Файл: Влияние природных и социальных факторов на здоровье населения при чс. Принципы ликвидации чс. Организационная структура и функциональные обязанности медицинских подразделений, участвующих в ликвидации чс актуальность темы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 6
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТЕМА 1:ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ. ВЛИЯНИЕ ПРИРОДНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ НА ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ЧС. ПРИНЦИПЫ ЛИКВИДАЦИИ ЧС. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ МЕДИЦИНСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ, УЧАСТВУЮЩИХ В ЛИКВИДАЦИИ ЧС
Актуальность темы
В настоящее время существует высокий риск возникновения чрезвычайной ситуации (ЧС) различного характера. Чрезвычайная ситуация – обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате катастрофы, аварии, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде и нарушение условий жизнедеятельности людей. Тяжесть ЧС имеет тенденцию к увеличению: растет ущерб, остаются значительными санитарные и безвозвратные потери населения, наносится непоправимый вред природной среде. Для катастроф, вызванных силами природы или техногенной деятельностью человека характерна непредсказуемость возникновения, как по месту, так и по времени. Меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций (ЧС) в мирное и военное время, а в случае их возникновения – по ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению защиты населения, территорий и окружающей среды, уменьшению материальных потерь, занимают важное место в работе специалистов фармацевтического профиля.
Цели обучения:
Общая цель - уметь определять поражающие факторы ЧС и их влияние на здоровье человека, задачи санитарно-гигиенического обеспечения при ЧС.
Конкретные цели: | Цели исходного уровня знаний-умений: |
УМЕТЬ: | |
|
|
Задания для проверки исходного уровня знаний-умений
1. С целью профилактики микробной контаминации в асептическом блоке аптеки проведено обеззараживание воздуха. Какой метод оценки эффективности санации воздуха используется в данном случае?
-
Химический -
Описательный -
Бактериологический -
Биохимический -
Экспериментальный
2. В помещении учебного центра необходимо оценить условия труда работников. Какой метод исследования для оценки воздушной среды будет использован в данном случае?
-
Биологический -
Физико-химический -
Биохимический -
Экспериментальный -
Статистический
3. После употребления воды из колодца у ряда жителей населенного пункта появились диспепсические расстройства. Какие исследования необходимо провести для оценки качества воды?
-
Бактериологические -
Органолептические -
Физические -
Вирусологические -
Гельминтологические
4. У 20 солдат срочной воинской службы выявлены признаки С-авитаминоза. Какие рекомендации по его профилактике должен дать врач?
-
Употребление свежих овощей, фруктов -
Соблюдать режим питания солдат -
Создать оптимальные условия приема пищи -
Увеличить потребление мяса рационе -
Включить в рацион молочные продукты
5. В городе А. выявлен рост инфекционной заболеваемости. Какой наиболее вероятный фактор окружающей среды является причиной данной ситуации?
-
Химический -
Физический -
Микробиологичекий -
Психологический -
Санитарный
Эталоны ответов: 1 - С, 2 –В, 3 - А, 4 - А, 5 – С.
Источники информации:
1. Большаков, А. М. Общая гигиена: учебник / А. М. Большаков. – [3-е изд., перераб. и доп.]. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2016. – 432 с. – ISBN 978-5-9704-3687-5. – Текст : электронный // ЭБС "Консультант студента" : [сайт]. – URL: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970436875.html. – Режим доступа : по подписке.
2. Гигиена / П. И. Мельниченко, В. И. Архангельский, Т. А. Козлова [и др.]. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 656 с. – ISBN 978-5-9704-3083-5. – Текст : электронный // ЭБС "Консультант студента" : [сайт]. – URL: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970430835.html . – Режим доступа : по подписке.
3. Кича, Д. И. Общая гигиена. Руководство к лабораторным занятиям [Электронный
ресурс] : учебное пособие / Д. И. Кича, Н. А. Дрожжина, А. В. Фомина. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 288 с. – ISBN 978-5-9704-3430-7. – Текст : электронный // ЭБС "Консультант студента" : [сайт]. – URL : https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970434307.html. – Режим доступа : по подписке.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ СООТВЕТСТВЕННО ЦЕЛЯМ:
Теоретические вопросы:
-
Гигиена экстремальных условий, как один из разделов гигиены. -
Чрезвычайная ситуация: понятие, классификация, общая характеристика. -
Поражающие факторы чрезвычайной ситуации, особенности их влияния на здоровье населения. -
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее задачи и организационная структура. -
Санитарно-гигиеническое обеспечение в период ЧС, обязанности медицинских подразделений, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Граф логической структуры темы (приложение 1.1).
Источники информации:
Основная литература:
1. Архангельский, В. И. Руководство к практическим занятиям по военной гигиене [Электронный ресурс]: учебное пособие/ В. И. Архангельский, О. В. Бабенко. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 432 с. – ISBN 978-5-9704-3490-1. – Текст : электронный // ЭБС "Консультант студента":[сайт].–URL: ttps:// www.studentlibrary.ru/book/ ISBN 9785970434901.html. – Режим доступа: по подписке.
Дополнительная литература:
1. Беляков, В. Д. Военная гигиена и эпидемиология : учебное пособие / В. Д. Беляков, Е. Г. Жук. – Москва: Медицина, 1988. – 320 с. – Текст: непосредственный.
2.Чрезвычайные ситуации медико-биологического характера [Текст] / Романенко Т.А., Черкесов В.В., Скрипка Л.В. [и др.]. – Донецк, 2020. – 80 с.
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
-
Электронный каталог WEB-OPAC Библиотеки ГОО ВПО ДОННМУ ИМ. М. ГОРЬКОГО http://katalog.dnmu.ru -
ЭБС «Консультант студента» http://www.studmedlib.ru/ -
Научная электронная библиотека (НЭБ) eLibrary http://elibrary.ru -
Информационно-образовательная среда ГОО ВПО ДОННМУ ИМ. М. ГОРЬКОГО http://distance.dnmu.ru
Ориентировочная основа деЙСТВИЯ (оОд)
Тактический алгоритм «Характеристика чрезвычайных ситуаций и их факторов. Принципы ликвидации ЧС. Организационная структура и функциональные обязанности медицинских подразделений, участвующих в ликвидации ЧС» (приложение 1.2).
НАБОР ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ДОСТИЖЕНИЯ КОНКРЕТНЫХ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ
1. В городе N произошла тектоническая катастрофа. Что, по классификации ВОЗ относится к данному виду катастроф?
-
Бури, морозы, необычайная жара, засухи и т.п. -
Ураганы, смерчи, циклоны, бураны -
Снежные лавины, наводнения, снежные заносы и др. -
Землетрясения, извержения вулканов -
Пожары, кораблекрушения и ж/д катастрофы
2. Радиационные последствия аварии ограничились территорией АЭС, произошло облучение персонала и загрязнение нескольких зданий и сооружений АЭС до уровней, выше предусмотренных при нормальной эксплуатации. Как классифицируется эта авария по масштабам?
-
Местные -
Общие -
Крупные -
Трансграничные -
Локальные
3. Ликвидация медико-санитарных последствий ЧС является государственной задачей. Какая служба отвечает за это?
-
Служба охраны общественного порядка -
Служба медицины катастроф -
Транспортная служба -
Служба экологической безопасности -
Государственная спасательная служба
4. На территории, пострадавшей от землетрясения, специализированные подразделения
осуществляют санитарный надзор за организацией питания и водоснабжения населения и подразделений МЧС. К какой группе, из указанных, относится данное мероприятие?
-
Лечебно-профилактические -
Медицинского снабжения -
Медицинского обслуживания -
Санитарно-гигиенические -
Противоэпидемические
5. При выборе участка для размещения людей в полевых условиях проводится
медицинская разведка. К какой группе, из указанных, относится данное мероприятие?
-
Лечебно-профилактические -
Медицинского снабжения -
Медицинского обслуживания -
Санитарно-гигиенические -
Противоэпидемические
Эталоны ответов: 1-D, 2-А, 3-В, 4-D, 5-Е .
Краткие методические указания к работе на практическом занятии
Вначале занятия проводится оценка и коррекция теоретической подготовки студентов к занятию путем устного или письменного опроса.
Основной этап занятия: каждый студент самостоятельно выполняет индивидуальное задание - решает ситуационные задачи, отвечая на поставленные вопросы по характеристике чрезвычайной ситуации, определению поражающих факторов ЧС и основных задач санитарно-гигиенического обеспечения.
При выполнении задания рекомендуется использовать лекционный материал, учебники. Результаты самостоятельной работы оформляются в виде протокола. Обсуждаются результаты самостоятельной работы студентов, проводится их анализ и коррекция.
В конце занятия проводится тестовый контроль, включающий тесты формата А,
нацеленные на проверку достижения целей занятия, и подводятся итоги.
Приложение 1.1
Граф логической структуры темы
КЛАССИФИКАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ. ВЛИЯНИЕ ПРИРОДНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ НА ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ. ПРИНЦИПЫ ЛИКВИДАЦИИ ЧС. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ МЕДИЦИНСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ, УЧАСТВУЮЩИХ В ЛИКВИДАЦИИ ЧС
Чрезвычайные ситуации (ЧС)
По месту возникновения
Мирного военного времени
Классификации
По масштабу
По причине возникновения