Файл: 1. 1 Организация отдыха детей в каникулярное время муниципальная услуга.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задания по теме 1.3 Разнообразие форм и методов организации каникулярного отдыха детей.

Цель: закрепление знании о разнообразных формах и методах организации каникулярного отдыха детей, формирование умения применять их для решения практических задач.

Задание 9. Проанализируйте профильную программу детского оздоровительного лагеря на основе следующих критериев:

Актуальность, ориентированности на решение наиболее важных проблем (учет результата анкетирования родителей, детей региона и т.п.).

Целостность и логичность.

Реальность, выполнимость, оптимальность для (творческого, материального и т.п.) конкретного ДОЛ.

Оригинальность, своеобразие, нетрадиционный подход к решению поставленных проблем.

Программа профильного детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Эврика».

Актуальность программы обусловлена необходимостью организации в летнее каникулярное время интеллектуально обогащённого здоровье сберегающего отдыха для учащихся разного возраста, повышением спроса родителей и на доступный организованный отдых учащихся разного возраста; модернизацией старых форм работы с учащимися в каникулярное время; необходимостью использования богатого творческого потенциала учащихся и учителей.

Учащимся будут предложены для совместной разработки проекты, связанные с изучением современных математических открытий, изучением вклада математиков в разные области науки, связь математики со всеми сторонами жизни человека. В то же время в программе предусмотрены традиционные для каникулярного времени спортивно – оздоровительные мероприятия, творческие конкурсы, социальные акции.

По мнению учащихся, летние каникулы – самое яркое по эмоциональной окраске время. На их взгляд спортивные творческие конкурсы интереснее современных математических открытий. Мнение же родителей в опросе разделилось.

Целостность и логичность программы нарушена. Заявленные в актуальности математические игры пропадают, в плане мероприятий остаются профориентационные, спортивно-оздоровительные мероприятия, а также мероприятия, направленных на гражданско-патриотическое, нравственно-этическое воспитание. А в разделе ожидаемый результат указано «повышение интереса учащихся к профессиям, требующим знаний математики».


Это заставляет нас усомниться в реальности и выполнимости поставленных целей и задач программы. Так же подтверждает нереальность и невыполнимость данной программы указанное в ожидаемых результатах «Повышение уровня экологической культуры», что до этого места не фигурирует в программе.

Материальная база ДОЛ соответствует требованиям реализации программы.

Из всех мероприятий, запланированных в лагере, мне кажется оригинальным только одно «Вся правда о табаке в числах», т.к. совмещает заявленную математическую особенность программы и пропаганду ЗОЖ.
Задание 10. Заполните таблицу «Формы работы с детьми и молодежью по актуальным направлениям молодежной политики». По каждому направлению представьте 2-3 формы работы.

Направление работы с детьми и молодежью

Формы работы с детьми и молодежью

Творчество

Вечер, музчас, ярмарка

Патриотизм

Диспут, парад, турнир

Спорт и здоровье

Соревнование, спортчас, эстафета

Добровольчество

Десант, огонек, игра

Туризм

Квест, поход, викторина

Другое (профориентация)

Экскурсия, защита проекта

Анкетирование родителей детей младшего и подросткового возраста, которые находились в ДОЛ, показало, что родители хотели бы, чтобы «дети научились что-то делать своими руками», «лучше узнали историю своей Родины», «развили свои таланты и способности», «узнали о новых профессиях», «приобщись к спорту» и т.д. Выберите один вопрос и применительно к нему сформулируйте название одного кружка, который может быть реализован на базе детского лагеря и 3-4 формы его реализации с кратким описанием содержания. При этом кружки могут быть разной направленности: физкультурно-оздоровительной; экологической; познавательной; краеведческой; эстетической; художественно-творческой; патриотической; социальной и т.д.
Кружок спортивно-оздоровительного направления «спортивные игры»


Формы реализации: беседы, игры, элементы занимательности и состязательности, викторины, конкурсы, праздники, часы здоровья.

Краткое содержание: баскетбол, волейбол, футбол (знакомство с содержанием игры, объяснение содержания игры, объяснение правил, разучивание игр, проведение игр)
Задание 11. В смене детского лагеря использоваться различные формы работы: линейка; туристический поход; веревочный курс, веселые старты, соревнование, конкурс, викторина, праздник, коллективное творческое дело, огонек, поход, турнир, тренинг, фестиваль, ярмарка, акция, десант, диспут, дебаты, проект, смотр строя и песни. Подробно опишите специфику использования в детском лагере одной формы работы (по выбору): название, определение, специфика использования работы с различными категориями детей и молодежи.

ОГОНЕК - это специфическая форма общения детей и взрослых, представляющая собой коллективное обсуждение отрядом и педагогами прожитого дня, анализ проведенных акций и складывающихся в отряде взаимоотношений. Огонек –это камерное общение, сугубо отрядная форма работы.

На «огоньке» должно быть тепло, уютно и душевно. Отряд общается. Быть может в течение дня кто-то из ребят не смог себя проявить, побыть в центре внимания, но дать свою оценку и быть внимательно выслушанным он имеет полное право. Здесь мечтают, спорят, поют любимые песни.

Основная общая задача «Огоньков» - анализ коллективной совместной деятельности, развитие умения распределять в коллективе содержание и объем работы, вступать в партнерские отношениям.

Существует ряд необходимых условий для удачного проведения «вечернего огонька»:

1. Огонек готовится заранее ведущими (в организационный и итоговый период это делают вожатые, в основной период смены ведущими могут быть сами ребята). Ведущие определяют цель, форму проведения, время и место с учетом возраста отряда.

2. Ребята должны быть заранее эмоционально настроены и готовы к огоньку.

3. Все участники располагаются на одном уровне вокруг огня, который находится в центре.

4. Необходимо поддерживать добрую атмосферу, избегать повышенного тона.

5. Тема огонька должна быть актуальна для большинства участников.

6. Всем участникам необходимо соблюдать законы проведения «Огонька»:


·   Если хочешь что-то сказать, не выкрикивай с места, а дождись паузы и подними руку или попроси слова.

·   Учись внимательно слушать, дай выговориться другому, не перебивай говорящего. Когда говорит один – все молчат.

·   Критикуй не с целью «ущипнуть», а с целью помочь, посоветовать.

·   Критика должна быть конструктивной: критикуешь - предлагай.

·   Никого не осуждаем. Нет плохих людей, есть плохие поступки.

·   Правило «свободного микрофона»: никого нельзя заставлять выступить на «Огоньке» или запре­тить кому-то говорить.

·   На «Огоньке» говорят откровенно о том, что думают и что волнует. Все сказанное на «Огоньке» не должно «выноситься» за его пределы.

·   Береги время, дай возможность высказаться другому.

·   Говори не о себе, а о деле: не занимайся само­рекламой.

«Огонек» может включать в себя следующие элементы:

1. Песню. Сбор начинается и завершается песней. Песни поют для настроения, иногда в середине разговора, чтобы снять напряжение, направить разговор в нужное русло.

2. Разбор прожитого дня. Если мы хотим прожить день с пользой, не напрасно, то необходимо учиться анализировать, вырабатывать свое отношение к этому дню, к себе, к отряду. Главное - научить ребят думать о работе, о товарищах, о жизни, о себе. «Огонек» дисциплинирует, так как каждый день приходится оценивать то, что вокруг тебя, а значит - думать.

3. Откровенный разговор. Темы для обсуждения могут быть самые разные, более подробно см. далее.

4. Время для творчества - любой член отряда может подготовить номер самодеятельности, продемонстри­ровать свои способности, умения.

6. Гость на огоньке. Им может быть приглашенный ак­тер, художник, поэт, представитель администрации лаге­ря, вожатый или член другого отряда, ветеран. Все зави­сит от мнения ответственного за проведение «Огонька». Его чествуют и радушно принимают.

7. Сюрприз для огонька. Сюрприз готовит ответствен­ный дежурный. Это может быть и новая песня, и веселая игра, фокус, «живая» картинка, пече­ная картошка. Главное - неожиданно и с любовью.

Виды огоньков :

• огонек – знакомства;

• огонек оргпериода;

• огонек – анализ дня;

• огонек прощания;

• тематический огонек.
Задание 12. Проведите аннотацию одного источника по вопросам организации каникулярного отдыха детей по схеме: название, теоретическое и практическое значение. Для аннотирования можно использовать работы следующих авторов: по педагогике детских оздоровительных лагерей И.П. Иванова, А.В. Джеуса, А.А. Левисткой, Р.А. Литвак, И.А. Панченко, Л.Г. Байбородовой, А.А. Юрова и др.; по вопросам оздоровительной деятельности в летних лагерях исследования Ю.Е. Ветильщева, А.А. БарановаЮ Н.Н. Куинджи, С.А. Кунцевич и др.


Педагогика общей заботы – русрс воспитания. Рассмотрение идей педагогической системы академика И. П. Иванова (1923–1992) с позиций современности.

И. П. Иванов – лауреат премии имени Антона Макаренко, автор теории коллективного творческого воспитания, основные принципы которой «гуманизм», «товарищество поколений», «демократизм», «общая забота». Обоснована значимость педагогики общей заботы как развивающейся системы, раскрыть возможности коллективного творческого воспитания для современной образовательной практики. Предмет рассмотрения – преемственность воспитательных отношений в общественной жизни и педагогической практике. Использован метод рефлексии по поводу универсального характера содружества поколений в формирования личностного опыта растущего человека. Дается обоснование гуманистических отношений творческого содружества как оптимального типа воспитательных отношений для современного образования. Идея содружества и заботы в работах И. П. Иванова несет социально-общественный смысл и одновременно становится ключевой для обоснования успешности воспитания. Авторская позиция при определении понятия «воспитание» обусловлена признанием ее самостоятельной значимости (самоценности) в общем образовательном процессе. Здесь раскрывается процесс развития личностных отношений человека к разным сторонам жизни, «к самому себе и другим людям» и преодоления отрицательного в себе и окружающей жизни. Сущность воспитательного процесса представлена как развертывание общей заботы на всех его этапах и иллюстрирует его многоуровневый характер. Содержательной основой совместной деятельности детей и взрослых выступает общая забота, направленная на улучшение жизни каждого и окружающей жизни «в настоящем и будущем». Комплекс этих идей остается актуальным для противоречивой образовательной ситуации современности. В статье приводятся результаты опроса учителей школ Санкт-Петербурга, а также студентов Гуманитарного института Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, будущих педагогов. Задачей опроса было выяснить отношение к идеям коллективной творческой педагогики современных учителей и молодежи. В качестве выводов обозначен потенциал педагогики общей заботы для реализации в современных условиях на новом научно-практическом уровне.