Файл: Содержание Введение Анализ ансамбля Петергофа Заключение Список использованных источников Введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание

Введение……………………………………………..……………………..…3

1.Анализ ансамбля Петергофа………………………………………………..5

Заключение……………………………………………………….……….…16

Список использованных источников……………………………………...18

Введение

Петерго́ф (нидерл. Peterhof, «двор Петра») — дворцово-парковый ансамбль на южном берегу Финского залива в 29 км отСанкт-Петербурга. Находится на территории города Петергоф (с 1944 года по 1997 год — Петродворец). От него происходит название Петергофской дороги. Часть его находится в ведении Государственного музея-заповедника «Петергоф».

Петергоф включает в себя несколько дворцово-парковых ансамблей, формировавшихся на протяжении двух веков. Нижний парк, Верхний сад и Английский парк — ансамбли, получившие развитие в XVIII веке; Александрия, Колонистский парк, Луговой парк, Александровский парк, Сергиевка, Собственная дача Александра II — ансамбли XIX века.

В годы Великой Отечественной войны, находясь на территории, оккупированной фашистами, все парки Петергофа получили очень серьезные повреждения. Особенно пострадали Верхний сад и Нижний парк, система фонтанного водовода. Реставрационные работы, начатые в 1944 году, продолжаются до сих пор.

Важнейшую роль в создании регулярных парков Петергофа в 1714— 1728 годах сыграл приглашенный из Голландии садовый мастер Леонард ван Гарнихфельт. В Петергофе под его руководством трудились русские садоводы из подмосковных дворцовых сел — Коломенского и Измайловского и ученики петергофской садовой школы. Ближайшим помощником Гарнихфельта был Антон Борисов — один из выдающихся мастеров регулярного паркостроения. В первые годы количество рабочих было невелико (от трехсот до пятисот человек), но поcле заключения Ништадтского мира в 1721 году на строительство Петергофа были направлены полки петербургского гарнизона. Уже в ноябре 1721 года в Нижнем парке ежедневно работало более двух тысяч человек, а в 1722 — 1724 годах в отдельные дни число солдат на строительстве в Петергофе доходило до пяти тысяч. В связи с освобождением в 1725 году армейских полков от строительной повинности, с переходом на хозяйственную и подрядную системы ведения работ и особенно после переезда в
 1726 году императорского двора в Москву в Петергофе наступило затишье, тянувшееся около пяти лет. Из работ этого периода следует отметить сооружение при участии архитектора Т. Усова в западной части Марлинской перспективы фонтана «Ева» , симметричного фонтану «Адам» в восточной части Нижнего парка, а также фонтана перед Оранжереей.

Цель работы рассмотреть Ансамбль Петрографа.


  1. Анализ ансамбля Петергофа


Возникновение Петергофа (Петродворца) связано с окончательным утверждением России на берегах Балтийского моря в начале ХVIII века и с основанием приморской столицы — Санкт-Петербурга. Дорога вдоль берега Финского залива соединяла строившийся Петербург с возводившейся для его защиты военно-морской цитаделью (Кроншлотом — Кронштадтом). Почти все земли побережья были розданы сподвижникам Петра I. Ряд прибрежных мыз закрепили за дворцовым ведомством. На одной из них, расположенной почти на половине пути от Петербурга до Кронштадта, обычно останавливался Петр I, из-за чего она получила наименование Петергоф (Петров двор).

Первое упоминание о ней сохранилось в походном журнале Петра за 1705 год. В 1710 — 1711 годах на берегу залива, «при море и роще», был построен деревянный дворец, в котором часто останавливался Петр I, и иногда проводились приемы.

Когда в 1714 году по распоряжению Петра началось устройство парадной резиденции, за мызой, находившейся вблизи западной границы Нижнего парка, сохранилось только хозяйственное значение, а обветшавший дворец поддерживали ремонтами до 70-х годов ХVIII века.

Возведение в 1712 году Санкт-Петербурга в ранг столицы и одержанная в 1714 году победа при Гангуте, обеспечившая безопасность для россии на Балтике, по-новому определили судьбу Петергофа.

Восточнее мызы Петр I выбрал место для обширной летней парадной резиденции. Она по замыслу царя должна была своим художественным совершенством соперничать с лучшими загородными западноевропейскими дворцами и парками, которые он видел во время своих путешествий или о которых знал по описаниям и гравюрам


Глазом архитектора Петр увидел в поросшей чахлой лесной растительностью прибрежной полосе, ограниченной крутым береговым уступом, местность, удобную для устройства приморских регулярных садов и строительства дворцов.

Появление этого чуда стало возможным благодаря инициативе Петра I, который собственноручно разработал системы подачи воды. Великолепный парк начинается возле Большого Петергофского дворца, с Большого каскада, от которого прямо до Финского залива ведёт канал — своеобразная линия симметрии петергофского парка. Сам каскад и несколько других фонтанов Петергофа посвящены победе России в Северной войне — ключевому моменту в российской истории, сделавшему её Империей

Первоначально в Петергофе находилась императорская резиденция, но после Октябрьской революции все здания были превращены в музеи. Чёрной полосой в истории дворцово-паркового ансамбля является Вторая мировая война, во время которой он был почти полностью уничтожен вражеской артиллерией — лишь благодаря нечеловеческим усилиям сотрудников музея отсюда до оккупации удалось вывезти около восьми тысяч предметов дворцовых интерьеров и примерно 50 статуй, что, конечно же, являлось мизерной частью всех сокровищ Петергофа

Возрождаться ансамбль Петергофа начал после окончания войны и продолжает реставрироваться до сих пор. Нижний парк был открыт уже в 1945 году, через год были включены пережившие войну фонтаны, а ещё через год был заново воссоздан фонтан "Самсон", который был настолько прекрасен, что даже фашисты во время войны не смогли его уничтожить — забрали к себе на родину. Реставрация Большого Петергофского дворца была начата в 1952 году, а через 12 лет, 17 мая 1964 года, открылись первые залы воссозданного музея

Сегодня все дворцы Петергофа и все его парки являются частью государственного музея-заповедника "Петергоф"

Самым выдающимся сооружением петергофского ансамбля является Большой Петергофский дворец, гордо возвышающийся над ведущим к парковой зоне Большим каскадом. С XVIIIго по XX век дворец был летней резиденцией императорской семьи. Первое здание на этом месте начало строиться в 1714 году — строительство велось в стиле "петровского барокко" и было окончено к 1925 году, после чего дворец постепенно достроили в стиле "зрелого барокко". Под дворцом находится декоративный грот, о котором я напишу в конце  

Создавая дворцово-парковый ансамбль, не усту­пающий по своей роскоши Версалю, Петр I самую важную роль в оформлении комплекса отводил фон­танам. Для воплощения своих замыслов царь при­влек лучших архитекторов, мастеров фонтанного дела, инженеров и других специалистов из России и европейских стран.


Строительство фонтанов и усовершенствование фонтанной системы велись до середины XIX века. В результате в Нижнем парке сложился комплекс, насчитывающий более 150 фонтанов и 4 каскада, в Верхнем саду — 5 фонтанов и один каскад.

Тяжелый урон нанесли фонтанной системе Пе­тергофа годы оккупации в период Второй мировой войны. Почти все водоводы взорвали и засыпали землей, а уникальная скульптура была похищена. Восстановительные работы начались вскоре после освобождения Петергофа, и уже в 1946 году вновь забили первые фонтаны. Но точку в окончании ра­бот по возрождению фонтанного комплекса поста­вили только в августе 2000 года с запуском Льви­ного каскада.

Парковая зона Петергофа делится на Верхний и Нижний парки, на территории которых находится комплекс фонтанов, равного которому по красоте и численности нет больше нигде в мире.

Нижний парк занимает 102 с половиной гектара и подпитывается 22-километровым водоводом, берущим своё начало у подземных родников неподалёку от Ропши. Дворец от Нижнего парка отделяет уже упоминавшийся ранее Большой каскад. В его центре установлен фонтан Самсон, струя которого устремляется ввысь на 20 метров, а по обеим сторонам находятся Итальянский и Французский Большие фонтаны, позади которых высятся колоннады.

Канал, ведущий от Большого дворца к Финскому заливу, называется Морским и три года назад лишился прекрасных аллей голубых елей по обеим сторонам — на их месте планировалось посадить европейскую ель.

Верхний сад находится с другой стороны Большого дворца над естественным склоном, отделяющим Верхний сад от Нижнего парка. Сад занимает сравнительно небольшую площадь (если сравнивать с Нижним парком) и представляет собой прямоугольник, обнесённый с трёх сторон оградой, созданной Бартоломео Растрелли в XVIII столетии

Главной особенностью Верхнего сада Петергофа является его идеальная симметрия, а вода из пяти его фонтанов подпитывает Большой каскад. Фонтаны также расположены симметрично — по центру находятся "Нептун", "Межеумный" и "Дубовый", остальные два фонтана установлены напротив боковых флигелей Петродворца. Доминанта Верхнего парка — фонтан "Нептун", украшенный множеством средневековых скульптур

Ещё одним украшением Верхнего парка являются установленные в 1757 году четыре мраморные скульптуры итальянца Джованни Бонацца — "Зефир", "Помона", "Флора" и "Вертумн"

Фонтан "Нептун" украшен трёхъярусной скульптурной группой, над которой возвышается, собственно, сам морской владыка с неизменным трезубцем в руке. Из расположенных с четырёх боков пьедестала масок морских чудищ бьют водные струи


По обе стороны от основания сидят олицетворяющие речные воды нимфы с вёслами в руках, а сам пьедестал украшен множеством барельефов, кораллов и других деталей из свинца, а также фигурами мальчика и девочки, сделанными из бронзы. Также Нептуна "защищают" всадники на морских лошадях с крыльями (гиппокампах), которые погоняют дельфинов. Кроме постамента, дельфины есть и в самом бассейне фонтана — 8 симметрично расположенных фигур

На южном борту бассейна находится небольшой трёхступенчатый каскад, над которым установлена бронзовая статуя Аполлона Бельведерского вместо старой деформированной свинцовой статуи "Зима". Только вот и Нептун, и Аполлон появились здесь позже — вначале, в 1736 году, в центре бассейна была установлена созданная Растрелли "Телега Нептунова" из свинца, но позже она обветшала и в 1798 году была заменена созданной в Нюрнберге задолго до этого (ещё в XVII столетии) скульптурной композицией "Нептун", которая дожила до наших дней. Так что петергофский "Нептун" имеет ещё и германскую веху в своей истории

Кратко остановиться на той части истории "Нептуна", которая касается Германии. Создание фонтанной группы пришлось на тот период, когда в Германии воздвигались сотни великолепных памятников, украшающих площади и рынки городов как знак расцвета империи. Вот и Нюрнберг также решил создать нечто выдающееся, чтобы украсить городской рынок. Решено было приурочить фонтан знаковому для Германии событию — Вестфальскому миру, положившему конец изнурительной Тринадцатилетней войне, поэтому для его создания были привлечены лучшие мастера империи. Кстати, нимфы на самом деле олицетворяли не безымянные, а вполне конкретные реки — Регниц и Пегниц, а на цоколе пьедестала Нептуна до сих пор красуются гербы Нюрнберга, его ратуши и двуглавый орёл канцлера. Всего для придания целостности этой выдающейся скульптурной композиции было создано 27 фигур

"Лучшие времена" для нюрнбергского "Нептуна" пришли лишь через 130 лет, в 1780х годах, но не в виде дополнительных средств на переоборудование… Наоборот, за счёт ненужного городу фонтана местные власти решили пополнить бюджет, поэтому предложили будущему русскому царю Павлу, очень кстати заехавшему сюда во время своей поездки по Западной Европе, купить у них "Нептуна" Властям Нюрнберга повезло — Павел решил показать им, насколько богато его государство и без раздумий купил фонтанную группу за бешеные по тем временам деньги — 30 000 рублей. На радостях нюрнбергцы заявили, что сами доставят скульптурную композицию в Россию)