Файл: Привитие интереса к географии через нестандартные формы обучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Привитие интереса к географии через нестандартные формы обучения

  • Ильюшенко Тамара Александровнаучитель географии

Разделы: География

Замечательный советский учёный В.А.Сухомлинский писал: “Страшная опасность – безделье за партой, безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни мастерская – ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере-мысли, т.е. на уроке”

Нет смысла доказывать правоту этих слов. Обязанность учителя на каждом уроке организовать деятельность ученика, создать условия для его развития.

Один из факторов активизации учебной познавательной деятельности учащихся – разнообразие форм организации обучения. Нетрадиционные организационные формы оживляют процесс обучения географии, способствуют повышению качества знаний, умений и навыков, развитию личности учащихся.

Формы нестандартных уроков разнообразны – это уроки-ярмарки в 8-10-х классах, пресс-конференции и “телемосты”, уроки-соревнования, уроки по внеклассному чтению, игры на местности и т.п.

Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти задачи обостряет мыслительную деятельность играющих. Для ребёнка – игра, прежде всего, увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже “слабым” ученикам. Игра – одно из древнейших средств воспитания и обучения детей. Игры в сочетании с другими методическими приёмами и формами повышают эффективность преподавания географии. Они могут быть проведены на уроках, в кружках, семинарах, их можно предложить в качестве домашнего задания. Игры в зависимости от целей, содержания, места в учебном процессе, занимают время от 5-10 минут до 45 минут. Как показывает опыт, проведение игр свыше 45 минут отрицательно сказывается на интересе к игровой и познавательной деятельности; снижается интерес, появляется утомление. Эффективность проведения игр зависит от соблюдения ряда условий:

а/ чётко продуманной цели игры,
б/ осуществление мотивации игровой деятельности,
в/ чёткой организации подготовки, проведения игры и подведения итогов,
г/сочетание самостоятельной групповой, индивидуальной или фронтальной работы в процессе игры,

д/ осуществления постановки познавательных и проблемных вопросов в процессе игры,
е/ организации дискуссии.

В курсе географии 7-го класса при обобщающем повторении я разработала несколько уроков-игр.

Урок обобщающего повторения по теме:

АФРИКА”

Вступительное слово учителя, где сообщаются цели, задачи, план урока.

Урок проходит по этапам.

Каждый ряд в классе представляют собой команду, в каждой команде выбирается капитан.

Первый этап– кроссворд.

Капитаны команд выходят к доске и решают кроссворды, заранее приготовленные на доске (5-7 минут). Учитель в это время работает с классом, проводит разминку. Для разминки ученикам предлагается ответить на вопросы учителя.

Второй этап– разминка.

а/ почему в Восточной Африке часты землетрясения и извержения вулканов?
б/ почему на материке Африка нет высоких гор и протяжённых горных хребтов?
в/ с помощью каких карт и как вы можете доказать, что формирование рельефа материка продолжается и в настоящее время?
г/ почему в Африке уменьшилась площадь лесов и увеличилась площадь тропических пустынь и саванн.

Третий этап– работа с картой. Знаешь ли ты карту?

На доске для каждой команды вывешивается контур материка Африка. На первой парте каждого ряда лежат таблички с названием географического объекта материка. Ребята по очереди берут табличку и укрепляют её на контуре.

Четвёртый этап. Где такой климат?

На доске данные различных климатических поясов материка, температура января, температура июля, кол-во осадков, преобладающие воздушные массы. Ученики по этим данным должны назвать климатический пояс.

Пятый этап. Географические чемпионы.

Ребята называют “чемпионов” материка – всё самое большое, высокое, длинное и т.д.

Шестой этап. Путешественники.

На доске вывешиваются таблички с именами великих путешественников, которые известны учащимся из курса географии и по внеклассной работе. Задание – оставить на доске только те таблички, на которых указаны имена учёных, путешественников, которые изучали или открыли Африку.

Лазарев, Д. Кук, Васко да Гама, Елисеев, Юнкер, Ливингстон, Вавилов, Магеллан.

Седьмой этап. Занимательный текст.

Судя по всему, нас выбросило на африканский берег... Наши корабли, сделанные из гигантского дерева вельвичия, были разбиты. Мы решили отправиться в глубь материка в поисках пищи и воды...

Местность представляла собой саванну, которая кишела животными.
Вдали виднелось стадо антилоп, мелькали длинные шеи жирафов и их родственников – окапи; однажды путь нам пересекли несколько карликовых бегемотов, а вдали послышался львиный рёв. Из растительности изредка попадались баобабы, удивлявшие своими размерами. Мы достигли притока Замбези, местные жители, арабы, помогли нам переправиться на каяках. Примерно на 45 градусах южной широты саванна превратилась в редколесье. Когда третья неделя была на исходе, мы подошли к реке Замбези. Мы искупались в местечке Сонгве /местное название водопада Виктория, как назвали его местные нилоты /. Вода была тихая и прозрачная, течение не ощущалось...

Учащимся предлагается задача – найти географические ошибки в тексте и исправить их.

Обычно на такие уроки я приглашаю и родителей. Такая форма урока ребятам очень нравится.

В заключение хочется сказать, что в отличие от традиционных уроков, уроки нетрадиционные, с использованием игры, дают возможность организовать общение и выстраивать его так, чтобы оно приносило удовлетворение, вызывало интерес, делало обучение успешным.

Приемы изучения географической номенклатуры в рамках подготовки к ЕГЭ

  • Волкова Елена Владимировназаместитель директора по воспитательной работе, учитель географии

Разделы: География

Одной из частей структуры обязательного минимума содержания курса географии является географическая номенклатура.

Географическая номенклатура - язык географии. Ученик должен ориентироваться в географической номенклатуре в объеме школьной программы.

Большое значение приобретает знание номенклатуры при введении ЕГЭ как формы итогового контроля знаний учащихся. С 2009 года запланирован перевод ЕГЭ в “штатный режим”. Следовательно, учителя географии, обязаны при контроле знаний, умений и навыков ориентироваться на задания ЕГЭ.

Анализ заданий демонстрационных материалов за 2005 - 2009 годы показал, что из 31 задания части А 12 заданий связаны со знанием географической номенклатуры, а в части В – это 4 задания. В связи с этим в Методическом письме МО РФ “Об использовании результатов Единого государственного экзамена 2006 года в преподавании географии в средней школе” наряду с другими вопросами большое внимание уделено работе с номенклатурой.

Исходя из представленных данных, считаю необходимым остановиться на теме “Приемы изучения географической номенклатуры в рамках подготовки к ЕГЭ”.


Среди средств обучения географии одно из ведущих мест занимают карты. “География и географическая карта связаны между собой неразрывно.Едва ли будет преувеличением, если мы скажем, что без карты нет и не может быть географии” (А.А. Половинкин).

Анализ методической литературы показал, что авторы уделяют большое внимание проблеме формирования умений работать с картами. Однако, частному вопросу – работе с географической номенклатурой должного внимания не уделено.

Наиболее подробно о работе с географической номенклатурой пишут О.В. Крылова [3].

Так, О.В. Крылова говорит о том, что для ребенка слово существует как услышанное, увиденное, им самим произнесенное. Следовательно, уже на этапе знакомства с новым географическим названием учащийся должен и услышать его четкое и правильное произношение учителем, и увидеть написание на географической карте, на доске или в учебнике, и наконец, написать его и произнести.

Название объекта конкретизируется в образе объекта на карте. Однако, найдя на карте географический объект, учащиеся чаще всего лишь зрительно, механически запоминают его местонахождение. Показывая объект, учащийся должен уметь элементарно объяснить, где он находится. Таким образом, мобилизуется и зрительная, и слуховая, и мускульная память ребенка, формируется знание номенклатуры.

При систематической работе с картой учащиеся непроизвольно запоминают образ изучаемой территории. Задача учителя – помочь осознать результат этой работы, т.е. помочь осознать это знание. Изучая тот или иной материк, полезно предлагать вниманию учащихся короткие тренировочные диктанты по отдельным темам курсов. Сначала такая работа может проводиться устно. Например, “Представьте себе мысленный образ карты и ответьте на вопрос: Какую часть Африки омывает Средиземное море?” Вопросы, предлагаемые ученикам, заставляют их представлять образ карты, что формирует картографическую память и культуру.

Постепенно число вопросов увеличивается, а содержание усложняется.

Четко прописаны приемы изучения географической номенклатуры вМетодическом письме Министерства образования РФ “Об использовании результатов Единого государственного экзамена 2006 года в преподавании географии в средней школе”. В Письме предлагают применять следующие приемы запоминания географической номенклатуры:


  1. Работа с топонимической историей объекта – знакомство с историей названия.

  2. Представление учащимся информационной справки об открытии.

  3. Организация работы учащимися по выявлению взаимосвязей объекта с хозяйственной деятельностью человека, определение роли данного объекта в экономике населения данной территории.

  4. Расстановка акцентов на эстетику восприятия данного объекта.

  5. Использование описания экологической ситуации, связанной с называемым объектом.

  6. Использование: пословиц, поговорок, цитат, афоризмов, сказок, легенд, фрагментов песенных, музыкальных произведений и т.д.

7. Использование приема ассоциаций с объектом, с его названием;

8. Использование специальных компьютерных программ;

9. Активное создание учениками контурных карт

В своей практике использую различные приемы работы с географической номенклатурой, представленные в теоретической части работы.

Представление любого объекта номенклатуры всегда начинается споказа объекта учителем. Особенно эта работа важна в 6-м классе, так как учащиеся знакомятся не только с географическими названиями, но и правилами показа (особенности показа площадных объектов, рек, и др.). Очень важной работой является обучение характеристике географического положения объекта (в учебнике Герасимовой “География. 6-й класс” даны планы характеристики ГП моря, реки, гор). Поэтому провожу ряд устных характеристик, затем учащиеся письменно выполняют данные практические работы.

Использование топонимической истории территории вызывает интерес у детей. Примером использования истории названий может служить урок“Северная Америка: ФГП, история исследования”. Задания группам:

1 группа 1. охарактеризовать береговую линию СЗ побережья материка, нанести на к/к .

2. Почему на карте СЗ побережья много русских имен?

2 группа 1. Охарактеризовать береговую линию северного и восточного побережий материка, нанести на к/к. 2. Как переводится название полуострова “Нююфаундленд”?

3. Почему на севере и востоке преобладают английские названия?

3 группа 1. Охарактеризовать береговую линию юго- восточного побережья материка, нанесите на к/к. 2. Почему на карте ЮВ побережья преобладают испанские названия?

В процессе групповой работы и общего обсуждения учащиеся приходят к выводу, что современные названия неразрывно связаны с историей заселения и исследования территории. Большую помощь в организации работы с топонимами оказывает книга Э.Вартаньяна “История с географией”.