Файл: Опорный конспект лекций Название тем и вопросов Структура вопросов Опорные понятия Тема введение в мик роэкономику предмет микроэкономики. Применение и границы микроэко.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Безубыточность фирм.
Избыточные производственные мощно- сти.
Дифференциация и усовершенствование продукта. Реклама. Издержки неценовой конкуренции.
Дифференцированный продукт (product differentiation) – продукт, который по физическим или иным параметрам отличается от аналогичных продуктов, производимых другими фирмами; про- дукт, который подобен, но не идентичен другим продуктам, а следовательно не является их пол- ным заменителем; продукт, который покупатели предпочитают покупать у одного продавца, не- смотря на то, что цены у всех продавцов одинаковы.
Монополистическая конкуренция (monopolistic competition) – рынок, на котором многие фир- мы продают дифференцированный продукт; рынок, доступ на который относительно свободен; рынок на котором фирма обладает известным контролем над продажной ценой производимого товара и на котором действует значительная неценовая конкуренция.
Неценовая конкуренция (nonprice competition) – применяемые фирмами способы (кроме сни- жения цен на свою продукцию), с помощью которых они стараются увеличить объем продаж этой продукции; к этим способам относятся конкуренция в области дифференциации продуктов, ре- клама и меры по стимулированию сбыта.
5
Тема 6. ОЛИГОПОЛИЯ
1. Олигополия и ее основные чер-
ты.
2. Типология моделей олигополии.
3. Проблема устойчивости цен в
условиях олигополии.
4. Использование теории игр при
моделировании стратегического вза-
имодействия фирм в условиях олиго-
полии.
5. Олигополия и эффективность.
6. Рыночная власть, ее источники.
7
.
Антимонопольное законодатель-
ство и антимонопольное регулирова-
ние:
Стратегическое взаимодействие фирм в условиях олигополии.
Модель, основанная на кооперативной стратегии (модель картеля). Модели, основанные на некооперативной страте- гии: модели с последовательным приня- тием решений (модель лидерства по ценам, модель лидерства по объему вы- пуска), модели с одновременным приня- тием решений (модель с одновремен- ным установлением объемов выпуска, модель с одновременным установлени- ем цен – ценовые войны).
Модель с ломаной кривой спроса.
Монополизм. Показатели монопольной власти. Проблема монополизма в Рес- публике Беларусь.
Зарубежный опыт и особенности в Рес- публике Беларусь
Антимонопольный комитет (antitrust committee) – орган проведения государственной политики по развитию товарных рынков и конкуренции, ограничению монополистической деятельности и пресечению недобросовестной конкуренции.
Антитрестовской (антимонопольное) законодательство (antitrust laws)– пакет законов, направленных на ограничение деятельности монополий и развитие рыночной конкуренции.
Дуополия (duopoly) – рынок, на который продукт поставляют только две фирмы.
Жесткость цен (price discipline) – негибкость цен, присущая олигополии, не основанной на тайном сговоре. Повышение цены одной фирмой таит опасность захвата рынка ее конкурентами, сохранившими низкие цены. Понижение цен также может не привести к желательному росту объема продаж, так как конкуренты, точно так же понизив цены, сохранят свои квоты на рынке. Фирма-лидер не сможет увеличить число покупателей за счет других фирм. Кроме того, понижение цены может привести к ценовой войне.
Индекс Герфиндаля (Herfindal index) – индекс рыночной концентрации, вычисляемый как сумма квадратов долей рынка
(выраженных в процентах) всех фирм, продающих продукцию на данном рынке.
Индекс Лернера (Lerner’s index) – коэффициент превышения монопольной цены над предельными издержками. Рассчи- тывается по формуле L=(P-MC)/P.
Картель (cartel) – формальное, в письменном виде или устное соглашение между фирмами об установлении цен на про- дукт или об объеме производства, о географическом разделе рынка сбыта продукции.
Концентрация рынка (market concentration) – степень преобладания на рынке одной или нескольких крупных фирм.
Кооперативная стратегия (cooperative strategy) – координация фирмами - олигополистами своих действий путем вступ- ления в сговор. Стремление олигополистов к кооперативному поведению способствует образованию картелей.
Коэффициент концентрации (concentration ratio) – процент продаж, приходящихся на данном отраслевом рынке на до- лю четырех (или восьми) крупных фирм.
Ломаная кривая спроса (kinked demand curve) – кривая спроса, высокоэластичная выше уровня текущей цены и малоэ- ластичная ниже нее. Имеет место в том случае, когда фирма полагает, что при снижении цены на ее продукцию все сопер- ники сделают то же самое, тогда как если бы она подняла цену, никто не последовал бы ее примеру.
Некооперативная стратегия (noncooperative strategy) – поведение фирм олигополистов, при котором каждый продавец самостоятельно решает проблему определения цены и объема выпуска продукции, т.е. действует совершенно независимо от других фирм, на свой страх и риск.
Олигополистическая взаимозависимость (oligopolistic interdependence) – необходимость тщательного учета действий конкурирующих фирм на олигополистическом рынке при определении цены и объема выпуска.
Олигополия (oligopoly) – рынок, на котором несколько фирм продают стандартизированные или дифференцированные товары; рынок, доступ на который для других фирм затруднен, на котором контроль над ценами на продукцию ограничен взаимозависимостью фирм (за исключением тех случаев, когда имеется сговор) и на котором обычно действует сильная неценовая конкуренция.
Олигополия основанная на сговоре (collusive oligopoly) – форма организации рынка, при которой фирмы принимают совместные решения об установлении цены и объема продаж.
Сговор (сollusion) – соглашение между несколькими фирмами о разделе рынка и ценах, превращающее ситуацию на рынке в близкую к естественной монополии. Выделяется открытый сговор, который в настоящее время является незакон- ным в большинстве стран, и тайный или молчаливый сговор, когда несколько крупных компаний, защищенных барьерами от конкуренции могут, не организовывая встречу, ориентироваться на определенный уровень цен.
Теория игр (game theory) – наука, исследующая математическими методами поведение участников в вероятностных си- туациях, связанных с принятием решений.
Теория олигополии Курно (Cournot theory of oligopoly) – теория рыночного поведения конкурирующих продавцов, ко- гда каждый из них реагирует на фиксированную цену своего конкурента. Разработана А. Курно в 1838г.
Фирма – лидер (firm - leader) – фирма, доминирующая в олигополии, повышение или понижение цен которой поддержи- вается всеми или большинством предприятий на рынке.
Ценовая война (price war) – это цикл постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурен- тов с олигополистического рынка, в результате чего каждая фирма сталкивается с рыночной, а не с индивидуальной, кри- вой спроса.
Ценовое лидерство (price leadership) – ситуация, когда повышение или понижение цен фирмой-лидером поддерживается всеми или большинством предприятий отрасли. Это средство, с помощью которого олигополисты координируют свои цены, не вступая в прямой тайный сговор.
Ценообразование по принципу «издержки-плюс» (cost – plus pricing) – принцип олигополистического ценообразова- ния, при котором сначала рассчитывается средний уровень издержек, а затем добавляется надбавка в размере определен-
6 ного процента.
Тема 7. РЫНОК ТРУДА
1. Рынки ресурсов. Спрос на ресурс.
2. Рынок труда. Функционирование
конкурентного рынка труда.
3. Рынок труда в условиях несо-
вершенной конкуренции.
4. Заработная плата.
5. Особенности функционирования
рынка труда в Республике Беларусь
Предельная доходность и предельные издержки ресурса. Кривая спроса фир- мы на ресурс. Эластичность спроса на ресурсы. Неценовые факторы спроса на ресурс. Предложение ресурса. Совер- шенная и несовершенная конкуренция на рынке ресурса. Условие равновесия максимизирующей прибыль фирмы на рынке ресурса.
Спрос на труд. Индивидуальное и ры- ночное предложение труда. Равновесие конкурентного рынка труда.
Модель монопсонии. Модели с учетом профсоюзов. Двусторонняя монополия.
Номинальная и реальная заработная плата. Формы и системы заработной платы. Дифференциация заработной платы и ее причины. Минимальная за- работная плата.
Труд (labor) — физические и умственные способности (усилия) людей, которые могут быть использованы для производ- ства товаров и услуг.
Производительность труда (labor productivity) — общий объем продукции, деленный на количество затраченного на его производство труда; средний продукт труда или выработка одного рабочего за один час.
Фонд заработной платы (wages) — доход лиц, обеспечивающих экономику трудом.
Предельные издержки на оплату рабочей силы (marginal labor cost) – прирост общих издержек на труд, когда фирма использует дополнительную единицу труда при неизменности других ресурсов; равно изменению общих издержек на труд, деленному на изменение количества используемого труда,
Конкурентный рынок труда (competitive labor market) — рынок, на котором большое количество фирм (без сговора между собой) предъявляют спрос на большое число рабочих - не членов профсоюза конкретных профессий.
Монопсония (monopsony) - рынок, на котором выступает лишь один покупатель товара, услуги или ресурса.
Двусторонняя монополия (bilateral monopoly) — рынок, на котором единственному продавцу (монополии) противостоит единственный покупатель (монопсония).
Эффективный уровень оплаты (efficiency wage) — уровень оплаты труда, который позволяет минимизировать расходы на оплату труда на единицу выпуска.
Номинальная заработная плата (nominal wage)= денежная заработная плата (money wage) — количество денег, по- лучаемое рабочим за единицу рабочего времени (час, день и т.д.); номинальная заработная плата.
Реальная заработная плата (real wage) — количество товаров и услуг, которое рабочий может купить на свою номи- нальную заработную плату; покупательная способность номинальной заработной платы; номинальная заработная плата с поправкой на изменение уровня цен.
Минимальная заработная плата (minimum wage) - самая низкая заработная плата (ее ставка), которую пред- приниматели обязаны выплачивать за час работы.
Вознаграждение труда рабочих и служащих (compensation to employees) – выплачиваемые наемным работникам зара- ботная плата и жалованье плюс дополнительные выплаты.
Заработок (earnings) - денежный доход, получаемый рабочим; равен ставке заработной платы, помноженной на объем затраченного труда (количество отработанного времени).
Ставка заработной платы (wage rate) = заработная плата (wage) — цена за труд (за использование услуг труда) в еди- ницу времени (час, день и т.д.).
Мотивационные схемы оплаты (incentive pay plan) — схема компенсации, согласно которой оплата труда рабочего непосредственно связана с выпуском продукции. Такие схемы обычно включают тарифные ставки, премии, комиссионные и долю в прибыли.
Ориентир для заработной платы (wage guidepost) - ежегодные темпы роста заработной платы во всех отраслях хозяй- ства, которые должны соответствовать (равняться) темпам увеличения в стране средней продуктивности труда,
Политика повышения занятости и профессионального обучения (employment and traning policy) - политика и про- граммы, включающие организацию профессионального обучения, предоставление информации о рабочих местах и проти- водействие дискриминации и направленные на повышение эффективности рынка труда и сокращение безработицы при любом уровне совокупного спроса.
Политика привязки заработной платы к ценам (wage-price guideposts) — политика в области заработной платы и цен, которая зависит от добровольного сотрудничества между профсоюзами и фирмами.
Неконкурирующие группы (noncompeting groups) — группы рабочих, не борющиеся друг с другом за место работы в силу того, что мастерство и квалификация рабочих одной группы существенно отличаются от мастерства и квалификации рабочих других групп.
Выравнивающие различия в оплате труда (compensating differences) — различия в размерах заработной платы, кото- рые устанавливаются рабочим разных профессий для компенсации неденежных различий в условиях труда.
Индексация по уровню жизни (cost-of-living adjustment, COLA) — автоматическое увеличение доходов (заработной пла- ты) рабочих в условиях, когда экономика находится в состоянии инфляции, гарантированное соответствующей статьей в коллективном договоре с предпринимателем.
Дискриминация в оплате труда (wage discrimination) — установление для чернокожих (или других меньшинств) более низкой, чем для белых, заработной платы за одинаковую работу.
Доктрина сравнимой ценности (comparable worth doctrine) — концепция, согласно которой женщины должны получать равное с мужчинами жалованье (заработную плату), когда уровень их квалификации, напряженность труда и ответствен- ность на занимаемых ими рабочих местах такие же, как у мужчин.
7
Модель переполнения определенных рабочих мест социальными слоями, подвергающимися дискриминации
(crowding model of occupational discrimination) — модель рынков рабочей силы, согласно которой из-за дискриминации женщины и чернокожие не допускаются к некоторым профессиям и вынуждены концентрироваться в ограниченном числе других профессий, в результате чего в них образуется чрезмерное предложение рабочей силы (по сравнению со спросом), обусловливающее низкую заработную плату и низкие доходы.
Профсоюз (labor union) — группа рабочих, объединившаяся в организацию для защиты своих интересов и улучшения своего положения (повышения заработной платы, сокращения рабочего времени, улучшения условий труда и т.д.).
Отраслевой профсоюз (industrial union) — профсоюз, принимающий в свои ряды всех рабочих, занятых в определенной отрасли (или в определенной фирме); в составе такого профсоюза преобладают неквалифицированные или полуквалифи- цированные рабочие.
Профсоюзы, охватывающие всех рабочих предприятия или отрасли (inclusive unionism) — принятый профсоюзами принцип не добиваться повышения заработной платы путем ограничения числа входящих в их состав рабочих; отраслевые профсоюзы.
Профсоюзы с ограниченным доступом (exclusive unionism) — применяемая некоторыми профсоюзами практика огра- ничения предложения рабочей силы путем недопущения вступления в них новых членов с целью увеличения заработной платы уже состоящих в них рабочих; практика, обычно применяемая цеховыми профсоюзами.
«Профсоюзное» предприятие (union shop) — предприятие, на которое предприниматель нанимает рабочих, либо уже являющихся членами профсоюза, либо не членов профсоюза, обязующихся в течение определенного срока вступить в него
(в противном случае они теряют работу).
Экономический тред-юнионизм (business unionism) — концепция, согласно которой профсоюз призван ограничивать свою деятельность такими практическими и краткосрочными задачами, как борьба за повышение заработной платы, со- кращение рабочего времени, улучшение условий труда.
Забастовка (strike) — приостановка работы организованной группой рабочих (профсоюзом).
Забастовка солидарности (sympathy strike) — прекращение работы на предприятии членом профсоюза, у которого нет конфликта со своим предпринимателем, но который желает оказать помощь другому профсоюзу, вступившему в конфликт со своим предпринимателем.
Процедура разрешения трудовых споров (grievance procedure) — используемые профсоюзом и фирмой методы улажи- вания конфликтов, возникающих в период действия заключенного ими коллективного договора.
Процедура разрешения трудовых споров (grievance procedure) — используемые профсоюзом и фирмой методы улажи- вания конфликтов, возникающих в период действия заключенного ими коллективного договора.
Процедура разрешения трудовых споров (grievance procedure) — используемые профсоюзом и фирмой методы улажи- вания конфликтов, возникающих в период действия заключенного ими коллективного договора.
Право старшинства, трудовой стаж (seniority) — стаж работы у данного предпринимателя, превышающий стаж других работников на этом же предприятии; право, применяемое при решении вопроса о том, каких работников увольнять, когда работы недостаточно, и о том, кого снова принимать на работу, когда вновь требуется рабочая сила.
Закон Тафта—Хартли (Toft-Hartley Act) — федеральный закон США, который означал переход от правительственной поддержки профсоюзов к правительственному регулированию их деятельности.
Закон Вагнера (Wagner Act) — федеральный закон США, который учредил Национальное управление по трудовым от- ношениям, гарантировал профсоюзам право на организацию и на ведение переговоров с предпринимателями о коллектив- ных договорах, определил и запретил ряд нечестных действий в трудовых отношениях.
1 2 3 4
Тема 8. РЫНОК КАПИТА-
ЛА. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ-
СКАЯ
СПОСОБНОСТЬ И ЭКО-
НОМИЧЕСКАЯ ПРИБЫЛЬ
1. Рынок капитала и его структура.
Влияние ставки ссудного процента на спрос на капитал. Предложение капита- ла.
ROE (return on eguity) – коэффициент рентабельности собственного капитала, выраженный в процентах, показывает степень возмещения собственного капитала и характеризует необходимое условие существования и развития предприятия.
Акция (escise) – эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации.
Биржа (stock exchange) – учреждение, в котором осуществляется купля-продажа ценных бумаг (фондовая биржа).
Брокер (broker) – биржевой посредник, получающий вознаграждение за выполнение поручений членов расчетной палаты или их клиентов.
Бухгалтерская прибыль (accounting profit)– разница между полной выручкой фирмы и внешними издержками.
Внутренняя норма окупаемости инвестиций (внутренняя норма дохода) (internal rate of return, IRR) – показатель, означающий такую ставку дисконтирования, при которой чистая дисконтированная стоимость равна нулю.
Дивиденд (dividend) – часть прибыли акционерного общества, ежегодно выплачиваемый доход на акцию.
Дилер (dealer – биржевой маклер) – юридическое или физическое лицо, являющееся посредником в торговых операциях
8
2. Долгосрочные инвестиции.
3. Рынок капитальных благ.
4. Рынок ценных бумаг.
5. Особенности
функционирования
рынка капитала в Республике Бела-
русь.
6. Предпринимательская способность
как фактор производства.
Приведенная (текущая) стоимость.
Цены и доходы на рынке ценных бумаг.
Источники экономической прибыли. купли-продажи товаров, ценных бумаг, валюты, осуществляет операции, как правило, от своего имени и за собственный счет.
Динамичная экономика (dynamic economic)– экономика, в которой все основные параметры – предложение ресурсов, технические знания и вкусы потребителей изменяются во времени.
Дисконтирование (discounting) – приведение экономических показателей (выручки, издержек) будущих лет к сегодняш- ней ценности (present value).
Износ (обесценения) (depreciation) – уменьшение стоимости актива, которое возникает в результате его использования или естественного старения.
Износ основного капитала (depreciation) – уменьшение стоимости основного капитала в связи с его физическим и мо- ральным износом.
Изобретение (insantion)– новое и обладающее существенными отличиями техническое решение задачи, открытие новых технологий или методов в любой области народного хозяйства и дающее положительный эффект.
Инвестирование (investment) – процесс пополнения и увеличения капитальных фондов, приток нового капитала в фирму в данном году.
Инвестиции чистые (net investment) – объем инвестиций за вычетом износа капитала; изменение накопленного капита- ла.
Инновации (innovation) – внедрение изобретений в хозяйственную практику.
Капитал (capital) – ресурсы длительного пользования, используемые для производства товаров и услуг.
Лизинг (Leаsing) – комплекс организационно-экономических отношений, связанных с передачей лизингополучателю в пользование имущества, приобретенного лизингодателем у производителя (продавца).
Маржа (margin) – термин в торговой, биржевой, страховой и банковской практике для обозначения разницы между це- нами товаров, курсами ценных бумаг, процентными ставками и другими показателями.
Межвременнóе бюджетное ограничение (intertemporal budget constraint) – показывает возможности переключения те- кущего потребления на будущее потребление.
Нестрахуемый риск (insurable risk) – неконтролируемое и непредсказуемое событие, которое может повлечь за собой убытки, которое нельзя предотвратить приобретением страховки, и предприниматель должен взять его на себя; тогда та- кой риск обозначают термином «неопределенность».
Номинальная ставка процента (nominal rate of interest) – ставка процента, выраженная в деньгах по их текущему курсу.
Норма амортизации (rate of depreciation)– доля основного капитала, подлежащая амортизации (списанную) в текущем году.
Нормальная прибыл (normal profit)– часть предпринимательского дохода: платежи, которые должна осуществлять фирма, чтобы приобрести и удержать предпринимательскую способность; минимальная плата за предпринимательскую способность, стимулирующая ее применение в предпринимательской деятельности фирмы.
Облигация (bond, debenture, obligation) – эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости и зафиксированной в ней доли (в процен- тах) этой стоимости или иного имущественного эквивалента.
Общая прибыль (total profit) – вся сумма прибыли предприятий до отчисления и вычетов.
Предельная норма временного предпочтения (marginal rate of time preference, MRTP) – стоимость дополнительного будущего потребления, достаточного для компенсации отказа от единицы текущего потребления при условии, что общее благосостояние индивида не изменится.
Предельная прибыль (marginal profit) – увеличение общей прибыли, вызванное реализацией дополнительной единицы товара.
Предпринимательская способность (entrepreneurial ability) – способность человека использовать определенное сочета- ние ресурсов для производства товара, принимать последовательные решения, создавать новшества и идти на риск.
Прибавочная стоимость (surplus value) – марксистский термин; сумма, на которую стоимость дневной выработки рабо- чего превышает дневную заработную плату; выработка рабочих присваивается капиталистом в виде прибыли.
Процентная ставка (rate of interest) – цена использования денег или капитала.
Реальная ставка процента (real rate of interest) – ставка процента, скорректированная на инфляцию, т.е. выраженная в неизменных ценах.
Рентабельность (нем. rentable – доходный, прибыльный) – показатель эффективности единовременных и текущих за- трат. Определяется отношением прибыли к единовременным и текущим затратам.
Рентабельность инвестиций (profit ability index)– показатель, принятый для оценки эффективности инвестиций, пред- ставляющий собой отношение приведенных доходов к приведенным на ту же дату инвестиционным расходам.
9
Рентинг (renting) – краткосрочная аренда основного капитала на срок от одного дня до одного года.
Средняя прибыль (average profit) – результат деления общей прибыли на количество единиц товара.
Ссудный процент (interest) – цена, уплачиваемая собственником капитала за использование заемных средств в течение определенного периода.
Статичная экономика (static economy) – экономика, в которой все основные параметры – предложение ресурсов, тех- нические знания и вкусы потребителей – постоянны и неизменны.
Страхуемый риск (uninsurable risk)– явление (среднюю повторяемость которого можно с достаточной точностью уста- новить), способное привести к потерям, которых, в свою очередь, можно избежать путем покупки страхового полиса.
Текущая дисконтированная (приведенная) стоимость (present discount value, PDV) – это нынешняя стоимость 1 дол- лара, выплаченного через определенный период времени.
Трудовая теория стоимости (labor theory of value) – концепция классической экономической теории, согласно которой стоимость любого товара определяется исключительно количеством труда, затраченного на его производство.
Физический (вещественный) капитал (physical capital) – масса произведенных товаров (машины, оборудование, зда- ния), участвующих в процессе производства товаров и услуг.
Хайринг (hiring) – среднесрочная аренда на срок от одного года до трех лет.
Человеческий капитал (human capital)– оценка воплощенной в индивидууме потенциальной способности приносить доход.
Чистая дисконтированная (приведенная) стоимость (net present value, NPV) – разница между дисконтированной стои- мостью суммы ожидаемых в будущем размеров чистого дохода и дисконтированной стоимостью инвестиций.
Экономическая прибыль (economic profit)– общий доход фирмы за вычетом всех ее экономических затрат; синоним терминов «чистая прибыль» и «сверхприбыль».
Тема 9. РЫНОК ЗЕМЛИ
1. Земля как фактор производства.
2. Экономическая рента. Земельная
рента как цена за использование зем-
ли.
3. Разнокачественность
земельных
участков и дифференциальная рента
по плодородию и местоположению.
4. Формирование рынка земли в Рес-
публике Беларусь.
Ограниченность земли. Земля как воз- обновляемый природный ресурс: есте- ственное и экономическое плодородие почвы.
Определение размера ренты в условиях конкуренции. Рента и арендная плата.
Цена земли.
Арендная плата (rental) – сумма, которую арендатор платит земельному собственнику, вклю- чающая ренту, амортизацию на постройки и сооружения, которые находятся на земле, а также процент на вложенный капитал.
Дифференциальная рента (differential rent) – доход, получение которого связано с более вы- сокой продуктивностью земельных участков или их более выгодным местоположением.
Земельная рента (land rent) – плата за использование земли и других природных ресурсов, предложение которых строго ограничено.
Земля, естественные ресурсы (land) – ресурсы («даровые блага природы»), которые могут быть использованы для производства товаров и услуг.
Цена земли (land rent) – рыночная цена земли, равная дисконтированной стоимости будущих арендных платежей, которые мог бы получить владелец земельного участка, сдавая его в аренду.
Тема 10. ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ И
ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГОСО-
СТОЯНИЕ
1. Частичное и общее равновесие.
2. Эффективность обмена.
Взаимосвязи в изменениях на рынках продуктов и ресурсов.
Обмен на диаграмме Эджуорта. Крите-
Кривая контрактов (contract curve) – это множество возможных эффективных вариантов рас- пределения двух экономических благ между двумя потребителями.
Кривая производственных возможностей (production possibility curve) – это кривая, которая позволяет все максимально возможные комбинации производства двух товаров при фиксирован- ном значении труда и капитала и данном уровне развития технологии.
Общее равновесие (general equilibrium) – равновесие, возникающее в результате взаимодействия всех рынков, когда изменение спроса или предложения на одном рынке влияет на равновесные цену и объем продукта на всех рынках.