Файл: Шляхтова Лариса Васильевна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчеты по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Шляхтова Лариса Васильевна

Группа №2

г. Караганда

Портфолио

Лидерство учителя в педагогическом сообществе

Отчёт А

16.11.2016




Рефлексивный отчёт
о внедрении изменений в собственную практику преподавания и учения.



Я работаю учителем начальных классов в одной из гимназий города Караганды. Попав на курсы «Лидерство учителя в педагогическом сообществе», познакомившись с 7 модулями для обучения, поняла, что необходимо менять свою систему преподавания. Изучив эти модули, решила применить их на практике, разработав серию уроков по предмету «Познание мира» по теме «Вода», согласно календарно-тематическому планированию на 2016 – 2017 уч. год по стандарту ГОСО 2012. Из этой серии уроков я взяла четвёртый урок «Охрана воды» интегрированный с ОБЖ, для того чтобы апробировать 7 модулей обучения. При планировании целей урока и подборе заданий, постаралась освоить все семь модулей.

С первых этапов урока применю модуль ИКТ. Использование модуля ИКТ актуально и неоспоримо, т.к. это помогает экономить время, способствует развитию мышления и логики, приводит к автоматизму действий, прививает навыки саморегуляции. С применением компьютера уроки становятся интереснее, живее. Есть возможность попробовать себя в качестве создателя презентации по темам уроков, видеороликов.

Первый модуль плавно переходит в модуль «Обучение талантливых и одарённых». Думаю, этот модуль поможет обрести уверенность в себе каждому участнику процесса обучения и почувствовать, что всё обязательно получится. Учащимся, которые «схватывают» всё на лету, предложу задания более сложного характера, либо помочь мне, т. е. «поиграть в учителя» и помочь одноклассникам, у которых остались вопросы по той или иной теме. Сначала такая работа строится по принципу «пара», но в дальнейшем, в ходе групповой работы, такие учащиеся выступят уже в роли консультантов, экспертов. Это не отдельная группа учащихся класса. Каждый может проявить свои способности.

Предыдущий модуль неразрывно связан с модулем «Преподавание и обучение в соответствии возрастными особенностями учеников». Этот модуль обязательно учитывать при планировании, т. к. учащимся младших классов требуется частая смена деятельности и комфортная обстановка. Будут применяться различные способы психологического настроя, одним из которых является «Мозговая гимнастика», которая направлена на включение в работу обоих полушарий мозга. Обязательны физминутки для глаз, динамические паузы. В работе постараюсь использовать различные стратегии: «Мозговой штурм», «Корзина идей», «Кластер», «Объясни мне, почему…». Такие приёмы помогут «тихим» ученикам раскрыться, «скучающим» - активизироваться.


Но нельзя забывать, что реалии сегодняшнего дня ставят перед учениками и учителем новые цели и задачи в обучении, что помогает решать модуль «Новые подходы в преподавании». В урок я включила стратегию творческого характера «Грани куба», где каждая группа работает над определённой проблемой. Затем учащиеся должны будут составить «толстые» вопросы типа «Предположите, почему…?», «Докажите…», «Объясните…», «Придумайте…» в соответствии с таксономией Блума. Потом эти вопросы ученики будут задавать другим группам. Это должно перерасти в соревнование: у кого вопрос больше точнее отражает ту или иную идею темы урока. Можно предложить составить «Карту понятий», а всевозможные Активити помогут ребятам перестраиваться на другой вид деятельности.

Следующий модуль «Обучение критическому мышлению» является прямым доказательством того, как должно измениться отношение к внедрению новых подходов. Этот модуль внедряется на этапе диалогового обучения, через подбор заданий, требующих осмысления и ретрансляции своего мнения по изучаемому вопросу. Стратегии КМ помогают быстрому включению в процесс обучения, повышает интерес у учащихся. Характерной особенностью таких заданий является их небольшой объём, чёткость в постановке задачи, что позволяет за короткий период времени решать дидактические задачи. Также важен аспект рефлексии. Это модуль, помогающий анализировать, перерабатывать и осмысливать те знания, которые ученики могут принять в свою ЗБР (зону ближайшего развития).

Не маловажным фактором является выявление и развитие лидерских качеств у учащихся с первых уроков в школе. Поэтому нельзя обойтись без модуля «Управление и лидерство в обучении». Этот модуль, через парную и групповую работу, помогает раскрыть интеллектуальный потенциал учащихся. Лидерские качества ярко проявляются, когда учащиеся в творческом процессе берут ответственность на себя, показывают свои ораторские способности при защите конечного результата работы своей группы (результатов работы по стратегиям «Мозговой штурм» и «Грани куба»; концептуальной карты «Охрана воды»; постера с правилами поведения на воде).

Обучение не может существовать без оценивания. Изучая модуль ОдО и ОО, увидела явные преимущества формативного и суммативного оценивания. Формативное оценивание поможет снять тревожность у обучающихся, раскрыть их потенциал. Не маловажным фактором является и то, что учащиеся смогут сами оценить свою работу при помощи листов самооценивания. Также всегда вызывает интерес, когда учащимся предлагается оценить работу своих товарищей по группе или работу другой группы. В этом помогут критерии, которые будут вырабатываться совместно. Такая работа будет способствовать тому, что ученики будут учиться адекватно реагировать на критику и, помогут
выработать умение контролировать свои результаты, подводить итоги своей работы на каждом этапе урока. И тогда уже не будет возникать вопросов при суммативном оценивании – итоговом оценивании всей работы в целом.

Интегрирование семи модулей Программы позволит мне лучше смотивировать учащихся на получение знаний, улучшит психологический микроклимат в классе. Осталось претворить эти идеи на практике.

Среднесрочное планирование уроков познания мира

в 4 «В» классе КГУ «Гимназия № 3» учителем начальных классов Шляхтовой Л. В.

Тема «ВОДА».

Цель: активизация мыслительных действий учащихся через стратегии критического мышления

Задачи:

  1. Изучить ситуацию (конкретный продукт). Видеонаблюдение.

  2. Проанализировать этот вид деятельности через анкетирование учащихся.

  3. Собрать теоретическую базу из достоверных источников.

/тема урока

  1. Основные цели обучения

  1. Формы

работы, используемые при активном обучении

  1. Результаты обучения

  1. Оценивание,

включая оценку в целях обучения

  1. Включая всех

  1. Основные ресурсы

  1. Модули

1. Вода. Круговорот воды в природе.

Расширить знания о круговороте воды и ее охране.

Позитивный настрой
Мозговой штурм

«Почему высыхает мокрая одежда?»
Физминутка
Самостоятельная работа по учебнику
Работа в дневниках наблюдения
Проведение опыта с водой
Рефлексия учебная

Все: знают круговорот воды в природе

Форматирование оценивание «Смайлики»

Взамооценивание в парах
Самооценивание
Суммативное оценивание

Ученик «А»

Выступление в группе в роли спикера.
Ученик «В»

Сильные обучают более слабых, тем самым обучая одноклассников и обучаясь сами
Ученик «С»

Задания разного уровня сложности

Учебник

«Познание мира 4 класс» (Алматыкитап)
Рабочие тетради
Смайлики для рефлексии и оценок
Карточки с дополнительными заданиями
Листы с рефлексией

НПВО,

ВО,

ОдО,

ОО,

КМ.

Большинство: умеют проводить опыты по определению свойств тел и веществ

Некоторые: применяют знания о свойствах воды на практике и в жизни.

2. Подземные воды. Минеральные воды.

Расширить знания учащихся о подземных и минеральных водах.

Позитивный настрой
Корзина идей

«Можно ли очистить воду от песка?»
Физминутка
Самостоятельная работа по учебнику
Работа в дневниках наблюдения
Проведение опыта по очистке воды
Эмоциональная рефлексия

Все: знают о круговороте вода; о деятельности человека по охране воды

Формативное оценивание

«оценки-наклейки»

Суммативное оценивание
Взамооценивание в парах
Самооценивание



Ученик «С»

Создание положительного настроя.
Ученик «А»

Вовлечение всех учеников в групповую работу.
Ученик «В»

Разнообразие видов работы на уроке



Учебник

«Познание мира 4 класс» (Алматыкитап)
Рабочие тетради
Смайлики для рефлексии и оценок
Карточки с дополнительными заданиями
Листы с рефлексией

НПВО,

КМ,

ВО,

ОдО,

ОО,

ЛиУ.

Большинство: умеют различать подземные и минеральные воды

Некоторые: понимают каково значение их в жизни человека и в целом на земле.

3. Реки и озера Казахстана.

Сформировать знания учащихся о реках и озерах Казахстана.

Позитивный настрой

Трениниг "австралийский дождь"
Мозговой штурм

«диаграмма Венна "Река и озеро"»
Физминутка
Самостоятельная работа по учебнику
Работа в дневниках наблюдения
Изучение таблицы реки и озера Казахстана
Рефлексия учебная

Все: знают о реках и озерах Казахстана; о деятельности человека по охране воды

Взаимооценивание в парах
«Смайлики»
Суммативное оценивание

Ученик «А»

Правильно организованная работа в группе
Ученик «В»

Вовлечение всех учащихся в групповую работу

Ученик «С»

Разноуровневое домашнее задание



Учебник

«Познание мира 4 класс» (Алматыкитап)
Рабочие тетради
Смайлики для рефлексии и оценок
Карточки с дополнительными заданиями
Листы с рефлексией

НПВО,

ВО,

ОО,

ОдО,

КМ,

ТиО.

Большинство: умеют показывать на физической карте реки, озера Казахстана

Некоторые: понимают важность рек и озер для жизни на земле

4. Охрана воды

Систематизировать знания по разделу «Вода» и подвести к пониманию значения охраны воды.

ОБЖ: Содействовать пониманию учащихся представлений о правилах поведения на воде; охране водоёмов

Позитивный настрой
Грани куба по теме

«Сможет ли человек жить без воды?»
Физминутка

Самостоятельная работа по учебнику
Работа в дневниках наблюдения
Презентация сказки "Жила была река..."
Рефлексия учебная

Все: знают о деятельности человека по охране воды; будут знать о правилах поведения на водоемах, правилах пользования водой и ее охраны

Самопроверка
Взаимооценивание в парах
«Смайлики»
Суммативное оценивание


Ученик «С»

Разноуровневые задания
Дифференцированные задания
Ученик «В»

Сильные обучают более слабых, тем самым обучая одноклассников и обучаясь сами

Ученик «А»

Выступление в группе в роли спикера.


Учебник

«Познание мира 4 класс» (Алматыкитап)
Рабочие тетради
Смайлики для рефлексии и оценок
Карточки с дополнительными заданиями
Листы с рефлексией

ИКТ

ОТиО

ВО,

НПВО,

КМ,

УиЛ,

ОО, ОдО.


Большинство: умеют показывать на физической карте реки, озера Казахстана

Некоторые: умеют анализировать, обобщать полученную информацию и делать выводы.


Рефлексия: во всех уроках этой серии я постаралась подобрать задания таким образом, чтобы реализовать поставленные цели через применение 7 модулей для обучения. Уроки составлены согласно календарно-тематическому планированию на 2016 – 2017 уч. год ГОСО 2012 по учебнику «Познание мира» издательства «Алматыкітап» 2015 г. После проведения этих уроков учащиеся закрепят свои знания по теме «Круговорот воды в природе», расширят знания по теме «Подземные и миниральные воды», смогут показать на карте реки и озёра Казахастана, повторят и закрепят правила поведения на воде, получат представление о том, как проводится охрана водных ресурсов в Казахстане. Через задания, которые будут использованы на этих уроках, будут представлены все семь модулей обучения. Запланированные цели расчитаны на один академический час (45 минут)

Учитель __Шляхтова Лариса Васильевна

4 урок из серии последовательных уроков. «Познание мира», 4 «В» класс, раздел: "Вода"

Тема: Охрана воды. Правила поведения.

Школа: КГУ «Гимназия № 3» г. Караганды

Дата: 18.10.2016

ФИО учителя: Шляхтова Л. В.

КЛАСС: 4 «В»

Кол-во присутствующих: 27

(+1 обучение на дому)

отсутствующих: нет

Цель обучения

Подведение к пониманию значения охраны воды.

Цели обучения/

Ожидаемый результат

Все: знают о деятельности человека по охране воды; знают правила поведения на водоёмах, правила пользования водой и её охраны

Большинство: умеют показывать на физической карте реки, озёра Казахстана

Некоторые: умеют анализировать, обобщать полученную информацию и делать выводы

Языковые цели

Охрана воды и значение ее для жизнедеятельности человека.

Предшествующее обучение

Реки и озера РК


План

Планируемое время

(в минутах)

Запланированная деятельность

Оценивание

Ресурсы

Деятельность учителя

Деятельность ученика







Введение


Позитивный настрой. Тренинг «Букет пожеланий».

Встают в круг и передают пожелания своему соседу вместе с цветочком, у последнего ребенка получится букет добрых пожеланий.








Презентация


Презентация «Красота воды».










Основная часть


  1. Проверка домашнего задания.




  1. Актуализация опорных знаний, умений и навыков

Кто знает ответ на вопрос, поднимает красную карточку.

-Как называется начало реки? исток

-Какое озеро самое большое? Каспийское

-Какое озеро самое глубокое? Байкал

-Назовите 3 состояния воды? Жидкое, твердое, газообразное

-Какие свойства имеет вода?

не имеет цвета, запаха, текуча, прозрачна

-Пресные водоемы, созданные человеком – это… пруд, колодец


  1. Обсуждение темы и цели урока с детьми «Мозговой штурм»

-Давайте вспомним над каким разделом в ПМ мы с вами сейчас работаем?

-Скажите, как происходит круговорот воды в природе?

-В каком состоянии может находиться вода?

-Надо ли охранять воду (реки и озера), зачем?

-Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

-Какие нам нужно поставить перед собой цели, чтобы добиться положительных результатов?


  1. Работа с учебником, применяя стратегию «Грани куба».

Прочитать методом INSERT, выделить главное. Составить «толстые» вопросы для групп-оппонентов


  1. Работа в группах.

Составление концептуальной карты по разделу: «Охрана воды»


  1. Закрепление

– Что мы можем с вами сделать для охраны воды? (Беречь воду)

– Информационный центр нашего класса подготовил для вас интересные факты нерационального использования человеком воды.

- А ещё нам необходимо повторить правила поведения на водоёмах (стратегия «Мозговой штурм»)


  1. Работа с тестами

Тестовые задания по разделу: «Вода»


  1. Подведение итогов.

-Что на уроке было главным?

-Что было интересным? (следует различать главное и интересное)

-Что нового сегодня узнали?

-Чему научились?


  1. Домашнее задание

Уровень ниже среднего: прочитать по учебнику «Познание мира» с 53-55, пересказать.

Средний уровень:

прочитать по учебнику «Познание мира» с 53-55, пересказать, выполнить задания по учебнику, составить конспект.

Высокий уровень:

прочитать по учебнику «Познание мира» с 53-55, пересказать, выполнить задания по учебнику, составить конспект, кроссворд по всему разделу.


  1. Оценивание.

Оценивание учителем, выставление оценок с комментированием.

  1. Проверка дифференцированного домашнего задания в виде беседы.

Учащиеся в парах проверяют друг друга.


  1. Поднимают карточку красного цвета при ответе




  1. Должны перечислить всё, что узнали на предыдущих уроках.

Высказывают своё мнение, рассуждают.

4. Индивидуальная работа, с переходом в групповую – составление вопросов типа «Предположите, почему…?», «Докажите…», «Объясните…», «Придумайте…»


  1. Учащиеся работают в группе




  1. Подготовленные заранее учащиеся озвучивают информацию

(пример)

1. Принимая душ в течение 5 минут, вы расходуете около 100 литров воды.

2. Каждый раз, вы чистите зубы, вы расходуете 1 литр воды.

3. Наполняя ванну лишь до половины, вы расходуете не менее 150 литров воды.

4. Каждая стирка белья в стиральной машине требует свыше 100 литров воды.

5. Через обычный водопроводный кран проходит 15 литров воды в минуту.

6. Через незакрытый кран выливается около 1000 литров воды за час.
– Специалисты утверждают: достаточная норма расхода воды в современной квартире – 200 литров в сутки на человека.

– Какой можно сделать вывод? (Проверь все краны в квартире, чтобы не было утечки воды.)

Учащиеся работают в группах: вспоминают правила на воде в различных условиях и записывают их на постере


  1. Индивидуальная работа учащихся.



  1. На один и тот же вопрос могут ответить несколько человек.


  1. Запись задания в дневник.

Осуществляют выбор домашнего задания в соответствие с уровнем развития познавательных процессов.



2. Взаимооценивание


  1. «Смайлики»



  1. Самооценивание – «Пик знаний». Взаимооценивание.



  1. Самооценивание при помощи хлопков




  1. Взаимооценивание



  1. Суммативное оценивани



  1. «Смайлики»








  1. Оценочные листы



  1. Карточки оценивания



  1. Смайлики для оценивания



  1. Учебник

«Познание мира 4 класс» (Алматыкитап). Флажки для оценивания «толстых» вопросов оппонирующей группы.


  1. Рабочие тетради




  1. Различные информационные ресурсы. Ватман для постеров



  1. Карточки с тестами



  1. Смайлики для оценивания




  1. Дневники

Рефлексия



Рефлексия через стратегию: «Капелька, капелька - получился ручеек»

У детей капельки разного размера, в зависимости понимания всего раздела

(большая капелька - все понятно, все запомнил, средняя капелька - понятно, но испытывал затруднения,

маленькая капелька -ничего не понял и не запомнил)







Дополнительная информация

Дифференциация

Как вы планируете помогать учащимся?

Какие задания вы планируете давать более способным ученикам?

Оценивание – как вы планируете отслеживать прогресс/знания учащихся?

(обобщенная информация/идея оценивания)

Межпредметные связи

Карточки - тесты дифференцированные

Домашнее задание дифференцированное

Индивидуальные консультации

Суммативное оценивание

Формативное оценивание, складывающиеся из взаимооценивания, самооценивания

Познание мира + ОБЖ

Познание мира + Чтение

Познание мира + Математика

Рефлексия

Были ли цели обучения/урока достижимыми?

Чему сегодня научились учащиеся

Какой была атмосфера обучения?

Хорошо сработал ли мой дифференцированный подход к работе?

Уложился ли я в график?

Какие изменения я хотел бы внести в свой план и почему?

Используйте это место для записи ваших наблюдений по уроку. Ответьте на вопросы о вашем уроке, написанные в левом столбике.


- Цели урока были достижимы

- Учащиеся научились добывать необходимую информацию из различных источников. Работать в группах. Задавать вопросы по таксономии Блума. Внимательно выслушивать своих одноклассников и объективно оценивать их работу.

- Обучение проходило в непринуждённой рабочей и доброжелательной атмосфере. Конфликтных ситуаций не возникло.

- Диффенцированное домашнее задание показало, что все учащиеся выбрали задание высокого и среднего уровня, никто не захотел брать уровень ниже среднего, что показывает о достаточно высокой учебной мотивации.

- В график уложилась.

- Изменений в план вносить не предполагаю

Итоговое оценивание

Назовите два наиболее успешных момента (как преподавания, так и обучения).

1: групповая работа по стратегии «Грани куба», где учащимся пришлось приложить ни мало усилий при составлении «толстых» вопросов по теме урока.

2: групповая работа Составление концептуальной карты по разделу: «Охрана воды»

Назовите два момента, которые бы способствовали улучшению урока (как преподавания, так и обучения).

1: Составление концептуальной карты по разделу: «Охрана воды»

2: «Мозговой штурм» по правилам поведения на водоёмах

Что нового я узнал о классе и его отдельных учащихся, и как это отразится на проведении моего следующего урока.

Учащиеся 4 класса вполне осознано могут находить информацию в различных источниках по теме. В групповой работе проявляют себя, «болеют» за успехи своих товарищей. Имеют высокую учебную мотивацию.