ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 291
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
© Национальный исследовательский Нижегородский государственный
Тема 1. Решение в системе управления
Сущность управленческого решения
Типология управленческих решений
Тема 2. Уровни и формы принятия управленческих
Экономическая, организационная и правовая сущность управленческих решений
Тема 3. Методологические аспекты разработки управленческих решений
Системный подход к разработке управленческих решений (РУР)
Тема 4. Технологии разработки и реализации управленческого решения1
Этап разработки управленческих решений
Тема 5. Моделирование как метод принятия решений
Тема 6. Целеполагание при выборе УР
Тема 7. Методы прогнозирования и их роль в
Тема 8. Экспертные оценки в процессе принятия
Тема 9. Разработка управленческих решений в условиях неопределенности и риска
Тема 10. Методы оптимизации управленческих
Метод последовательных сравнений (метод сортировки)
Тема 11. Анализ проблемной ситуации в процессе РУР
Проблемная ситуация: сущность и роль
Тема 12. Разработка управленческих решений в
Стратегические и тактические решения: их содержание и особенности
Тема 13. Особенности принятия решений в системе государственного и муниципального управления (ГМУ)1
Порядок разработки и принятия политического решения
Тема 14. Контроль и реализация управленческих
Тема 15. Эффективность управленческих решений
Социальная ответственность организации перед обществом
Экзаменационные вопросы по курсу “Разработка управленческого решения”
Задание к контрольной работе по РУР (для студентов заочной формы обучения)
Таблица выбора альтернатив достижения целей:
№п/п | Цели | Приоритетность целей | Вероятность достижения | Результат | |||||||||
Варианты | Варианты | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||
| | | | | | | | | | | | | |
| Итого | | | | | | | | | | | |
- 1 ... 18 19 20 21 22 23 24 25 ... 37
Метод последовательных сравнений (метод сортировки)
В состав метода входят следующие операции:
-
составляется перечень признаков решений; -
перечень записывается в таблицу в порядке убывания значимости; -
по каждому признаку в таблице записывается оценка реализации каждого признака по всем решениям – максимальная оценка “5”.
Таблица оценки признаков по каждому решению:
№п/п | Признак | Оценка реализации | ||||
Наименование | Коэффициент значимости | Решение № | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
1 | Время реализации | 1 | 4 | 5 | 3 | 3 |
2 | Финансовые затраты | 0,8 | 5 | 3 | 4 | 4 |
3 | Повышение объема сбыта | 0,6 | 5 | 3 | 2 | 1 |
4 | Величина дополнительной прибыли | 0,6 | 2 | 4 | 4 | 5 |
5 | Качество продукции | 0,5 | 2 | 5 | 4 | 3 |
| Сумма | | 13,2 | 14,1 | 11,8 | 11,3 |
по каждому столбцу находится сумма произведений оценки на соответствующий коэффициент значимости признака;
производится сортировка полученных значений по максимальному значению суммы и определяется предпочтительный вариант решения. В данном случае предпочтительный вариант – решение №2 с суммой 14,1.
-
Метод “затраты - прибыль”1
Метод “затраты – прибыль” является одним из наиболее часто применяемых на практике методов оценки эффективности решения. Эффективность решения количественно характеризуется получаемой прибылью на единицу затрат. При этом под “прибылью”
понимается некоторая совокупность критериев, характеризующих то или иное решение. В качестве них могут быть использованы объективные показатели (потоки платежей, срок окупаемости, рентабельность, объем производства и др.), а также субъективные оценки (имидж фирмы, социальная значимость решения и т.д.).
1 При подготовке данного вопроса использованы материалы из учебника Ременников В.Б. Управленческие решения. – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2005. С.124-125.
Таким образом, “прибыль” – составная величина, образуемая сложением разнородных видов эффектов, значение которых неравноценно. Поэтому главным условием практической применимости данного метода является:
-
возможность суммировать различные составляющие “прибыли”; -
нахождение числовых коэффициентов, характеризующих степень вклада каждого из составляющих “прибыль” элементов.
Зная значение составной прибыли pi и требуемых затрат сi, можно для каждой альтернативы решения рассчитать соотношение pi/ci, характеризующие соотношение прибыли на единицу затрат.
Рассмотрим метод “затраты – прибыль” на примере. Имеется 7 инвестиционных проектов к1, к2, к3…к7. Каждый из них характеризуется составной прибылью в условных единицах и затратами (млн.руб.).
Показатели | Проекты | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Прибыль, усл.ед. (р) | 2,6 | 1,8 | 2,3 | 2,7 | 2,0 | 1,6 | 3,0 |
Затраты, млн. руб. (с) | 1,0 | 0,9 | 1,0 | 1,2 | 0,7 | 0,6 | 2,5 |
Лимит финансирования, выделенный для реализации проектов, 3,5 млн. рублей. Нужно определить перечень наиболее эффективных проектов.
Для решения этой задачи рассчитаем соотношение прибыли-затрат для каждого проекта p1/c1 = 2,6; p2/c2 = 2; p3/c3 = 2,3; p4
/c4 = 2,25; p5/c5 = 2,86; p6/c6 = 2,67; p7/c7 = 1,2. Затем упорядочим проекты по степени предпочтительности (в порядке убывания величины прибыли на единицу затрат):
к5, к6, к1, к3, к4, к2, к7
Далее, суммируя нарастающим итогом затраты на реализацию, выбираем для первоочередного финансирования проекта к5, к6, к1 и к3. Их суммарные затраты ∑С = 3,3 млн. руб., а составляющая прибыль ∑р = 8,5. При любых других вариантах данное соотношение будет хуже.
Практические задания
Задание 1. Руководителю подразделения, занимающегося сборкой изделий ввиду сокращения фонда оплаты труда необходимо уволить одного из рабочих на конвейере. Информация о рабочих представлена в таблице:
Характеристики работника | Андрей | Ольга | Игорь | Елена |
Возраст | 30 лет | 22 года | 48 лет | 28 лет |
Семейное положение | Не женат | Замужем | Женат | Не замужем |
Иждивенцы | Ребенок 3 лет | Мать | Сын 18 лет | Двое детей 5 и 7 лет |
Образование | Высшее | Среднее специальное | Среднее специальное | Неполное среднее |
Состояние здоровья | Отличное | Среднее, часто уходит на больничный | Отличное | Отличное, в прошлом страдала алкоголизмом |
Стаж | 5 лет | 1 год | 15 лет | 5 лет |
Дополнительные характеристики | Исполнительный, пунктуальный | Часто опаздывает | Средний работник, работает медленно | Часто провоцирует конфликты |
Планы на будущее | Построить карьеру в этой или другой компании | Собирается поступать в ВУЗ | Хотел бы получить повышение в этой компании | Устраивает данная работа, планы ее сохранить в будущем |
Используя метод последовательных сравнений, определите, кого необходимо уволить.