Файл: Контрольная работа 1 Раздел программы Русское устное народное творчество.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Драма ___________________________________________________________________________________

Пейзаж __________________________________________________________________________________
2. Сравните, чем литературный сказ отличается от сказки. Заполните таблицу.
Различия

Примеры

Сказка


Сказ

3. Укажите способы рифмовки:

а) О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку, -

Люблю до радости до боли

Твою озёрную тоску.

___________________________________________________________________

б) Если грусть тебя обманет,

Не печалься, не сердись!

В день уныния смирись:

День веселья, верь, настанет.

___________________________________________________________

в) Улетел орёл домой:

Солнце скрылось за водой;

Ветер, после трёх ночей,

Мчится к матери своей.

_________________________________________________________________
4. Допишите, какие фольклорные элементы используются в современных литературных сказках?

· сказочные зачины

· троекратные повторы

· ______________________________

· ______________________________
5. Перечислите признаки, по которым вы узнаёте драматическое произведение.

Драма



действие конфликты
6. Из какого сказа П.П. Бажова взяты слова: «Истинное искусство не знает избранных – оно для всех...»?

а) «Горный мастер»;

б) «Малахитовая шкатулка»;

в) «Железковы покрышки».
7. Опишите ключевыми словами героев сказок «Чудо-каравай» и «Сказка об одном зёрнышке».

Мишутка ______________________________________________________________________________

Гришутка _____________________________________________________________________________ Тоня _________________________________________________________________________________

Настя

Илюшка ______________________________________________________________________________

Бабушка ______________________________________________________________________________

Ксеня _________________________________________________________________________________

Бабушка ______________________________________________________________________________

8. В каких сказках вы встречали этих персонажей и сказочные предметы? Напишите в квадратиках названия произведений?


Пеппи-Длинный чулок

Мальчик-бубенчик
ВОЛШЕБНЫЕ ЧАСЫ

Цепь на дубе
Череп

Волшебное зеркальце
Дудочка

Скатерть-самобранка
Кольцо

Красная Шапочка

9. Автор сказки о счастливой, идеальной стране:

а) Л. Толстой;

б) Л. Петрушевская;

в) А. Куприн.
10. Найдите художественные средства во фрагментах стихотворений П.Н. Васильева.

а) Ветер скачет по стране, и пыль

Вылетает из-под копыт.

Ветер скачет по степи, и никому

За быстроногим не уследить.

б) В чёрном небе волчья проседь

И пошёл буран в бега,

Будто кто с размаху косит

И в стога гребёт снега.

Инверсия _________________________________________________________

Метафора _________________________________________________________

Эпитет ___________________________________________________________

Аллитерация ______________________________________________________
11. В каком произведении маленький «жужжащий» герой хочет казаться значительным и грозным, как большой и «рычащий»?

а) «Свинья под дубом»;

б) «Муха и пчела»;

в) «Лев и муха».
12. «Завидное упорство» С. Михалкова – это

а) басня;

б) рассказ;

в) сказка.
13. Изобразите схему модели художественного мира сказки-комедии С.Я. Маршака «Умные вещи».




14. Распределите предложенные вам известные фамилии так, чтобы они соответствовали указанным определениям: Крылов, Жилин, Зверев, Андерсен, Северянин, Толстой.

Писатель ____________________________________________________________

Литературный персонаж _______________________________________________

Баснописец __________________________________________________________

Сказочник ___________________________________________________________

Поэт ________________________________________________________________

Писатель-натуралист __________________________________________________
15. Сформулируйте своими словами главную идею стихотворения «Мать», «Природа» Д.С. Мережковского. Что их объединяет?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________16. Какова мораль сказки А.П. Платонова «Волшебное кольцо»?

_________________________________________________________________________________________
17. Продолжите строчку, подберите рифму в четверостишии поэта В.С. Шефнера «Колыбельная».

Подчеркните олицетворение.

Сторожихи спят в сторожках,

Спят коты и мыши,

Дождь в серебряных __________________________________

Пробежал по крыше.
18. Можно ли соотнести концовку сказки-были М. Пришвина «Кладовая солнца» с концовкой народной сказки? Почему? Мотивируйте ответ.


__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
19. Угадайте название литературного произведения:

  1. Время написания – вторая половина XX века.

  2. Автор – детский поэт-баснописец.

  3. Произведение написано в стихах.

  4. Действующих лиц – двое. Одно – большое, другое – маленькое.

  5. Место обитания одного из них – часть тела другого.

  6. Заканчивается произведение назидательным призывом.

_________________________________________________________________________________________
20. К какой сказке можно отнести «Сказку об одном зёрнышке»?

а) литературной;

б) фольклорной.
21. Запишите фамилии писателей (1), названия литературных произведений (2) и их персонажи (3), начинающихся на букву П.
1

2

3

22. Назовите автора XX века, имя и творчество которого вы впервые открыли для себя в пятом классе. Какое его произведение вам понравилось? Чем? Расскажите о нём.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Контрольная работа № 4

Раздел программы: «Фольклор и литература».
Цель: проверить уровень литературной подготовки учащихся в соответствии с требованиями государственного стандарта образования и учебной программы по разделу «Фольклор и литература»

· теоретико-литературные знания;

  • знание понятий о средствах организации поэтической речи (рифма, строфа);

·умения определять тему и идею произведения, композицию;

· знание тематики изученных произведений, их персонажей;

  • знание фольклорных истоков в произведениях поэтов и писателей XIX и XX веков;

· знание основных героев изученных литературных произведений;

· умение различать жанры литературных произведений;

· умение характеризовать героя изученного произведения на основе его поступков и взаимоотношений с другими персонажами;

· знание художественно-изобразительных средств языка и умение определять их функцию;

· умение давать письменный развернутый ответ на вопрос.

1. Напиши определения понятий:

Антитеза - ___________________________________________________________________________

Рассказ - _____________________________________________________________________________

Лирика - _____________________________________________________________________________

Пейзаж - _____________________________________________________________________________

2. Назови произведение и автора по цитате:

а) «Умными вещами не хвалитесь, во зло людям их не обращайте и никому не продавайте. Да помните: умные вещи умного обращения требуют».

______________________________________________________________________________________

б) «Не знаю, милый, не знаю, слыхал, что есть такой цветок. Видеть его нашему брату нельзя. Кто поглядит, тому белый свет не мил станет».

______________________________________________________________________________________

в) «Конь вышел, вытянул голову, заржал – учуял запах свежего хлеба. Филька разломил буханку, посолил хлеб из солонки и протянул коню. Но конь хлеб не взял… Испугался Филька…»

______________________________________________________________________________________
3. Узнай героя:

а) Он хоть невелик ростом, а удал был. Выхватил шашку, пустил лошадь прямо на красного татарина, думает: «Либо лошадь сомну, либо срублю шашкой».

____________________________________________________________________________

б) Пришел …домой и выпустил змею из-за пазухи. А мать как увидела змею, так на печку залезла и даже побранить сына не может: у нее язык отнялся».________________________________________
в) Крепко не полюбилось ему сначала его новое житье… Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос, немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле».

_____________________________________________________________________________________
г) «Как могу, подружки, петь?

Милый друг далеко;

Мне судьбина умереть

В грусти одинокой». ___________________________________________________________________
4. Допиши слова:

а) У ________________ всегда бессильный виноват…
б) А вы, друзья, как ни садитесь, Всё в ________________ не годитесь.
в) Там чудеса: там ___________________ бродит,

________________________ на ветвях сидит».
г) И молвил он, сверкнув очами:

Ребята, ________________________________

Умремте ж под __________________________ ,

Как наши братья умирали!
д) Над ним и надо мной витала,

Боялась ________________ не за себя,

И от него не улетала,

_______________________________________
5. Укажите жанр произведений:

а) А.С.Пушкин. «Руслан и Людмила» _____________________________________________________

б) О.Уайльд. «Соловей и Роза» __________________________________________________________

в) К.Д.Бальмонт. «Фея» _________________________________________________________________

г) П.П.Бажов. «Каменный цветок» _______________________________________________________

д) «Илья Муромец и Соловей Разбойник» _________________________________________________

е) С.Я.Маршак. «Умные вещи» __________________________________________________________

ж) И.С.Тургенев. «Муму» ______________________________________________________________
6. Определи художественные средства:


а) «Горит и стонет дерево…» ____________________________________________________________
б) «На глаза осторожной кошки

Похожи твои глаза» ______________________________________________________________
в) « По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается» _______________________________________________________
г) «Цвели, цвели цветики, да поблекли,

Любил меня милый дружок да покинул» _______________________________________________
д) «Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши» _____________________________________________
7. Перечислите признаки, по которым вы узнаете драматическое произведение. Чем оно отличается от лирического и эпического?

а) ___________________________________________________________________________________

б) ______________________________________________________________________

в) ______________________________________________________________________

г) _______________________________________________________________________
8. Укажите способ рифмовки:

а) О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку, -

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску. __________________________________________________
б) О каждом новом свежем пне,

О ветви, сломанной бесцельно,

Тоскую я душой смертельно,

И так трагично-больно мне. ______________________________________________
в) Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер… да я! ________________________________________
9. Каковы нравственные уроки произведений С.Я.Маршака «Умные вещи» и сказки К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Какое произведение (фольклорное или литературное) из всех изученных в 5 классе понравилось вам