Файл: Учебник ответственный редактор Заслуженный юрист рф, доктор юридических наук, профессор К. А. Бекяшев Изданние четвертое.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 109

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§ 8. Отечественная наука международного права гг.) '
ствления народами своего признанного или оспариваемого другими
Международно-правовая наука русского зарубежья — это мощный интеллектуальный пласт общекультурных ценностей, до сих пор невостребованный и соответственно неизученный. Возвращение международ- но-правового наследия на Родину, вовлечение его в оборот и тщательное исследование представляются актуальным велением времени 8. Отечественная наука международного права (1917—1991 гг.)
Лишь небольшая группа российских юристов-международников восприняла идеи Октября либо сними смирилась. К ним можно отнести профессоров Юрьевского и Казанского университетов В. Э. Грабаря и Н. Н. Кравченко, Демидовского юридического лицея в Ярославле
Н. Н. Голубева, а также молодых начинающих ученых — Е. А. Коровина,
В.
Дурденевского, А. М. Ладыженского и некоторых других.
Сразу же после революции юристы-международники оставались на своих местах, выполняя обычные для них функции. По инерции печатались научные труды. В 1918 г. в Петрограде был издан учебник АЗа- харова Курс общего международного права, который был закончен и подготовлен к печати вначале г. Автор являлся лектором Практической Восточной академии в Петрограде, и учебник предназначался для слушателей академии. НА. Захаров внес в него краткий очерк договоров России с Турцией, Персией, Китаем, Японией.
Готовилось к печати исследование профессора историко-филологи- ческого факультета Московского университета НИ. Кареева
3
. Оно включало богатейший материал по истории формирования государственных границ в Европе, равного которому нет нив отечественных дореволюционных, нив послеоктябрьских изданиях. Исследование содержало ценные мысли и по международно-правовым вопросам. Одна из глав таки называлась Перемены во взглядах на юридическую природу государственных территорий. По архивным данным, рукопись датировалась г.
На 1917 г право в Петроградском университете преподавали А. А. Пиленко, А. М. Горовцев, Б. С. Миркин-Гецевич. Тесную связь с кафедрой осуществлял работавший секретарем Правового отдела МИДа Г. Н. Михайловский, сын известного писателя Н. Г. Гари МА Очерки нового международного права:япособие к лекциям.
Прага: Пламя, 1923. С. См Стародубцев ГС Международно-правовая наука российской эмиграции. МС. 267.
Кареев НИ Государственные территории и их границы в Западной Европе со второй половины Средних веков до нашего времени (очерки из исторической географии Отдел рукописей Российской государственной библиотеки РГБ).
Ф. 119. К. 35. Д. 1-17.
Ф. 119. К. 35. Д. 12.


72 Глава //. История возникновения и развития международного права Поданным жена начало г, международное право читал только Б. С. Миркин-Гсцевич.
В стенах Политехнического института в Петрограде кафедру народного права бессменно занимал Б. Э. Нольде. В 1919 гон из
Петрограда в Финляндию, а затем обосновался в Париже.
Серьезные трудности с преподаванием международного права ощущались ив На начало г. международное право в Московском университете преподавали А. Л. Банков, Ю.В.Ключников,
A.M. Ладыженский, Е. А Труды по международному праву имели также ЯД. Маковский, Н. В С. А. Котляровский,
В. Н. Дурденевский. В Московском коммерческом институте международное право преподавал Н. Н работавший ранее приват-до- центом в Московском университете.
Практически все из вышеназванных ученых в эти годы в Москве не проживали. Профессор А. Л. Байков, возглавлявший с 1913 г. кафедру международного права Московского университета, читал международное право в 1919—1920 гг. в Таврическом университете в Симферополе. Там же, а также в юридическом институте в Севастополе в гг.
с перерывом трудился Н. Н. Алексеев.
Приват-доцент кафедры права (с 1916 г) Московского университета Ю. В. Ключников занимался в эти годы исключительно политической деятельностью. В г. уехал заграницу, проживал вначале в Париже в 1919—1921 гг., а затем с конца 1921 г. по август г. в Берлине.
По предложению Г. В. Чичерина он был включен в состав делегации
Советской России на Генуэзскую конференцию в качестве юриста-экс- перта. Свои функции юриста-эксперта Ю. В. Ключников выполнил блестяще. Нам бы и сегодня можно кое-чему поучиться утех беспартийных "спецов" типа профессоров Юровского и Ключникова, которые вели переговоры в Генуе замечает современный исследователь
В. Г. Сироткин
2
Возвратясь в Россию, Ю. В. Ключников заведовал кабинетом международной политики Коммунистической академии, преподавал, работал консультантом в Наркомате иностранных дел, сотрудничал в журнале
«Международная жизнь. В 1929 гг. Ю. В. Ключников совместно с А. В. Сабаниным выпустил три части (третья часть состояла из двух выпусков) фундаментального сборника под названием Международная политика новейшего времени в договорах, ногах и декларациях».
Профессор государственного права Юрьевского университета, автор многочисленных трудов по международному публичному праву и международному частному праву Л. А. Шалланд (родился в г. в Петербурге) жил в Ростове-на-Дону, работая в Донском университете. Умер
В архиве РАН хранится личный фонд (№
Евгения Александровича Ко-

ровина (1892-1964).
Сироткин В. Г Золото и недвижимость России за рубежом. Историко-публи-
цистическое расследование. М Международные отношения, 1997. С. 6.


§ 8. Отечественная наука международного права гг.) в конце 1919 г. С 1915 г. после эвакуации Варшавского университета по г. там же работал В. А. Овчинников.
В
гг. в Пермском университете работали АС. Ященко и В. Н. Дурденевский (1889—1963). Последний был приглашен в Дальневосточный университет, будучи избранным по кафедре государственного права, куда и уехал в г. С апреля 1917 г. в Казани работал
Н. Н. Кравченко (1881—1955), ставший после революции первым деканом факультета общественных наук Казанского университета, а затем и Саратовского университета. С Казанским университетом связаны и последние годы жизни известного юриста-международника В. А. Уля- ницкого (1855-1920).
7 ноября 1918 г. на базе Демидовского юридического лицея, основанного в 1803 г, был открыт Ярославский государственный университет, в штат которого вошел юрист-международник Н. Н. Голубев
(1875—1949). Факультет общественных наук возглавлял декан (тогда еще он назывался председателем деканата) специалист в области уголовного процесса Н. Н. Полянский. В г. из-под его пера вышла работа Международный суд ООН».
С Томским университетом связаны судьбы Г. Г. Тельберга и А. М. Го- ровцева. Последний жил в Томске с мая по декабрь г годы сильными кадрами выделялся Дальневосточный университет. Международное и государственное право читал М. П. Го- ловачев, бывший профессор Омского института сельского хозяйства и промышленности.
С Киевом связаны судьбы О. О. Эйхельмана (1854— ?), П. М. Бога- евского (1866—1929) и А. М. Горовцева (1878—1933). Первые двое некоторое время (ориентировочно 1917—1918 гг.) работали в
Последний с осени г. по март 1921 г. читал международное право в институте народного хозяйства. П. М. Богаевский с осени 1919 г. жил в Одессе. Есть все основания предполагать, что он преподавал международное право в Новороссийском университете.
Международное право в Харьковском университете преподавал
В. А. Ястржембский (родился в 1866
Им была написана статья «Лига
Наций» (Вестник советской юстиции. 1924. № 16. С. Интересная и совершенно неизвестная страница российской между- народно-правовой мысли связана с именем талантливейшей женщины
Е. А. Гальпериной-Гинзбург (1886—1922). Начиная сгона начала усердно заниматься вопросами международного права. Впервой книге
«Мировая война и судьбы международного права она добросовестно изложила суть трактуемого вопроса, обнаружив начитанность в европейской литературе международного права. Более значительной ив известной части своей заслуживающей серьезного внимания явилась ее вторая книга Мир русской революции или мир Вильсона. Гарантии прочного мира. Эта книга вышла в Киеве в г. и явилась удачной попыткой анализа международно-правовых моментов русской революции.
Вышла в свет в г

74 Глава История и развития права
В условиях 1919 г, на пользования новейшей европейской литературой ей удалось написать интересную, содержательную книгу, юридический анализ которой тесно связан с общей концепцией демократического правотворчества — только через демократию, со всею обеспеченностью ее положений, возможно достижение высокого народно-правового сознания».
Е. А настаивала в своей работе на необходимости связи народной демократии с устойчивостью международного права. Незадолго до смерти она собиралась в Париж, намереваясь прочитать здесь в Народном университете лекции о Лиге Наций и панамериканских Уже в 1923 г. в Берлине вышел под редакцией А. А. Кизеветтера сборник ее статей (1909—1918 гг.) с кратким биографическим очерком ее сестры (си А. А. Кизеветтера (с Ряд статей этого сборника касались международного права с всецело посвящены праву войны. В них нашли юридическое объяснение такие понятия,
как недозволенные средства войны, морская война, блокада и др.
Однако наиболее плодотворным период оказался для А. М. Горовцева (1878—1933). Бывший приват-доцент Петербургского университета, он осенью г. занял кафедру государственного права в Пермском университете. После взятия Перми в декабре 1918 г. войсками А. В. Колчака оставался там до мая 1919 г, когда эвакуировался в
С декабря 1919 г. по осень 1920 жил в Иркутске. В этом городе им были напечатаны Синоптическая карта — система ного (международного) права (Иркутск. 1920); Курс междугосударст- венного (международного) права. (Вып Введение и общая часть. Иркутск, Издание Курса — явление далеко неординарное в условиях бушевавшей Гражданской войны. Это был первый и последний учебник по международному праву, изданный на территориях, контролируемых белым движением. Сам А. М писал Время издания настоящего курса — начало 1920 года место его издания гор. Иркутск, в состоянии полной отрезанности не только от научных центров с необходимыми для научной работы книгохранилищами, но и вообще от всего внешнего мира наконец, общие условия печатания должны служить достаточным объяснением тех несовершенств, какие не могут не оказаться в предлагаемой работе. Однако несовершенств не так уж много. К ним можно отнести 1) малый объем работы — 45 с 2) отсутствие постраничных сносок и списка использованной литературы 3) плохое качество Б Е. А. Гинзбург-Гальперина // Еврейская трибуна. 1922.
№ 32 (137). С. 5-6.
Гальперина-Гинзбург Е. А Под знаменем права сб. статей / предисл. и ред.
А. А. Кизеветтера. Берлин,
Горовцев А Курс междугосударственного (международного) права. Иркутск

§ 8. Отечественная наука международного права гг.) бумаги и ряд других. Нетрудно заметить, что сам автор уже дал объяснение этому.
В текст введены термины, ранее широко не применявшиеся в меж- дународно-правовой междугосударственное право и как антипод ему междуиндивидуальное как синоним права гражданского.
«Обычное название дисциплины, о которой идет речь, — замечал автор как права "международного, должно быть заменено именованием его правом "междугосударственным", так как этим последним названием лучше всего выражается то, что субъектами в этой области права являются именно государства, те. организованные государственные союзы, а не народы сами по себе, и, тем паче, не отдельные, составляющие народ люди».
Далее он предполагал использовать в определении этого права термин не совокупность норма категория, дабы оттенить понятие вида по отношению к роду — правовых норм вообще. Наконец, важно и такое заключение автора «Междугосударственное право представляется,
таким образом, нечем иным, как самоограничением государств, на началах взаимства, в осуществлении ими их свободы, полновластия, само Им была создана своя система международного права,
а именно введение, общая часть, особенная часть, распадающаяся научение о субъекте и учение об объекте.
Основания существования международного права он правильно видел в отношениях государств вовремя войны и мира. Его прогноз относительно пути развития международного права в XX в. оправдался. Этот процесс самоопределения, который начался в наше время выделением в качестве самостоятельных национальных государств Польши, Финляндии, Чехии и др, вероятно, будет иметь еще свое продолжение, обещая создание целого ряда новых, свободных, самостоятельных государственных единиц, открывает путь, разумеется, и тому праву, которое призвано регулировать отношения между государствами, те. праву междугосудар- ственному, перспективы, конечно, не уничтожения и не отмирания,
а наоборот, нового, еще более широкого и глубокого правильного развития более широкого потому, что круг его участников должен еще более увеличиваться, и более глубокого и правильного потому, что и по содержанию своему оно должно захватывать все большие области мирных международных отношений и все более приближаться к идеям права и справедливости»
1
«Курс...» А. М. Горовцева — самостоятельное, оригинальное, глубоко продуманное научное произведение. В нем автор заявило себе как о крупном теоретике международного права. В Иркутске были созданы лишь введение и общая часть. Продолжение издания курса, — констатировал автор, — зависит от получения разрешения на его печатание».
Однако Курс остался незаконченным.
Осенью 1920 г. А. М. Горовцев переехал в Киев, где читал лекции по международному праву в Институте народного хозяйства. В марте 1921 г.
эмигрировал во Францию и жил в Париже.
Горовцев А Курс междугосударственного (международного) права. С. 8—
10, 14.

76 Глава История и развития международного права
В 1924 г. в СССР вышла книга ЕЛ. Коровина
1
, сразу ставшая бестселлером. Книгу хвалили в Советском Союзе. На Западе же она получила довольно прохладные оценки. Вышедшая в двадцать седьмом номере
«Современных записок пространная рецензия Б. С.
ча
2
хлестко критиковала книгу за ее социалистические классовые ново- введения.
Основное копье критики было брошено рецензентом в адрес классового метода Е. А. Коровина. По мнению рецензента, этот водит к регрессу международно-правовой позиции Советской России по отношению ко всему миру. Европейская наука международного права и передовая европейская политическая мысль созвучно определили прогресс международного права как демократический переход от состояния международной "анархии" — к организованному правовому быту, к созданию форм и органов международного правотворчества, к ограничению абсолютного суверенитета отдельных государств...»
Это констатировали сам Е. А. Коровин, прикрываясь при этом
«классовым методом. В то время как общий ход развития европейского международного права идет в сторону сужения содержания понятия суверенитета, — писал он, — во имя все осложняющегося сплетения и междузависимости современных государственных тел (от самодовлеющей автаркии и натурального хозяйства — до универсального банка и мирового треста, — советская Россия призвана выступать в роли чемпиона доктрины "классического" суверенитета, поскольку формальная его замкнутость служит юридической броней, защищающей ее от воздействия тех факторов, под давлением которых передвигаются современные границы капиталистических государств и перерождаются их формы права»
3
Спор двух российских ученых, находившихся по разные стороны баррикад, был испытан временем и решился к концу XX вне в пользу
Е. А. Коровина. Достаточно напомнить заключительные строки его труда, чтобы поставить точку. Строго относительная ценность международного права переходной эпохи двояка: мост между буржуазной и социалистической половинами человечества не может не рухнуть в тот самый час, когда распадутся последние устои первой. Разросшееся до размеров всемирного право — таково имя его прижизненного преемника, — писал Е. А. Коровин.
Великая Отечественная война и победа в ней советского народа повысили интерес к исторической тематике. В 1946 г. Е. А. Коровин издал
«Историю международного ФИ. Кожевников в 1945 г. защитил докторскую диссертацию на тему Русское государство и международное
Коровин Е А Международное право переходною времени. М П Гос 1924. 139 с.
Современные записки. № 27. С.
Коровин Е. А Международное право переходного времени. С. 43—44.
же. С. 136.
Коровин Е. А История международного права пособ. к лекциям. Вып 1 (от
древности и до конца в

§ 8. Отечественная наука международного права гг.) право, которая в 1947 г. была издана. Докторские исследования выполнили также В. И. Лисовский
2
и Л. А. Алексидзе
3
Кандидатские диссертации по истории международного права защитили Е. П. Мелешко (1949), Б. И. Мелехин (1952), В. Д. Лазуренко
(1964), ГМ. Набок (1964), ГС. Стародубцев (1984) и др. Труды издали
Ю. Я. Баскин, В. Н. Дурденевский, В. М. Корецкий, ДБ. Левин,
В. С. Семенов, Н. Н. Ульянова, Д. И. Фельдман и др. Среди них особое значение имеет фундаментальный труд профессора В. Э. Грабаря Материалы к истории литературы международного права в России (М Издательство АН СССР, 1958. 491 с ) , справедливо названный В. М. Корецким памятником русской науке международного права. Без Материалов В. Э. Грабаря не может обойтись ни один серьезный исследователь международно-правовых проблем.
Теория международного права всегда находилась в центре внимания отечественных ученых. Исследования в этой области выполнили
Л. А. Алексидзе, Р. Л. Бобров, И. П. Блищенко, Г. В. Игнатенко,
Д. Б. Левин, И. И. Лукашук, С. А. Малинин, НМ. Минасян,
Д. И. Фельдман, Г. И. Тункин, НА. Ушаков, Г. В. Шармазанашвили,
В. М. Шуршалов и др. Заметным событием стало издание в 1962 г. книги
Р. Л. Боброва Современное международное право (Объективные предпосылки и социальное значение. На ее основе Р. Л. Бобровым в 1964 г.
была защищена докторская диссертация, а в 1968 г. опубликована монография. Р. Л. Бобровым была обоснована концепция двуединой основы международного права, а именно государственной разделенности общества и объективной необходимости взаимосвязей суверенных госу- дарств.
Явлением весьма значительным не только для советской науки международного права, но и общемировой стало издание книги Г. И. Тунки- на Теория международного права. В ней ученый обосновал концепцию согласования воль государств при создании норм международного права. Книга сразу стала базовой при изучении международного права.
Таковой она остается и по настоящее время.
Активно исследовались проблемы конкретных отраслей международного права. Создание ООН, возникновение и развитие многих специализированных международных организаций, формирование права
Кожевников ФИ Русское государство и международное право. Т. 1 (до в. М, 1947. 336 с.
Лисовский В. И Вопросы международного права и международной политики в истории Украинской Советской Социалистической Республики Автореф.
... докт. юрид. наук. Киев, 1954. 35 с.
Алексидзе Л. А Взаимоотношения Грузии и России в —
вв. (Меж- дународно-правовое исследование Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. Тбилиси. 43 с.
Бобров Р. Л Объективные предпосылки и социальное значение современного международного права Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М, 1964. 31 с.
Он же Основные проблемы теории международного права. Мс Тункин Г. И Теория международного права. Мс Глава II. История возникновения и развития международного права международных организаций побудили к активному творчеству в этой Исследования С. А ЕЛ МВ. Янов- ского и других авторов оперативно на правовые изменения в этой области, давая им научную интерпретацию.
В 1957 г. СССР стал пионером в сфере освоения космического пространства. Это предопределило то обстоятельство, что советская наука международного права стала флагманом в общемировом изучении этой новой области человеческой деятельности. Труды Е. А. Коровина, Г. П. Жу- кова, В. С. Верещетина, Ю Колосова и других ученых во многом способствовали формированию международного космического права.
Значительные подвижки в регулировании правового режима океанических пространств (четыре Женевские конвенции поморскому праву г, Конвенция поморскому праву г) вызвали к жизни обилие монографической и статейной литературы. Трудами Ю. Е.
К. А. Бекяшева, А. Л. Колодкина, М.И.Лазарева, В. Ф. Мешеры,
А. П. Мовчана, СВ. Молодцова, В. Фи других авторов создан пласт отечественных международно правовых знаний, стоящий на уровне лучших достижений общемировой юридической мысли.
Во второй половине XX в. человечество столкнулось с новой, неведомой ранее проблемой — загрязнения окружающей среды. Стало очевидным, что без международного сотрудничества эта проблема неразрешима. ОС. Колбасов, АС. Тимошенко, В. А. Чичварин и другие своими изысканиями дали правовую интерпретацию вопроса, явив миру озабоченность СССР и его готовность участвовать в международно-пра- вовой охране природы.
Совершенно новым вызовом реалиям явилось открытие человечеством секрета расщепления ядерного ядра и возможность использования атомной энергии в мирных целях. В отечественной науке международного права эту проблему впервые подняли на должном уровне рассмотрел АИ. Иойрыш
2
, способствовав тем самым формированию международного атомного права.
Ученые не оставили без внимания и такие древнейшие отрасли международного права, как дипломатическое право, право вооруженных конфликтов, мирные средства разрешения международных споров. Общие вопросы дипломатического и консульского права разработал
И. П. Блищенко, дипломатических привилегий и иммунитетов
Д. Б. Левин, специальных миссий — К. К. Сандровский, дипломатического протокола — Ф. ФА. Ф. Борунков. Трудами И. Н. Ар- цибасова, С. А. Егорова, Л. А. Моджорян, АИ. Полторака, АН. Трай- нина обстоятельному освещению и анализу подверглись международные нормы, регулирующие поведение государств вовремя вооруженных
Бобров Р. Л А Организация Объединенных Наций (Междуна- родно-правовой очерк. Л, 1959. 81 с Крылов С. Б История создания Организации Объединенных Наций 1960. 343 с Морозов И Организация
Объединенных Наций (Основные международно-правовые аспекты структуры и деятельности. М, 1962.
с.
Иойрыш А Правовые проблемы мирною использования атомной энергии:
Автореф.
... докт. юрид. наук. М, 1970.
Контрольные вопросы и задания конфликтов. Ученые убедительно доказали, что единственно законным способом урегулирования взаимных разногласий могут быть только мирные средства.
Средства мирного разрешения международных споров явились предметом исследования Э. А. Пушмина. Им была обоснована концепция существования международного процессуального права. Право международных договоров было детально изложено В. М. Шуршаловым,
А. НО. И. Тиуновым и др, территории — ЮГ. Барсего- вым, Б. М. Клименко, воздушного права — ЮН. Малеевым, ответственности В. А. Василенко, П. М. Курисом и ДБ. Левиным, прав человека В. А. Карташкиным и др. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью, активно начатое государствами на рубеже гг. XX в, в науке получило отражение в работах АИ. Полтора- ка, Л. Н. Галенской, Е. Г. Ляхова, К. С. Родионова и др.
В 1957 г. по инициативе Г. И. Тункина была создана Советская Ассоциация международного права. При ней начал функционировать печатный орган — Советский Ежегодник международного права. Регулярно проводились ежегодные собрания Советской Ассоциации международного права. Заметным явлением в общемировой юридической литературе явилось издание советскими учеными в 1989—1992 гг. Курса международного права всеми томах. Путеводителями в огромном мире советской международно-правовой печатной продукции были регулярно издаваемые библиографии
1
В СССР сложились признанные центры международно-правовой науки — Москва, Ленинград, Киев. Научные школы международного права сформировались в Казани, Свердловске, Харькове, Тбилиси, Тарту, Вильнюсе, Минске, Ростове-на-Дону.
Несмотря на идеологический пресс, необходимость осуществления научных разработок в рамках марксистско-ленинской теории, многие произведения советских ученых стояли на уровне лучших образцов общемировой науки международного права.
Контрольные вопросы и задания. Укажите причины возникновения международного права, время и его зарождения. Охарактеризуйте основные черты международного права Древнего мира. Укажите временные пределы и дайте краткую характеристику международного права Средних веков. Расскажите о классическом международном праве, о его возникновении и развитии.
Советская литература по международному праву. Библиография гг. / под. ред. В. НМ Госюриздат, 1959. 303 с Международное право. Библиография гг. / сост. Г. И. Курдюков,
В. А. Альтшуллер, А. А. Львова. Мс Международное право. Библиография гг. / сост. Г. И. Курдюков, В. Н. Лихачев, Ж. В. Щелыванова и др. М Международные отношения, 1987. 358 с Международное право. Библиография гг. / сост. Г. И. Курдюков, В.Н.Лихачев, Н.Е.Тюрина и др. СПб., 1992. 229 с

80 Глава История возникновения и развития международного права. Дайте характеристику международною права вв.
6. Назовите важнейшие международные конференции вв.
Проанализируйте принятые на них правовые документы. Покажите вклад ученых дореволюционной России в прогрессивное развитие науки международного права. Назовите наиболее известных юристов-международников русского зарубежья и их основные труды. Назовите наиболее известных юристов-международников Советского Союза и их основные труды. Покажите вклад советских ученых в прогрессивное развитие науки международного права.
Литература
Баскин Ю. Я, Фельдман Д. И История международного права. М.,
1990.
Грабарь В. Э Материалы к истории литературы права в России (1647-1917).
Кожевников ФИ Русское государство и международное право. М.,
1947.
Левин ДБ История международного права. М, 1962.
Левин ДБ Наука международного права в России вина- чале XX века. М, 1982.
Лукашук И. И Международное право. Общая часть. МС. 40-72.
Лукашук И. И Право международной ответственности. М, Мартене Ф. Ф Современное международное право цивилизованных народов. П 1996. Т. Политическая история русской эмиграции гг. Документы и материалы / под ред. А. Ф. Киселева. М. 1999.
Стародубцев ГС. Международно-правовая наука российской эмиграции. М Книга и бизнес, 2000.
Encyclopedia of Public International Law. 17
Oxford, 1984. Grotius et juridique international. Travaux du
Hugo Grotius. Lausan- ne, 1985.
W. (ed.) Frontes Historical Juris Gentium. 3 vols. Berlin / New
York, 1988, 1992, 1995.
Verziji J. W. International Law in Historical Perspective. 1—2 vols. Ley- den, 1969.
ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОГО
МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА 1. Понятие и классификация основных принципов
современного международного права
Основной принцип международного права — это основополагающая императивная, универсальная норма международного права, отвечающая основным закономерностям развития сообщества государств ив силу этого защищаемая наиболее жесткими мерами принуждения.
Основные принципы современного международного права, возникшие во второй половине в, представлены впервые закрепленными в универсальной писаной форме принципами запрещения применения силы и угрозы силой, мирного разрешения международных споров, сотрудничества государств, уважения прав и основных свобод человека,
а также принципом равноправия и самоопределения народов и наций,
нацеленным на ликвидацию колониализма.
Существенное отличие перечисленных принципов заключается в том, что их появление придало праву абсолютно новое качество — право силы, по словам Г. И. Тункина, уступило место силе права.
Каждой исторической эпохе присущи свои, востребованные ею принципы, отражающие ее особенности развития, в том числе и форму выражения вовне. Поэтому первые принципы, соответствующие ранним периодам развития международных отношений, существовали в форме международно-правового обычая. Во второй половине в.,
с принятием Устава ООН 1945 гони были в большей своей части кодифицированы, те. закреплены в писаной форме. Принятая в 1969 г.
Венская конвенция оправе международных договоров, основываясь на Устава ООН, дала общее понятие основного принципа,
определила место основных принципов в системе международного права, отметила присущие им признаки и характер взаимодействия с другими нормами.
В соответствии с указанными источниками наиболее важными,
сущностными признаками этого вида норм являются следующие обязательность для всех субъектов международного права, в силу чего на них не распространяется общий принцип права «pacta tertiis пес nocent пес prosunt», перекрываемый п. 6 ст. 2 Устава ООН Организация обеспечивает, чтобы государства, которые не являются ее членами, действовали в соответствии с этими принципами, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности примат в отношении всех остальных норм международного права, которые приобретают качество недействительности в случае несоответствия положениям принципа (ст. 3 Устава ООН, ст. 53 Венской конвенции г наличие обратной силы относительно несоответствующих ему норм, хотя бы и возникших ранее нового основного принципа (ст. Венской конвенции 1969 г

82 Глава Основные принципы международного права
Для более полного представления об основных принципах,
нии их соотношения, взаимосвязей с другими нормами системы в доктрине используется метод классификации. Впервые классификация по сходству объекта (объектная классификация) была разработана
Н. Т. Блатовой, предложившей три позиции принципы, обеспечивающие мирное сотрудничество государств принципы, защищающие права человека, народов и наций принципы, обеспечивающие всеобщий мири безопасность.
Следует подчеркнуть, что основные принципы возглавляют не только систему международного права будучи включенными в тексты конституций стран сообщества государств, они воздействуют на нормы национальных правовых систем, иллюстрируя тем самым связь обеих правовых систем (см, например, ст Конституции Италии 1947 г.,
гл. III Конституции Испании г. Преамбулу Конституции Франции г, Преамбулу Основного Закона Германии 1949 г, ст. 2 Конституции Греции 1975 гидр. Конституция Российской Федерации в соответствии с положениями ст 17. 18
основные принципы в систему своего из чего следует, что государственные органы и население России обязаны соблюдать их требования.
Так, в октябре 2003 г, во исполнение конституционных установлений,
Пленум ВС РФ отметил особое значение основных принципов и норм международного права и необходимость реализации положений международного права на внутригосударственном уровне (п. 1), поскольку
«они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются Р.Л.Бобров, Г. И. Тункин,
И. И. Лукашук, Л. А. Алексидзе и др. предложили концепцию исторического (хронологического) подхода к классификации принципов в соответствии с формационными критериями. Вопрос об общественных формациях и соответственно исторических этапах развития международного права весьма спорен, кроме общей позиции, связывающей становление современного международного права со второй половиной в. и главным событием этого периода завершением Второй мировой войны и созданием ООН. Таким образом, если отталкиваться от этого общепризнанного факта, можно предложить деление на принципы, во-первых, доуставные, во-вторых, уставные, те. вошедшие в международное право вместе с Уставом ООН, в-третьих, послеуставные или новейшие принципы международного права. Предлагаемый подход не только фиксирует временной показательно и свидетельствует о чественных изменениях системы принципов и международного права в целом. Так, Устав ООН придал форму основного принципа принципу запрещения применения силы или угрозы силой (п. 4 ст. 2), принципу мирного разрешения международных споров 3 ст. 2), принципу уважения прав и основных свобод человека (п. 3 ст. 1) и др.
Российская газета. 2003. 2

§ 2. Правовое содержание основных принципов международного права 83
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   78

§ 2. Правовое содержание основных принципов современного
международного права
Принцип суверенного равенства государств (принцип равноправия государств) отражает основное качество международного права как права равных (par in not habet imperium) субъектов. Качество суверенитета, уникальное по своему характеру, является основанием для классификации субъектов международного права, определения их юридической природы и объема их правосубъектности для установления только согласительной процедуры международного нормотворчества.
В силу этого качества государства равны независимо от времени возникновения, величины территории, количества населения, наконец, от чьего-то признания или непризнания.
Принцип равноправия закреплен в писаной форме в п. 1 ст. 2 Устава
ООН 1945 г, однако доктрина, связывающая его возникновение нес осознанием равенства народов государства, ас равенством и божественным происхождением самих государей, относит его возникновение к позднему феодализму, а становление — к периоду упрочения капитализма и появления республик. Именно в этот период произошла подстановка понятий монарх — народ — государство, где равенство народов признавалось первичным для признания равенства государств. Таким образом, дог, те. до принятия Устава ООН, принцип как универсальная норма существовал в обычно-правовой форме.
Закрепляя формально-юридическое равенство участников правоотношений, баланс их взаимных прав и обязанностей, принцип не препятствует достижению фактического равенства. Международное право поощряет создание режимов преференций для развивающихся государств,
оказание помощи жертвам катастроф, вооруженных конфликтов, что должно рассматриваться не как дискриминация и нарушение принципа равноправия, а как следование императивам общеправового принципа справедливости. Распространенным выражением принципа равноправия является формула участия в международных организациях — одно государство один голос, равные составы делегаций и пр.
Права государства, обусловленные принципом равноправия, важнейшим функциональным принципом системы, заключаются в равном допуске ко всем правомерным видам сотрудничества, на равных со всеми основаниях, в равной защите через международные механизмы.
Обязанности государств состоят во взаимном признании юридического равенства, в заключении сбалансированных договоров, где объем прав соответствует объему возлагаемых на субъектов обязанностей,
в уважении международной правосубъектности друг друга, недопущении дискриминации в любой форме.
В качестве санкции за нарушение принципа могут применяться соразмерные во времени, по объекту, степени тяжести меры ответственности, так репрессалии, исключающие применение вооруженной Принцип невмешательства во внутренние дела государств также тесно связан с наличием качества суверенитета и основывается на одном из его элементов — независимости государства при осуществлении его внутренней функции. Возникновение принципа во времени, как

84 Глава III. Основные принципы современного международного права и обычно-правовая форма его выражения, может быть соотнесено с принципом равноправия. Устав ООН сформулировал в писаной форме только часть этого принципа (п. 7 ст. 2), касающуюся невмешательства международной организации вдела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию государства, оставив существенную его часть взаимоотношения между самими государствами — в форме обычая. Таким образом, в полной формулировке принцип существует все же в обычно-правовой форме. Понимание и тенденции развития принципа просматриваются в договорах государств по различным сотрудничества, а также в морально-политических нормах в виде резолюций и деклараций, например Декларации Ассамблеи ООН о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств г. Принцип призван защищать внутреннюю функцию государства, представляющую один из аспектов полной и суверенной власти,
осуществляемой им на своей территории ив пределах своих границ.
Государства имеют право в соответствии с принципом самостоятельно, без вмешательства извне и какого-либо давления устанавливать свою политическую, экономическую системы, распоряжаться естественными ресурсами, разрабатывать их самостоятельно или концессионно, вводить налоги и иные сборы, устанавливать таможенные правила, режим пребывания иностранцев на своей территории.
Обязанности государства в рамках принципа состоят в невмешательстве во внутренние дела другого государства, такие, как установление формы правления, проведение референдумов и плебисцитов, принятие законов, расходование займов и др. Государства обязаны воздерживаться от действий, которые могут рассматриваться как неправомерное давление с целью получения особых прав и преимуществ. Это может быть финансовое давление, обещание дать привилегии при условии предоставления кредитов, кредитование, но под условием покупки продукции го- сударства-кредитора, уступки территории и др. Вмешательством во внутренние дела считается также вещание на территорию государства без его согласия.
Любое действие, предпринятое с целью неправомерного, в нарушение принципа, давления на государство, дает последнему или сообществу право на ответные невооруженные меры (репрессалии, контрмеры),
принимаемые индивидуально или коллективно через международные организации.
Государство само определяет пределы своей компетенции и само может пойти на ее ограничение в интересах международного сотрудничества для защиты окружающей среды, общей безопасности, решения других глобальных проблем. Подобные самоограничения необходимы также при реализации взятых на себя международных обязательств, особенно в области защиты прав человека, контроля за ядерным оружием,
защиты окружающей среды.
Принцип суверенитета был введен в понятийный аппарат международного права в х годах XX в. Н.А.Ушаковым. Самостоятельность государства и независимость государства при осуществлении им своей внешней функции является важным элементом его международной правосубъектности. Исторически он ориентирован также, как предыдущие

§ 2. Правовое содержание основных принципов международного права принципы, разве что в настоящее время существует в обычно-правовой форме.
Содержание принципа составляют права государства на независимую внешнюю политику свободное, без давления извне, установление дипломатических и консульских отношений, обмен посольствами и миссиями, решение проблем признания новых государств и правительств,
вступление и выход международных организаций.
Особая группа прав, защищаемых принципом, связана с защитой прав на участие государств в универсальных международных договорах,
кодифицирующих нормы международного права или регулирующих важнейшие отношения государств.
Как нарушение императивов принципа следует вспомнить дискриминационную приглашающую формулу ООН, в соответствии с которой государства — нечлены ООН не могли стать участниками договоров,
заключаемых в рамках или под эгидой ООН, хотя объект договоров касался всех государств. Она была включена в Конвенции поморскому праву 1958 г, Венские конвенции о дипломатических и консульских сношениях 1961 и 1963 гг., другие договоры.
Обязанности государства состоят во взаимном уважении международной правосубъектности друг друга, сотрудничестве в осуществлении внешней политики, непрепятствовании участия в международных организациях, международных договорах и выходе из них.
Одновременно не является обязанностью государства установление дипломатических или консульских отношений, участие в договорах без явно выраженного соблюдения установленных международным правом процедур. Не являются нарушением рассматриваемого принципа ограничения, налагаемые на государства в качестве санкций за серьезные нарушения международного права, например упоминаемые в ст. 5, 6, Устава ООН, в виде приостановления членства в ООН, исключения из
ООН, разрыва дипломатических отношений.
При нарушении принципа возможно применение санкций в виде ответных мер, адекватных нарушению.
Принцип территориальной целостности государств защищающий право государства на целостность и неприкосновенность его территории, является важнейшим средством обеспечения суверенитета государства. Территория есть основное условие существования государства,
сфера действия его суверенитета. Устав ООН запрещает применение силы против территориальной целостности государств в виде вторжения,
аннексии, оккупации, любых попыток расчленения государственной территории, если это не связано с международными санкциями.
Данный принцип начал свое формирование параллельно с образованием суверенных государств вместо феодальных княжеств госу- дарств-городов. И хотя еще в течение долгого времени территория оставалась призом, целью войн, так что, казалось бы, трудно было говорить о наличии императивной нормы, все же сложилось и представление о том, что посягательство на чужую территорию есть неправомерное деяние, тяжкое нарушение международного права, закономерно вызывающее самый жесткий отпор. Становление принципа запрещения применения силы и угрозы силой способствовало упрочению позиций прин-

86 Глава Основные принципы современного международного права ципа территориальной целостности, логически связывая незаконность применения силы с незаконностью
Рассматриваемый принцип существует в обычно-правовой форме,
однако косвенные подтверждения его существования и содержатся во многих политических договорах так, преамбула ист Хартии
Организации африканского единства гласят, что ее целями являются защита территориальной целостности и естественных ресурсов государств
Африки; ст, V Пакта Лиги арабских государств также посвящена проблеме защиты территориальной целостности государств членов Лиги. Как уже говорилось, одним из важнейших подтверждений существования принципа территориальной целостности является признание законности применения силы в случае посягательств на территорию государства,
признание нарушения принципа casus belli, т. с. достаточным поводом к военным действиям.
Отношения между государствами, связанные с защитой их права на принадлежащие им территории и их ресурсы, являются объектом принципа территориальной целостности государств. Применительно к рассматриваемой проблеме в качестве квазитерритории или условной территории государства рассматриваются также военные базы, по договору расположенные на территории третьих государств, территории дипломатических и консульских военные и торговые морские и воздушные суда, так что посягательство на может вызвать последствия, аналогичные нападению на основную территорию.
Круг субъектов принципа, как в случае с другими принципами,
представлен всеми субъектами международного права.
Государства имеют право на целостность своей территории и ее частей в случае нарушения своих прав они могут применить принудительные меры, допускаемые международным правом, могут обратиться в Генеральную Ассамблею и Совет Безопасности ООН, региональные организации, созданные в соответствии сост Устава ООН, а также прибегнуть к индивидуальной
Понятие территориальной целостности не противоречит правомерным территориальным изменениям, предпринимаемым государствами по договоренности и с согласия населяющего их народа. Международному праву известны случаи нарушения территориальной целостности государства в качестве санкции за совершение международного преступления. Так, в результате Второй мировой войны был установлен особый режим управления Западным Берлином. Территория Германии была разделена на зоны, управляемые от имени держав-победительниц.
В соответствии сданным принципом обязанности государств, других субъектов международного права заключаются в следующем они не должны посягать прямо или косвенно, при помощи силы или угрозы лой на государственную территорию, ее части или естественные ресурсы. Они должны воздерживаться от любых действий, могущих прямо или косвенно нанести ущерб территории государства или ее частям,
а также не оказывать помощь государству-нарушителю или его пособникам. Правовое содержание основных принципов международного права Принцип нерушимости государственных границ регламентирует отношения государств по поводу установления (делимитации, демаркации,
ректификации) и охраны разделяющей их территории границы и решения спорных вопросов в связи с С давних времен считалось,
что нарушение границы является законным поводом для применения вооруженной силы. Воздушные, морские, сухопутные границы государства охраняются военной мощью государства, его дипломатическим аппаратом, политическими союзническими договорами.
Учитывая всеобщность, единообразие, длительность практики государств по охране государственных границ, следует констатировать наличие в международном праве в качестве руководящей универсальной нормы принципа нерушимости государственных границ. Естественно,
что его возникновение связывается с существованием суверенных государств в период разложения феодализма. Обычай находит свое подтверждение в многосторонних и двусторонних союзнических договорах, уставах универсальных и региональных (политических) организаций.
Содержание принципа и тенденции его развития можно отследить также по резолюциям, декларациям международных организаций. К ним относятся в первую очередь акты органов ООН, в частности Декларация принципов, касающихся дружественных отношений государств 1970 га также Декларация и Документ о мерах доверия Заключительного акта
Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки г, которые посвящены новому для рассматриваемого принципа институту мер доверия. В соответствии с ним государства обязались давать предварительные уведомления об учениях, которые проводятся в пределах 250 км от их совместных границ, о крупных передвижениях войск в районе граница также договорились заключить соглашение о демилитаризованной пограничной зоне в Центральной Европе.
Права государства в соответствии с этим принципом заключаются в требовании абсолютной нерушимости установленных границ, незаконности их изменения без согласования или под давлением, с применением силы и угрозы силой. Государства сами определяют режим пересечения границы, порядок установления или снятия каких-либо ограничений по пересечению границы физическими лицами, товарами, услугами,
транспортными средствами государства.
В свете этого определяются и обязанности государств — неукоснительное соблюдение установленных в соответствии с международным правом границ, разделительных или демаркационных линий, включая линии перемирия (на период перемирия, до заключения постоянно действующего договора, в связи с чем такие линии могут рассматриваться как временные границы, разрешение пограничных споров только мирными средствами, неоказание содействия государствам — нарушителям принципа.
Нарушение границы рассматривается как международное преступление, влекущее применение самых жестких ответных мер, в том числе предусмотренных ст. 39—47 Устава ООН применение вооруженных сил, других санкций чрезвычайного характера, вплоть до ограничения суверенитета виновного государства

88 Глава III. Основные принципы права
Принцип добросовестного выполнения международных обязательств — один из старейших функциональных принципов системы международного права. Можно сказать, что на нем держится весь международный правопорядок. Устав ООН (п. 5 ст. 2), на который ссылаются как на источник принципа, обеспечивает только часть его содержания, а именно предписывает государствам соблюдать обязательства, вытекающие из членства в ООН, а для государств-нечленов — только обязательства, обусловленные принципами Устава ООН.
Наиболее полное выражение принцип получил в Венской ции оправе международных договоров 1969 г. ив ст. 38
Международного суда ООН, где говорится о равенстве писаных и обычных норм. В настоящее время практика и доктрина единодушны в том, что принцип защищает все нормы международного права независимо от формы их объективирования.
Практика государств, ее согласованное толкование в морально-по- литических нормах деклараций и резолюций Генеральной Ассамблеи
ООН свидетельствуют о том, что обязательства, вытекающие как из писаных, таки из обычных норм, равнозначны по своим последствиям, охраняются идентичными механизмами, связанными нес формой существования нормы, ас ее местом в системе международного права.
Таким образом, объектом защиты принципа добросовестного соблюдения международных обязательств являются отношения государств и других субъектов международного права в связи с созданием, действием и прекращением действия международных как договоров, таки обы- чаев.
Государства, другие субъекты международного права имеют право требовать соблюдения соответствующих международному праву договоров и обычаев получать выгоды, вытекающие из участия в них, и защиту, необходимую для реализации заложенных в них предписаний оказывать помощь государствам, права которых нарушены в некоторых случаях, обусловленных международным правом, государства могут в одностороннем порядке прекратить или изменить обязательства, вытекающие из договора или обычая.
Обязанности государств, обусловленные данным принципом, заключаются во взаимном уважении правосубъектности друг друга в области международного нормотворчества; в признании приоритета обязательств по международному праву относительно национального права в приведении национального законодательства в соответствие со взятыми на себя международными в разрешении споров, возникающих в процессе заключения и применения договоров и обычаев,
только мирными средствами.
Защита этого принципа осуществляется такими механизмами, как институционные и третейские (арбитражные) суды,
взаимные консультации и др. Действия, рассматриваемые как нарушение принципа, по крайней мере в отношении международных договоров, перечислены в упомянутой Венской конвенции 1969 г. и заключаются в оказании давления на участников переговорного процесса — подкупили иные способы принуждения, на государства — посредством угрозы силой или ее применения, намеренного нарушения положений вступившего в силу договора или совершении таких действий в отноше-

§ 2. Правовое содержание основных принципов международного права 89
нии не вступившего в силу договора, которыми уничтожается объект или цель договора.
Принцип запрещения применения силы или угрозы силой в виде универсальной нормы, обязательной через положение п. 6 ст. 2 Устава
ООН, сформулирован в п. 4 ст. 2 гл. I Устава ООН, дополняемой системой норм гл История становления принципа характеризуется такими вехами, как многосторонние договоры Версальской системы и Статут Лиги Наций, а позже — Пакт об отказе от войны в качестве орудия национальной политики 1928 га также не вступившей в силу Конвенцией Лондонской конференции 1933 г, в которой была сделана по инициативе СССР попытка дать расширенное определение понятия силы, включая экономическую. Второй этап истории развития принципа связан с неудавшимися попытками принятия юридического документа, определяющего на универсальном уровне понятие агрессии. Однако определенные успехи достигнуты за счет принятия морально-политических норм в виде резолюций и деклараций ООН,
таких как Декларации О принципах международного права, касающихся дружественных отношений государств в соответствии с Уставом
ООН» 1970 г, Об определении понятия агрессии 1974 г, Об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях 1987 гидр. Отдельные элементы структуры принципа, такие как характер ответственности, категории физических лиц, несущих дополнительную ответственность, содержатся в Уставах Нюрнбергского и Токийского военных трибуналов, завершивших
Вторую мировую войну, а также трибуналов, созданных в связи с событиями в Югославии и Руанде в последнем десятилетии XX в, ив Римском статуте Международного уголовного суда, вступившем в силу в 2002 г. после ратификации его 60 государствами. Существенный вклад в разработку содержания принципа внесла Комиссия международного права, приняв проект статей об ответственности государств.
Объектом защиты принципа являются общественные отношения,
связанные с правом человека на жизнь в ненасильственном мире, с запретом решения спорных вопросов с применением силы или ее угрозой.
Предмет отношений в соответствии с более конкретной формулой п. ст. 2 Устава ООН обозначен как территориальная неприкосновенность или политическая независимость любого государства, а также иные действия, несовместимые с целями ООН.
Круг субъектов принципа идентичен кругу субъектов международного права в целом, но относительно принципа он представлен, с одной стороны, жертвой агрессии и сообществом государств и виновным государством и его пособниками — с другой. Ими считаются, согласно сложившейся практике и позиции доктрины, государства, оказавшие агрессору финансовую помощь, предоставившие ему территорию для размещения военных баз, формирования банд наемников, транзита в военных целях и др.
Обязательства государств в с принципом состоят вне- применении друг против друга первыми вооруженной силы в нарушение положений Устава ООН независимо оттого, выражается ли это во вторжении на территорию государства, или ее оккупации, или бомбардировке, или нападении вооруженными силами на военные сухопутные, мор

90 Глава III. Основные принципы современного международного права или воздушные силы вне пределов государства, в формировании и засылке вооруженных банд и т.
Все члены сообщества обязаны участвовать в санкциях против агрессора по решению компетентных органов — Совета Безопасности ООН,
региональных политических организаций под руководством также Совета Безопасности ООН или в силу двусторонних договоров, а также не оказывать материальной и моральной поддержки агрессору. Применение вооруженной силы против агрессора не является нарушением принципа.
Государство — жертва агрессии имеет право на индивидуальную и коллективную самооборону, применение материальных и нематериальных санкций к агрессору и его пособникам, привлечение к ответственности индивидов, виновных в планировании, финансировании, развязывании и ведении военных действий. Любое государство имеет право обратить внимание сообщества на нарушения международного права, выразившиеся в перечисленных или сходных сними действиях. Особую роль в реализации принципа играет Совет Безопасности ООН. Он определяет наличие факта применения силы, заключает соглашения с государствами членами ООН о предоставлении в его распоряжение воинских формирований, материальной помощи, техники, осуществляет руководство воинскими контингентами.
В России с 1995 г. действует Закон Российской Федерации О порядке предоставления Российской военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию и восстановлению международного мира и безопасности. Из ст Закона следует,
что правовым основанием для предоставления вооруженных сил Российской Федерации является заключаемое с Советом Безопасности
ООН особое соглашение о выделении российских контингентов и иной помощи, что соответствует ст. 43 Устава ООН.
Последнее десятилетие в истории развития принципа характеризуется дискуссией о законности превентивного применения силы, о законности гуманитарной интервенции и действий по принуждению к миру».
Побудительным моментом явилась политика и действия США в связи с ситуациями в Югославии, Ираке, КНДР. В Югославии США без санкции Совета Безопасности ООН начали бомбардировку территории, сославшись на нарушение прав человека по религиозным мотивам (гуманитарная интервенция, Ирак был обвинен в нарушении требований
Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и оружия и об их уничтожении 1972 г. и аналогичной Конвенции относительно химического оружия 1993 г.
В 2002 г. США заявили, что имеют к 60 государствам мира, в отношении которых ими могут быть применены превентивные военные меры — нанесение первого удара. В их числе страны, оказывающие помощь террористами имеющие возможности и намерения применить химическое и ядерное оружие. Для иллюстрации «принужде-
По данным юрисконсульта правительства США А. Гонзалеса, США за время своего существования воевали 234 раза, включая обе войны в Ираке, притом что формально объявляли войну всего раз впервые Великобритании — в 1812 га последний раз Болгарии, Венгрии и Румынии — в 1942 г

§ 2. Правовое содержание основных принципов международного права ния к миру подходит пример КНДР, которой была обещана экономическая блокада в ответ на угрозу выхода из Договора о нераспространении ядерного оружия 1968 г. Вопрос о законности подобных действий может быть решен только на основе существующего права с учетом, следовательно, таких соображений) гуманитарная интервенция, те. применение вооруженных сил против страны — нарушительницы прав человека, возможна только при положительном решении Совета Безопасности ООН сложность проблемы в данном случае заключается в том, что конфликтуют две равноценные нормы — два основных принципа — запрещения применения силы и уважения прав и основных свобод человека сообществу предлагается решить, какой из них отдать предпочтение. Для решения основной задачи пресечения преступления против прав человека — Устав ООН
предлагает в ст. 5, 6, 33, 40—42 перечень мер, при обращении к которым задача могла быть решена, как она была в свое время решена относительно ЮАР, обвиненной в преступлении апартеида таким образом, обращение к вооруженной силе — только одна, и к тому же крайняя мера,
использования которой разумнее избегать) применение превентивных мер вооруженного характера вообще не может быть оправдано последующим причинам во-первых, необходимо, как было отмечено ранее, решение Совета Безопасности ООН,
во-вторых, международное право не допускает применения мер ответственности, если они не связаны с уже совершенными противоправными действиями (в случае с Ираком (2003 г) инспекции ООН и МАГАТЭ
должны найти тому доказательства, что все равно не будет являться поводом к применению силы) побуждение или принуждение к миру представляется комплексом мер прежде всего мирного характера, включающим переговоры, посредничество, временное отозвание послов, экономические меры, но никак неприменение силы.

Становление принципа уважения прав и яосновных свобод человека
связывают с событиями конца XVIII в. — принятием Конституции
США, Декларацией аббата Грегуара во Франции, попытками защиты прав человека вовремя вооруженного конфликта в середине XIX и начале в, а также учреждением Международной организации труда
(МОТ).
Сам принцип в универсальной форме впервые был закреплен в п. ст. 1 Устава ООН в 1945 г. Тем самым были выполнены требования об универсализации нормы и круга субъектов, однако конкретизация положений Устава ООН была, естественно, минимальна и требовала создания документа, равного принципу как по форме, таки по содержанию.
В 1946 г. Генеральная Ассамблея ООН поручила Комиссии международного права разработать и предложить государствам-членам проект универсального кодифицирующего международного договора, содержащего перечень прав и основных свобод человека, который бы соответствовал требованиям второй половины XX в. Важным, ноне решающим этапом на этом пути была принятая на III сессии Генеральной Ассамблеи ООН
(в порядке реализации ст. 18 Устава ООН — голосованием, в виде мо- рально-политической, а не юридической нормы) в 1948 г. Всеобщая декларация прав человека

92 Глава Основные принципы современного международного права
Документы, удовлетворяющие всем признакам источника основного принципа, — Пакты о гражданских, политических и социальных и культурных правах — были одобрены государствами только в 1966 и вступили в силу после сдачи 35 ратификационных грамот в 1976 (СССР ратифицировал Пакты в г. Ведущая идея Пакта о гражданских и политических правах — безусловное принятие на себя государствами обязательств по защите или естественных или неотъемлемых прав и свобод, принадлежащих человеку по праву рождения. Второй Пакт, напротив, давал государствам возможность осуществлять реализацию прав и свобод человека соответственно своим возможностям, которые, однако, контролировались от имени сообщества государств Генеральной Ассамблеей ООН, Экономическими Социальным советом ООН, Комиссией по правам человека и другими органами. (Оба Пакта содержат 84 статьи против 30 статей Всеобщей декларации.)
Не следует думать, что тридцатилетний период от принятия Устава
ООН до вступления пактов в силу прошел без результатов для процесса формирования нормативной базы принципа. Он развивался в двух направлениях. Во-первых, формирование обязательств государств поза- щите важнейших прав человека права на жизнь, права на равенство в пользовании правами и свободами независимо от расовой, религиозной, политической принадлежности (Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за г, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 г, Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него г, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. Во-вто- рых, формирование обязательств по защите отдельных категорий так называемых уязвимых слоев — женщин, национальных меньшинств, коренных народов, детей, жертв вооруженных конфликтов (Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г, Конвенция о политических правах женщин 1953 г, Конвенция о гражданстве замужней женщины г, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщины 1979 г, Конвенция оправах ребенка 1989 г, Конвенция о защите трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 Параллельно
МОТ приняла более 300 конвенций о защите отдельных категорий трудящихся. Вначале Россия ратифицировала Конвенцию МОТ
о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда 1999 г.).
Субъектами правоотношений в связи с защитой прав человека являются государства и межгосударственные международные организации.
На них лежат основные обязательства по обеспечению и защите прав человека в соответствии со стандартами, созданными перечисленными документами, представляющими собой источники рассматриваемого принципа. Перечень прав человека постоянно увеличивается, а вместе с ним повышается общий уровень стандарта и защиты. Так, в последнюю четверть XX в. появились и имеют нормативное подтверждение такие права, как право человека на жизнь в ненасильственном мире,
в безъядерном мире, в экологически чистом мире. В стадии становления (в форме морально-политических норм резолюций международ-