Файл: Биография 1 Детство и молодость 2 Зрелость 3 Смерть.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Обязанности Фихте подразделяет на условные (общие и частные) и безусловные (общие и частные). К общим условным обязанностям прежде всего относится долг самосохранения, запрещающий самоубийство, пост, разврат, чрезмерный труд, неэкономичную трату духовных сил, и повелевающий гигиенический образ жизни, приспособление духовных и физических сил к роду деятельности, умственное развитие. К частным условным обязанностям относится долг избрать себе в жизни и обществе определённое назначение. К общим безусловным обязанностям относятся запрещения совершать какое-либо насилие над ближними, делать какое-либо посягательство на чужое тело как орудие свободной воли (рабство, пытки); повеление любить других, как себя, и вытекающие отсюда запрещение лгать и обманывать (столь же безусловное, как и у Канта: нет никакой pia fraus) и повеление распространять истину и знание; запрещение всяческих посягательств на чужую собственность и повеление доставлять другому средства к жизни тем трудом, на который он способен, но не милостыней, и т. д. К этому присоединяется обязанность пробуждать в других добрым примером идею долга и нравственное самосознание и притом по отношению не только к отдельным лицам, но и к обществу. К безусловным частным обязанностям относятся обязанности семейные и гражданские — обязанности низших классов (рабочие, фабриканты, купцы) и высших (учёные, артисты, воспитатели) к взаимоуважению, отношения обоих классов к государству.
В сочинении «О назначении учёного» Фихте старается подчеркнуть моральное и социальное значение науки в государстве. Руководителями общественной жизни должны быть учёные и философы — эти «жрецы истины». Долг учёного — самоотверженная, бескорыстная любовь к истине и стремление всячески распространять её, но без всякого ущерба её достоинству. Стоя за самую широкую демократизацию науки и философии, Фихте резко осуждает популярничанье профессоров и поверхностную общедоступную болтовню, выдаваемую за последнее слово философии и положительного знания. Взгляды его на высокую роль учёного в государственной жизни напоминают подобные же идеи у О. Конта.
5. Социальная педагогика
Знаменитые «Речи к немецкому народу», произнесенные Фихте в Берлине в зимний семестр 1807—1808 г., замечательны как философское освещение вопроса о национальности и национальном воспитании.
В более ранних сочинениях Фихте стоит на космополитической точке зрения; в «Речах» он является горячим патриотом. Нельзя сказать, чтобы эти две точки зрения (общечеловеческая и национальная) у Фихте являлись исключающими одна другую. Социальный характер этики и метафизики не исключал у Фихте индивидуализма: каждое эмпирическое «я» должно реализовать нравственный закон некоторым ему одному свойственным самобытным путём.
Социализм Фихте отнюдь не исключает полного индивидуализма в сфере духовной деятельности: ведь вся социальная организация предназначена именно для предоставления возможности каждому наилучше утилизировать его досуг для личного совершенствования. Точно так же не противоречит общечеловеческим идеалам и любовь к родине. Предоставляя каждой нации, как социальной группе, обладающей только ей присущими особенностями, предаваться свободному духовному творчеству, Фихте призывает немецкое народное самосознание к раскрепощению от уз поверхностной подражательности. В этом отношении есть нечто общее между Фихте и российскими славянофилами старой формации: только у Фихте с большей ясностью указана та черта, за которой национализм из законного и необходимого условия для самобытной творческой деятельности духа становится лозунгом насильничества, бесправия и жестокости.
Под влиянием Фихте сложились, по-видимому, воззрения на национальный вопрос у Владимира Соловьева и А. Д. Градовского («Возрождение Германии и Фихте Старший», Собрание сочин., т. VI, стр. 107). Призывая немцев к нравственному возрождению, Фихте видит единственный путь к нему в новом национальном воспитании. Он предлагает основать государственные учреждения, в которых воспитывались бы дети грядущих поколений. В этих заведениях должны отсутствовать сословные ограничения; всякому соответственно его способностям должна быть предоставлена полная возможность получить как низшее и среднее, так и высшее образование.
В воспитании главное внимание должно быть обращено не на накопление знаний, а на развитие разума и характера. Поэтому самодеятельность учащихся должна быть всегда на первом плане: это одинаково касается как среднего, так и высшего образования (Фихте выдвинул значение практических работ в университете). В учебно-воспитательных заведениях должны воспитываться дети обоего пола и притом совместно — мысль, уже намеченная до Фихте Платоном и Лепеллетье де Сен-Фаржо в эпоху Конвента и нашедшая в XIX веке успешное осуществление в Швеции, Финляндии и Америке, а затем и в других странах. В юношестве надо воспитывать способность к усилию; для этого важно позаботиться о физическом воспитании. Наряду с этим каждый ребёнок
должен обучаться ремеслу, ручной труд имеет огромное воспитательное значение. Обстановка училищ должна быть плодом труда самих учеников; они должны выучиться сами готовить себе пищу, шить одежду и т. д. В школе должна господствовать полная общность имуществ: «пусть всякий сознает, что он принадлежит общине и должен разделять с нею удобства и неудобства жизни».[3]
Умственное воспитание должно быть проникнуто духом философского единства. Фихте уже задумывается над мыслью о распространении в массах философии — мыслью, которая впоследствии так занимала Конта и Гегеля. Он мечтает о том, чтобы критический идеализм стал всеобщим достоянием, но его пугает трудность задачи. «Теория познания должна охватывать всего человека, она может быть усвоена лишь совокупностью всех душевных способностей; она не может стать общепризнанной философией, пока воспитание будет убивать в большинстве людей одну духовную способность за счёт другой: воображение — на счёт рассудка, рассудок — на счёт воображения, или и то, и другое — на счёт памяти».
6. Сочинения Фихте
-
«Versuch d. Kritik aller Offenbarung» (1792); -
«Zurückforderung der Denkfreiheit von den Fürsten Europas, die sie bisher unterdrückten»; «Beiträge zur Berichtigung der Urtheile des Puhlicums über die französische Revolution» (1793); -
«Ueber den Begriff der Wissenschaftslehre oder der sogenannten Philosophie» и «Grundlage der gesammten Wissenschaftslehre» (1794); -
«Grundlage des Naturrechts nach Principien der Wissenschaftslehre» (1796); -
«System der Sittenlehre nach Principien der Wissenschaltelehre» (1798; статья, давшая повод к обвинению Ф. в атеизме); -
«Воззвание к публике» по поводу обвинения в атеизме (1799); -
«Die Bestimmung des Menschen»; «Der geschlossene Handelstaat» (1800); -
«Darstellung der Wissenschaftslehre» (1801); -
«Grundzüge des gegenwärt. Zeitalters»; «Anweisung zum seligen Leben»; «Ueber das Wesen des Gelehrten etc.» (1806); -
«Reden an die deutsche Nation» (1808); -
«Die Tatsachen des Bewusstseins» (1810).
Литература
-
Ойзерман Т. И. Философия Фихте. — М.: Знание, 1962. — 48 с. -
Бур М. Фихте / Пер. с нем. — М.: Мысль, 1965. — 168 с. — (Мыслители прошлого). -
Гайденко П. П. Философия Фихте и современность. — М.: Мысль, 1979. -
Гайденко П. П. Парадоксы свободы в учении Фихте. — М., 1990. -
Коплстон Ф. От Фихте до Ницше / Пер. с англ., вступ. ст. и примеч. д. ф. н. В. В. Васильева. — М.: Республика, 2004. — 542 с. — ISBN 5-250-01875-0 -
Фишер К. Фихте. Жизнь, сочинения и учение // История новой философии. Шестой том / Примечания и послесловие А. Б. Рукавишникова. — СПб.: РХГИ, 2004. — 723 + XX + [1 ил.] с. — 1000 экз. — ISBN 5-88812-157-6 -
Подробный перечень литературы о Ф. см. в «Истории новой философии» Ибервега-Гейнце (пер. Я. Н. Колубовского, стр. 279—280). -
Множество сочинений о Ф., вышедших к столетию его рождения, перечислены Рейхлин-Мельдегом в 42 т. «Zeitschr. f. Philosophie». -
Особенно ценны: -
Löwe, «Die Philosophie F.'s» (1862); -
Adamson, «F.» (1881); -
прекрасное сочинение Leon «La Philosophie de F.» (с подробным хронологическим указателем к биографии Ф., 1902). -
Превосходен очерк философии Ф. в V томе «Gesch. d. neueren Phil.» Куно Фишера. -
В книге Лассона охарактеризовано отношение Ф. к церкви и государству (1863). -
О Ф. как политике писал Целлер («Vortr. und Abh.*», 1865), -
о его философии религии — Циммер (1878). -
Русская работа о Ф. (кроме вышеупомянутой статьи Градовского) — Африкана Шпира, «J. G. Fichte nach seinen Briefen» (1879). -
Everette, «Fichte’s Science of Knowledge» (1884); -
Noack, «J. G. Fichte nach seinem Leben, Lehren und Wirken»; -
I. B. Meier, «Fichte, Lassalle und der Socialismus» (1878); -
Schmoller, статья в «Jahrbücher für Nationalö konomie und Statistik» (1855, 1—62). -
О влиянии Ф. на Лассаля см. статью о Лассале П. Б. Струве (сборник «На разные темы», 1902).
Примечания
-
Lucy S. Dawidowicz, The War Against the Jews 1933—1945 - members.surfbest.net/shsaltzman/Dawidowicz.html -
Mackey's National Freemason, October ... - Google Books - books.google.com/books?id=Ip5bF1xtRB0C&pg=PA430 -
Б.М. Бим-Бад, С.Н. Гавров Педагогика и педагогическая антропология Иоганна Готлиба Фихте// Модернизация института семьи: макросоциологический, экономический и антрополого-педагогический анализ: Монография. - М.: Интеллектуальная книга, Новый хронограф, 2010. - С.178-239. ISBN 978-5-94881-139-0 ISBN 978-5-902699-03-3 В формате pdf Российское образование - Федеральный портал - window.edu.ru/window/library?p_rid=73307
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии. Синхронизация выполнена 09.07.11 09:58:11
Похожие рефераты: Иммануил Фихте, Фихте Иммануил Герман, Кох Иоганн, Иоганн, Иоганн Ран.
Категории: Персоналии по алфавиту, Умершие в Берлине, Философы по алфавиту, Статьи о философах без ссылки на Викитеку, Родившиеся 19 мая, Родившиеся в 1762 году, Умершие в 1814 году, Умершие 27 января, Родившиеся в Саксонии, Философы немецкой философской школы, Выпускники Лейпцигского университета, Выпускники Йенского университета, Преподаватели Йенского университета, Масоны Германии.
Текст доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike.