Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 8
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Школа №1363»
Проектная работа по теме:
«Наличие витаминов в детских пакетированных соках»
Участники проекта:
Мастеренкова Ульяна Александровна
Гасанова Рагима Гасановна
Научный руководитель:
Нестеренко Наталья Васильевна
Учитель биологии
Содержание:
-
Введение-
Проблема……………………………………………………..…………. 3 -
Цель……………………………………………………………………… 3 -
Задачи……………………………………………………………………. 3 -
Этапы работы…………………………………………………………… 3
-
-
Основная часть-
Теоретические основы и анализ информационных источников……… 4 -
Практическая часть ……………………………………………………… 4
-
-
Заключение-
Основные результаты исследования …………………………………… 5 -
Выводы…………………………………………………………………….. 5 -
Практическое применение и дальнейшее развитие работы……………. 5
-
-
Список использованной литературы и приложений-
Библиографический список используемых источников………………… 6 -
Приложения………………………………………………………………… 6
-
Введение:
Витамины - вещества органической природы, поступающие извне или синтезирующиеся в организме, участвуют в построении ферментов и гормонов, которые в свою очередь, исполняют роль регуляторов различных биохимических процессов.
К полезным веществам относятся микроэлементы, незаменимые аминокислоты и другие, жизненно необходимые субстанции, ежедневно поступающие в организм с пищей.
В ходе работы, для нас мы определили следящую
цель: Проверить наличие витаминов в детском пакетированных соках
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
-
Определить наличие витаминов в детском пакетированных соках. -
Изучить методики определения витамина С в растительных объектах. -
Провести качественный анализ по определению витамина С в детских пакетированных соках. -
Выяснить роль витаминов для детского организма. -
Провести тестирование среди учащихся 8О класса по проблеме исследования.
Для выполнения нашего проекта мы составили этапы проекта:
-
Поиск информации -
Тестирование учащихся 8О класса по проблеме исследования. -
Сбор материалов для проведения опыта -
Проведение опыта по определению витаминов -
Подведение итогов -
Подведение результатов
Теоретические основы и анализ информационных источников:
Важнейших природных антиоксидантов является витамин С (аскорбиновая кислота), который, кроме того, принимает участие в целом ряде биохимических процессов. Основным источником аскорбиновой кислоты является растительная пища, в значительных количествах она содержится в овощах, фруктах, плодах, ягодах, хвое, шиповнике, в листьях чёрной смородины. Мы поинтересовались у своих одноклассников: «Какие соки наиболее богаты витамином С?»
Результаты анкетирования выявили, что:
-
45% указали соки апельсина и мандарина -
15% назвали мульти фруктовые соки -
40% указали яблочный сок
(Приложение 1)
Нами были взяты образцы соков. Яблоко (Фруто няня), яблоко (Черноголовка Бейби), яблоко-шиповник (Маленькое счастье), яблоко-вишня (Агуша), яблоко-виноград (Сады придонья). Витамин С, или аскорбиновая кислота, считающийся антиоксидантом наиболее широкого спектра действия. Помимо борьбы со свободными радикалами поддерживает интенсивное производство антител и усиливает активность фагоцитов – клеток крови, в буквальном смысле пожирающих вирусы и бактерии прямо в кровяном русле.
Суточная потребность человека в витамине С составляет от 50 до 100 мг (в среднем 70 мг).
В то же время, в некоторых случаях (тяжёлые физические нагрузки, простудные заболевания) показаны увеличенные (ударные) дозы аскорбиновой кислоты (до 0,5-1,0 г и более на приём).
На вопрос: «Какое значение имеет витамин С для организма человека?», наши одноклассники указали, что:
-
повышает иммунную систему человека-65%; -
нарушение обмена веществ-20%; -
здоровые и крепкие зубы-15%
(Приложение 2)
Аскорбиновая кислота применяется при лечении цинги, инфекционных заболеваний, ревматизма, туберкулеза, язвенной болезни, при гепатитах, шоковом состоянии и др.
Оказывает влияние на рост и развитие костной ткани, повышает иммунобиологическую сопротивляемость к неблагоприятным воздействиям, стимулирует продукцию гормонов надпочечников, способствует регенерации.
Практическая часть:
Объектом нашего исследования является пять образцов детского пакетированного сока: яблоко (Фруто няня), яблоко (Черноголовка Бейби), яблоко-шиповник (Маленькое счастье), яблоко-вишня (Агуша), яблоко-виноград (Сады придонья).
Изучив методики определения аскорбиновой кислоты, для нас мы определили самый доступный метод -путем методики определения витамина С методом йодометрии.
Йодометрия - метод окислительно-восстановительного титрования, основанный на реакциях, связанных с окислением восстановителей свободным йодом I2. Взаимодействие аскорбиновой кислоты с йодом происходит по уравнению:
С6Н8О6 + I2 = С6Н606 + 2 НI.
Ход работы:
1. В качестве рабочего раствора используется титрованный раствор йода, который готовится из 5% аптечной йодной настойки, что соответствует концентрации йода примерно 0,2 моль/литр. К 1 мл йодной настойки добавляем дистиллированной воды до общего объема 40 мл, т.е. разбавим настойку в 40 раз. Концентрация такого раствора будет 0,005 моль/литр, уменьшится в 40 раз. Приложение 4
2. В качестве индикатора реакции используем раствор крахмала. Нужно приготовить очень жидкий крахмальный клейстер. Важно чтобы он был без комков и совершенно прозрачный Приложение 5
3. Отбираем 20 мл исследуемого сока и измеряем объем использованного на титрование йода. Как только вся аскорбиновая кислота прореагирует с йодом, следующая его капля окрасит раствор в синий цвет. Титрование ведем до появления устойчивого синего окрашивания. Приложение 6
4. Рассчитываем содержание аскорбиновой кислоты. Для начала мы определили объем одной капли: с помощью мензурки отмерила 1 мл разбавленного раствора йода и посчитала, сколько капель из обычной пипетки содержится в этом объеме, и получилось, что в этом объеме 27 капель. Приложение 7
Так как концентрация приготовленного раствора йода будет 0,005 моль/литр, то 1мл раствора содержит 0,5 x 10 -5 моль его:
0,005 моль—1000 мл
Х моль—1 мл
Х моль=1х0,005/1000=0,000005 или 0,5х10-5 моль в 1мл
Используя, формулу См (крахмала) ∙ V(крахмала) = См (сока) ∙V(сока),
получаем, что:
См (сока) = См (крахмала) ∙ V(сока)/V(крахмала)
Заключение:
По результатам анализа методом йодометрии, мы выяснили что, из пяти образцов, взятых для эксперимента, наибольшая концентрация аскорбиновой кислоты определена в следующих соках, согласно ранжированию:
-
яблоко-виноград «Сады придонья»- 0,014 моль/л -
яблоко-шиповник «Маленькое счастье» - 0,011 моль/л -
яблоко-вишня «Агуша» - 0,008 моль/л -
яблоко «Черноголовка Бейби» - 0,007 моль/л -
яблоко «Фруто НЯНЯ» - 0,006 моль/л
(Приложение 3)
таким образом мы видим, что методом йодометрии, мы выяснили что, из пяти образцов, взятых для эксперимента, наибольшая концентрация аскорбиновой кислоты в соке яблоко Черноголовка.
Выводы
Изучение информации о витамине С в литературных источниках и ресурсах Интернет позволило прийти к выводу, что витамин С играет в организме человека фундаментальную биохимическую и физиологическую роль. Аскорбиновая кислота - необходимый компонент в ежедневном рационе человека, так как выполняет целый ряд незаменимых биохимических функций, но при этом не способна синтезироваться самим организмом. Её дефицит может быть восполнен за счёт целого ряда пищевых источников и витаминных препаратов. Основные биохимические свойства связаны с участием кислоты в окислительно-восстановительных процессах.
При подготовке к работе мы изучили научную литературу по вопросу содержания и определения витаминов в продуктах питания. После проведённого анализа методов был выбран метод йодометрии, поскольку он оптимально подходит под условия школьной лаборатории. Я установили, что йодометрическое титрование – является доступным и точным способом для определения количественного анализа вещества.
Анализируя содержание консервированных соков по этикеткам, я обнаружила, что из 5 видов консервированных соков в ни в один состав не включена аскорбиновая кислота, значит большинство консервированных соков не содержит витамина С. Это и не удивительно, аскорбиновая кислота является нестойким соединением и разрушается при термической обработке.
Список использованной литературы и приложений:
Список литературы:
-
https://fb.ru/article/188936/istoriya-otkryitiya-vitaminov-i-ih-izuchenie -
http://frs24.ru/st/vitamin-c-soderzhanie-v-produktah/ -
https://econet.ru/articles/19827-kak-sohranit-vitamin-s-v-produktah
Приложения:
«Какие соки наиболее богаты витамином С?»
Результаты анкетирования выявили, что:
Приложение 1
«Какое значение имеет витамин С для организма человека?»
Приложение 2
№ | Образцы | Средний объем йода при титрование | Концентрация йода | Объем сока | концентрация витамина с |
1 | яблоко-виноград «Сады придонья» | 10 мл | 0,005 моль/л | 20 мл | 0,014 моль/л |
2 | яблоко-шиповник «Маленькое счастье» | 14 мл | 0,005 моль/л | 20 мл | 0,011 моль/л |
3 | яблоко-вишня «Агуша» | 8 мл | 0,005 моль/л | 20 мл | 0,008 моль/л |
4 | яблоко «Черноголовка Бейби» | 13 мл | 0,005 моль/л | 20 мл | 0,007 моль/л |
5 | яблоко «Фруто НЯНЯ» | 16 мл | 0,005 моль/л | 20 мл | 0,006 моль/л |
Приложение 3
Фото, проводим исследование
Подготовка
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Вывод