Файл: Место психологии в системе других наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


К разделам педагогической психологии относятся:

1. психология воспитания;

2. психология учителя;

3. психология учебно-воспитательной работы с аномальными детьми.

Психология воспитания – область психологии, занимающаяся разработкой психологических основ обучения и воспитания. Предметом ее изучения выступают различные проявления поведения, связанные с процессами обучения и воспитания: психологические особенности ребенка на разных возрастных этапах, соотношение психического развития и обучения, проблемы психического здоровья, включая трудности социальной адаптации, взаимодействие учеников в классе и т.д.

Медицинская психология изучает аспекты деятельности врача и поведения больного. Отрасль психологии, изучающая психологические аспекты гигиены, профилактики, диагностики, лечения. В область исследования медицинской психологии входит широкий комплекс психологических закономерностей, связанных с возникновением и течением болезни, влиянием тех или иных заболеваний на психику человека, обеспечением оптимальной системы оздоровительных воздействий, характером отношения больного с микросоциальным окружением.

К разделам медицинской психологии относятся:

1. нейропсихология;

2. психотерапия;

3. психопрофилактика;

4. психогигиена;

5. психофармакология.

Так, нейропсихология изучает соотношение психических явлений с физиологическими мозговыми структурами. Психотерапия изучает и использует средства психического воздействия на больного. Психопрофилактика и психогигиена разрабатывают систему мероприятий для обеспечения психического здоровья людей. А психофармакология изучает влияние лекарственных веществ на психическую деятельность человека.

Если же за основу классификации ветвей психологии принять психологические аспекты развития, то перед нами выступит ряд ее отраслей, в которых реализуется принцип развития.

Возрастная психология, которая изучает онтогенез различных психических процессов и психологических качеств личности развивающегося человека. Онтогенез – формирование основных структур психики индивида в течение его детства.

Возрастная психология исследует возрастные особенности психических процессов, возрастные возможности усвоения знаний, факторы развития личности. Одна из центральных проблем возрастной психологии – проблема обучения и умственного развития и их взаимозависимость широко обсуждается психологами, которые заняты отыскиванием надежных критериев
умственного развития и определением условий, при которых достигается эффективное умственное развитие в процессе обучения.

Возрастная психология разветвляется на:

1. детскую психологию;

2. психологию подростка;

3. психологию юности;

4. психологию взрослого человека;

5. геронтопсихологию (психология пожилого человека).

Сравнительная психология – отрасль психологии, исследующая филогенетические формы психической жизни. В области сравнительной психологии осуществляется сопоставление психики животных и человека, устанавливается характер и причины существующих сходств и различий в их поведении. Разделом сравнительной психологии является зоопсихология, которая изучает психику животных, принадлежащих к различным систематическим группам (видам, родам, семействам), важнейшие формы и механизмы поведения. Врожденные механизмы поведения животных составляют объект специального изучения в сравнительно новой отрасли психологии и биологии – этологии – полевой дисциплины психологии, изучающей генетически обусловленное поведение (инстинкты) животных, в том числе людей.

Стоит так же выделить различия в организации психики человека и животного. Итак, человеку присущи высшие формы ментальной иерархии: понятийное мышление, регуляция нравственности, переживания, я-концепция, самосознание, мировоззрение, в то время как животным присущи лишь инстинкты. Что же касается различий во взаимодействии с миром, человек, в отличии от животного, обладает осознанной конструктивной и преобразовательной активностью, ему характерны культура, искусство, творчество, познание себя и мира.

Так же можно классифицировать ветви психологии с точки зрения психологических аспектов отношений личнсти и общества, тогда вычленяется еще один ряд отраслей психологической науки, объединяемых понятием социальная психология.

Социальная псхология изучает психические явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей в различных организованных и неорганизованных общественных группах. В структуру социальной психологии в настоящее время входят три круга проблем:

1. социально-психологические явления в больших группах;

2. социально-психологические явления в малых группах;

3. социально-психологиечские проявления личности человека.



Так к социально-психологическим явлениям в больших группах (в макросреде) относятся проблемы массовой коммуникации, механизмы и эффективность воздействия людей, закономерности распространения моды, слухов, общепринятых вкусов, предубеждений, проблемы психологии классов, наций, психология религии.

Исследованием психологии социальных больших групп занимались Г.М. Андреева, А.И. Горячева, Е.В. Шорохов, Е.С. Кузьмин и др. Выделяются следующие вопросы:

1. какие группы следует рассматривать в качестве «больших»;

2. какова психологическая структура больших групп;

3. каково соотношение психики отдельных индивидов, входящих в группу, с элементами групповой психологии;

4. каковы методы изучения всех этих явлений.

Главным предметом изучения психологии больших групп являются связи между объективной социальной общностью и общностью социально-псиологической, исследование путей, способой и механизмов перехода от первых ко вторым.

К социально-психологическим явлениям в малых группах (в микросреде) относятся проблемы психологической совместимости в замкнутых группах, межличностных отношений в группах, групповой атмосферы, положения лидера в группе, типов группы (ассоциация, корпорация, коллективы), соотношения формальных неформальных групп, количественных пределов малых групп, степени и причн сплоченности группы, восприятие человека человеком в группе и многие другие. Если иметь в виду, например, семью как малую группу, то к числу важных пробелм может быть отнесена динамика отношений между родииелям и детьми, проблема сохранения авторитета старших, проблема отцов и детей и т.д.

Малая группа опосредует связи человека с обществом, трансформируя оказываемое на него воздействие. На протяжении всей истории социальной психологии малые группы были основным объектом эмпирических исследований и лабораторных экспериментов.

Центральый психологический феномен, характеризующий малую группу как предмет социально-психологического исследования – это психологическая общность. Основными ее критериями выступают:

1. явления сходства и общности индивидов, входящих в малую группу;

2. идентификация индивидов со своей группой;

3. осознание членов группы со своей группой имеющихся между ними сходства и общности, а также отличие своей группы от других;

4. наличие социально-психологический характеристик, которые присущи группе в целом, а не отдельным ее индивидам.


Таким образом, общее определение малой группы можно сформулировать следующим образом: это небольшое по размеру объединение индивибдов на основании общего для них качества или признака.

К социцально психологическим проблемам личности (проблемам социальной психологии личности) относятся проблемы, связанные с изучением направленности личности, ее самооценки, самочувствия и самоуважения, устойчивости личности и внушаемости, коллективизма и индивидуализма, вопросы, связанные с изучением установок личности и др. Личность человека является объектом социальной психологии. При этом рассматривают, насколько личность соответствует социальным ожиданиям в больших и малых группах, как она принимает воздействие этих групп, каким образом она усваивает ценностные ориентации групп, какова зависимость самооценки личности от оценки ею группы, в которую входит личность и т.д.

Указанные три круга проблем не могут, разумеется, быть противопоставлены друг другу. Они предстают перед нами в единстве, обусловленном единством личности и общества, совокупностью отношений, в которй определяется сущность личности.

Из всего изложенного видно, что для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность отраслей психологии, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно различаются друг от друга, в следствие того, что разные ветви психологии тяготеют к различным смежным наукам, при этом, тем не менее, сохраняя общий предмет исследования – факты, закономерности и механизмы психики. Дифференциация психологии дополняется процессом интеграции, в результате которой происходит, во-первых, стыковка психологии со смежными науками, а, во-вторых, внутри самое психологической науки обнаруживаются возможности объединения ранее не связанных между собой отраслей. Так, на основе точки зрения, согласно которой личность формируется не непосредственно, а через включение в совместную деятельность, намечается сближение социальной психологии психологии труда.

Особое место среди прочих отраслей психологии занимает так называемая общая психология. Она не является такой ветвью псхологической науки, которая может быть поставлена в один ряд с педагогической, медицинской, трудовой психологией. Общая психология – это особое наименование, употребляемое для характеристики наиболее общих закономерностей, выявляемых психологией, методов изучения, которыми пользуется эта наука, основных научных понятий, вошедших в ее обиход и принципов, которых она придерживается. Лишь абстрагируясь от конкретных исследований, осущесвтвляемых в отраслях психологии, перечисленных выше, можно обнаружить и описать эти общие принципы, методы закономерности и понятия. Общая психология иногда также именуется теоретической и эксперементальной психологией. В ее задачи входит разработка проблем методологии и истории психологии, теории и методов исследования наиболее общих законов возникновения, развития и бытия психических явлений. Общая психология изучает познавательную и практическую деятельность; общие закономерности ощущений, восприятий, памяти, воображения,
психологическую саморегуляцию, мышления; дифференциально психологические особенности личности человека; характер и темперамент. Результаты исследований в области общей психологии есть фундаментальная основа развтия всех отраслей и разделов психологической науки.

Наиболее правильный путь рассмотрения основных вопросов общей психологии открывает принцип развития личности в ее общении и деятельности. Именно он должен быть основой для изложения общей психологии. Он выдвигает на первый план исследование личности в общении и деятельности и анализ их важнейших проявлений; рассмотрение познавательной, эмоциональной и волевой сферы личности и деятельности человека.

Заключение

Состояние нынешней российской психологической науки весьма противоречиво. С одной стороны, в течение 10–15 лет в десятки раз увеличилось количество вузов, готовящих специалистов-психологов, повысилось число печатных трудов, научных, методических и популярных психологических публикаций. Налицо определенная социальная мода на психологическое знание. Но, с другой стороны, отмечаемый интерес к психологии избирателен и достаточно узок: торговля, реклама, развлечения, различные предсказания, диагностики и лечения. Психология теряет фундаментальность, собственно научный авторитет. Поэтому все шире распространяются всевозможные околопсихологические, псевдонаучные, а зачастую откровенно шарлатанские конструкции. Количественное расширение психологии не сопровождается необходимой качественной обоснованностью. Быстро растет число так называемых практических психологов, не имеющих необходимого базового образования. Наука вообще не может существовать вне фундаментальных, опережающих теоретических разработок: без них она грозит превратиться в некий набор банальных правил и рекомендаций, идущих либо от житейского опыта, либо, как говорится, от лукавого. Поэтому перед нынешней российской психологией стоит множество актуальных и объективно значимых задач, как практических, так и непреходящих теоретических.

Используемая литература

1. Введение в психологию под общей редакцией А.В. Петровского;

2. Учебник по психологии под редакцией Б.А. Сосновского;

3. Введение в общую психологию под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер.