Файл: Контрольная работа 1 Раздел программы Русское устное народное творчество.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 9
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Драма ___________________________________________________________________________________
Пейзаж __________________________________________________________________________________
2. Сравните, чем литературный сказ отличается от сказки. Заполните таблицу.
Различия
Примеры
Сказка
Сказ
3. Укажите способы рифмовки:
а) О Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку, -
Люблю до радости до боли
Твою озёрную тоску.
___________________________________________________________________
б) Если грусть тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.
___________________________________________________________
в) Улетел орёл домой:
Солнце скрылось за водой;
Ветер, после трёх ночей,
Мчится к матери своей.
_________________________________________________________________
4. Допишите, какие фольклорные элементы используются в современных литературных сказках?
· сказочные зачины
· троекратные повторы
· ______________________________
· ______________________________
5. Перечислите признаки, по которым вы узнаёте драматическое произведение.
Драма
действие конфликты
6. Из какого сказа П.П. Бажова взяты слова: «Истинное искусство не знает избранных – оно для всех...»?
а) «Горный мастер»;
б) «Малахитовая шкатулка»;
в) «Железковы покрышки».
7. Опишите ключевыми словами героев сказок «Чудо-каравай» и «Сказка об одном зёрнышке».
Мишутка ______________________________________________________________________________
Гришутка _____________________________________________________________________________ Тоня _________________________________________________________________________________
Настя
Илюшка ______________________________________________________________________________
Бабушка ______________________________________________________________________________
Ксеня _________________________________________________________________________________
Бабушка ______________________________________________________________________________
8. В каких сказках вы встречали этих персонажей и сказочные предметы? Напишите в квадратиках названия произведений?
Пеппи-Длинный чулок
Мальчик-бубенчик
ВОЛШЕБНЫЕ ЧАСЫ
Цепь на дубе
Череп
Волшебное зеркальце
Дудочка
Скатерть-самобранка
Кольцо
Красная Шапочка
9. Автор сказки о счастливой, идеальной стране:
а) Л. Толстой;
б) Л. Петрушевская;
в) А. Куприн.
10. Найдите художественные средства во фрагментах стихотворений П.Н. Васильева.
а) Ветер скачет по стране, и пыль
Вылетает из-под копыт.
Ветер скачет по степи, и никому
За быстроногим не уследить.
б) В чёрном небе волчья проседь
И пошёл буран в бега,
Будто кто с размаху косит
И в стога гребёт снега.
Инверсия _________________________________________________________
Метафора _________________________________________________________
Эпитет ___________________________________________________________
Аллитерация ______________________________________________________
11. В каком произведении маленький «жужжащий» герой хочет казаться значительным и грозным, как большой и «рычащий»?
а) «Свинья под дубом»;
б) «Муха и пчела»;
в) «Лев и муха».
12. «Завидное упорство» С. Михалкова – это
а) басня;
б) рассказ;
в) сказка.
13. Изобразите схему модели художественного мира сказки-комедии С.Я. Маршака «Умные вещи».
14. Распределите предложенные вам известные фамилии так, чтобы они соответствовали указанным определениям: Крылов, Жилин, Зверев, Андерсен, Северянин, Толстой.
Писатель ____________________________________________________________
Литературный персонаж _______________________________________________
Баснописец __________________________________________________________
Сказочник ___________________________________________________________
Поэт ________________________________________________________________
Писатель-натуралист __________________________________________________
15. Сформулируйте своими словами главную идею стихотворения «Мать», «Природа» Д.С. Мережковского. Что их объединяет?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________16. Какова мораль сказки А.П. Платонова «Волшебное кольцо»?
_________________________________________________________________________________________
17. Продолжите строчку, подберите рифму в четверостишии поэта В.С. Шефнера «Колыбельная».
Подчеркните олицетворение.
Сторожихи спят в сторожках,
Спят коты и мыши,
Дождь в серебряных __________________________________
Пробежал по крыше.
18. Можно ли соотнести концовку сказки-были М. Пришвина «Кладовая солнца» с концовкой народной сказки? Почему? Мотивируйте ответ.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
19. Угадайте название литературного произведения:
-
Время написания – вторая половина XX века. -
Автор – детский поэт-баснописец. -
Произведение написано в стихах. -
Действующих лиц – двое. Одно – большое, другое – маленькое. -
Место обитания одного из них – часть тела другого. -
Заканчивается произведение назидательным призывом.
_________________________________________________________________________________________
20. К какой сказке можно отнести «Сказку об одном зёрнышке»?
а) литературной;
б) фольклорной.
21. Запишите фамилии писателей (1), названия литературных произведений (2) и их персонажи (3), начинающихся на букву П.
1
2
3
22. Назовите автора XX века, имя и творчество которого вы впервые открыли для себя в пятом классе. Какое его произведение вам понравилось? Чем? Расскажите о нём.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольная работа № 4
Раздел программы: «Фольклор и литература».
Цель: проверить уровень литературной подготовки учащихся в соответствии с требованиями государственного стандарта образования и учебной программы по разделу «Фольклор и литература»
· теоретико-литературные знания;
-
знание понятий о средствах организации поэтической речи (рифма, строфа);
·умения определять тему и идею произведения, композицию;
· знание тематики изученных произведений, их персонажей;
-
знание фольклорных истоков в произведениях поэтов и писателей XIX и XX веков;
· знание основных героев изученных литературных произведений;
· умение различать жанры литературных произведений;
· умение характеризовать героя изученного произведения на основе его поступков и взаимоотношений с другими персонажами;
· знание художественно-изобразительных средств языка и умение определять их функцию;
· умение давать письменный развернутый ответ на вопрос.
1. Напиши определения понятий:
Антитеза - ___________________________________________________________________________
Рассказ - _____________________________________________________________________________
Лирика - _____________________________________________________________________________
Пейзаж - _____________________________________________________________________________
2. Назови произведение и автора по цитате:
а) «Умными вещами не хвалитесь, во зло людям их не обращайте и никому не продавайте. Да помните: умные вещи умного обращения требуют».
______________________________________________________________________________________
б) «Не знаю, милый, не знаю, слыхал, что есть такой цветок. Видеть его нашему брату нельзя. Кто поглядит, тому белый свет не мил станет».
______________________________________________________________________________________
в) «Конь вышел, вытянул голову, заржал – учуял запах свежего хлеба. Филька разломил буханку, посолил хлеб из солонки и протянул коню. Но конь хлеб не взял… Испугался Филька…»
______________________________________________________________________________________
3. Узнай героя:
а) Он хоть невелик ростом, а удал был. Выхватил шашку, пустил лошадь прямо на красного татарина, думает: «Либо лошадь сомну, либо срублю шашкой».
____________________________________________________________________________
б) Пришел …домой и выпустил змею из-за пазухи. А мать как увидела змею, так на печку залезла и даже побранить сына не может: у нее язык отнялся».________________________________________
в) Крепко не полюбилось ему сначала его новое житье… Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос, немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле».
_____________________________________________________________________________________
г) «Как могу, подружки, петь?
Милый друг далеко;
Мне судьбина умереть
В грусти одинокой». ___________________________________________________________________
4. Допиши слова:
а) У ________________ всегда бессильный виноват…
б) А вы, друзья, как ни садитесь, Всё в ________________ не годитесь.
в) Там чудеса: там ___________________ бродит,
________________________ на ветвях сидит».
г) И молвил он, сверкнув очами:
Ребята, ________________________________
Умремте ж под __________________________ ,
Как наши братья умирали!
д) Над ним и надо мной витала,
Боялась ________________ не за себя,
И от него не улетала,
_______________________________________
5. Укажите жанр произведений:
а) А.С.Пушкин. «Руслан и Людмила» _____________________________________________________
б) О.Уайльд. «Соловей и Роза» __________________________________________________________
в) К.Д.Бальмонт. «Фея» _________________________________________________________________
г) П.П.Бажов. «Каменный цветок» _______________________________________________________
д) «Илья Муромец и Соловей Разбойник» _________________________________________________
е) С.Я.Маршак. «Умные вещи» __________________________________________________________
ж) И.С.Тургенев. «Муму» ______________________________________________________________
6. Определи художественные средства:
а) «Горит и стонет дерево…» ____________________________________________________________
б) «На глаза осторожной кошки
Похожи твои глаза» ______________________________________________________________
в) « По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается» _______________________________________________________
г) «Цвели, цвели цветики, да поблекли,
Любил меня милый дружок да покинул» _______________________________________________
д) «Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши» _____________________________________________
7. Перечислите признаки, по которым вы узнаете драматическое произведение. Чем оно отличается от лирического и эпического?
а) ___________________________________________________________________________________
б) ______________________________________________________________________
в) ______________________________________________________________________
г) _______________________________________________________________________
8. Укажите способ рифмовки:
а) О Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку, -
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску. __________________________________________________
б) О каждом новом свежем пне,
О ветви, сломанной бесцельно,
Тоскую я душой смертельно,
И так трагично-больно мне. ______________________________________________
в) Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я! ________________________________________
9. Каковы нравственные уроки произведений С.Я.Маршака «Умные вещи» и сказки К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Какое произведение (фольклорное или литературное) из всех изученных в 5 классе понравилось вам