Файл: Занятие 1 Обучающийся Сергеева Фаина Романовна Преподаватель.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 9
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Программа среднего профессионального образования
44.02.03 Педагогика дополнительного образования (изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство)
Дисциплина: Педагогика
Практическое занятие №1
Выполнил:
Обучающийся Сергеева Фаина Романовна
Преподаватель:
Степанова Елена Ивановна
Задание 1.
1. Приведите пример двух определений Я-концепции педагога, указав авторов определений.
-
Я-концепция – это совокупность всех представлений человека о различных сторонах своей личности и организма (В.А.Лабунской). -
Я-концепция – комплекс форм поведения, система организованных действий человека по отношению к самому себе (Шибутани Т.).
2. Сравните данные определения, каковы их сходства и различия?
-
Я-концепция рассматривается как совокупность некоторых когнитивных схем, направленных на себя. -
Я-концепция рассматривается, в первую очередь, как детерминанта поведения.
3. Какими качествами должен обладать профессиональный педагог?
Организаторские способности дают возможность педагогу наиболее рационально организовывать индивидуальную и групповую учебную и внеучебную деятельность обучающихся, планировать, направлять и контролировать их действия.
Дидактические способности - это способности адаптировать учебный материал, доходчиво преподносить знания, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся познавательную активность, способность организовывать самостоятельную работу учащихся и формировать у них потребность к самостоятельному получению знаний.
Перцептивные способности - умение проникать в духовный мир воспитуемых, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики.
Коммуникативные способности Проявляются в умении учителя устанавливать педагогически целесообразные отношения с учащимися, их родителями, коллегами, руководителями учебного заведения;
суггестивные способности заключаются в эмоционально-волевом влиянии на обучаемых;
Исследовательские - умение познать и объективно оценить педагогические ситуации.
Научно-познавательные
сводящиеся к способности усвоения научных знаний в избранной отрасли.
Обязательным для учителя качеством является гуманизм, отношение к личности как высшей ценности на земле. Учащиеся чутко реагируют на проявление этого качества и следуют ему, приобретая опыт гуманного отношения к людям.
Задание 2.
Назовите 5 проблем, связанных с педагогической деятельностью, которые снижают, на Ваш взгляд, привлекательность педагогической профессии. Предложите оптимальные, на Ваш взгляд, пути решения этих проблем. Ответ оформите в виде таблицы:
Проблемы педагогической деятельности | Пути решения |
Отсутствие доверительных отношений между участниками педагогического процесса. | Необходимо обеспечить не только прямую связь восприятие педагога воспитанником, но и обратную восприятие воспитанника педагогом. Важно видеть и объект воздействия, и результат этого воздействия. Чтобы быть уверенным в движении к цели, реакции ребенка речевые, эмоциональные, поведенческие должны быть прочитаны педагогом. Для педагога важно при этом и понять обратную связь, и принять ее. И первое, и второе сложное искусство, требующее большого опыта и длительной практики. |
Низкая мотивация к обучению у детей. | Выяснить, что является причиной низкой мотивации: неумение учиться или ошибки воспитательного характера. Применять в соответствии с причиной коррекционные меры. Важно создавать для ребенка зону ближайшего развития, а не делать за ребенка то, что он может (хотя и с трудом) сделать сам. |
Массовое использование по отношению к педагогам отрицательных внешних стимулов. | Чем больше будет альтернатив стандартной общеобразовательной школе – тем лучше. Пусть это будет различного рода обучение на дому, или экстерном, специализированные школы, программы, — чтобы педагоги с развитой Я-концепцией и высокого уровня культуры могли найти себе там достойное их личности и профессионализму место. |
Применение некоторыми педагогами в процессе педагогического общения устрашения учащихся или, наоборот, заигрывание с учащимися. | Решение проблемы видится в настойчивой и последовательной работе педагога над собою, выработкой им соответствующей Я-концепции, развитие в себе профессионально-педагогических качеств. Также известно, что все отрицательные стили общения строятся на субъект-объектных отношениях, где педагог рассматривает воспитанников как объект воздействия. С этой точки зрения начинающему педагогу необходимо научиться понимать диалогическую позицию в процессе ведения профессиональной деятельности, в противовес авторитарной. |
Традиционно сложившееся в обществе принижение значений внешних стимулов педагогической деятельности, связанных с материальным вознаграждением. | Роль и важность развитой внутренней мотивации педагога неоспорима. Наряду с этим нельзя принижать значение внешней мотивации, связанной не только с достойной оплатой труда, но также с соответствующим уважением со стороны социума к тяжелому труду педагога. При этом уважение должно быть проявлено в нашем материальном мире посредством всем давно известных путей: это повышение престижности работы в образовательном учреждении, выражаемое в уровне заработной платы, а также в условиях труда (современные кабинеты, современное оборудование, материальная база). Без здравого адекватного отношения к важности положительных внешних стимулов в работе педагога нельзя добиться высокого уровня образовательного процесса. |
Задание 3. Формула «Опять ты НЕ...» — верный способ выращивания неудачника. Сформулируйте правила оценочной безопасности.
Никогда не следует:
- прибегать к сарказму, как при постановке вопросов, так и при прослушивании ответов;
- заставлять обучающегося отвечать, давить на него;
- сравнивать неправильно ответившего с тем, кто правильно это сделал;
- напоминать о прежних неудачах и сосредотачивать внимание (своё и всего класса) на них;
- внушать учащимся, что они обречены на провал в последующем обучении, что они никогда не сумеют ничего в жизни достичь, если не ответят сейчас;
- ставить учащегося в ситуацию унижения и беспомощности, подчеркивая и показывая тем самым своё преимущество и его никчемность как ученика и как личности;
- создавать устрашающую обучающую среду, в которой обучающиеся боятся отвечать даже тогда, когда материал выучен, его знают, но не могут отвечать на вопросы из-за страха, унижения, злословия, несправедливого суждения;
- необъективно и необоснованно оценивать обучающихся, гиперболизируя как недостатки, так и достоинства их ответов.
Задание 4.
Подготовьте информацию для проведения родительского собрания по вопросу формирования портфолио ребенка:
Цели: способствовать формированию у родителей потребности в оказании помощи при оформлении портфолио, содействующего выявлению и развитию индивидуальных творческих способностей ребенка; дать рекомендации родителям по организации ведения портфолио.
Форма проведения: родительский всеобуч.
Оборудование: медиапроектор, компьютер.
Этап подготовки:
1.Оформление доски: тема, цель, цитата: «Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован».
2.Подготовка вопросов для обсуждения на родительском собрании
2.1.Портфолио в школе.
2.2.Для чего ученику портфолио?
2.3.Как выглядит портфолио ученика начальной школы?
3.Выставка портфолио и работ учащихся.
Ход собрания
Родительское собрание проходит в кабинете, который закреплён за классом. Собрание начинается с экскурсии родителей по выставке портфолио и работ учащихся (представленных с разрешения дающихся 2-х классов).
Вступительное слово классного руководителя по теме собрания.
Классный руководитель: Поздравляю вас: ваши дети стали учениками!
В школе наших учеников всегда ждут чудесные открытия знании увлекательные конкурсы, хитрые олимпиады и веселые спартакиады. И, конечно же, дети будут в них с удовольствием участвовать, и даже побеждать самих себя. Да, да, побеждать самих себя... И это большая тайна! Ведь прежде чем, например, прыгнуть дальше всех, ребенок сначала должен научиться прыгать дальше, чем делал это вчера. С каждым разом он будет прыгать все дальше и дальше. Дальше самого себя или даже дальше всех ребят класса или школы. И тогда, быть может, он захочет стать профессиональным спортсменом и прыгнуть дальше всех в мире.
И если даже ребенок родился со слабым здоровьем, но каждый день делает зарядку, закаляется, любит заниматься спортом или просто играть в подвижные игры, то он обязательно вырастет здоровым, сильным, ловким и выносливым.
Дорогие родители, перед вами «Портфолио достижений» -дневник вашего ребенка, куда вы вместе с детьми и классным руководителем будете в течение многих лет записывать достижения в поведении и увлечениях, в физической подготовленности и спорте, в конкурсах и олимпиадах, в исследовательской деятельности и во многом-многом другом.
Оканчивая каждый класс, ваш ребенок будет знать себя всё лучше: какой он; что больше всего ему нравится, получается; что он, может быть, хотел бы исправить и улучшить, чего достичь. И кем бы ни стали ваши дети - художниками, изобретателями, врачами, - мы знаем, что они вырастут умными, воспитанными и целеустремленными людьми. Настоящими гражданами России.
Желаем вам и вашим детям увлекательных дней в нашей школе и высоких достижений!
Тема сегодняшней нашей встречи: «Портфолио ученика начальной школы».
«Мама! Мне срочно нужно портфолио!» - эта фраза прозвучала как гром среди ясного неба во многих семьях российских школьников. В результате многие родители, прибегая к услугам "сарафанного радио", имеют либо неполную, или искаженную информацию о том, что же такое "портфолио", для чего оно нужно, когда и как начать его собирать, чем наполнять...
Этап 1. Поговорим о портфолио
Классный руководитель: Предлагаю ознакомиться с общей информацией, которая позволит составить представление о том, что такое портфолио.
Итак, что такое портфолио? Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др.), и является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию.
Этап 2. Для чего ученику портфолио?
Классный руководитель: Что стоит за сухой отметкой, выставленной в дневнике? Можно ли разглядеть за ней личность ученика, его ежедневный кропотливый труд, его неисчерпаемый творческий потенциал? Портфолио становится «историей успеха», помогающей проследить индивидуальный прогресс учащегося, историей, в которой акцент смещается с того, чего не знает и не умеет ученик, на то, что он знает и умеет, в интеграции количественной и качественной оценки и, наконец, в переносе педагогического ударения с оценки на самооценку. Основной смысл учебного портфолио - показать все, на что ты способен.
Наличие у ребенка портфолио позволит сделать оценивание оптимистичным, не допустить потери веры в себя, в свои силы в самом начале пути.
У каждого ученика будет свое портфолио, то есть индивидуальный "портфель" образовательных достижений - результаты районных, областных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы.
Портфолио в начальной школе, прежде всего, должно носить обучающий характер. Это не форма оценивания детей, а «инструмент», с помощью которого у младших школьников формируется контрольно-оценочная самостоятельность.
Основное предназначение портфолио - продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.
Основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах:
-
Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях; -
Максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для его самореализации и самоактуализации в различных областях школьной и внешкольной жизни; -
Развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию; -
Формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста; -
Формирование положительных моральных и нравственных качеств личности; стимулирование к самосовершенствованию; -
Приобретение навыков саморефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»).