Файл: Опорный конспект лекций Название тем и вопросов Структура вопросов Опорные понятия Тема введение в мик роэкономику предмет микроэкономики. Применение и границы микроэко.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
10 3. Эффективность производства.
4. Эффективность структуры вы-
пуска продукции.
5. Общее экономическое равновесие
и общественное благосостояние.
6. Фиаско рынка и необходимость
микроэкономического регулирования. рий оптимальности обмена по Парето.
Кривая контрактов. Кривая потреби- тельских возможностей. Конкурентное равновесие потребителей. Эффектив- ность обмена и справедливость.
Производство на диаграмме Эджуорта.
Критерий оптимальности производства по Парето. Кривая производственных контрактов. Конкурентное равновесие производителей. Кривая производствен- ных возможностей.
Критерий оптимальности структуры выпуска по Парето.
Критерии оценки общественного благо- состояния.
Парето – эффективное размещение ресурсов (Pareto – optimal resource allocation) – такое разме- щение ресурсов, при котором нельзя увеличить выпуск одного товара, не сократив выпуск друго- го.
Парето – эффективное распределение благ, или Парето – оптимум (Pareto – optimality) – такое распределение благ, при котором невозможно улучшить чьё-либо благосостояние (посредством перераспределения) без ущерба для благосостояния другого лица.
Предельная норма трансформации (marginal rate of transformation) – показывает минимальное количество товара У, которым необходимо пожертвовать для увеличения производства товара Х на единицу. Представляет собой альтернативную ценность товара Х. Равна отношению предель- ных издержек производства товара Х к предельным издержкам производства товара У.
Частичное равновесие (partial equilibrium) – равновесие, складывающееся на отдельном рынке.
Экономическая эффективность (economic efficiency) – отношение между затратами редких ре- сурсов и производимым в результате их использования объемом товара или услуги; производство продукта определенной стоимости при наименьших затратах ресурсов; достижение наибольшего объема производства товара или услуги с применением ресурсов определенной стоимости.
Эффект обратной связи (feedback effect) – отражает изменение частичного равновесия на дан- ном рынке в результате изменений, возникших на сопряженных рынках под влиянием первона- чальных изменений на данном рынке.
Эффективное распределение ресурсов (efficient allocation of resources) – распределение ресур- сов на производство различных продуктов, которое ведет к максимальному удовлетворению за- просов потребителей.
Эффективность производства (productive efficiency) – производство товара с наименьшими из- держками: использование минимального количества ресурсов для производства данного объема продукции; производство данного объема продукции при минимальных средних общих издерж- ках.
Тема 11. ТЕОРИЯ ВНЕШ-
НИХ ЭФФЕКТОВ
1. Внешние эффекты.
2. Интернализация
внешних эф-
фектов.
3. Регулирование внешних эффек-
тов:
Общественные и частные издержки и выгоды. Положительные и отрицатель- ные внешние эффекты и проблема эф- фективного размещения ресурсов в ры- ночной экономике.
Роль спецификации прав собственности и трансакционных издержек. Теорема
Коуза.
Корректирующие налоги и субсидии.
Внешние эффекты, экстерналии (externalities, spillover effects)– издержки или выгоды, не отраженные в рыночных ценах, выпадающие на долю третьих лиц, не участвовавших в сделке.
Отрицательный внешний эффект (negative externality) – возникает в случае, если деятельность одного экономического агента приносит третьим лицам дополнительные издержки. Они могут проявляться как при производстве, так и при потреблении товаров (загрязнение окружающей среды, потребление алкоголя и др.). Отрицательные внешние эффекты вызывают перепроизводство товаров и услуг по сравнению с общественно эффективным объемом.
Положительный внешний эффект (positiveexternality) – возникает в случае, если деятельность одного экономическо- го агента приносит третьим лицам дополнительные выгоды (услуги в области здравоохранения, образования, озеленение и др.). При положительных экстерналиях возникает недопроизводство товаров и услуг по сравнению с общественно эффективным объемом.
Предельные частные выгоды (marginal private benefit) – дополнительный выигрыш, получаемый покупателями товара.
Предельные внешние выгоды (marginal external benefit) – дополнительный выигрыш, получаемый третьими помимо покупателей или продавцов товара лицами.
Предельные общественные выгоды (marginal social benefit) – дополнительный выигрыш от производства еще одной единицы товара, получаемый покупателями товара и третьими по отношению к рыночным операциям лицами. Предель- ные общественные выгоды равны сумме предельных частных и предельных внешних выгод.
Предельные частные издержки (marginal private cost) – дополнительные издержки, которые несет фирма при производ- стве еще одной единицы товара.
Предельные внешние издержки (marginal external cost) – дополнительные затраты на производство каждой добавочной единицы товара, которые производители не несут, возлагая их на третьи лица.
11
4.Использование теории внешних
эффектов в экономической практике.
5. Государственное регулирование
внешних эффектов в Республике Бе-
ларусь.
Административные методы природо- охранного регулирования. Рынок прав на загрязнение окружающей среды. Ки- отский протокол.
Предельные общественные издержки (marginal social cost) – дополнительные издержки, которые несут фирмы и любые третьи по отношению к рыночным операциям лица при производстве еще одной единицы товара. Предельные обществен- ные издержки равны сумме предельных частных и предельных внешних издержек.
Теорема Коуза (Coase theorem)– утверждает, что если права собственности всех сторон четко определены (специфици- рованы), а трансакционные издержки близки к нулю, то рынок сможет урегулировать проблему внешних эффектов без участия государства путем взаимовыгодного обмена правами собственности между заинтересованными сторонами. Тео- рема выполняется при условии, что трансакционные издержки, связанные с передачей прав собственности, не превысят выгод от результатов обмена, т. е. количество участников переговоров не должно быть большим.
Трансакционные издержки (transaction costs) – издержки в сфере обмена, связанные с передачей прав собственности.
Трансакционные издержки включают: затраты на поиск информации, затраты на ведение переговоров и заключение контракта, затраты измерения, затраты спецификации и защиты прав собственности, затраты на предотвращение и устранение последствий оппортунистического поведения.
Оппортунистическое поведение (opportunism) – поведение индивидов, уклоняющихся от условий соблюдения кон- тракта с целью получения прибыли за счет партнеров.
Трансформация внешних эффектов (internalization of an externality) – процесс, в результате которого предельные част- ные издержки или выгоды приближаются к предельным общественным издержкам или выгодам. Для решения данной проблемы А. С. Пигу предложил использовать корректирующие налоги и субсидии.
Корректирующий налог (corrective tax) – налог на выпуск экономических благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами, который повышает предельные частные издержки до уровня предельных общественных издержек.
Корректирующая субсидия (corrective subsidy) – субсидия производителям или потребителям экономических благ, харак- теризующихся положительными внешними эффектами, позволяющая приблизить предельные частные выгоды к предель- ным общественным выгодам.
Предельно допустимые выбросы (emissions standards) – пределы, устанавливаемые правительственными органами на годовые объемы и виды загрязняющих веществ, которые могут быть выброшены в окружающую среду.
1 2 3 4
Тема 12. ИНФОРМАЦИЯ,
НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ
И РИСК В ЭКОНОМИКЕ
1.
Информация и ее роль в ры-
ночной экономике. Полная информи-
рованность экономических субъектов
как условие экономического оптиму-
ма.
2.
Асимметричность информа-
ции.
3.
Моральный риск и рынок
страхования.
4. Деятельность государства по
регулированию
асимметричности
информации.
Причины неполноты информации. Не- определенностью
Риск: отношение субъектов к риску, способы смягчения последствий риска.
Рынки с асимметричной информацией.
Отрицательный отбор. Роль рыночных сигналов в преодолении информацион- ной асимметрии.
Проблема «принципал-агент».
Английский аукцион (English auction) – аукцион, в котором ставки растут снизу вверх до тех пор, пока товар не будет продан по максимальной из предложенных цен.
Асимметрия информации (information asymmetry) – положение, при котором одна часть участников рыночной сделки располагает важной информацией, а другая – нет.
Аукцион (auction) – один из способов организации купли-продажи, при котором трансакции происходят в режиме реаль- ного времени.
Голландский аукцион (Dutch auction) – аукцион, в котором ставки растут снизу вверх до тех пор, пока товар не будет продан по максимальной из предложенных цен.
Диверсификация (diversification) – метод, направленный на снижение риска путем распределения его между нескольки- ми товарами таким образом, что повышение риска от покупки (или продажи) одного из них означает снижение риска от покупки (или продажи) другого.
Диверсификация портфеля (portfolio diversification) – метод, направленный на снижение риска путем распределения инвестиций между несколькими рисковыми акциями.
Закрытый, или аукцион втемную (sealed-bid auction) – аукцион, в котором ставки выставляются всеми участниками независимо друг от друга одновременно и товары достаются тому, кто предложил наивысшую цену.
Моральный риск (moral hazard) – поведение индивида, сознательно увеличивающего вероятность возможного ущерба в надежде, что убытки будут полностью (или даже с избытком) покрыты страховой компанией.
Неблагоприятный отбор (adverse selection) – вытеснение с рынка качественного товара.
Неопределенность (uncertainty) – недостаток информации о вероятных будущих событиях.
Объединение риска (risk pooling) – метод, направленный на снижение риска путем превращения случайных убытков в относительно небольшие постоянные издержки.
Распределение риска (risk spreading) – метод, при котором риск вероятного ущерба делится между участниками таким образом, что возможные потери каждого относительно невелики.
Рынок «лимонов» (the market for “lemons”)– рынок некачественных подержанных автомобилей.
Рыночные сигналы – сигналы, которые продавцы подают покупателям для информирования последних о качестве то- варов.
Спекуляция (speculation) – деятельность, выражающаяся в покупке с целью перепродажи его на том же рынке по более
НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ
И РИСК В ЭКОНОМИКЕ
1.
Информация и ее роль в ры-
ночной экономике. Полная информи-
рованность экономических субъектов
как условие экономического оптиму-
ма.
2.
Асимметричность информа-
ции.
3.
Моральный риск и рынок
страхования.
4. Деятельность государства по
регулированию
асимметричности
информации.
Причины неполноты информации. Не- определенностью
Риск: отношение субъектов к риску, способы смягчения последствий риска.
Рынки с асимметричной информацией.
Отрицательный отбор. Роль рыночных сигналов в преодолении информацион- ной асимметрии.
Проблема «принципал-агент».
Английский аукцион (English auction) – аукцион, в котором ставки растут снизу вверх до тех пор, пока товар не будет продан по максимальной из предложенных цен.
Асимметрия информации (information asymmetry) – положение, при котором одна часть участников рыночной сделки располагает важной информацией, а другая – нет.
Аукцион (auction) – один из способов организации купли-продажи, при котором трансакции происходят в режиме реаль- ного времени.
Голландский аукцион (Dutch auction) – аукцион, в котором ставки растут снизу вверх до тех пор, пока товар не будет продан по максимальной из предложенных цен.
Диверсификация (diversification) – метод, направленный на снижение риска путем распределения его между нескольки- ми товарами таким образом, что повышение риска от покупки (или продажи) одного из них означает снижение риска от покупки (или продажи) другого.
Диверсификация портфеля (portfolio diversification) – метод, направленный на снижение риска путем распределения инвестиций между несколькими рисковыми акциями.
Закрытый, или аукцион втемную (sealed-bid auction) – аукцион, в котором ставки выставляются всеми участниками независимо друг от друга одновременно и товары достаются тому, кто предложил наивысшую цену.
Моральный риск (moral hazard) – поведение индивида, сознательно увеличивающего вероятность возможного ущерба в надежде, что убытки будут полностью (или даже с избытком) покрыты страховой компанией.
Неблагоприятный отбор (adverse selection) – вытеснение с рынка качественного товара.
Неопределенность (uncertainty) – недостаток информации о вероятных будущих событиях.
Объединение риска (risk pooling) – метод, направленный на снижение риска путем превращения случайных убытков в относительно небольшие постоянные издержки.
Распределение риска (risk spreading) – метод, при котором риск вероятного ущерба делится между участниками таким образом, что возможные потери каждого относительно невелики.
Рынок «лимонов» (the market for “lemons”)– рынок некачественных подержанных автомобилей.
Рыночные сигналы – сигналы, которые продавцы подают покупателям для информирования последних о качестве то- варов.
Спекуляция (speculation) – деятельность, выражающаяся в покупке с целью перепродажи его на том же рынке по более
12 высокой цене через какой-то промежуток времени.
Фьючерс (future(s)) – срочный контракт о поставке к определенной в будущем дате некоторого количества товара по су- ществующей ныне цене.
Хеджирование (hedging) – страхование от неблагоприятного изменения цен в момент планируемой покупки или прода- жи актива, характеризующегося неопределенностью цены.
Тема 13. ОБЩЕСТВЕННЫЕ
БЛАГА
1. Чистые частные и чистые об-
щественные блага.
2. Особенности спроса на обще-
ственные блага.
3. Производство
общественных
благ.
Свойства общественных благ.
Индивидуальный и общественный
(суммарный) спрос на общественные блага.
Эффективный объем производства об- щественных благ. Предложение обще- ственных благ через кооперацию това- ропроизводителей (частное предложе- ние общественных благ) и проблема
«безбилетников». Роль государства в обеспечении предложения обществен- ных благ. Понятие общественного вы- бора.
Исключаемые общественные блага (excludable public goods) – блага, потребление которых неизбирательно, но для ко- торых издержки операции по ограничению доступа к ним потребителей сравнительно низкие.
Коллективный выбор (collective choice) – экономические решения, применяемые через избранные политические орга- ны.
Неизбирательность в потреблении (nonrivality in consumption) – свойство товара, которое предполагает, что для данно- го количества товара потребление его одним потребителем не снижает доступности его для другого потребителя.
Неисключаемость при потреблении (nonexclusivity in consumption) – свойство товара, предполагающее, что от его по- требления не могут быть отключены те, кто не платит за этот товар.
Перегружаемые общественные блага (congestible public goods) – блага, которые не возбуждают конкуренции за их по- требление только до определенного объема их использования.
Политические институты (political institutions) – правила и процедуры, которые выработались в обществе для транс- формирования индивидуальных устремлений в действиях правительства.
Политическое равновесие (political equilibrium) – соглашение по поводу количества общественных услуг, предлагаемых правительством при данном распределении доходов, правилах коллективного выбора и стоимости продукта.
Проблема «безбилетника» (free – rider problem) – возникает, когда потребители занижают оценку стоимости и свою оплату общественного блага в надежде получить выгоду за счет усилий и вкладов в его оплату со стороны других потре- бителей, самим заплатив цену, меньшую, чем получаемый «зайцами» предельный выигрыш.
Точка перегрузки (point of conqestion) – число потребителей, превышение которого увеличивает выше нуля предельные затраты на обустройство дополнительных потребителей.
Чистое общественное благо (pure public good) – товар или услуга, единицы производства которых потребляются коллек- тивно всеми потребителями независимо от того, платили они за них или нет.
Чистое частное благо (pure private good) – товар, каждая единица которого может быть произведена и продана потреби- телям так, что она приносит полезность лишь исключительно данному покупателю.
Тема 14. ТЕОРИЯ
ОБЩЕСТВЕННОГО
ВЫБОРА
1. Методология
анализа
обще-
ственного выбора.
2. Модель взаимодействия полити-
ков и избирателей.
3. Модель конкуренции групп давле-
ния за политическое влияние
4. Модель бюрократии.
Концепция «экономического человека».
Методологический индивидуализм. По- литика как обмен.
Общественный выбор при прямой демо- кратии. Модель медианного избирателя.
Общественный выбор при представи- тельной демократии. Парадокс голосо- вания.
Лоббизм. Логроллинг.
Теория поиска ренты.
Теория общественного выбора (public choice theory) – теория, изучающая различные способы и методы, посред- ством которых люди используют правительственные учреждения в своих целях.
Прямая демократия (direct democracy) – политическая система, при которой каждый гражданин имеет право лично вы- сказать свою точку зрения и голосовать по любому конкретному вопросу.
Представительная демократия (representative democracy)– политическая система, в условиях которой граждане перио- дически избирают представителей в выборные органы власти.
Модель медианного избирателя (усредненного избирателя, срединного избирателя, избирателя-центриста)
(median voter model) – модель, описывающая складывающуюся при прямой демократии ситуацию, когда принятие решений осуществляется в соответствии с интересами срединного избирателя.
Правило единогласия (unanimity rule)– правило политического выбора, согласно которому любое политическое реше- ние (подобно решению о рыночной сделке) должно приниматься с единогласного одобрения всех участников.
Правило большинства (majority rule) – правило политического выбора, согласно которому выбор осуществляется на основе предпочтений большинства голосующих.
Рациональное неведенье (rational ignorance) – ситуация, когда избиратели не видят пользы от участия в политическом процессе.
Группы со специальными интересами (groups with special interests) – совокупность индивидов, для которых одни и те же мероприятия вызывают однонаправленные изменения полезности.
«Бочонок с салом» («pork barrel») – законы, состоящие из пакета небольших локальных проектов.
Лоббизм (lobbying) – система контор, агентств, монополий или организованных групп при законодательных органах, оказывающих давление (вплоть до подкупа) на законодателей и чиновников в целях принятия решений (определенных законопроектов, получение правительственных заказов, субсидий) в интересах представляемых ими организаций.
Логроллинг (logrolling) – практика взаимной поддержки путем «торговли голосами».
13
5. Политико-экономический цикл.
6. Проблемы эффективности госу-
дарственного вмешательства в эко-
номику.
Парадокс голосования (paradox of voting) – противоречие, возникающее при голосовании на основе принципа большинства, когда невозможно выявить действительные предпочтения общества относительно экономических благ.
Поиск политической ренты (political rent seeking) – деятельность, связанная с использованием политических ин- ститутов для получения или сохранения каких-либо экономических выгод.
Политический деловой (политико-экономический) цикл (political business cycle) – цикл экономической и поли- тической активности правительства (выборных государственных органов) между выб орами.
Экономика бюрократии (economics оf bureaucracy) – система организаций, удовлетворяющая как минимум двум критериям: во-первых, она не производит экономические блага, имеющие ценностную оценку, и, во-вторых, часть своих доходов она извлекает из источников, не связанных с продажей результатов своей деятельн ости.
«Провалы» (фиаско) государства (правительства) (government failure) – случаи, когда государство (правитель- ство) не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов.