Файл: План урока 9 Предмет Художественный труд. Урок 9 Школа Калиновская сош.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Художественный труд.

Краткосрочный план урока № 9

Предмет: Художественный труд.

Урок: 9

Школа: Калиновская СОШ

Дата:


ФИО учителя: Камзенова Разия Зенашевна


Класс: 4

Количество

присутствующих:

Количество

отсутствующих:

Раздел (сквозная тема):

В контексте сквозной темы «Культурное наследие».

Тема урока:

Внутреннее убранство юрты. Казахские традиционные ковры. Создаем сумку аяккап

Цели обучения, которым посвящён урок

4.1.2.2 определять и описывать национальные особенности прикладного искусства казахского народа и народов мира

4.1.3.2 отбирать информацию из различных источников для развития творческих идей (включая ИКТ)

4.2.3.1 измерять, размечать, вырезать, придавать форму, собирать, соединять, объединять определенный ряд материалов и компонентов, соблюдая точность

4.2.3.4 использовать элементы казахской национальной культуры при создании творческих работ

4.2.4.1 использовать материалы и инструменты, соблюдая технику безопасности

4.3.2.1 сравнивать и сопоставлять выразительные средства и материалы исполнения различных произведений

Развитие навыков:

1.2 Знание и понимание искусства, культуры и традиций

1.3 Развитие творческих идей

2.3 Технологии изготовления

2.4 Соблюдение техники безопасности

3.2 Анализ подходов в искусстве

Предполагаемый результат:

Все учащиеся узнают: о внутреннем убранстве юрты, о казахских традиционных коврах, о том, как можно создать сумку в стиле аяккап.

Смогут рассказывать: о внутреннем убранстве юрты, называть и определять виды национальных ковров, выполняя задание в рабочей тетради.

Большинство учащихся смогут: определять виды и описывать технологии изготовления казахских традиционных ковров и связанные с ними особенности орнамента ковров; выполнять эскиз сумки в стиле аяккап.

Некоторые учащиеся смогут: выполнить творческую работу в материале на основе созданного эскиза.

Языковые цели


Учащиеся могут:

Описывать убранство казахской юрты. Описывать виды казахских традиционных ковров, знать названия основных видов ковров, их предназначение и анализировать особенности технологии их изготовления.

Отвечать на вопросы из учебника и учителя. Планировать собственную работу по созданию сумки аяккап, уметь описывать характер используемых узоров, цветовую гамму, аргументировать свое цветовое и композиционное решение. Знать основные термины на трех языках, уметь ими пользоваться.

Ключевые слова и фразы: внутреннее убранство юрты, шанырак, казахские традиционные ковры, войлочные ковры, тканые ковры, сырмак, текемет, шымши, бау, баскуры, технология изготовления ковров, аяккап.

Возможные вопросы для обсуждения:

- Расскажи о строении казахской юрты Расскажи, что ты знаешь о шаныраке. Какие виды ковров относятся к традиционным казахским? Какие из казахских ковров относятся к войлочным? Расскажи о технологии изготовления текемета. Расскажи о технологии изготовления сырмака.

- Как ты думаешь, чем обусловлен характер форм и линий в узорах данных ковров? Какие виды узоров вам известны?

Есть ли в вашей семье предметы быта в национальном стиле?

Предварительные знания


На данном уроке используются знания о декоративно–прикладном искусстве Казахстана, особенностях орнамента, казахской юрте, полученные при изучении тем «Традиции и фольклор» 1, 2 кл., «Архитектура». Также учащимися при создании работы используются

знания о цвете, линии, искусстве составления орнамента, симметрии, полученные в 1–3 кл.

Ход урока

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

1.Организационный момент.

-психологический настрой.

Заливистый школьный звонок

Позвал опять на урок.

Будьте все внимательны,

А еще старательны!

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.

Стихотворение.


Середина урока


2.Связь приобретаемых знаний с действительностью.

2.Выход на тему урока:

Беседа:

-Вспомни, что ты знаешь о традициях казахского народа.

-Расскажи о казахской юрте, её особенностях, из чего её делают, из каких частей она состоит, как её сооружают.

Изучение нового материала:

Давай заглянем в юрту и по­смотрим, как она устроена внутри. Там царит совершенно особенный мир тишины, покоя и уюта.

Пространство возле входа на­зывается босага. Слева от входа на стенах размещали одежду, по­ходные сумки, конскую сбрую, сёдла, различные инструменты. Справа - предметы домашнего обихода, необходимые для ведения хозяйства: различную утварь, де­ревянную, металлическую и ко­жаную посуду.

В центре юрты находился очаг, который располагался под шаныраком. Напротив входа за очагом располагался тор - почётное место для гостей и уважаемых людей. Это верхнее место всегда было богато украшено. Там стояли сундуки со сложенными в высокие стопки одеялами и рас­стилались самые лучшие войлочные и тканые ков­ры. По правую сторону от тора находилась мужская половина, по левую - жен­ская. Дети жили вместе с женщинами. Повзрослев, мальчики переходили на мужскую половину.

Шанырак - это семейная реликвия и его устанав­ливали всегда мужчины - глава семьи или старейшина рода. Когда детали юрты приходили в негодность, их заменяли, за исключением шанырака, он передавался из поколе­ния в поколение и наследовался младшим сыном. Поэтому гости должны были посетить его юрту раньше, чем юрты старших братьев. Шанырак - символ семейного круга и домашнего очага. Четыре конца крестовины шанырака указывали на четыре стороны света, а по положению звёзд в раме шанырака древние кочевники точно определяли время перехода с одного пастбища на другое. В отверстие шанырака выходил дым из открытого очага. Кроме того, шанырак служил и окном для освещения жилья. На ночь отверстие закрывали войлочным покрытием – тундиком.



Все юрты издавна принято украшать коврами.

  1. Вспомни виды и названия традиционных казахских узоров.

  2. Что они символизируют?

Казахские традиционные ковры

Внутри юрта богато украшена казахскими традиционными коврами и баскурами - ткаными лентами. Каждый казахский ковёр имеет свои особенности техники изготовления. Все ковры можно разделить на две большие группы: тканые и войлочные. Тканые ворсовые и безворсовые ковры изготовляют на специаль­ных станках. Мастера подбирают пряжу нужного цвета и ткут узор по заранее определённому орна­менту, как правило, геометричес­кому.

Переход от стен юрты к куполу украшается ткаными широкими лентами - баскурами. От шанырака вниз спускаются ещё более узкие ленты - бау. Они также ткутся на станке.


Но все-таки основным материалом для внутреннего убран­ства юрты служит войлок - плотный толстый материал из валя­ной шерсти. Войлок, изготовляемый из шерсти овец, обладает отличными качествами: хорошо сохраняет тепло, защищает от жары, надежен и экологичен, Изготовление изделий из вой­лока - это древнее ремесло казахского народа.

В казахском прикладном твор­честве особенно популярны два вида ковров: сырмаки и текеме­ты. Текемет - это ковёр, которым покрывался пол юрты. Изготав­ливают его так: на циновку, сде­ланную из специального камыша - ши.я - выкладывают распушён­ный слой шерсти одного цвета, а на него - узоры из шерсти других цветов. Затем шерсть сбрызгивают кипятком. Циновку вместе с раз­ложенной на ней шерстью сво­рачивают плотным рулоном, обвя­зывают и укатывают локтями для

уплотнения. Так повторяется несколько раз до тех пор, пока кошма не станет плотной и прочной.

Это основные этапы, но в каждой области и даже районе имеются свои особенности изготовления текемета. Технология накатки узора на основу придаёт ковру особенную прелесть. Линии в текемете никогда не бывают четкими, они как бы расплываются по основному фону, цвет узора мягко сливаете.я с цветом основы. Такие ковры очень самобытны и красивы.

Какие казахские узоры использованы в этом текемете?



Сырмаки создают методом мозаики из узоров, вырезанных из разноцветного войлока. Для создания этих ковров брали два слоя тонкого войлока раз­ных цветов. Войлок заранее окрашивали в нужные цвета. Раньше мастерицы использовали только натуральные красители: краску добывали из корней, цветов и листьев растений, из минералов. Сейчас для окраски

войлока используют искусственные красители. Два куска войлока разного цвета накладывали друг на друга (например, чёрный и белый), наносили рисунок и вырезали его одновременно в двух слоях. Затем вырезанные узоры помещались друг в друга: белый узор в черный и наоборот. Части чёрного и белого узоров сшивались между собой и пришивались на плотную войлочную основу. Сверху швы часто закрывались красивой контрастной по цвету тесьмой. Сырмак могли стелить как на пол, так и украшать и утеплятъ им стены. Традиционные цвета для сырмаков - белый, красный и чёрный. Но можно встретить и более богатую цветовую гамму с другими сочетаниями.



Для создания плетеной узорной циновки (шымши) ну­жен специальный камыш - ший. Тонкие 'Камышинки шия мастерицы обматывают разноцветной шерстью в соответствии с заранее придуманным орнаментом. Затем готовые камышинки сшивают между собой. Так получается прочна.я и красивая орнаментальная циновка. Цветовые сочетания в шымши очень яркие и порой неожиданные.

-Физминутка.

На горе стоит лесок

круговые движения руками

Он не низок не высок.

сесть, встать, руки вверх

Удивительная птица подаёт нам голосок.

глаза и руки вверх, потянуться

По тропинке два туриста

Шли домой из далека

ходьба на месте

Говорят: "Такого свиста, не слыхали мы пока", плечи поднять

Вопросы по изученному материалу:

1. Рассмотри внимательно текемет, сырмак, шымши и опиши узоры, использованные в них.

2. Как ты думаешь, чем обусловлен характер форм и линий в узорах данных ковров?

Как видишь, казахские национальные ковры очень разно­образны не только по способу изготовления, но и по внешнему виду. Если в сырмаках рисунок чёткий, графический, то в текеметах он как бы расплывается, его можно сравнить с акварелью.

Орнаменты войлочных ковров и шымши - геометрические и зооморфные (символизирующие части тел животных - бараний рог, голова лошади и т.д.),

Во время изготовления ковров женщины обычно поют пес­ни, шутят, веселятся, Хорошее настроение переходит в ауру изделия. Ритуал создания текеметов также передается из поко­ления в поколение.

-Выполнение работы учащимися:

Практическая работа

- Сейчас мы попробуем изготовить ковер-сырмак из бумаги. 

- Посмотрите внимательно на готовое изделие. 

- С каким материалом будем работать? (С бумагой)

- В какой технике выполнен ковер-сырмак? (В технике аппликация)

- Что такое аппликация?  (Аппликация – это способ прикладывания на бумагу, ткань разноцветных кусочков бумаги, ткани, кожи для создания различных изображений, орнаментов)

- Давайте решим, что нам будет необходимо для работы? Какие материалы и инструменты понадобятся для работы? (цветной картон, белая бумага, карандаш, ножницы, клей) 

- Работать вы будете в группах. Вы должны договориться друг с другом, что будет выполнять каждый из вас. В каждой группе выберите руководителя группы, который будет контролировать процесс работы.

- Но сначала вы должны договориться о единой композиции – как будет выглядеть ваш ковер, какой орнамент вы будете использовать при его оформлении. На столах у вас конверты, в которых лежат шаблоны орнаментов. Вы выбираете понравившиеся вам любые образцы. Вся группа работает сообща для достижения общей цели. 

- Помните, что при украшении любого изделия важна симметрия.

-При выполнении любой аппликации нужен план работы. Попробуем его составить.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ

1.Возьмите шаблоны орнамента. Обведите на белой бумаге. 

2.Возьмите ножницы и вырежьте детали аппликации. 

- Помните правила ТБ при работе с ножницами. (Вспомнить ТБ при работе с ножницами)

3.Распределите детали аппликации на листе картона. 

4.Приклейте детали к основе. 

- Начинайте работу.

-Анализ выполненной работы.

-Выставка полученных работ.

-Работа в рабочей тетради.

Материалы для

работы

Рабочая тетрадь

Учебник


Конец урока


 Итог урока. Рефлексия:

-Какую цель мы поставили на сегодняшнем уроке?

- Достигли ли мы этой цели?

- Какие затруднения были у вас на уроке?

- Что нужно сделать чтобы эти затруднения не

повторялись?

Рефлексия.

Предлагает оценить свою работу при помощи линейки

успеха.

Смайлики

Дополнительная информация


Дифференциация

Оценивание

Межпредметные связи

Все учащиеся принимают участие в обсуждении темы, отвечают на вопросы учителя.

Выполняют работу на с. 3, рабочей тетради №1.

Большинство учащихся дополнительно на выбор выполняют

одно задание на с. 4, 5.

Некоторые учащиеся выполняют оба задания на с. 4, 5 или

самостоятельно работают в материале, создавая монотипию или вырезая изображение из бумаги.

-Самооценивание

-Формативное оценивание

1) из ответов учащихся на вопросы учителя и из учебника;

2) из окончательной работы (ввиду возможности субъективной оценки творческого аспекта желательно ставить оценку только за самые удачные работы);

3) из обсуждения выполненной работы.



-музыка

-самопознание


Рефлексия для учителя:

Важные вопросы

по уроку:

Комментарии по проведенному уроку:



















Итоговая оценка (с точки зрения преподавания и обучения)

Какие два момента были наиболее успешны?




Какие два момента улучшили урок?




Что я узнал из урока о классе и отдельных расскажу на следующем уроке?