Файл: Автором антинорманнской теории и её основателем считается Михаил Васильевич Ломоносов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 6

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Антинорманская теория (её ещё называют славянской теорией или национальной концепцией) – это теория, отвергающая идеи норманнской теории, которая гласит, что древнерусское государство было создано норманнами с согласия на это славян, живущих на территории этого самого государства. Она не отрицает какого-то влияния варягов (так на Руси называли жителей Скандинавского полуострова) в некоторых аспектах жизни славян или их государства но, ни в коем случае в участии образования древнерусской нации.
Автором антинорманнской теории и её основателем считается Михаил Васильевич Ломоносов. В своих трудах Михаил Васильевич выразил мнение, что на земле, где появилось государство славян, жили чудь (так Ломоносов называет финно-угорские племена) и сами славяне, первоначально занимавшие относительно равные по площади территории. Со временем, по мнению историка, границы владений славян постепенно увеличивались за счет присоединенных земель чуди, часть племен чуди растворилась среди наших предков, а остальные были вытеснены на север и северо-восток. Об этом соединении славян и чуди свидетельствуют смешение культур и согласия об общих князьях.
Также Ломоносов считал, что были варяги-скандинавы и были варяги-русы, жившие на балтийском побережье, которых Михаил Васильевич причислял к славянским племенам.

Нам известна легенда об основании Киева. Она гласит, что этот величественный город основали Кий, Щёк и Хорив – три брата из славянского племени полян. Вполне возможно, Нестор хотел создать схожую легенду об основании Великого Новгорода тремя братьями – Синеусом, Рюриком и Трувором, но уже из воинственного скандинавского племени. Тем самым, считал Д. С. Лихачев, летописец хотел возвысить этот город до уровня Киева и сказать о величественном начале, так называемых его основателей.

Знаменитый антинорманист XIX века С.А. Гедеонов отмечал, что "норманское начало" (т. е. влияние скандинавов) никак не отразилось на язычестве, праве, обычаях и преданиях восточных славян. Не
обнаруживается оно и в летописях, государственном устройстве, военном деле наших предков.

Один из главных аргументов антинорманистов заключается в том, что славяне просто не могли пригласить на княжение человека из чужого, а следовательно, враждебного племени, который даже не знает местного языка. Уже упоминавшийся Гедеонов считал, что летописное приглашение относилось к южнобалтийским славянам (вендам), которые были родственны племенам Северо-Западной Руси и имели с ними давнюю тесную связь (торговля, религия и т. д.).

Еще один доказанный аргумент антинорманистов заключается в том, что в IX-X вв. скандинавы и славяне стояли приблизительно на одной ступени общественного и культурного развития, поэтому влияние норманнов на процесс образования Древнерусского государства не могло быть ведущим.