических суждений являются 4 разряда: качество, количество, отношение и модальность. Эти категории являются формами мышления, упорядочивающими опыт.




Георг Вильгельм, Фридрих Гегель.

В основе всего существующего лежит Абсолютный Дух, который лишь вследствие своей бесконечности может достичь подлинного познания себя. Для самопознания ему необходимо проявление. Самораскрытие Абсолютного Духа в пространстве — это природа; самораскрытие во времени — история.




Эрнст Вебер.

Основоположник научной философии, внесший в нее идею измерений. Изучал тормозящее влияние блуждающих нервов на деятельность сердца. Исследовал физиологию органов чувств.




Вильгельм Вундт.

Основатель экспериментальной психологии. Создал первую лабораторию экспериментальной психологии. Определил психологию как науку непосредственного опыта, т.к. изучал ее с помощью экспериментов. В изучении реакции применил количественный метод.




Герберт Спенсер.

Родоначальник позитивизма, главный представитель эволюционизма. Соединил основные положения позитивизма с эволюционным подходом, распространил их на все проявления психической жизни человека. Считал сознание инструментов приспособления к среде.




Эдвард ли Торндайк.

Один из пионеров бихевиористского движения.
Весь процесс научения описывался в объективных терминах. Сферой психологии оказалось взаимодействие между организмом и средой. По Торндайку, коннексия – связь между реакцией и ситуацией.




Курт Кофка.

Процесс психического развития, с точки зрения гештальтпсихологии, делится на два независимых и параллельных процесса – созревание и обучение. Коффка подчеркивал их независимость, доказывая, что в процессе развития обучение может опережать созревание, а может отставать от него, хотя чаще они идут параллельно друг другу, создавая иллюзию взаимозависимости. Тем не менее, обучение не может ускорить процесс созревания и дифференциации гештальтов, процесс созревания не ускоряет обучение.
Он сформулировал один из законов восприятия, который был назван "трансдукция" Этот закон доказывал, что дети воспринимают не сами цвета, но их отношения.




Зигмунд Фрейд.

Фрейд назвал свое учение психоанализом по имени метода, разработанного им для диагностики и лечения неврозов. Второе название – глубинная психология – это направление получило по своему предмету исследования, так как концентрировало свое внимание на изучении глубинных структур психики.
В качестве силы, движущей душевной жизнью, Фрейд выдвинул могучее сексуальное начало – либидо.




Карл Густав Юнг.

Юнг считал, что структура личности состоит из трех частей: коллективного бессознательного, индивидуального бессознательного и сознания. Если индивидуальное бессознательное и сознание являются чисто личностными, прижизненными приобретениями, то коллективное бессознательное – своего рода "память поколений", то психологическое наследство, с которым ребенок появляется на свет. Содержание коллективного бессознательного состоит из архетипов, которые являются формами, организующими и канализирующими психологический опыт индивида. Юнг часто называл архетипы "первичными образами", так как они связаны с мифическими и сказочными темами.




Абрахам Маслоу.

Его собственная теория, которую ученый выработал к 50-м годам XX века, появилась на основе детального знакомства с основными психологическими концепциями, существовавшими в тот период.
Он считал, что существует определенная иерархия потребностей человека, которая выглядит следующим образом:
физиологические потребности – пища, вода, сон и т.п.;
потребность в безопасности – стабильность, порядок;
потребность в любви и принадлежности – семья, дружба;
потребность в уважении – самоуважение, признание;
потребность в самоактуализации – развитие способностей.
Именно осознанные стремления и мотивы, а не бессознательные инстинкты составляют суть человеческой личности.






2. Продолжите заполнять таблицу по образцу. Какие свойства внимания проявляются в следующих ситуациях:

Ситуация

Свойство внимания

а) Гроссмейстер ведет одновременную игру с несколькими опытными шахматистами.

1) устойчивость

б) Выпускник усиленно готовится к экзамену по геометрии.

2) концентрация

в) Читая рассказы Л.Н. Толстого, школьница слышит громкую музыку, доносящуюся из окна.

3) распределение

г) Ученикам нужно прослушать небольшой рассказ и назвать встретившиеся в нем прилагательные.

4) объем

д) Во время контрольной работы ученики отвлекаются на звуки сигнализации припаркованной во дворе школы машины.

5) переключение

е) Получив новые учебники, дети стали с интересом их рассматривать, не обращая внимания на речь учителя.

 6) переключение

ж) Испытуемые по команде психолога в течение пяти минут должны находить в тексте и максимально быстро подчеркивать буквы «к» и «а».

7) концентрация

з) Учитель химии во время демонстрации опыта говорит ученикам, что сейчас окраска раствора в пробирке должна измениться.

 8) распределение

и) Перед объяснением нового материала учитель предупреждает учащихся о том, что тема очень сложная, ученики пытаются сосредоточиться на изучаемом материале.

 9) концентрация

к) Корректор проверяет ошибки в напечатанной статье.

 10) устойчивость

л) Секретарь набирает на компьютере текст приказа под диктовку начальника.

 11) объем

м) Примерно 65–70 % времени переводчик слушает речь оратора и одновременно передает ее содержание на другом языке

 12) распределение

3. Составьте обобщенную схему характеристики сознания человека.



4. Опишите типы темперамента человека. Ознакомьтесь с опросником Г. Айзенка на диагностику типов темперамента - Айзенка личностный опросник (EPI). Пройдите этот тест (вариант А или вариант Б на выбор), опишите получившиеся результаты.



Выделяют 4 типа темперамента – флегматик, холерик, меланхолик и сангвиник.

Сангвиник
— уравновешенный, оптимистичный, жизнерадостный. Сангвинический темперамент характеризует человека веселого, эмоционального, общительного, живущего настроением. Он легко переживает неудачи, создает приятный микроклимат в любом коллективе, но не всегда выполняет свои обещания, порой слишком поспешен в делах и суждениях и излишне самоуверен.

Холерик
— горячий, несдержанный, смелый, задорный. Такие люди инициативны, с азартом берутся за любую работу (кроме рутинной) и с легкостью преодолевают трудности. Они способны схватывать информацию на лету, обладают лидерскими качествами, однако нетерпеливы, вспыльчивы и подвержены эмоциональным срывам.

Флегматик — спокойный, сдержанный. Он плохо приспосабливается к новой обстановке и в неблагоприятных условиях может стать пассивным и вялым, при этом отличается самообладанием, терпеливостью, предприимчивостью. В обществе флегматик в меру общителен, не любит пустословия и не подвержен панике в стрессовых ситуациях.

Меланхолик— чувствительный, неэнергичный, болезненно реагирующий на неприятности, склонный к унынию. Люди с меланхолическим темпераментом подвержены пессимизму, излишне подозрительны и ревнивы, но обладают аналитическим мышлением, творчески подходят к работе, тонко чувствуют и доводят дело до завершения.

Айзенка личностный опросник (EPI).

Описание методики

Айзенка личностный опросник (EysenckPersonalityInventory, или ЕР!) опубликован в 1963 г. и содержит 57 вопросов, 24 из которых направлены на выявление экстравсрсии-интроверсии, 24 других - на оценку эмоциональной стабильности- нестабильности (нейротизма), остальные 9 составляют контрольную группу вопросов, предназначенную для оценки искренности испытуемого, его отношения к обследованию и достоверности результатов. Г. Айзенк разработал два варианта данной методики (А и В), которые отличаются только текстом опросника. Инструкция, ключ и обработка данных дублируются. Наличие двух форм позволяет психологу проводить повторное исследование.

Теоретические основы

Г. Айзенк, проанализировав материалы обследования 700 солдат-невротиков, пришел к выводу, что всю совокупность описывающих человека черт можно представить посредством 2 главных факторов: экстраверсии (интроверсии) и невротизма.


Первый из этих факторов биполярен и представляет характеристику индивидуально-психологического склада человека, крайние полюса которой соответствуют ориентации личности либо на мир внешних объектов (экстраверсия), либо на субъективный внутренний мир (интроверсия). Принято считать, что экстравертам свойственны общительность, импульсивность, гибкость поведения, большая инициативность (но малая настойчивость) и высокая социальная приспособляемость. Интровертам же, наоборот, присущи необщительность, замкнутость, социальная пассивность (при достаточно большой настойчивости), склонность к самоанализу и затруднения социальной адаптации.

Второй фактор — невротизм — описывает некоторое свойство-состояние, характеризующее человека со стороны эмоциональной устойчивости, тревожности, уровня самоуважения и возможных вегетативных расстройств. Фактор этот также биполярен и образует шкалу, на одном полюсе которой находятся люди, характеризующиеся чрезвычайной устойчивостью, зрелостью и прекрасной адаптированностью, а на другом — чрезвычайно нервозный, неустойчивый и плохо адаптированный тип. Большая часть людей располагаются между этими полюсами, ближе к середине (согласно нормальному распределению).

Пересечение этих биполярных характеристик позволяет получать неожиданный и довольно любопытный результат — достаточно четкое отнесение человека к одному из четырех типов темперамента.
Процедура проведения

Инструкция

Вам предлагается ответить на 57 вопросов. Вопросы направлены на выявление вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый «естественный» ответ, который придет вам в голову. Отвечайте быстро и точно. Помните, что нет «хороших» или «плохих» ответов. Если вы согласны с утверждением, поставьте рядом с его номером знак + (да), если нет — знак — (нет).

Обработка результатов

Ключ

Экстраверсия - интроверсия:

  • «да» (+): 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56;

  • «нет» (-): 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.

Нейротизм (эмоциональная стабильность - эмоциональная нестабильность):

  • «да» (+): 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43,

45, 47, 50, 52, 55, 57.