Файл: Философия и её история во многом определяются личностными особенностями того или иного мыслителя.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Всё существующее, по Гераклиту, постоянно переходит из одного состояния в другое. Ему принадлежат знаменитые слова «Всё течёт!», «В мире нет ничего неподвижного: холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется». Возникновение и исчезновение, жизнь и смерть, рождение и гибель – бытие и небытие – связаны между собой, обусловливая и переходя друг в друга.

Получается, что ничего нет , всё лишь становится.

Согласно воззрениям Гераклита, переход явления из одного состояния в другое совершается через борьбу противоположностей, которую он называл вечным всеобщим Логосом, то есть единым, общим для всего существования законом: не мне, но Логосу внимая, мудро признать, что всё – едино. Огонь как душа Космоса предполагает разумность и божественность. Разум, то есть Логос, правит всем через всё. Гераклит разделял идею бессмертия души, считая смерть рождением души для новой жизни.

5.2Ксенофан

Ксенофан из Колофона (ок. 565-473 до н.э.) – философ, поэт, изложил своё учение стихами. Всю жизнь был очень бедным, скитался по различным городам Греции в качестве рапсода, чем и добывал пропитание. Он выступал против антропиморфических элементов в религии: он высмеивал богов в человеческом виде и жестко бичевал поэтов, которые приписывают небожителям желание и грехи человека. Он считал, что бог ни телом, ни духом не походит на смертных.

Философские воззрения Ксенофана особо значимы для нас потому, что он стоял во главе монотеистов и во главе скептиков.

Под Единым Богом Ксенофан вовсе не разумел личного Бога, отдельного от мира: Бог неотделим от мира, который суть лишь его проявления. Он предполагал, что есть лишь одно Бытие во многих видах и это одно – Бог. Ксенофана можно называть монотеистом пантеистического толка.

5.3Парменид

Парменид (конец VII-VI в. До нашей эры) – философ и политический деятель, центральная фигура Элейской школы. Родился в знатной семье. Он принимал активное участие в политических делах родного города. Парменид был признан своими согражданами одним из мудрых политических руководителей Элеи. Парменид провозглашал главенствующую роль разума в познании и подсобную роль чувств. Он разграничивает истину, основанную на рациональном познании, и мнение, основанное на чувственных восприятиях, которые знакомят нас лишь с видимостью вещей, но не дают знания их истиной сущности.

Центральной идеей Парменида является бытие, соотношение мышления и бытия. Мышление всегда относится к чему – либо, ибо без сущего, о котором оно высказывается, мы не найдем мысли. Сущее Парменид считал лишенным изменчивости и многообразия. Тем самым он создал непроходимую пропасть между миром , как он дам нам в восприятии, полным движения, и миром единого и неподвижного бытия, открывающегося мышлению. Идея Парменида : только бытие есть, небытия нет. Небытие невозможно ни познать, ни высказать: мыслимо только сущее. Нельзя отыскать мысль без бытия: мысль без бытия – ничто.


Парменид увязывал духовный мир человека с такими детерминантами, как положение человека и уровень его телесной организации: высшая степень организации дает и высшую степень мышления. А телесность и духовность совпадают в мироздании в Боге.

5.4Зенон

Зенон Элейский (ок. 490-430 до. Нашей эры) – философ и политический деятель, ученик и последователь Парменида. Зенон пользовался славой как талантливый учитель и оратор. От Парменида научился презирать роскошь. Вся его жизнь – борьба за истину и справедливость. Заслуги Зенона как философа очень велики. Он развивал логику как диалектику. Аристотель считал его основателем диалектики как искусства постижения истины посредством спора или истолкования противоположных мнений. Известен знаменитыми парадоксами (апориями) - «Ахиллес», «Стрела», обосновывающими невозможность движения, множественности вещей. Апории Зенона связаны с диалектикой дробного и непрерывного в движении (а также самом пространстве-времени).

6.Школа Сократа

Сократические школы – древнегреческие философские школы, созданные учениками и последователями Сократа в IV в. До н. э.: Академия платоновская, магарская школа, элидоэретрийская школа, киренская школа и киники.

Воззрения Сократа дошли до нас главным образом благодаря произведениям Платона, ученика Сократа.

.1 Сократ

Сократ из Афин (469-399 до н. э.), древнегреческий философ, один из родоначальников диалектики. Истину Сократ отыскивал путем постановки наводящих вопросов (сократический метод). Излагал свое учение устно; главный источник сведений о его учении – сочинения его учеников Ксенофонта и Платона. Цель философии Сократа – самопознание как путь к постижению блага; добродетель есть знание, или мудрость. Для последующих эпох Сократ стал воплощением идеала мудреца. С именем Сократа связано первое фундаментальное деление истории античной философии на до- и послесократовскую, отражающее интерес ранних философов 6-5 вв. к натурфилософии (устоявшийся термин для этого периода: «досократики»), а последующего поколения софистов 5 в. – к этико-политическим темам, главная из которых воспитание добродетельного человека и гражданина.

.2 Платон

Платон (428 или 427 до н. э. – 348 или 347), древнегреческий философ. Ученик Сократа, ок. 387 основал в Афинах школу Идеи (высшая среди них – идея блага) – вечные и неизменные умопостигаемые прообразы вещей, всего преходящего и изменчивого бытия; вещи – подобие и отражение идей. Познание есть анамнесис – воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом. Любовь к идее (Эрос) – побудительная причина духовного восхождения. Идеальное государство – иерархия трех сословий: правители-мудрецы, воины и чиновники, крестьяне и ремесленники. Платон интенсивно разрабатывал диалектику и наметил развитую неоплатонизмом схему основных ступеней бытия. В истории философии восприятие.


Заключение

Античная философия пифагор сократ

Античная философия многопроблемна, она исследует разные проблемы: натурфилософские; онтологические; гносеологические; методологические; эстетические; логические; этические; политические; правовые.

В античной философии познание рассматривается как: эмпирическое, чувственное; рациональное; логическое.

Античная философия оказала большое влияние на последующую философскую мысль, культуру, развитие человеческой цивилизации.

Список используемой литературы

1.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006 год (электронная версия).

.Большая Советская энциклопедия (электронная версия).

.Энциклопедия Брокгауза и Ефрона (электронная версия).

.Учебник по философии А.Г. Спиркина, 2008 год.

.Учебник по философии В.А. Канке, 2003 год.