Файл: Содержание Введение Анализ ансамбля Петергофа Заключение Список использованных источников Введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


К этому времени для замены петергофской "Телеги Нептуновой" был отлит бронзовый "Нептун и Тритоны", но установить его не успели — с этим связана ещё одна интересная история. Как раз в этот момент царь решил, что нюрнбергский "Нептун" как нельзя лучше подходит для Петергофа как по масштабам, так и по величию, только вот поставить он его хотел не в Верхнем парке, а в Нижнем. Там бы его и установили, если бы не оказалось что бассейн, питавший фонтан "Кит", вместо которого планировалось водрузить нюрнбергскую группу, не в состоянии обеспечить потребности "Нептуна" в воде. Поэтому было принято решение заменить им "Телегу Нептунову", для чего пришлось сделать новый пьедестал из гранита и значительно подкорректировать водопроводную систему. В результате в 1799 году коллекция Петергофа пополнилась ещё одним выдающимся фонтаном)

"Нептун" будто бы специально создавался для того, чтобы быть установленным в Петергофе — настолько органично он вписался в ансамбль Верхнего сада. В XIX веке немцы поняли, какое сокровище продали России и пытались вернуть своё наследие обратно, но безрезультатно — результатом многолетних переговоров стало лишь то, что в апреле 1896 года немецкому скульптору позволили изготовить гипсовые слепки с "Нептуна". Во время Второй мировой войны фашисты разобрали фонтанную группу и отправили в Германию, но в декабре 1947 года её вернули в Петергоф. Прошло ещё 9 лет, пока струи "Нептуна" не полились вновь — за это время была воссоздана уничтоженная гитлеровцами статуя Аполлона, а "Нептун" вернулся на "законный" пьедестал

Таким образом, сегодня в центре Верхнего парка Петергофа высится окружённый четырьмя фонтанирующими маскаронами гордый морской владыка на высоком постаменте — его прекрасно видно из любой точки Верхнего сада и из всех окон дворца

Южнее "Нептуна", у самого входа в Верхний парк, находится круглый бассейн с бронзовым драконом в центре, из пасти которого вверх вырывается струя воды. Дракона окружают четыре дельфина, спокойно брызгающие струйками

Первоначально, в 1738 году, в этом бассейне была установлена свинцовая "Андромеда" — с этого момента на её месте побывало ещё несколько скульптур, пока, в конце концов, здесь не установили бронзового дракона с крыльями. Вот почему в конце XVIII столетии фонтан был назван "Межеумный", то есть "неопределённый"


В начале XIX столетия в фонтане вместо дракона поместили дельфиноподобную фигуру "Стерлядка", но после 1857 года о ней больше нигде не упоминалось

"Стерлядка" тоже долго не простояла — в 1929 году в центре бассейна установили чугунную вазу из Дубового бассейна. Специальная внутренняя отделка этой вазы делала напор струи непостоянным — она то поднималась, то опускалась

Дракон вернулся на место лишь в 1958 году, но уже не тот, что раньше — дельфинов и дракона отлили заново по немногим материалам, дошедшим до нас

Ещё южнее, у самого входа в Верхний парк, посреди другого круглого бассейна находится шестиугольная звезда с дельфинами по краям, в центре которой стоит позолоченый мраморный "Мальчик с маской"

Этот фонтан также первоначально выглядел по-другому — в 1734 году здесь был установлен свинцовый "Дуб" Растрелли, окружённый тремя драконами и шестью дельфинами, но через 12 лет его демонтировали и более чем через полвека, в 1802 году, установили в Нижнем парке Петергофа. Скорее всего, демонтаж был связан с проведением в те времена ежегодных окроплений знамён петергофских полков "святой водой" в присутствии императрицы — для этого в бассейне настилался помост, чему, по всей видимости, и мешал возвышающийся по центру "Дуб"

Но к тому времени за фонтаном закрепилось уже название "Дубовый", несмотря даже на то, что "Дуба" там больше не было. В 1768 году дельфины окружали уже "Рог изобилия", вырезанный из дерева, а в 1857 году его сняли по причине ветхости, и долгое время на этом месте оставалась лишь обычная насадка для фонтана, без всяких прикрас. В 1929 году в центре бассейна был установлен "Мальчик с маской", украшающий фонтан и поныне — его удалось сохранить, во многом благодаря реставрации 1970 года

Старейшими водоёмами Верхнего парка Петергофа являются Квадратные пруды, вырытые в 1719 году для обеспечения Нижнего парка водой. Через полвека, в 1773 году в их центре решили установить скульптурные группы, окружённые свинцовыми дельфинами, но вскоре они обветшали и были демонтированы, а на их месте установили обычные вертикальные струи — лишь в 1956 году фонтанам был возвращён прежний облик

Ансамбль Нижнего парка Петергофа принёс ему мировую известность — именно на его территории находятся самые выдающиеся скульптуры, фонтаны и архитектурные памятники музея-заповедника

Прообразом для Нижнего парка Петергофа послужило оформление Версаля — вот откуда строгая симметрия, характерная форма деревьев и кустарников, множество скульптур и павильонов. На фото — ваза, расположенная на Марлинской аллее Нижнего парка


Вообще своим внешним видом и общей структурой Петергоф обязан самому Петру Первому, чьи наброски послужили основой для составления Генерального плана резиденции. В память об основателе Петергофа в Монплезирском саду около самого любимого дворца царя каждую весну расцветают удивительные тюльпаны разных цветов

Композиционным центром Петергофа является возвышающийся на 16-метровом уступе Большой Петергофский дворец, от которого к Финскому заливу двухкилометровой лентой вытянулся Нижний парк

Морской канал является осью симметрии Нижнего парка — он делит его на восточную и западную части. Обе стороны канала оформлены цветниками, от которых веером расходятся четыре аллеи — восточные ведут ко дворцу Монплезир, а по западным можно дойти до павильона Эрмитаж. В Нижнем парке есть и ещё одна система аллей, берущая своё начало у западной оконечности парка, около дворца Марли — здесь начинается три аллеи, пересекающие парк с запада на восток

Нижний парк располагает несколькими самодостаточными архитектурно-парковыми ансамблями со своими дворцами и фонтанами. В центре главного ансамбля находится Большой дворец с каскадом, центрами остальных ансамблей являются "Большая оранжерея", дворцы Монплезир и Марли. Ниже на фото — как раз та самая Большая оранжерея, построенная в 1722—1725 годах по проекту Браунштейна и Земцова

Парк засажен деревьями, завезёнными из разных точек России и из-за рубежа, а для разбивки цветников приглашались лучшие из мастеров. За парками Петергофа хорошо ухаживали, поэтому сегодня здесь можно прогуляться по настоящим паркам XVIII столетия и полюбоваться цветниками, украшенными в стиле того времени

После Великой Отечественной войны Нижний парк пришлось буквально воссоздавать по крупицам. После войны здесь заново высадили деревья, восстановили цветники и другие элементы парка, но реставрация длится до сих пор

Разнообразие парковых закоулков оставляет впечатление многогранности и непохожести одного места на другое, создаётся этот эффект благодаря огромному количеству деревьев и цветов разных видов

Но всемирную известность Нижнему парку Петергофа принесли не деревья и цветы, а именно его уникальные и многочисленные фонтаны

Большой дворец — это сердце парадного ансам­бля Петергофа, он является самым монументальным и репрезентативным его сооружением. На протяже­нии нескольких столетий в летнее время он выполнял представительские функции российских императоров и императриц. Весь комплекс дворцово-паркового ан­самбля можно условно поделить на три крупные части, органично между собой связанные, — Большой дво­рец, Верхний сад и Нижний парк.


В облике Большого дворца отразились все этапы истории его строительства. От пет­ровского периода сохранилось несколько элементов отделки в Центральном зале. В первую очередь, это Дубовая лестница и Дубовый кабинет с настенными дубовыми резными филенками мастера Н. Пино. Ме­бель кабинета — шкаф-бюро, стулья и крес­ла — типична для первой трети XVIII века. Здесь можно увидеть зеркала, чернильницу, шандал, походные часы, английскую сферу- глобус — подлинные предметы 1720-х годов.

В период царствования Елизаветы Пет­ровны дворец перестроил непревзойден­ный мастер барокко Ф.Б. Растрелли. Созданные им северная парадная анфила­да, названная золотой, Парадная лестница и Танцевальный зал, украшенные золоченой резьбой, восстановленной в послевоенный период, а также зеркалами, живописными плафонами и шелками, ос­лепляют роскошью и являются художественным воп­лощением идеи власти и могущества.

Чесменский зал, оформленный в царствование Екатерины II двенадцатью картинами, стал памятни­ком русской морской славы. Полотна на тему Рус­ско-турецкой войны 1768—1774 годов написаны по заказу императрицы известным европейским ху­дожником Ф. Гаккертом.

Самый большой зал дворца — Тронный зал. Его площадь — 342 квадратных метра, а высота поч­ти равна ширине. Важнейшим элементом Тронного зала также является живопись. Это портреты Пет­ра I, Екатерины I, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и родственников Петра I.

Белый столовый зал предназначался для торжест­венных обедов. В центре его огромный стол, покры­тый белой скатертью и сервированный на тридцать персон фаянсовым сервизом работы знаменитого ан­глийского мастера Д. Веджвуда.

Куропаточная гостиная получила свое название благодаря обивочной ткани: на серебристо-голубом фоне среди зеленовато-золотисто-коричневых сти­лизованных растений выткано 44 куропатки. Созда-тель ткани — Ф. Аассаль, известный французский художник середины XVIII века. После Великой Отечественной войны сгоревшая обивка восстанов­лена реставраторами.

Гостиные, будуары, опочивальни, столовые дворца обставлены первоклассной старинной мебелью, худо­жественными изделиями из фарфора, бронзы, стекла и хрусталя.

Заключение

Одним из прекрасных исторических мест в окрестностях Питера является Петергоф. Здесь Петр I построил загородную резиденцию, которая по своей красоте и величию не уступала французскому Версалю. Идея строительства возникла у императора в 1714 году. Исходя из рисунков и документов, которые сохранились с тех времен, историки сделали вывод, что общая концепция плана резиденции принадлежит Петру I. Кроме этого императору принадлежит детальный план строительства некоторых архитектурных элементов и фонтанных групп.


Сооружение ансамбля велось достаточно быстро и уже в 1723 году дворцово-парковый комплекс был в основном завершен. Название «Петергоф» в переводе с немецкого означает «двор Петра». В настоящее время Петергоф называют городом фонтанов. Их разнообразие, уникальность и оригинальность на протяжении многих столетий вызывает восторг у посетителей.

Ансамбль находится на побережье Балтийского моря, со стороны которого открывается красивейшая панорама. На террасе, высота которой 16 метров, возвышается главный дворец резиденции – Большой дворец. Склон этой террасы занимает фонтан «Большой каскад». Это самый грандиозный фонтан Петергофа. Золотые скульптуры сверкают на солнце, струи воды отливают серебром. Это целый фонтанный комплекс, сердцем которого является фонтан «Самсон», который выбрасывает ввысь мощную струю воды. Стекая по террасе, вода попадает в залив по Морскому каналу. Ансамбль Большого каскада прекрасно вписался в общий архитектурный стиль Петергофа. Ежегодно в сентябре здесь проводится праздник фонтанов. Только в этот день они освещаются фонарями, под светом которых играют брызги воды и переливаются статуи.

Петергоф - это известное во многих и многих странах мира название приморской резиденции российских императоров XVIII-XIX веков - более всего символизирует эпоху Петра Великого. Ансамбль дворцов, фонтанов и декоративной скульптуры Нижнего парка и Верхнего сада Петергофа воплотил энергию и творческую силу России, которую державный гений Петр I вывел на новую орбиту исторического взлета.

Точка отчета петергофской хронологии со всей определенностью зафиксирована в "Походном журнале" Петра I. 13 сентября 1705 года было записано, что небольшое судно "Мункер" пришвартовалось вблизи старой мызы, которую Петр избрал местом отдыха во время морских прогулок и которой дал свое имя. В мае 1714 года рядом с мызой начались обширные работы по строительству парадной резиденции. 15 августа 1723 года Петр I отметил завершение работ пышным праздником, торжественно открыв Большой каскад и 16 фонтанов. Красота приморской резиденции поразила иноземных гостей, дипломатов и весь Петербург того времени.

В последующие столетия комплекс петергофских парков, дворцов и фонтанов расширялся и обогощался, оставаясь местом официальных праздников и приемов русского императорского двора.

Дворцово-парковый ансамбль Петергофа принадлежит к тем избранным произведениям искусства всех времен и народов, которые достойны единственного определения - чудо света. Более двух столетий, из года в год, с начала лета и до самой осени, дворцы, фонтаны и парки петергофа предстают великолепным зрелищем, где с подлинным триумфом достигнут союз архитектуры, ландшафтного искусства и скульптуры. каждая деталь, любая часть или фрагмент ансамбля Петергофа - выдающееся творение первоклассных мастеров Европы и России, по красоте и мощи художественного воздействия сравнимые с лучшими произведениями мирового искусства.