Файл: Контрольная работа Вопрос 2 Экологическая экспертиза и аудит как основа административного ограничения негативного воздействия на состояние окружающей среды.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Федеральное государственное образовательное

бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций

им. проф. М.А. Бонч-Бруевича»

Контрольная работа

Вопрос №2: Экологическая экспертиза и аудит как основа административного ограничения негативного воздействия на состояние окружающей среды

Экология

Выполнила: студент гр. ИБ-96с Сидоров Р.Л

зачетной книжки: 1910651

Принял: ______________

Санкт-Петербург

2023г

Оглавление

Введение.

1.Понятие экологической экспертизы

2.Цель, объекты и функции экологической экспертизы .и аудита

3.Содержание экологической экспертизы и аудита.

4.Процедура оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС)

5.Требования к экспертам -экологической экспертизы..

6.Заключение.

Список литературы..

Введение

Развитие промышленности, транспорта, энергетики, индустриализация сельского хозяйства привели к тому, что антропогенное воздействие на окружающую среду приняло глобальный характер. На наших глазах экология превращается в учение о путях выживания человечества. Самая совершенная техника, если она вступает в противоречие с законами природы, неизбежно наносит ущерб окружающей среде, а следовательно, и здоровью человека.

1.Понятие экологической экспертизы

Под независимой экологической экспертизой подразумевали разнообразные способы получения и анализа информации (экологический мониторинг, оценка воздействия на окружающую среду, независимые исследования и т.д.). Экологическая экспертиза — установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и допустимости реализации объекта экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

Согласно ФЗ «Об экологической экспертизе» в Российской Федерации осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза. Проведение первой обязательно для всех строительных объектов и проводится экспертной комиссией, которая формируется федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы. Вторая организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями

Срок проведения государственной экологической экспертизы составляет: для простых объектов — до 30 дней; объектов средней сложности — до 60 дней; сложных объектов — 120 дней. Срок проведения государственной экологической экспертизы может быть продлён, но не должен превышать шести месяцев для сложных объектов.

2.Цель, объекты и функции экологической экспертизы и аудита

Иногда говорят об экспертизе проектируемого хозяйственного объекта, об экспертизе деятельности существующего предприятия или об экспертизе экологических последствий этой деятельности. экологическая экспертиза играет функции перспективного предупредительного контроля проектной документации и одновременно функции надзора за экологическим соответствием результатов реализации проектов.

Объектами экологической экспертизы являются:

- проекты правовых актов нормативного и ненормативного характера,- проекты комплексных и целевых федеральных программ,- проекты генеральных планов развития территорий,- все виды градостроительной документации (например, генеральный план, проект застройки),- проекты схем развития отраслей народного хозяйства,- проекты межгосударственных инвестиционных программ,- проекты комплексных схем охраны природы, схем охраны и использования природных ресурсов (в т.ч. проекты землепользования и лесоустройства, материалы, обосновывающие перевод лесных земель в нелесные),- проекты международных договоров,- материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую среду,- технико-экономические обоснования и проекты строительства,- реконструкции, расширения, технического перевооружения,- консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности, независимо от их сметной стоимости,- ведомственной принадлежности и форм собственности,- проекты технической документации на новую технику, технологию,- материалы, вещества, сертифицируемые товары и услуги.

- сами хозяйственные объекты в процессе строительства, пуска и режимной эксплуатации в порядке надзора за соблюдением требований экспертизы и соответствия материалам по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС).

Важным требованием к экологической экспертизе является её независимость, подчинение только законам, нормам, стандартам и объективным экологическим требованиям.

Заключение экологической экспертизы – юридический документ, эксперты несут ответственность за представленные выводы. Повторная экспертиза проводится лишь в том случае, если строго и объективно доказана серьёзная ошибка экспертов. Эти высокие требования пока ещё не реализованы в украинской практике управления природопользованием.

Таким образом, экологическая экспертиза проводится экспертами , Основной целью экспертных оценок, является всесторонняя оценка воздействия предприятия на природную среду, как на стадии утверждения проекта, функционирования предприятия, так и при его расширении, составление заключения и выработка решения для утверждения или отклонения проекта, дальнейшего функционирования предприятия, ограничения масштабов выпускаемой продукции или ликвидации; принуждение к установке или применению новых природоохранных мероприятий, модернизации существующих. Нельзя говорить об экспертизе уже существующего предприятия (но возможна экспертиза проекта его реконструкции или обосновывающей документации на продление или получение лицензии на определенный вид деятельности). Любая экологическая экспертиза предполагает работу с предпроектной и проектной документацией, проектами планов, программ, договоров и другой обосновывающей документации, причем на завершающей стадии ее подготовки

-экологическая экспертиза выявляет вероятные экологические последствия строительства, функционирования и расширения предприятия в сравнении с желательным и допустимым состоянием природной и окружающей человека среды. Предприятие не должно сверхнормативно воздействовать на природную и окружающую человека среду, не должно препятствовать собственной работе и функционированию близлежащих предприятий, нарушать через окружающую их природную среду ход технологических процессов, наносить ущерб здоровью населения. экологическая экспертиза включает оценку долговременного воздействия предприятия на природные ресурсы, природные условия, факторы дальнейшего развития народного хозяйства и условия жизни людей обычно локального участка местности.

Ни одно строительство не проводится без экологической экспертизы проектов. Цель экологической экспертизы проектов по строительству – не допустить строительства объектов с устаревшими технологиями и упредить появление потенциальных загрязнителей окружающей среды.

3.Содержание экологической экспертизы и аудита

Из законодательного определения следует, что целью экологической экспертизы является предупреждение возможных неблагоприятных воздействий намечаемой деятельности на окружающую среду и связанных с ними социально-экономических и иных последствий. При этом определение экологической экспертизы как “установления соответствия намечаемой деятельности экологическим требованиям и допустимости реализации объекта экспертизы” носит довольно общий характер. Говорится о соответствии требованиям и допустимости реализации — то есть допустимость реализации не сводится только к соответствию требованиям (установленным нормам и правилам).

Экологическая экспертиза должна установить:

1. Соответствие намечаемой деятельности требованиям нормативных актов по вопросам охраны окружающей среды;

2. Полноту оценки масштабов воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду;

3. Допустимость намечаемой деятельности с точки зрения безопасности окружающей среды;

4. Достаточность предусмотренных проектом мер по охране окружающей среды.

Следует обратить особое внимание на второй из перечисленных пунктов — о полноте оценки воздействия на окружающую среду. экологическая экспертиза основывается на принципе презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности. Это означает, что обязанностью заказчика (“хозяина” намечаемой деятельности) является прогноз воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду и обоснование допустимость этого воздействия.

Требования к разработчику: · определение характеристик состояния окружающей среды в районе расположения объекта; · анализ видов, основных источников и интенсивности существующего техногенного воздействия в рассматриваемом районе; · выявление характера, объёма и интенсивности предполагаемого воздействия проектируемого объекта на компоненты окружающей среды в процессе строительства и эксплуатации; · описание целей реализации намечаемой деятельности, возможных альтернатив;

1. Скрининг (screеning), в рамках которого определяется, необходимо ли оценивать проект с точки зрения воздействия на окружающую среду и насколько детально.

2. Скоппинг (scopping) — выявление проблем и сфер влияния, которые представляются важными, а также установление источников информации для ОВОС

3. Оценка альтернативных проектов, в результате которой выявляется наиболее предпочтительный, благоприятный для окружающей среды способ достижения заявленных в проекте целей

4. Оценка воздействия — определение и прогнозирование степени экологического, биологического и социального влияния проекта

На этапе оценки воздействия анализируются количественные показатели воздействия, а именно: · интенсивность воздействия (поступление загрязняющих веществ в единицу времени) · удельная мощность воздействия (поступление загрязняющих веществ на единицу площади) · периодичность воздействия во времени (дискретное, непрерывное, разовое воздействие) · длительность воздействия (год, месяц и т. д.) · пространственные границы воздействия (глубина, размеры и форма зоны воздействия)

Заказчик также обязан предусмотреть необходимые меры по защите окружающей среды и именно на нем лежит бремя доказательства экологической безопасности намечаемой деятельности. При этом такие прогнозы и обоснования, а также описание мер по защите, должны в явном виде входить в состав документации, представляемой на экспертизу. Согласно необходимым условием приема документации на государственную экологическую экспертизу является наличие в ее составе материалов оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду. Вообще говоря, в обязанности организации, проводящей экспертизу, не входит предсказание этих воздействий. Отсутствие или неполнота таких материалов служит основанием для возвращения материалов заказчику на доработку. Исходя из этого, устанавливается два вида отрицательного заключения

—(а) заключение о недопустимости реализации объекта экспертизы и

(б) заключение о необходимости доработки представленных материалов Причиной возвращения на доработку может служить не только отсутствие или неполнота материалов, связанных с оценкой воздействия на окружающую среду).
Процедура оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС)

В соответсвии с существующими правилами любая предпроектная и проектная документация, связанная с какими-либо хозяйственными начинаниями, освоением новых территорий, размещением производств, роектированием, строительством и реконструкцией хозяйственных и гражданских объектов, должна содержать раздел „Охрана окружающей среды” и в нём – обязательный продраздел ОВОС – материалы по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности.

ОВОС – это предварительное определение характера и степени опасности всех потенциальных видов влияния и оценка экологических, экономических и социальных последсвий осуществения проекта; структурированный процесс учёта экологических требований в системе подготовки и принятия решений о хозяйственном развитии.

ОВОС предусматривает вариантность решений, учёт территориальных особенностей и интересов населения.

ОВОС организуется и обеспечивается заказчиком проекта с привлечением компетентных организаций и специалистов. Во многи случаях для проведения ОВОС нужны специальные экологические изыскания.

В ходе ОВОС должны быть рассмотрены:- цель и необходимость предлагаемого хозяйственного начинания, проекта, вида предполагаемой деятельности и способны их осуществения; соответсвие целям регионального экоразвития;- реальные альтернативы с проработкой вариантов на уровне технико-экономических обоснований, включая нулевой вариант, т.е. отказ от хозяйственного начинания, проекта;- состояние окружающей среды и техногенной насыщенности территории на данный момент в предполагаемом районе размещения, включая варианты размещения;- виды, характер и степень воздействия на окружающую среду и совокупность реципиентов предполагаемых объектов в условиях освоения, строитлеьства, при пусковом и регламентном режимах эксплуатаци и при аварийных ситуациях; специальная оценка аарийности; вариантная проработка оценок экологического риска;- изменение состояния среды при условии осуществения рассматриваемых вариантов и составление вариантных прогнозов состояния природного комплекса; оценка возможных остаточных воздействий, долговременные экологические, социальные и экономические последсвия;- возможности предупреждения и уменьшения вредных воздействий на окружающую среду и здоровье населения; возможности и средсва ослабления последсвий.

Общим итогом ОВОС является официальное „Заявление о воздействии на окружающую среду”. Заявление выступает как самостоятельный документ, предназначенный для органов, принимающих решения о судьбе проектов. В нём выявляются и рекомендуются к утверждению те проектные решения, осуществение которых не представляет никакой угрозы для здоровья людей с учётом отдаленных последствий; не связано с производством экологически опасной продукции; не приведет к критическим изменениям в природной среде в период строительства, эксплуатации и ликвидации объекта.

Результаты ОВОС вместе с заявлением об экологических последсвиях являются важнейшими документами, рассматриваемыми при экологической экспертизе.

5.Требования к экспертам экологической экспертизы

Независимость и объективность экспертов — требования закона, обязательные как для государственной, так и общественной экспертизы. Компетентность Комплексный подход Результатом работы экспертной комиссии является заключение экологической экспертизы, в котором должна быть дана оценка:

— правильности принятых решений по примененной технологии, варианту размещения, планируемым природоохранным мероприятиям, организации экологического мониторинга;

— достаточности запланированных организационных мероприятий, финансовых и технических средств для ликвидации последствий возможных аварий;

— достаточности предусмотренных мер по обеспечению экологической безопасности общества и сохранению природного потенциала;

— допустимости воздействия и экологически обоснованной возможности реализации объекта экспертизы.Заключение подписывается всеми членами экспертной комиссии.

Заключение

Необходимо отметить, что возможности экологической экспертизы как инструмента влияния на принятие экологически значимых решений ограничены.. Поэтому экспертной комиссии в большинстве случаев остается лишь согласиться с готовым проектом или полностью отвергнуть его. Хотя существует возможность отправить проект на доработку

Список литературы

1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1998. – 455 с.

2. Цветкова Л.И., Алексеев М.И. и др. Учебник для технических вузов./ Под. ред. Л.И Цветковой. – М.: Изд-во АСВ; СПб.: Химиздат, 1999. – 488 с.

3. Ливчак И. Ф. , Воронов Ю. Ф. "Охрана окружающей среды". -М.: Колос , 1995 .

4. Шилов И.А.Экология. – М.:Высшая школа, 1997.

5. Джигирей В.С. Основи екології та охорони навколишнього природного середовища / В.С. Джигирей, В.М. Сторожук, Р.А. Яцюк. – Львів: Афіша, 2001. – 272 с.