Файл: России федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение.docx
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Далее рассмотрим аудит продажи товаров.
Оборот розничной торговли – стоимость проданных населению потребительских товаров за наличный расчет, по кредитным карточкам, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов вкладчиков.
При проведении аудита продаж в розничной торговле необходимо применить следующие аудиторские процедуры.
Проверить наличие, а также правильность непосредственного оформления всех ценников на реализуемую продукцию товары. Ценники в организациях являются публичным договором между продавцом и покупателем. По ст. 426 ГК РФ «публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и др.)»7. Цена товаров устанавливается для всех покупателей одинаковой.
По ст. 492 «по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью». И этот договор считается заключенным с покупателем с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара.
Следует также проверить и правильность отражения различных операций реализации на соответствие учетной политике компании.
Если компания ведет учет товаров именно по покупным ценам, то отражение в учете продаж аналогично отражению их в организациях оптовой торговли. Если организация учитывает товары по продажной стоимости, то операции продажи должны быть оформлены бухгалтерскими записями.
При отражении выручки на предприятиях целесообразнее отражать выручку-брутто, т.е. выручку, которая включает налог на добавленную стоимость и т.д. Все это объясняется тем, что определенная выручка в организациях вычисляется на основе показаний кассовых аппаратов – по данным контрольно-кассовой ленты на конец, начало рабочего дня. Эти данные включают все налоги, входящие в цену товара.
Аудиторам нужно убедиться в достоверности вычисления суммы выручки. Для этого нужно ознакомиться с основными данными книги кассира-операциониста и показаниями контрольно-кассовой ленты. Магазины розничной торговли обязаны использовать для расчетов с покупателями контрольно-кассовые аппараты, которые должны быть зарегистрированы в налоговом органе. Подтверждением регистрации служит карточка регистрации контрольно-кассовой машины, которая должна храниться в организации в течение всего времени эксплуатации контрольно-кассовой машины.
На основе книги кассира-операциониста сумма фактической выручки отражается в кассовой книге, а также в товарных отчетах. Суммы в товарном и кассовом отчетах должны совпадать.
Одним из важных моментов аудиторской проверки является контроль за правильностью отражения в учете операций расчетов с покупателями с помощью расчетных чеков отделений Сбербанка России, а также пластиковых карт.
В настоящее время более популярны расчеты кредитными и иными картами различных платежных систем. В таком случае продажа товаров оформляется выпиской товарных чеков, которые прокатываются в специальных устройствах и дополняют показания контрольно-кассовых машин. Организация составляет реестр товарных чеков в двух экземплярах, первый из которых передается инкассатору, а второй с распиской инкассатора остается в организации8.
Проверке необходимо подвергнуть также операции с дисконтными картами, которые все чаще используются магазинами розничной торговли.
Во-первых, необходимо убедиться, что скидки, предоставляемые организацией, одинаковы для всех клиентов и не превышают 20% цен, применяемых организацией по идентичным (однородным) товарам в течение непродолжительного периода времени. Если скидки оказались более 20%, то организации необходимо подготовить документы, удостоверяющие наличие одного из следующих условий продажи в соответствии с п. 3 ст. 40 НК РФ9:
-
сезонные или иные колебания потребительского спроса на товары; -
истечение (приближение даты истечения) срока годности или реализации товаров; -
маркетинговая политика (продвижение на рынок новых товаров, не имеющих аналогов, или продвижение товаров на новый рынок); -
реализация опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.
Во-вторых, использование дисконтных карт отражается в бухгалтерском учете только в том случае, когда организация ведет учет товаров в продажных ценах.
При проведении проверки необходимо также уделить внимание оформлению в учете изготовления дисконтных карт. Расходы на изготовление дисконтных карт являются расходами на рекламу, поэтому включаются в налогооблагаемую базу по налогу на рекламу и подлежат нормированию в целях налогообложения прибыли.
Аудиторам необходимо обратить внимание на отражение в учете операций с тарой. Хотя все операции отражаются по аналогии с такими же операциями в оптовой торговле, в розничной торговле существует особенность, связанная с использованием стеклянной тары (бутылок, банок).
Проверке подлежит также правильность отражения в учете продаж товаров в кредит. При такой продаже в кредит с покупателя взимаются проценты за предоставление кредита. После отпуска товаров продавцом должна быть составлена опись поручений-обязательств, которая сдается в бухгалтерию10.
Таким образом, для того чтобы обеспечить рациональное осуществление торгового процесса необходима, хорошо продуманная система управления всеми его операциями. Это позволит более эффективно использовать помещения предприятия, рабочую силу и в конечном итоге создать условия для обеспечения высокого качества товара и уровня обслуживания покупателей.
2 Организация и методика аудита операций по учету движения товаров
2.1 Краткая характеристика ООО «Шинторг»
Целями деятельности Общества являются расширение рынка товаров и; услуг, извлечение прибыли, а также:
- содействие наиболее полному удовлетворению потребностей народного хозяйства и населения в промышленных товарах и товарах народного потребления;
- изучение и удовлетворение спроса населения в товарах и услугах, обеспечение его произведениями литературы, искусства и науки;
Общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом. Предметом деятельности Общества являются:
- поставка и монтаж пожарно-охранной сигнализации;
- поставка и монтаж радиоканальных охранных систем;
- поставки и монтаж радиопередающей аппаратуры (радиостанций);
- поставка и монтаж автосигнализаций;
- организация торгово-закупочной деятельности с использованием различных форм торговли, в том числе с организацией собственных торговых точек, специализированных и фирменных магазинов;
- организация перевозок, предоставление транспортных услуг, аренда транспортных средств;
- ремонт, сервис, предоставление в прокат, торговля автомобильными; и иными транспортными средствами, запчастями к ним;
- оптовая и розничная продажа горюче-смазочных материалов и других нефтепродуктов;
- а также осуществление других работ и оказание других услуг, не запрещенных и не противоречащих действующему законодательству РФ.
Все вышеперечисленные виды деятельности осуществляются в соответствии с действующим законодательством РФ. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется специальными Федеральными законами, Общество может заниматься только при получении специального разрешения (лицензии). Если условиями предоставления специального разрешения (лицензии) на занятие определенным видом деятельности предусмотрено требование о занятии такой деятельностью как исключительной, то Общество в течение срока действия специального разрешения (лицензии) не вправе осуществлять иные виды деятельности, за исключением видов деятельности, предусмотренных специальным разрешением: (лицензией) и им сопутствующих. Для достижения целей своей деятельности Общество может приобретать права, нести обязанности и осуществлять любые действия, которые не будут противоречить действующему законодательствую настоящему Уставу.
2.2 Планирование и применение методик аудита по операциям, связанным с движением товаров
Планирование - начальная стадия проведения аудита, которая предполагает разработку общей стратегии и детального подхода, обусловленных сроками проведения аудита и объемами аудиторских процедур. Планирование аудитором своей работы способствует тому, что важным областям аудита будет уделено необходимое внимание, будут определены и выделены потенциальные проблемы, наконец, тому, что работа будет выполнена с минимальными затратами, качественно и своевременно.
Одной из насущных проблем современного аудита является выбор оптимального пути проведения аудиторской проверки при условии сохранения высокого качества работы, получения прибыли от деятельности, а также возможности документально доказать на любом этапе работы целесообразность, достаточность и согласованность с заказчиком произведенных и дальнейших действий.
Планирование должно проводиться в соответствии с общими принципами проведения аудита, а также с учетом следующих частных принципов:
— комплексности;
— непрерывности планирования;
— оптимальности.
На этапе планирования используются такие процедуры, как наблюдение, опросы, беседы. Процесс планирования должен быть тщательно подготовлен, в частности, должен быть:
-
определены процедуры и рабочая документы планирования; -
согласован с клиентом порядок работы с документами; -
составлен график рабочего времени на планирование – с таким расчетом, чтобы планирование было выполнено соответствующим персоналом, на поставленные цели было отведено достаточно время, не возникло ситуации, при которых один документ требует одновременно несколькими работниками.
Использование недостаточно продуманной процедуры планирования аудиторской проверки приводит к повышению затрат рабочего времени, возможному снижению качества плановых документов и соответственно к снижению эффективности работы аудиторской группы.
Затраты времени на планирование работы зависят от масштабов деятельности аудируемого лица, сложности аудита, опыта работы аудитора с данным лицом, а также от знания особенностей его деятельности. В среднем планирование с учетом времени подготовительного этапа составляет 10-30 % суммарного времени на проведение проверки.
Процесс планирования включает в себя:
• предварительное планирование;
• разработку общей стратегии аудита;
• составление плана аудита;
• внесение изменений в план в ходе аудита;
• осуществление руководства и контроля;
• документирование действий, связанных с составлением и изменениями стратегии и плана аудита. [20]
Общая стратегия аудита − документально оформленные основные решения аудиторской организации по предполагаемому объему аудита, временным рамкам его проведения и основным направлениям работы (приложение Ш).
Разработка общей стратегии аудита на основе результатов предварительного планирования включает:
1) установление характеристик аудиторского задания, влияющих на его объем;
2) определение итоговых и промежуточных документов по результатам аудита и сроков их предоставления;
3) рассмотрение важных факторов, которые оказывают влияние на ход аудита, а именно:
- установленный уровень (уровни) существенности;
- участки бухгалтерского учета и отчетности, наиболее подверженные риску существенных искажений;
- предварительная оценка эффективности системы внутреннего контроля аудируемого лица;
- специфические особенности деятельности аудируемого лица и его бухгалтерской (финансовой) отчетности.