Файл: Задание проверяется преподавателем. Для получения оценки загрузите свою работу в систему. Максимальный балл за задание 25 баллов. Цель.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 209
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое задание 3
Задание проверяется преподавателем. Для получения оценки загрузите свою работу в систему. Максимальный балл за задание 25 баллов.
Цель: сформировать умение проводить дифференциальную диагностику нарушений письма и чтения, формулировать логопедические заключения; определять направления и подбирать средства коррекционно-развивающей работы при различных нарушениях письменной речи.
З адание 1. Проанализируйте примеры письменных работ, найдите специфические ошибки, определите вид/виды дисграфии и сформулируйте логопедические
Ошибки | Вид дисграфии | |
В работе допускается большое число пропусков букв в словах и не дописывание слов до конца (дедушка-дедука, держит-держи, верный-веный и т.п) | Дисграфия на почве языкового анализа и синтеза. | |
Большое число подобных ошибок говорит о дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза (в данном случае о нарушении фонематического анализа). | ||
Слитное написание предлогов со словами. | ||
Раздельное написание приставок. | ||
| ||
| ||
| ||
Логопедическое заключение | ||
Дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза (в данном случае нарушение фонематического анализа). Требуется коррекционная работа, направленная на развитие языкового анализа и синтеза:
- выделение звука на фоне слова - вычленение звука в начале, в середине, конце слова - определение последовательности, количества и места звука в слове | ||
| |
Ошибки | Вид дисграфии |
В работе ребенка большое количество замен типа радуют-ратают, покрылась-покрилась, свежим-свеши, пестрым-бестрым. | Дисграфия на почве языкового анализа и синтеза. |
Встречается не дописывание слова до конца (свежим-свеши). | |
Слитное написание предлогов со словами. | |
Смещение букв по кинетическому сходству: Т-п,б-д, и-у, х-ж, ь-ы. | |
| |
| |
| |
Логопедическое заключение | |
У ребенка дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Требуется коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, что является коррекцией нарушенного механизма, формированием тех психических функций, которые обеспечивают нормальное функционирование операций процесса письма. Дисграфия на почве языкового анализа и синтеза. По характеру направленности методы коррекционной работы подразделяются на методы «прямого воздействия» и методы «обходных путей». Кроме методов, обеспечивающих успешность усвоения материала, на уроках можно использовать различные приёмы. Приёмы, помогающие запоминать зрительный образ буквы детям, допускающим оптические ошибки (по И.Л. Калининой): лепка из пластилина; выкладывание букв из палочек, спичек, верёвочек, мозаики; вырезание из цветной бумаги; вычёркивание заданной буквы из текста; узнавание букв на ощупь; рисование букв в воздухе; списывание с печатного и письменного текста. Приёмы, коррегирующие языковой анализ и синтез и устраняющие аграмматизмы: работа с деформированным текстом (тексты с нарушением структуры слов, тексты с нарушением структуры предложения или всего высказывания, тексты на восстановление порядка частей, предложений, грамматических связей между словами в предложении, порядка слов в предложении, тексты с исключением). Для коррекции фонематического восприятия на уроках можно использовать следующие приёмы: звуко-буквенный анализ слов; игры со звуковыми и слоговыми деформациями слов; работа с деформированными текстами со вставками лишних букв, с неправильной разбивкой на слова; письмо по памяти; проговаривание при письме. |
Задание 2. Прослушайте звуковые файлы, следя по тексту, и проанализируйте примеры чтения, найдите специфические ошибки, занесите их в таблицу, определите вид/виды дислексии и сформулируйте логопедические заключения.
Задание В
БАРСУКИ
(текст-приложение к одноимённому звуковому файлу)
Светило яркое солнышко. Под сосной у реки была барсучья нора. У норы сидел барсук. Вот зверек издал слабый звук. Из темной норы стали выползать барсучата. Малыши были маленькие и жирные. Барсучата стали играть. Они перекатывались с боку на бок по сырой земле. Маленький барсучонок был самый веселый.
Компонент навыка чтения | Симптоматика нарушения чтения | Примеры, количество ошибок | ||
Способ чтения | побуквенное чтение | з-вы-ук. с-да-ли вы-пал-за-дь | ||
отрывистое слоговое чтение | Вы-пал-за-дь. Сла-бый з-вы-ук. Из дем-ной но-лы с-да-ли вы-пол-за-дь ба-лу-чья-да. | |||
плавное слоговое чтение с целостным прочтением отдельных слов | Ба-лу-ки. Све-ди-ло ял-ко-е лож-ныш-ко. У но-лы си-дел ба-лук. Ма-лы-ши бы-ли ма-слень-кие и жив-ные | |||
чтение целыми словами | сидел, балук, | |||
Правильность чтения | Замены букв по фонематическому сходству | выполза-дь, жилные | ||
Замены букв по оптическому сходству | балучада | |||
Нарушения звуко-слоговой структуры | лоснышко | |||
Пропуски букв, пропуски слогов | под соной | |||
Добавление букв, слогов | репектывались | |||
Перестановка букв, слогов | лоснышко | |||
Ошибки угадывания | - | |||
Повторное считывание | - | |||
Пропуск, потеря строки. | репектывались | |||
Повторы букв, слогов, слов | - | |||
Нарушение согласования | - | |||
Нарушение управления. | - | |||
Выразительность чтения | Отрывистое или слитное чтение | ба-лук, и здал | ||
Отсутствие дифференциации в использовании пауз. | - | |||
Нарушение интонационного оформления предложения. | нет | |||
Неправильное употребление логического ударения | - | |||
Недостаточная громкость и внятность при чтении. | - | |||
Отсутствие эмоционального отношения к читаемому. | - | |||
Сознательность чтения: | Пересказ | Опускание смысловых частей текста | - | |
Непоследовательность изложения | - | |||
Исключение, добавление, искажение фактов | - | |||
Отсутствие навыков самостоятельного воспроизведения прочитанного | - | |||
Понимание смысла прочитанного | Непонимание причинно-следственных отношений | - | ||
Непонимание временных отношений | - | |||
Трудности вычленения из текста новой информации | - | |||
Трудности выделения главной мысли произведения | - | |||
Скорость чтения | Медленный темп чтения | Темп чтения медленный. | ||
Быстрый темп чтения, нарушающий плавность и осознанность чтения | | |||
Виды дислексии | ||||
фонематическая | ||||
Логопедическое заключение | ||||
Недоразвита функция фонематического восприятия, анализа и синтеза. Нарушение чтения, связанное с недоразвитием фонематического восприятия (дифференциации фонем), которое проявляется в трудностях усвоения букв, а также в заменах звуков, сходных акустически и артикуляторно (б — п, д — т, с — ш, ж — ш и т. д.). Нарушение чтения, обусловленное недоразвитием функции фонематического анализа. Наблюдаются следующие группы ошибок при чтении: побуквенное чтение, искажения звуко-слоговой структуры слова. Искажения звуко-слоговой структуры слова проявляются в пропусках согласных при стечении; в пропуске и вставках звуков при отсутствии стечения согласных в слове; в пропусках, перестановках слогов (лопата — «лата», «лотапа»). Диагноз: фонематическая дислексия. |
Задание Г
ВЕЧЕРОМ В ЛЕСУ
(текст-приложение к одноимённому звуковому файлу)
Солнце село, но в лесу ещё светло. Воздух чист и прозрачен. Птицы болтливо лепечут. Молодая трава блестит весёлым блеском изумруда. В лесу постепенно темнеет. Алый свет вечерней зари скользит по стволам деревьев. Вот и верхушки потускнели. Повеяло тёплой сыростью. Птицы засыпают. В лесу все темней да темней. Деревья сливаются в большие чернеющие массы. На синем небе робко выступают первые звёздочки.
Компонент навыка чтения | Симптоматика нарушения чтения | Примеры, количество ошибок | ||
Способ чтения | побуквенное чтение | се-ло, ле-су, свет-ло | ||
отрывистое слоговое чтение | вер-хушки, по-вяло, теп-лой, пти-цы, за-сы-па-ют | |||
плавное слоговое чтение с целостным прочтением отдельных слов | - | |||
чтение целыми словами | - | |||
Правильность чтения | Замены букв по фонематическому сходству | сопце | ||
Замены букв по оптическому сходству | черпеющие, в пебе | |||
Нарушения звуко-слоговой структуры | темпеет | |||
Пропуски букв, пропуски слогов | вечерпей | |||
Добавление букв, слогов | - | |||
Перестановка букв, слогов | ботливо, грит, | |||
Ошибки угадывания | - | |||
Повторное считывание | - | |||
Пропуск, потеря строки. | - | |||
Повторы букв, слогов, слов | чер-пе-пеющие | |||
Нарушение согласования | выступают звездочкА, молодой трава блестит, по стволам деревья | |||
Нарушение управления. | - | |||
Выразительность чтения | Отрывистое или слитное чтение | а-лый, за-ре-скол, | ||
Отсутствие дифференциации в использовании пауз. | - | |||
Нарушение интонационного оформления предложения. | - | |||
Неправильное употребление логического ударения | в пебЕ | |||
Недостаточная громкость и внятность при чтении. | - | |||
Отсутствие эмоционального отношения к читаемому. | - | |||
Сознательность чтения: | Пересказ | Опускание смысловых частей текста | - | |
Непоследовательность изложения | - | |||
Исключение, добавление, искажение фактов | - | |||
Отсутствие навыков самостоятельного воспроизведения прочитанного | - | |||
Понимание смысла прочитанного | Непонимание причинно-следственных отношений | - | ||
Непонимание временных отношений | - | |||
Трудности вычленения из текста новой информации | - | |||
Трудности выделения главной мысли произведения | - | |||
Скорость чтения | Медленный темп чтения | - | ||
Быстрый темп чтения, нарушающий плавность и осознанность чтения | - | |||
Виды дислексии | ||||
Аграмматическая дислексия | ||||
Логопедическое заключение | ||||
Наблюдаются: изменение падежных окончаний и числа существительных (молодой трава блестит, по стволам деревья); неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного выступают звездочка); неправильное употребление родовых окончаний местоимений (в небе вся); а также формы времени и вида. Системное недоразвитие речи на синтетической ступени формирования навыка чтения. Диагноз: аграмматическая дислексия. |
Задание 3. Определите направления логопедической работы по устранению одного из выявленных в предыдущих заданиях нарушений письменной речи. Раскройте содержание работы по каждому направлению.
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Целью логопедической работы по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза является коррекция нарушенного механизма, формирование тех психических функций, которые обеспечивают нормальное функционирование операций процесса письма.
Логопедическая работа строится по следующим направлениям:
-
развитие анализа и синтеза структуры текста; -
развитие анализа предложений на слова; -
развитие слогового анализа и синтеза; -
развитие фонематического анализа и синтеза.
1. Развитие анализа и синтеза структуры текста.
У младших школьников выделение предложений из текста вызывает трудности. Это связано с тем, что у детей не сформировано или недостаточно сформировано представление о предложении как о некоторой законченной мысли.
Рекомендуются следующие задания:
Восстановление деформированного текста.
Задания по совершенствованию текста.
Выделение предложений из сплошного текста.
Составление текста из отдельных предложений.
2. Развитие анализа и синтеза структуры предложения.
При работе по данному направлению с младшими школьниками наибольшее внимание необходимо уделить обучению этих детей дифференцировать предлоги и приставки и составлять предложения из слов, данных в неправильной последовательности.
С целью формирования умения определять количество, последовательность и место слов в предложении предлагаются следующие задания:
Придумать предложение по сюжетной картинке и определить количество слов в нём.
Придумать предложение с определённым количеством слов.
Увеличить количество слов в предложении.
Составить предложение из слов, данных в беспорядке (например, даются слова грядке, на, огурцы, растут).
Составить предложения по нескольким картинкам, на которых изображён один и тот же предмет в различных ситуациях (мяч лежит на полке, на мяч села муха, мальчик играет с мячом). Дети придумывают предложения по картинкам. Затем называют предложение, в котором слово находится первым в предложении, затем предложение, в котором это слово на втором месте, далее – на третьем месте.