Файл: План урока 9 Предмет Художественный труд. Урок 9 Школа Калиновская сош.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 33
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Художественный труд.
Краткосрочный план урока № 9
Предмет: Художественный труд. Урок: 9 | Школа: Калиновская СОШ | ||||||
Дата: | ФИО учителя: Камзенова Разия Зенашевна | ||||||
Класс: 4 | Количество присутствующих: | Количество отсутствующих: | |||||
Раздел (сквозная тема): | В контексте сквозной темы «Культурное наследие». | ||||||
Тема урока: | Внутреннее убранство юрты. Казахские традиционные ковры. Создаем сумку аяккап | ||||||
Цели обучения, которым посвящён урок | 4.1.2.2 определять и описывать национальные особенности прикладного искусства казахского народа и народов мира 4.1.3.2 отбирать информацию из различных источников для развития творческих идей (включая ИКТ) 4.2.3.1 измерять, размечать, вырезать, придавать форму, собирать, соединять, объединять определенный ряд материалов и компонентов, соблюдая точность 4.2.3.4 использовать элементы казахской национальной культуры при создании творческих работ 4.2.4.1 использовать материалы и инструменты, соблюдая технику безопасности 4.3.2.1 сравнивать и сопоставлять выразительные средства и материалы исполнения различных произведений | ||||||
Развитие навыков: | 1.2 Знание и понимание искусства, культуры и традиций 1.3 Развитие творческих идей 2.3 Технологии изготовления 2.4 Соблюдение техники безопасности 3.2 Анализ подходов в искусстве | ||||||
Предполагаемый результат: | Все учащиеся узнают: о внутреннем убранстве юрты, о казахских традиционных коврах, о том, как можно создать сумку в стиле аяккап. Смогут рассказывать: о внутреннем убранстве юрты, называть и определять виды национальных ковров, выполняя задание в рабочей тетради. Большинство учащихся смогут: определять виды и описывать технологии изготовления казахских традиционных ковров и связанные с ними особенности орнамента ковров; выполнять эскиз сумки в стиле аяккап. Некоторые учащиеся смогут: выполнить творческую работу в материале на основе созданного эскиза. | ||||||
Языковые цели | Учащиеся могут: Описывать убранство казахской юрты. Описывать виды казахских традиционных ковров, знать названия основных видов ковров, их предназначение и анализировать особенности технологии их изготовления. Отвечать на вопросы из учебника и учителя. Планировать собственную работу по созданию сумки аяккап, уметь описывать характер используемых узоров, цветовую гамму, аргументировать свое цветовое и композиционное решение. Знать основные термины на трех языках, уметь ими пользоваться. Ключевые слова и фразы: внутреннее убранство юрты, шанырак, казахские традиционные ковры, войлочные ковры, тканые ковры, сырмак, текемет, шымши, бау, баскуры, технология изготовления ковров, аяккап. Возможные вопросы для обсуждения: - Расскажи о строении казахской юрты Расскажи, что ты знаешь о шаныраке. Какие виды ковров относятся к традиционным казахским? Какие из казахских ковров относятся к войлочным? Расскажи о технологии изготовления текемета. Расскажи о технологии изготовления сырмака. - Как ты думаешь, чем обусловлен характер форм и линий в узорах данных ковров? Какие виды узоров вам известны? Есть ли в вашей семье предметы быта в национальном стиле? | ||||||
Предварительные знания | На данном уроке используются знания о декоративно–прикладном искусстве Казахстана, особенностях орнамента, казахской юрте, полученные при изучении тем «Традиции и фольклор» 1, 2 кл., «Архитектура». Также учащимися при создании работы используются знания о цвете, линии, искусстве составления орнамента, симметрии, полученные в 1–3 кл. | ||||||
Ход урока | |||||||
Этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы | |||||
Начало урока | 1.Организационный момент. -психологический настрой. Заливистый школьный звонок Позвал опять на урок. Будьте все внимательны, А еще старательны! Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать, Научитесь наблюдать, Будем вместе развивать у себя внимательность, А поможет всё узнать наша любознательность. | Стихотворение. | |||||
Середина урока | 2.Связь приобретаемых знаний с действительностью. 2.Выход на тему урока: Беседа: -Вспомни, что ты знаешь о традициях казахского народа. -Расскажи о казахской юрте, её особенностях, из чего её делают, из каких частей она состоит, как её сооружают. Изучение нового материала: Давай заглянем в юрту и посмотрим, как она устроена внутри. Там царит совершенно особенный мир тишины, покоя и уюта. Пространство возле входа называется босага. Слева от входа на стенах размещали одежду, походные сумки, конскую сбрую, сёдла, различные инструменты. Справа - предметы домашнего обихода, необходимые для ведения хозяйства: различную утварь, деревянную, металлическую и кожаную посуду. В центре юрты находился очаг, который располагался под шаныраком. Напротив входа за очагом располагался тор - почётное место для гостей и уважаемых людей. Это верхнее место всегда было богато украшено. Там стояли сундуки со сложенными в высокие стопки одеялами и расстилались самые лучшие войлочные и тканые ковры. По правую сторону от тора находилась мужская половина, по левую - женская. Дети жили вместе с женщинами. Повзрослев, мальчики переходили на мужскую половину. Шанырак - это семейная реликвия и его устанавливали всегда мужчины - глава семьи или старейшина рода. Когда детали юрты приходили в негодность, их заменяли, за исключением шанырака, он передавался из поколения в поколение и наследовался младшим сыном. Поэтому гости должны были посетить его юрту раньше, чем юрты старших братьев. Шанырак - символ семейного круга и домашнего очага. Четыре конца крестовины шанырака указывали на четыре стороны света, а по положению звёзд в раме шанырака древние кочевники точно определяли время перехода с одного пастбища на другое. В отверстие шанырака выходил дым из открытого очага. Кроме того, шанырак служил и окном для освещения жилья. На ночь отверстие закрывали войлочным покрытием – тундиком. Все юрты издавна принято украшать коврами.
Казахские традиционные ковры Внутри юрта богато украшена казахскими традиционными коврами и баскурами - ткаными лентами. Каждый казахский ковёр имеет свои особенности техники изготовления. Все ковры можно разделить на две большие группы: тканые и войлочные. Тканые ворсовые и безворсовые ковры изготовляют на специальных станках. Мастера подбирают пряжу нужного цвета и ткут узор по заранее определённому орнаменту, как правило, геометрическому. Переход от стен юрты к куполу украшается ткаными широкими лентами - баскурами. От шанырака вниз спускаются ещё более узкие ленты - бау. Они также ткутся на станке. Но все-таки основным материалом для внутреннего убранства юрты служит войлок - плотный толстый материал из валяной шерсти. Войлок, изготовляемый из шерсти овец, обладает отличными качествами: хорошо сохраняет тепло, защищает от жары, надежен и экологичен, Изготовление изделий из войлока - это древнее ремесло казахского народа. В казахском прикладном творчестве особенно популярны два вида ковров: сырмаки и текеметы. Текемет - это ковёр, которым покрывался пол юрты. Изготавливают его так: на циновку, сделанную из специального камыша - ши.я - выкладывают распушённый слой шерсти одного цвета, а на него - узоры из шерсти других цветов. Затем шерсть сбрызгивают кипятком. Циновку вместе с разложенной на ней шерстью сворачивают плотным рулоном, обвязывают и укатывают локтями для уплотнения. Так повторяется несколько раз до тех пор, пока кошма не станет плотной и прочной. Это основные этапы, но в каждой области и даже районе имеются свои особенности изготовления текемета. Технология накатки узора на основу придаёт ковру особенную прелесть. Линии в текемете никогда не бывают четкими, они как бы расплываются по основному фону, цвет узора мягко сливаете.я с цветом основы. Такие ковры очень самобытны и красивы. Какие казахские узоры использованы в этом текемете? Сырмаки создают методом мозаики из узоров, вырезанных из разноцветного войлока. Для создания этих ковров брали два слоя тонкого войлока разных цветов. Войлок заранее окрашивали в нужные цвета. Раньше мастерицы использовали только натуральные красители: краску добывали из корней, цветов и листьев растений, из минералов. Сейчас для окраски войлока используют искусственные красители. Два куска войлока разного цвета накладывали друг на друга (например, чёрный и белый), наносили рисунок и вырезали его одновременно в двух слоях. Затем вырезанные узоры помещались друг в друга: белый узор в черный и наоборот. Части чёрного и белого узоров сшивались между собой и пришивались на плотную войлочную основу. Сверху швы часто закрывались красивой контрастной по цвету тесьмой. Сырмак могли стелить как на пол, так и украшать и утеплятъ им стены. Традиционные цвета для сырмаков - белый, красный и чёрный. Но можно встретить и более богатую цветовую гамму с другими сочетаниями. Для создания плетеной узорной циновки (шымши) нужен специальный камыш - ший. Тонкие 'Камышинки шия мастерицы обматывают разноцветной шерстью в соответствии с заранее придуманным орнаментом. Затем готовые камышинки сшивают между собой. Так получается прочна.я и красивая орнаментальная циновка. Цветовые сочетания в шымши очень яркие и порой неожиданные. -Физминутка. На горе стоит лесок круговые движения руками Он не низок не высок. сесть, встать, руки вверх Удивительная птица подаёт нам голосок. глаза и руки вверх, потянуться По тропинке два туриста Шли домой из далека ходьба на месте Говорят: "Такого свиста, не слыхали мы пока", плечи поднять Вопросы по изученному материалу: 1. Рассмотри внимательно текемет, сырмак, шымши и опиши узоры, использованные в них. 2. Как ты думаешь, чем обусловлен характер форм и линий в узорах данных ковров? Как видишь, казахские национальные ковры очень разнообразны не только по способу изготовления, но и по внешнему виду. Если в сырмаках рисунок чёткий, графический, то в текеметах он как бы расплывается, его можно сравнить с акварелью. Орнаменты войлочных ковров и шымши - геометрические и зооморфные (символизирующие части тел животных - бараний рог, голова лошади и т.д.), Во время изготовления ковров женщины обычно поют песни, шутят, веселятся, Хорошее настроение переходит в ауру изделия. Ритуал создания текеметов также передается из поколения в поколение. -Выполнение работы учащимися: Практическая работа - Сейчас мы попробуем изготовить ковер-сырмак из бумаги. - Посмотрите внимательно на готовое изделие. - С каким материалом будем работать? (С бумагой) - В какой технике выполнен ковер-сырмак? (В технике аппликация) - Что такое аппликация? (Аппликация – это способ прикладывания на бумагу, ткань разноцветных кусочков бумаги, ткани, кожи для создания различных изображений, орнаментов) - Давайте решим, что нам будет необходимо для работы? Какие материалы и инструменты понадобятся для работы? (цветной картон, белая бумага, карандаш, ножницы, клей) - Работать вы будете в группах. Вы должны договориться друг с другом, что будет выполнять каждый из вас. В каждой группе выберите руководителя группы, который будет контролировать процесс работы. - Но сначала вы должны договориться о единой композиции – как будет выглядеть ваш ковер, какой орнамент вы будете использовать при его оформлении. На столах у вас конверты, в которых лежат шаблоны орнаментов. Вы выбираете понравившиеся вам любые образцы. Вся группа работает сообща для достижения общей цели. - Помните, что при украшении любого изделия важна симметрия. -При выполнении любой аппликации нужен план работы. Попробуем его составить. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ 1.Возьмите шаблоны орнамента. Обведите на белой бумаге. 2.Возьмите ножницы и вырежьте детали аппликации. - Помните правила ТБ при работе с ножницами. (Вспомнить ТБ при работе с ножницами) 3.Распределите детали аппликации на листе картона. 4.Приклейте детали к основе. - Начинайте работу. -Анализ выполненной работы. -Выставка полученных работ. -Работа в рабочей тетради. | Материалы для работы Рабочая тетрадь Учебник | |||||
Конец урока | Итог урока. Рефлексия: -Какую цель мы поставили на сегодняшнем уроке? - Достигли ли мы этой цели? - Какие затруднения были у вас на уроке? - Что нужно сделать чтобы эти затруднения не повторялись? Рефлексия. Предлагает оценить свою работу при помощи линейки успеха. | Смайлики | |||||
Дополнительная информация | |||||||
Дифференциация | Оценивание | Межпредметные связи | |||||
Все учащиеся принимают участие в обсуждении темы, отвечают на вопросы учителя. Выполняют работу на с. 3, рабочей тетради №1. Большинство учащихся дополнительно на выбор выполняют одно задание на с. 4, 5. Некоторые учащиеся выполняют оба задания на с. 4, 5 или самостоятельно работают в материале, создавая монотипию или вырезая изображение из бумаги. | -Самооценивание -Формативное оценивание 1) из ответов учащихся на вопросы учителя и из учебника; 2) из окончательной работы (ввиду возможности субъективной оценки творческого аспекта желательно ставить оценку только за самые удачные работы); 3) из обсуждения выполненной работы. | -музыка -самопознание | |||||
Рефлексия для учителя: | |||||||
Важные вопросы по уроку: | Комментарии по проведенному уроку: | ||||||
| | ||||||
| | ||||||
| | ||||||
Итоговая оценка (с точки зрения преподавания и обучения) | |||||||
Какие два момента были наиболее успешны? | | ||||||
Какие два момента улучшили урок? | | ||||||
Что я узнал из урока о классе и отдельных расскажу на следующем уроке? | |