Файл: В учебная дисциплина Источники и историография истории транспорта России. Основные элементы понятия транспорт.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. История транспорта России:

а) реальная

б) научная отрасль

в) учебная дисциплина

2. Источники и историография истории транспорта России.
3. Основные элементы понятия «транспорт»

Транспорт (от лат. transporto — перемещаю) представляет собой отрасль производства, обеспечивающую жизненно необходимую потребность общества в перевозке грузов и пассажиров.

Транспорт входит в состав инфраструктуры производства, об­служивающей основные отрасли экономики: добывающую, пере­рабатывающую промышленность и сельское хозяйство. Инфра­структура включает в себя также связь, энергетику, систему мате­риально-технического снабжения.

Транспорт как отрасль производства представляет собой совокуп­ность средств и путей сообщения, нормальную деятельность кото­рых обеспечивают различные технические устройства и сооружения.

Средства сообщения — это подвижной состав (автомобили, при­цепы, полуприцепы на автомобильном транспорте; локомотивы, вагоны на железнодорожном транспорте; суда, баржи на водных видах транспорта и т.п.).

Пути сообщения — это пути, специально предназначенные и оборудованные для движения подвижного состава данного вида транспорта (автомобильные дороги, железнодорожный, речной пути и т.п.).

Технические устройства и сооружения — это комплекс грузовых и пассажирских станций, терминалов, погрузочно-разгрузочных пунктов, ремонтных мастерских, заправочных станций, средств связи и сигнализации, систем управления и т.д.

4. Что такое единая транспортная система?

Единая транспортная система (ЕТС) - совокупность всех видов транспорта, связанных экономическими, технологическими, техническими и нормативно-правовыми взаимоотношениями.


5. Из какой страны в какую проходил торговый путь «Из варяг в греки»?

Торговый путь проходил из Скандинавии до Византийской империи.


6. Какая система стала первым искусственным водным путём в России?

Вышневолоцкая система.

7. Беляны – это суда для перевозки грузов или пассажиров?

Для перевозки лесных грузов.

8. Основная характеристика мокшан и их назначение.

Мокшана) - тип сплавного грузового судна, применявшийся до начала 20 в. на реках Мокше, Суре, Оке, Волге и др. Имело плоское, постепенно суживаюшееся к корме и носу дно, вертикальные борта высотой от 1,0 до 2,0 м в середине судна, увеличивающиеся несколько к корме и носу, длину 30–60, ширину 10–15, осадку до 1,5 м. Строилось из соснового и елового леса, без применения металлических креплений, вместо которых использовались деревянные гвозди. Имело крышу для защиты груза от осадков. На этих судах перевозили до 30–45 тыс. пудов клади, главным образом хлеба.


9. Кто был изобретателем конно – водного и водоходного судна?

Иван Петрович Кулибин.

10. Что такое суда-однодеревки?

Это гребные, реже со съёмной мачтой, плоскодонные лодки, выдолбленные из единого ствола дерева. Обычно не имеют киля. Долблёные лодки выделывают из кряжей стволов толстых деревьев. 

11. В чём заключается движущая сила кабестанов?

Кабестан представляет собой вертикальный ворот, и является разновидностью лебёдки с барабаном, насаженным на вертикальный вал. "Работает" он по правилу рычага. Плечо силы, прикладываемой к кабестану тем, кто его крутит, много меньше, чем плечо силы, с которой на него действует груз.

12. Суть доставки грузов «подачами»?

При движении вверх по течению реки (при затоплении берегов рек весенним паводком). Весной, когда берега рек затоплялись весенним паводком или по другим причинам невозможно было тянуть судно бечевой, движение производилось “подачами” — при помощи завозных якорей.

13. Полосу какой ширины по берегам судоходных рек, предназначенной для бечевника, определяла Межевая инструкция 1766 г.?

В 1766 г. Межевой инструкцией было определено, чтобы по берегам судоходных рек отвести полосу шириной  10 саженей (21,3 м), предназначенную для бечевника, на который разрешался свободный причал и выгрузка судов. 

14. В каком году было учреждено Управление водяными и сухопутными сообщениями?

1809 год.

15. Устав какого пароходного общества был первым утверждён в Департаменте путей и сообщения и Госсовете 1843г.?

Пароходное общество 'По Волге'.

16. Кем был изобретён наливной способ транспортировки нефтепродуктов?

Братьями Николаем и Дмитрием Артемьевыми.


17. Как назывался первый речной сухогрузный теплоход?

Теплоход «Данилиха».

18. Кто был конструктором судов на воздушной подушке?

Владимир Израилевич Левков

19. Когда совершён первый известный по русским летописям морской поход руссов на Константинополь?

907 год

20. Первый морской порт русского государства на Балтийском море?

В июле 1557 года по указу Ивана Грозного в Лужской губе началось строительство первого русского порта на Балтике -
Ивангород напротив шведской тогда Нарвы.

21. Под управлением каких ведомств находился морской торговый флот России с начала 18 до конца 20 века?

Под управленем Адмиралтейской коллегии, существовавшей в 1717-1802 г.г.

22. Первый пароход в России: изготовитель, мощность двигателя, корпус судна, первый рейс (Откуда? Куда? Дата).

Первый пароход в России был построен на заводе Чарльза Берда в 1815 г.

Пароход имел длину 18,3 м, ширину 4,57 м и осадку 0,61 м. В трюме судна была установлена балансирная паровая машина Джеймса Уатта мощностью в 4 л. с. и частотой вращения вала 40 об./мин. Машина приводила в действие бортовые колёса диаметром 2,4 м и шириной 1,2 м, имевшие по шесть лопастей. Однотопочный паровой котёл отапливался дровами.
Первый регулярный рейс «Елизаветы» состоялся 3 ноября 1815 г. по маршруту Санкт-Петербург – Кронштадт.


23. Какая судоходная компания была самой крупной в Дореволюционной России?

Русское Общество Пароходства и Торговли (РОПиТ).

24. Когда было принято положение о подготовке кадров для торгового флота в мореходных классах?

1890 год.

25. Кто впервые использовал слово «ледокол» для определения типа судна?

Начальник Морской строительной части Кронштадтского порта Николай Леонтьевич Эйлер.

26. Как называлось первое в мире дизельное судно (танкер)?

«Вандал»

27. В каком году было совершено первое сквозное плавание по всей трассе Северного Морского Пути?

В 1932 году.

28. В каком веке появляются первые рельсовые пути на шахтах Германии?

В XVI веке.

29. Кто, когда и где впервые построил рельсовые пути на одном из добывающих предприятий России?

Первая рельсовая чугунная дорога была построена на Алтае в 1808-10 годах горным мастером П.К.Фроловым.

30. Кто построил в России промышленную рельсовую дорогу на паровой тяге?

Мирон Ефимович Черепанов (1803-1849) и его отец Ефим Алексеевич Черепанов (1774-1842).

31. Кто был инициатором строительства железной дороги Петербург – Царское село – Павловск?

Строительством дороги руководил чешский инженер
, профессор Венского политехнического института Франц фон Герстнер.

32. Сколько времени строилась железная дорога Санкт-Петербург – Москва. Её протяжённость? Технические руководители.

Железная дорога строилась в течение 8,5 лет. Протяжённость дороги составила 645 км. технические руководители и создатели проекта строительства (П.П. Мельников, Н.О. Крафт, К.В. Чевкин).

33. Что является важной особенностью первого этапа создания железнодорожной сети России.

Государственный характер строительства.

34. Кто был первым министром путей сообщения? Его краткие биографические данные.

Первый в истории России министр путей сообщения Павел Петрович Мельников. Родился 3 августа 1804 года. В 1825 году Мельников окончил Институт корпуса инженеров путей сообщения.  Разработал проект железной дороги от Санкт-Петербурга до Москвы.  С 1862 года он занимал должность главноуправляющего, а с 1866-го по 1869 год - министра путей сообщения. На свои деньги он построил у станции Любань школу и интернат для детей железнодорожников, а также дом престарелых и все свои сбережения завещал на содержание этих учреждений. Умер Павел Петрович в 1880 году.

35. От какого пункта и до какого строилась Транссибирская Магистраль? Сколько она строилась? Из каких железных дорог состояла? Какая из них была самой трудно затратной?

Начальный пункт ТСМ – Ярославский вокзал Москвы, а конечный – вокзал Владивостока. Строилась ТСМ с 1891 по 1916 годы – 25 лет.

Московская ж.д. (Москва)
 Северная ж.д. (Ярославль)
 Горьковская ж.д. (Нижний Новгород)
 Свердловская ж.д. (Екатеринбург)
 Западно-Сибирская ж.д. (Новосибирск)
 Красноярская ж.д. (Красноярск)
 Восточно-Сибирская ж.д. (Иркутск)
 Забайкальская ж.д. (Чита)
 Дальневосточная ж.д. (Хабаровск)
 Куйбышевская ж.д. (Самара)
 Южно-Уральская ж.д. (Челябинск)
 Сахалинская ж.д. (Южно-Сахалинск)

На строительство магистрали заняло истрачено 1,5 млрд. рублей золотом (примерно 25 миллиардов долларов США по нынешнему курсу).

36. Какие железные дороги наиболее активно работали на Победу в годы Великой Отечественной войны?

Белорусская, Винницкая, Западная, Кировская, Ковальская, Латвийская, Ленинградская, Львовская, Одесская, Октябрьская, Юго-Западная.

37. С чем было связано строительство Байкало-Амурской магистрали?


В 1924 году на Совете труда и обороны СССР заговорили о необходимости строительства параллельной Транссибу железнодорожной магистрали дальше от границы, в глубине территории страны (в качестве рокадной дороги на случай войны с Японией, а также для доступа к региональным полезным ископаемым).

38. В чём заключалось основное направление модернизации железнодорожного транспорта СССР? (В 1946 – 1991гг.)

Основным направлением модернизации железнодорожного транспорта СССР за 1946–1991-е годы стала массовая электрификация железных дорог, а также внедрение АСУ.

39. В какой стране, городе и в каком году стал работать впервые в мире общественный транспорт (внутригородской)?

Первый общественный транспорт появился во Франции, в 1662 году в Париже. Это омнибус.

40. Что такое дилижанс?

Дилижа́нс – транспортное средство для междугородной перевозки пассажиров, а также вид междугородного общественного транспорта. Многоместная карета на конной тяге, перевозившая пассажиров и почту.