Файл: Трансформация формальных институтов в России в 90е годы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
полномочиями располагают администрации президентов, которые нередко осуществляют контрольные функции по отношению к правительству. Администрации лишь помогают президентам отправлять их функции. Формально они ни за что не отвечают, а реально именно в их руках кадровая политика, контроль над правительством и региональными властями, нередко и хозяйственное обеспечение функционирования правительства и парламента.

Администрациям и все чаще стоящим за ними ближайшим родственникам президентов (семьям) для сохранения и отправления власти были нужны финансовые ресурсы в таком объеме, в каком госбюджет их обеспечить не мог. Подчас мешала и излишняя прозрачность бюджета, утверждаемого парламентами. В итоге появились особо приближенные финансовые структуры. Символом и наиболее ярким воплощением таких структур в начале 90-х гг. стал Б.Бирштейн. Во второй половине 90-х на просторах СНГ и особенно в России достигло впечатляющих масштабов могущество Б.Березовского.

   Идеология экономического либерализма применительно к России оказалась неадекватной, прежде всего потому, что новых экономических агентов не устраивает ее умеренность, а последователей социализма - ее радикальность. Установленные реформаторами границы государственного регулирования экономики оттолкнули от них людей, занятых приватизацией государственного имущества, и спровоцировали ненависть госбюджетников всех видов, лишив последних уверенности в завтрашнем дне и гарантированного государством потребительского статуса.

Экономисты утверждают, что перешли от слов к делу, освободив пространство для действия всемогущих законов рынка. Однако результаты действий законов, выпущенных ими из социалистической тюрьмы, почему-то проявляются в форме, не интерпретируемой в терминах канонических теорий. Экономисты же, как и полагается советским обществоведам, находят этому множество объяснений. Персонифицированные враги из правительства, Федерального собрания и администрации президента - в их объяснениях - оказываются сильнее объективных и нерушимых законов рыночной экономики. Им противодействует система отношений, называемая административным рынком, где власть и деньги взаимно конвертируются по специфичным для России законам.

   Планы реформаторов нарушило российское пространство. Когда их наиболее яркие представители пришли к власти
, то необходимость кредитовать завоз грузов на российские Севера, весенние сельхозработы и содержание вооруженных сил бывшего СССР на огромном пространстве Евразии быстро ускорила трансмутацию экономистов в бюрократов. Пространственный фактор, внешний с точки зрения канонической экономической теории, оказался решающим.

Многие, если не все проблемы России как части Евразии проистекают  из необходимости контролировать огромное и плохо освоенное географическое пространство. Сотни лет шло социальное и экономическое освоение нынешней российской географии. Система имперского управления и отношения между центром и периферией менялись от века к веку лишь по форме.

   В ходе географического и социального освоения не возникало необходимости в экономической модернизации. Колонизируемые территории становились сырьевыми придатками центра, отчуждавшего и распределявшего им ресурсы, необходимые для поддержания жизни и социальной структуры. Унифицированные отчуждающе - распределительные отношения между центром и периферией определили и территориально-административную организацию государства. Торг между смежными уровнями административно-территориальной иерархии, сопряженный с административным торгом между отраслями народного хозяйства, и составлял административный рынок.

Отношения между смежными уровнями административно-территориальной иерархии не требовали никаких экономических  новаций, ведь единственным способом решения  проблем отчуждения-распределения  было повышения статуса  уровня (республики, области, района, города) в административной иерархии, что автоматически обеспечивало право на увеличение объема ресурсов, отчуждаемого от нижних уровней и  присваиваемого данным уровнем. В новейшее время административный рынок основывался  на топливно-сырьевых ресурсах, а также  на принудительном труде образованных людей. Из-за уменьшения добычи энергоресурсов, а также из-за того, что вооруженному экспорту социальных напряжений был  положен предел, система в целом  стала неэффективной.

Перестройку и реформы  последних десятилетий можно рассматривать как поиск ресурсов для поддержания прежних отношений между центром и периферией. Ресурсы обнаружены не были, в результате СССР исчез.

В России, унаследовавшей от СССР не только внешнеэкономические  долги, поиск ресурсов продолжался. Последний резерв был обнаружен  в рынке, в капитализме, в деньгах. Освоение этого ресурса составило  содержание постперестроечной жизни. Но рынок и деньги даже в своих  самых грубых проявлениях оказались не совместимыми ни с социальной структурой, ни с привычными отношениями между центром и периферией, ни с отраслевой организацией экономики, т.е. с государством.



Постперестроечные экономические  и социальные изменения не были прямым результатом деятельности реформаторов. Реформаторы-идеалисты, движимые марксистской идеей доминирования экономических законов над социально-политической и административной реальностями, создали условия освобождения социальных групп, сформированных реальным социализмом. До реформ в стране не было социального слоя, жизненно заинтересованного в экономической либерализации и в формировании другой политической системы, нежели административный рынок. Реформы 1992 г. облегчили формирование этого слоя, нуждающегося, прежде всего в реальном изменении отношений власти и собственности и отношений между центром и периферией. «Новые люди» заинтересованы в ускорении социального расслоения и в формировании силовых институтов, которые могли бы контролировать поведение «новых богатых». Коммерциализация власти, как бы внешне неприглядно она ни выглядела, также ускоряет формирование слоя «новых людей», заинтересованного в изменениях отношений власти и собственности. В последние годы в России сложилась многоуровневая система интересов, основанная на новой для страны социальной стратификации. Скорость социального расслоения очень велика  и люди, попавшие в ту или иную социальную страту, весьма редко полностью понимают свое новое положение.

 

 

 

 

Заключение.
Экономическая трансформация- начавшееся в 1970-х гг. эволюционное преобразование общественно-экономических  систем, формирование постиндустриального  общества. Эта трансформация охватывает все больше число  стран и  регионов мира. К общим стратегическим тенденциям мировой экономической трансформации относится развертывающаяся в разной, мере и формах социализация экономики. Она проявляется, в первую очередь, в усилении социальной ориентированности  экономического развития.

   Совершается переход к новому компьютерно-технологическому укладу производства. Информатизация преобразует не только производство, но и все стороны жизни общества. Новый тип экономического роста означает переход от трудоемких и капиталоемких к наукоемким и высоким технологиям. Структурная перестройка экономики выражается в сокращении доли и численности занятых в сфере материального производства. При этом масса и качество производимого в ней продукта растет. Неотъемлемым компонентом мировой экономической трансформации является экологизация социально-экономического развития. Складывается новый тип отношений человека с природой.


Глобализация, открытость национальных экономик, их взаимозависимость и интеграция стали в 1990-е гг. ключевыми  понятиями мирового экономического развития. Общемировые тенденции мировой экономической трансформации реализуются в различных конкретно-исторических условиях каждой страны. Поэтому она  приобретает специфические черты  в группах индустриально развитых и развивающихся стран и в  каждой из них. Этот общий процесс имеет особенности и в странах  с экономической системой постсоветского типа, в частности в России.

 

Список использованной литературы:


  1. Введение в институицональный анализ: Учеб. пособие / Под. Ред. В.Л. Тамбовцева. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 1996.

  2. Литвинцева Г.П. Введение в институциональную экономическую теорию: Учеб. пособие. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1999.

  3. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Фонд эконом. книги «Начала», 1997.

  4. Вольчик В.В. Курс лекций по институциональной экономике. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2000.

  5. Завельский М.Г. Институциональные изменения и экономическое развитие // Экономика и математические методы. 1998. Вып.3.

  6. Нестеренко А.Н. Экономика и институциональная теория. М.: УРСС, 2002.

  7. Тамбовцев В.Л. Институциональные изменения в российской экономике // Общественные науки и современность. 1999.

  8. Олейник А.В. Институциональная экономика. Учебно-методическое пособие. // Вопросы экономики, 1999.

  9. Абалкин Л.И. Новой экономике необходима не череда нескоординированных единичных мер, а стратегическое системное мышление / Инновационный менеджмент. 2007 - № 9.

  10. Крыштановская О. Трансформация старой номенклатуры в новую российскую элиту // Общественные науки и современность. 2005.