Файл: Задание проверяется преподавателем. Для получения оценки загрузите свою работу в систему. Максимальный балл за задание 25 баллов. Цель.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 209

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Практическое задание 3

Задание проверяется преподавателем. Для получения оценки загрузите свою работу в систему. Максимальный балл за задание 25 баллов.

Цель: сформировать умение проводить дифференциальную диагностику нарушений письма и чтения, формулировать логопедические  заключения; определять направления и подбирать средства коррекционно-развивающей работы при различных нарушениях письменной речи.

З адание 1. Проанализируйте примеры письменных работ, найдите специфические ошибки, определите вид/виды дисграфии и сформулируйте логопедические




Ошибки

Вид дисграфии

 В работе допускается большое число пропусков букв в словах и не дописывание слов до конца (дедушка-дедука, держит-держи, верный-веный и т.п)

Дисграфия на почве языкового анализа и синтеза.

 Большое число подобных ошибок говорит о дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза (в данном случае о нарушении фонематического анализа). 

 Слитное написание предлогов со словами.

 Раздельное написание приставок.

 

 

 

Логопедическое заключение


 Дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза (в данном случае нарушение фонематического анализа). Требуется коррекционная работа, направленная на развитие языкового анализа и синтеза:




  • формировать умение определять количество, последовательность и место слов в предложении;


  • развитие слогового анализа и синтеза: умение выделять гласные звуки в слове;


  • развитие фонематического анализа и синтеза:


- выделение звука на фоне слова

- вычленение звука в начале, в середине, конце слова

- определение последовательности, количества и места звука в слове

 

 

 







Ошибки

Вид дисграфии

В работе ребенка большое количество замен типа радуют-ратают, покрылась-покрилась, свежим-свеши, пестрым-бестрым.

Дисграфия на почве языкового анализа и синтеза.

Встречается не дописывание слова до конца (свежим-свеши).

Слитное написание предлогов со словами.

Смещение букв по кинетическому сходству: Т-п,б-д, и-у, х-ж, ь-ы.

 

 

 

Логопедическое заключение

У ребенка дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Требуется коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, что является коррекцией нарушенного механизма, формированием тех психических функций, которые обеспечивают нормальное функционирование операций процесса письма.

Дисграфия на почве языкового анализа и синтеза.

По характеру направленности методы коррекционной работы подразделяются на методы «прямого воздействия» и методы «обходных путей». Кроме методов, обеспечивающих успешность усвоения материала, на уроках можно использовать различные приёмы. Приёмы, помогающие запоминать зрительный образ буквы детям, допускающим оптические ошибки (по И.Л. Калининой):

лепка из пластилина;

выкладывание букв из палочек, спичек, верёвочек, мозаики; вырезание из цветной бумаги;

вычёркивание заданной буквы из текста;

узнавание букв на ощупь;

рисование букв в воздухе; списывание с печатного и письменного текста.

Приёмы, коррегирующие языковой анализ и синтез и устраняющие аграмматизмы:

работа с деформированным текстом (тексты с нарушением структуры слов, тексты с нарушением структуры предложения или всего высказывания, тексты на восстановление порядка частей, предложений, грамматических связей между словами в предложении, порядка слов в предложении, тексты с исключением).

Для коррекции фонематического восприятия на уроках можно использовать следующие приёмы:

звуко-буквенный анализ слов; игры со звуковыми и слоговыми деформациями слов;

работа с деформированными текстами со вставками лишних букв, с неправильной разбивкой на слова; письмо по памяти; проговаривание при письме.



Задание 2. Прослушайте звуковые файлы, следя по тексту, и проанализируйте примеры чтения, найдите специфические ошибки, занесите их в таблицу, определите вид/виды дислексии и сформулируйте логопедические заключения.

Задание В

БАРСУКИ 

(текст-приложение к одноимённому звуковому файлу)

Светило яркое солнышко. Под сосной у реки была барсучья нора. У норы сидел барсук. Вот зверек издал слабый звук. Из темной норы стали выползать барсучата. Малыши были маленькие и жирные. Барсучата стали играть. Они перекатывались с боку на бок по сырой земле. Маленький барсучонок был самый веселый.

Компонент навыка чтения

Симптоматика нарушения чтения

Примеры, количество ошибок

Способ чтения

побуквенное чтение

з-вы-ук. с-да-ли вы-пал-за-дь

отрывистое слоговое чтение

Вы-пал-за-дь. Сла-бый з-вы-ук. Из дем-ной но-лы с-да-ли вы-пол-за-дь ба-лу-чья-да.

плавное слоговое чтение с целостным прочтением отдельных слов

Ба-лу-ки. Све-ди-ло ял-ко-е лож-ныш-ко. У но-лы си-дел ба-лук. Ма-лы-ши бы-ли ма-слень-кие и жив-ные

чтение целыми словами

сидел, балук,

Правильность чтения

Замены букв по фонематическому сходству

выполза-дь, жилные

Замены букв по оптическому сходству

балучада

Нарушения звуко-слоговой структуры

лоснышко

Пропуски букв, пропуски слогов

под соной

Добавление букв, слогов

репектывались

Перестановка букв, слогов

лоснышко

Ошибки угадывания

-

Повторное считывание

-

Пропуск, потеря строки.

репектывались

Повторы букв, слогов, слов

-

Нарушение согласования

-

Нарушение управления.

-

Выразительность чтения

Отрывистое или слитное чтение

ба-лук, и здал

Отсутствие дифференциации в использовании пауз.

-

Нарушение интонационного оформления предложения.

нет

Неправильное употребление логического ударения

-

Недостаточная громкость и внятность при чтении.

-

Отсутствие эмоционального отношения к читаемому.

-

Сознательность чтения:

Пересказ

Опускание смысловых частей текста

-

Непоследовательность изложения

-

Исключение, добавление, искажение фактов

-

Отсутствие навыков самостоятельного воспроизведения прочитанного

-

Понимание смысла прочитанного

Непонимание причинно-следственных отношений

-

Непонимание временных отношений

-

Трудности вычленения из текста новой информации

-

Трудности выделения главной мысли произведения

-

Скорость чтения

Медленный темп чтения

Темп чтения медленный.

Быстрый темп чтения, нарушающий плавность и осознанность чтения




Виды дислексии

фонематическая

Логопедическое заключение

Недоразвита функция фонематического восприятия, анализа и синтеза. Нарушение чтения, связанное с недоразвитием фонематического восприятия (дифференциации фонем), которое проявляется в трудностях усвоения букв, а также в заменах звуков, сходных акустически и артикуляторно (б — п, д — т, с — ш, ж — ш и т. д.). Нарушение чтения, обусловленное недоразвитием функции фонематического анализа. Наблюдаются следующие группы ошибок при чтении: побуквенное чтение, искажения звуко-слоговой структуры слова. Искажения звуко-слоговой структуры слова проявляются в пропусках согласных при стечении; в пропуске и вставках звуков при отсутствии стечения согласных в слове; в пропусках, перестановках слогов (лопата — «лата», «лотапа»).

Диагноз: фонематическая дислексия.


Задание Г

ВЕЧЕРОМ В ЛЕСУ

(текст-приложение к одноимённому звуковому файлу)

Солнце село, но в лесу ещё светло. Воздух чист и прозрачен. Птицы болтливо лепечут. Молодая трава блестит весёлым блеском изумруда. В лесу постепенно темнеет. Алый свет вечерней зари скользит по стволам деревьев. Вот и верхушки потускнели. Повеяло тёплой сыростью. Птицы засыпают. В лесу все темней да темней. Деревья сливаются в большие чернеющие массы. На синем небе робко выступают первые звёздочки.

Компонент навыка чтения

Симптоматика нарушения чтения

Примеры, количество ошибок

Способ чтения

побуквенное чтение

се-ло, ле-су, свет-ло

отрывистое слоговое чтение

вер-хушки, по-вяло, теп-лой, пти-цы, за-сы-па-ют

плавное слоговое чтение с целостным прочтением отдельных слов

-

чтение целыми словами

-

Правильность чтения

Замены букв по фонематическому сходству

сопце

Замены букв по оптическому сходству

черпеющие, в пебе

Нарушения звуко-слоговой структуры

темпеет

Пропуски букв, пропуски слогов

вечерпей

Добавление букв, слогов

-

Перестановка букв, слогов

ботливо, грит,

Ошибки угадывания

-

Повторное считывание

-

Пропуск, потеря строки.

-

Повторы букв, слогов, слов

чер-пе-пеющие

Нарушение согласования

выступают звездочкА, молодой трава блестит, по стволам деревья

Нарушение управления.

-

Выразительность чтения

Отрывистое или слитное чтение

а-лый, за-ре-скол,

Отсутствие дифференциации в использовании пауз.

-

Нарушение интонационного оформления предложения.

-

Неправильное употребление логического ударения

в пебЕ

Недостаточная громкость и внятность при чтении.

-

Отсутствие эмоционального отношения к читаемому.

-

Сознательность чтения:

Пересказ

Опускание смысловых частей текста

-

Непоследовательность изложения

-

Исключение, добавление, искажение фактов

-

Отсутствие навыков самостоятельного воспроизведения прочитанного

-

Понимание смысла прочитанного

Непонимание причинно-следственных отношений

-

Непонимание временных отношений

-

Трудности вычленения из текста новой информации

-

Трудности выделения главной мысли произведения

-

Скорость чтения

Медленный темп чтения

-

Быстрый темп чтения, нарушающий плавность и осознанность чтения

-

Виды дислексии

Аграмматическая дислексия

Логопедическое заключение

Наблюдаются: изменение падежных окончаний и числа существительных (молодой трава блестит, по стволам деревья); неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного выступают звездочка); неправильное употребление родовых окончаний местоимений (в небе вся); а также формы времени и вида.

Системное недоразвитие речи на синтетической ступени формирования навыка чтения. Диагноз: аграмматическая дислексия.


Задание 3. Определите направления логопедической работы по устранению одного из выявленных в предыдущих заданиях нарушений письменной речи. Раскройте содержание работы по каждому направлению.

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Целью логопедической работы по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза является коррекция нарушенного механизма, формирование тех психических функций, которые обеспечивают нормальное функционирование операций процесса письма.

Логопедическая работа строится по следующим направлениям:

  • развитие анализа и синтеза структуры текста;

  • развитие анализа предложений на слова;

  • развитие слогового анализа и синтеза;

  • развитие фонематического анализа и синтеза.

1. Развитие анализа и синтеза структуры текста.

У младших школьников выделение предложений из текста вызывает трудности. Это связано с тем, что у детей не сформировано или недостаточно сформировано представление о предложении как о некоторой законченной мысли.

Рекомендуются следующие задания:

Восстановление деформированного текста.

Задания по совершенствованию текста.

Выделение предложений из сплошного текста.

Составление текста из отдельных предложений.

2. Развитие анализа и синтеза структуры предложения.

При работе по данному направлению с младшими школьниками наибольшее внимание необходимо уделить обучению этих детей дифференцировать предлоги и приставки и составлять предложения из слов, данных в неправильной последовательности.

С целью формирования умения определять количество, последовательность и место слов в предложении предлагаются следующие задания:

Придумать предложение по сюжетной картинке и определить количество слов в нём.

Придумать предложение с определённым количеством слов.

Увеличить количество слов в предложении.

Составить предложение из слов, данных в беспорядке (например, даются слова грядке, на, огурцы, растут).

Составить предложения по нескольким картинкам, на которых изображён один и тот же предмет в различных ситуациях (мяч лежит на полке, на мяч села муха, мальчик играет с мячом). Дети придумывают предложения по картинкам. Затем называют предложение, в котором слово находится первым в предложении, затем предложение, в котором это слово на втором месте, далее – на третьем месте.