Файл: Проиллюстрируйте каждый тип характера из классификации К. Леонгарда литературными примерами из произведений знаменитых писателей..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 5

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Михальцова Виктория Сергеевна


  1. Проиллюстрируйте каждый тип характера из классификации К. Леонгарда литературными примерами из произведений знаменитых писателей. (Воспользуйтесь монографией К. Леонгарда «Акцентуированные личности». Монография Карла Леонгарда разбита на две части. В первой из них он проводит психологический и клинический анализ акцентуированных личностей. Вторая часть состоит из примеров. Леонгард проанализировал характеры литературных героев, рожденных фантазией более 30 писателей, известных во всем мире).


Часто авторы книг или сценаристы наделяют своих персонажей чрезвычайно яркими характерами, которые могут отлично проиллюстрировать типы акцентуации характера.

Дистимный (неустойчивый) тип отлично показан в роли Пьеро из «Приключений Буратино». Его жизнь безрадостная, настроение постоянно подавленное, сон нарушен, отношение ко всем событиям пессимистичное.

Педантичный (астенический) тип – ослик Иа из русского мультфильма про Винни-Пуха. Он с опаской относится к окружающему миру, боится огорчений и разочарований. Избегает общения, потому что ожидает всяческих подлостей или нападок. Постоянно анализирует здоровье себя и близких.

Интравертированный (шизоидный) тип – Белый рыцарь из «Алисы в стране чудес». Нелюдим, предпочитает одиночество, интеллектуально развит. Тяготеет к точным наукам. Малоподвижен.

Возбудимый тип (эпилептоид) – кот Матроскин. По его мнению – отлично знает жизнь и любит поучать окружающих, причём часто оказывается прав. Деятельный, но в рамках разумного. Крайне ценит собственное мнение и осуждает у окружающих мнения, отличающиеся от его. Хороший собственник. Ещё один характерный представитель этого типа – Винни-Пух. Оптимистичный, активный, всё делает по своему, невосприимчив к критике. Вокруг себя создаёт беспорядок, который соответствует его внутреннему состоянию. При этом может быть весьма талантлив.

Демонстративный тип (истероид) – Карлсон. Всегда старается выделиться, хвастливый, самовлюблённый. Избегает опасности. Стремится быть в центре внимания. Создаёт яркую картину мира.

Тревожный тип. Гайка из мультфильма «Чип и Дейл спешат на помощь». Чувствует себя ответственной за всё происходящее, переживает за качество работы, её результаты. Готова работать так долго
, как нужно для получения задуманного. Честная, законопослушная, пунктуальная.

Эмоциональный (лабильный) тип акцентуации характера – царевна Несмеяна. Когда у неё плохое настроение – мир жесток и печален. Как только настроение меняется – жизнь расцветает и всё вокруг кажется прекрасным.

Застревающий (параноидный) тип – герои американских комиксов (Супермен, Человек-паук). Всегда готовы помочь, независимо от собственного самочувствия. Активные, деятельные, решительные, целеустремлённые. Уверены в правильности своего мнения. Для них жизнь это борьба.

Гипертимный тип – Маша из мультфильма «Маша и Медведь». Активная, непоседливая, шумная, любит проказничать, недостаточно дисциплинированная, имеет множество поверхностных увлечений, настроение всегда хорошее.

Экстравертированный (конформный) тип – Рыбак из «Сказки о рыбаке и рыбке». Человек, приспосабливающийся к мнению и требованиям окружающих.

Циклоидный тип – Дон Кихот Сервантеса, отчасти Алиса из «Алисы в стране чудес» — персонажи с периодами повышенной и сниженной активности, которые сопровождаются соответствующими сменами настроения и взглядом на происходящее – в период активности персонаж оптимистичен и радостен, в период пассивности – грустен.

Экзальтированный тип – король Джулиан из «Пингвинов Мадагаскара». Яркий, неунывающий, преувеличенно демонстрирующий эмоции, привлекающий максимум внимания.
Теория акцентуированных личностей Леонгарда быстро доказала свою достоверность и полезность.
Однако использование её было ограничено возрастом испытуемых – опросник для определения акцентуации рассчитан на взрослых испытуемых. Дети и подростки, не имея соответствующего жизненного опыта, не могли ответить на ряд вопросов теста, поэтому их акцентуации оказалось затруднительным определить.

Решением этой проблемы занялся отечественный психиатр Андрей Евгеньевич Личко. Он модифицировал тест Леонгарда для определения акцентуаций с целью применения его в детском и подростковом возрасте, переработал описания типов акцентуации, изменил названия для некоторых из них и ввёл новые типы. А. Е. Личко считал более целесообразным изучать акцентуации у подростков, так как большинство из них формируется до подросткового возраста и ярче всего проявляется именно в этот период. Описания акцентуированных характеров он расширил за счёт информации о 
проявлениях акцентуаций у детей и подростков, изменении этих проявлений по мере взросления. Перу А. Е. Личко принадлежат фундаментальные монографии «Подростковая психиатрия», «Психопатии и акцентуации характера у подростков», «Подростковая наркология».


  1. Опишите основные различия между темпераментом и характером.

Для характеристики эмоциональной сферы в случае темперамента применяют такие слова как: «живой», «импульсивный», «вспыльчивый», «чувствительный», а в случае характера — «добродушный», «замкнутый», «недоверчивый».
Характер (в отличии от темперамента) не является врожденным — он формируется в течение жизни и деятельности человека, как представителя определенной социальной группы, определенного общества.


  1. Что такое акцентуации характера? С помощью каких методик их исследуют?

Акцентуация, акцентуация характера, акцентуация личности, акцентуированная личностная черта́ (от лат. accentus — ударение) — находящаяся в пределах клинической нормы особенность характера (в других источниках — личности), при которой отдельные его черты чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении одних психогенных воздействий при сохранении хорошей устойчивости к другим.

Методики для диагностики акцентуаций характера:

  • Тест акцентуации характера - Г. Шмишек, Х Леонгард

  • Патохарактерологический опросник для подростков - А.Е. Личко

  • Характерологический опросник Леонгарда-Шмишека.

  • Патохарактерологический опросник для подростков А.Е. Личко.

  • Комплекс методик для диагностики агрессивности и конфликтности

  • Комплекс методик для диагностики тревожности и невротизации

  • Тест школьной тревожности Б. Филлипса

  • ВКЛ - комплекс для диагностики волевых качеств личности

  • Комплекс методик для диагностики структуры личности Р Кеттела

  • Комплекс методик Р. Кеттела для диагностики структуры личности

  • Комплекс методик для диагностики фрустрированности (С. Розенцвейг)

  • Опросник приспособленности Белла (Когито-Центр)

  • Анкеты «Определение детей группы риска»(разработана Н.В. Суриковой).

  • Анкеты асоциального поведения для детей 13-15 лет (Парфенов Ю.А.)

  • Опросник Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности»

  • Тест Фагерстрема на определение степени никотиновой зависимости

  • Скрининг-тест на выявление сексуальной аддикции(разработан П. Карнесом)