Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение вaысшего образования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА.1 Средства поддержки диагностической работы педагога- психолога
1.1 Классификация средств компьютерной психодиагностики. Компьютерные системы психодиагностики
1.2 Достоинства и недостатки применения компьютерных технологий.
1.3 Базы психодиагностических данных
ГЛАВА.2 Компьютерная психодиагностическая система А.Р. Кулмагамбетов, В.Л. Эпштейн, Л.Т. Ямпольмкий
В-третьих, исследования в области искусственного интеллекта, посвященные разработке общих методов оперирования знаниями и получения логических выводов, позволяют автоматизировать не только рутинные процедуры по сбору и обработке данных, но и более творческие процессы анализа и интерпретации результатов обследования. В-четвертых, к началу 80-х гг. уже накопился некоторый опыт использования ПДС в различных практических областях (обучении, медицине, спорте и т.д.). Это привело к тому, что у психологов стала формироваться потребность в ПДС как в довольно удобных инструментах для профессиональной деятельности. В связи с этим разработка ПДС на микро-ЭВМ является актуальной задачей.
Разработанная ПДС является системой многоцелевого назначения и включает в себя две подсистемы, которые представлены на рисунке 2.1.
Рис.2.1 - Структура ПДС.
Инструментальная нужна для того чтобы проектировать тестирующие системы, тестирующая — для автоматизации психологического исследования. Каждая подсистема подразумевает своего пользователя: инструментальная — психолога-разработчика, тестирующая — психолога-исследователя. Для каждого из пользователей в системе организован свой интерфейс с собственной программной поддержкой, которые представлены в таблице 2.1.
Таблица.2.1 - интерфейс с собственной программной поддержкой.
Инструментальная подсистема | ориентирована на построение специализированных психодиагностических тестирующих систем для решения конкретных прикладных задач. Необходимость разработки подобных многоцелевых систем заключается в том, что разные прикладные задачи требуют применения различных психодиагностических тестов. |
Тестирующая подсистема | Тестирующая подсистема предназначена для автоматизации психологического тестирования испытуемых в соответствии со сформированной программой эксперимента. Предполагается, что тестирующая подсистема ориентируется на решение конкретной прикладной задачи и включает батареи тестов, спроектированных на инструментальной подсистеме |
Тестирующая подсистема состоит из следующих блоков:
-
Монитор — программа управления ходом тестирования. Позволяет психологу-исследователю выбрать нужные тесты, готовит их к работе и передает ему управление для проведения тестирования. -
Диалоговый интерфейс. Программа, инструктирующая и опрашивающая испытуемого. -
Обработка. Программа, выполняющая все требуемые расчеты для получения необходимых значений факторов и индивидуальных оценок. -
Вывод — программа, проводящая обработку экспертных утверждений из базы знаний (БЗ) и генерирующая выходные текстовые заключения. -
Загрузка — программа, осуществляющая упаковку и запись ответов и демографических данных в базу данных.
Структура формирования тестирующих подсистем представлена на рисунке 2.2.
Рис.2.2 - Структура формирования тестирующих подсистем.
Тестирующая подсистема представляет собой независимый самостоятельный программный продукт. Первоначально пустая, после загрузки она ориентируется на решение конкретной прикладной задачи. Если эта задача типовая, то данная тестирующая подсистема может тиражироваться пользователю. Сведения об использовании системы должны сообщаться разработчику (администратору инструментальной системы) для централизованной обработки баз данных, накопленных тестирующими системами.
Рис.2.3 - Блок-схема тестирующей системы.
В результате тестирования система вычисляет оценки по всем измеряемым факторам, результаты измерений передаются в систему логической обработки утверждений, где по заданному набору правил осуществляется интерпретация факторных оценок и формируется текстовое заключение, в котором дается развернутое описание особенностей личности испытуемого.
В настоящее время с помощью инструментальной ПДС разработаны три тестирующие системы различного назначения, представлены в таблице 2.1.
Таблица.2.1 – тестирующие системы различного назначения
Система | Характеристика |
Тестирующая система ПДТ-25 | Загружена мультвариативным психодиагностическим тестом (ПДТ), позволяющим проводить измерения от 1 до 25 личностных факторов, различающихся по уровню обобщенности. |
Тестирующая система КАПД | (компьютерный анамнез и предварительная диагностика) предназначена для медикопсихологического обследования пациентов в условиях поликлиник, первичного и профилактического осмотра, массовой диспансеризации населения. Система загружена двумя тестами: специальным медицинским опросником и сокращенным вариантом психодиагностического теста. Медицинский опросник предназначен для сбора соматических жалоб, а психодиагностический тест — для оценки уровня психической неустойчивости пациента. |
Тестирующая система МСС | (мотивация — способности — свойства) предназначена для автоматизации профессионального психологического отбора руководителей. Психодиагностическое обследование кандидатов на руководящую работу должно быть разносторонним, затрагивающим мотивационную сферу, способности и свойства личности |
Хотя компьютерные психодиагностические средства доступны многим пользователям, их корректное использование даже специалистами-психологами возможно лишь при соблюдении ряда условий и правил:
-
теоретическая подготовка. -
надежность и валидность методики, надежность компьютерной программы. -
навыки работы с программой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Чаще всего результаты тестирования нужны не сами по себе, а для прогноза поведения и успешной деятельности. С этой целью разрабатываются специальные количественные модели прогноза. Построение таких моделей трудоемкое и длительное дело. Обычно, пока будет создана пригодная для практического использования модель прогноза конкретной задачи, проходит несколько лет. Поэтому завершенные разработки всегда отстают от запросов практики.
Наличие в психодиагностической системе средств описания и поддержки знаний позволяет использовать теоретические знания и опыт практических психологов для выдачи индивидуальных прогнозов и рекомендаций, не дожидаясь завершения работ над построением количественных моделей. Если знания психологов в данной прикладной области достаточно богаты, система дает возможность строить рекомендации, не уступающие по своей значимости тем, которые получаются на основе количественных моделей.
При этом использование компьютеров в психодиагностике имеет свои достоинства и недостатки. При компьютерной психодиагностике значительно понижается вероятность ошибок, связанных с человеческим фактором: психо-эмоциональным состоянием экспериментатора, большей или меньшей его заинтересованностью в результатах исследования и т.п. Гарантируемая при компьютерной психодиагностике абсолютная беспристрастность имеет особое значение в ситуациях экспертизы.
Не менее важным является то, что автоматизация психодиагностики позволяет проводить массовые обследования и т.д. Вместе с тем результаты компьютерного тестирования зависят от оборудования и предполагают наличие у диагноста (экспериментатора) умения работы с компьютером.
Несмотря на выявленные незначительные недостатки, по нашему мнению, использование компьютерных технологий, при массе достоинств, способствует развитию психодиагностики, особенно в области практики
Список литературы
-
Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 т. М., 1982. Т. I. 320 с; Т. II. 336 с. -
Арестова О.Н., Бабанин А.Е., Войкунский А.Е. Специфика психологических методов в условиях использования компьютеров. – М.: Издательство МГУ, 1995. – 109 с. -
Информационные и коммуникационные технологии в деятельности психолога: сборник учебно-методических материалов для специальности 37.05.01 Клиническая психология. – Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2017 – 24 с. -
Аристова, О.Н. Специфика психологических методов в условиях использования компьютера [Текст] / О.Н.Аристова, Л.Н.Бабинин, А.Е.Войскунский.- М.: изд-во Моск. ун-та, 1995. - 109 с.
1 Оставить нужное