Файл: 1. 1 Понятие и функции спортивного клуба.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Содержание

Введение…………………………………………………………………..

3

Глава 1. Теоретические аспекты разработки проекта создания спортивного клуба образовательной организации ……………………

5

1.1 Понятие и функции спортивного клуба …………………………….

5

1.2 Эффективность деятельности спортивного клуба …………………

8

1.3 Планирование и организация работы спортивного клуба в образовательной организации ………………………………………….


12

Глава 2. Методические аспекты разработки проекта создания спортивного клуба в образовательной организации ………………….



19

2.1 Алгоритм созданий спортивного клуба образовательной организации ………………………………………………………………


19

2.2 Проект спортивного клуба «Старт»…………………………………

23

Заключение ……………………………………………………………….

29

Список источников литературы ………………………………………..

30


Введение

Актуальность. В современном мире необходимо разнообразить организацию детской двигательной деятельности и её мотивацию в режиме школы, создавая спортивные клубы на базе образовательной организации. Необходимо учесть, что двигательная активность школьников должна быть целенаправленна и соответствовать опыту ребёнка, его интересам, желаниям и функциональным возможностям организма.

Спортивные клубы- важные, значимые социальные звенья, входящие в сферу современной физической культуры. В педагогике они рассматриваются как, организации, создаваемые в качестве инструмента решения общественных задач, средство достижения целей. Здоровый образ жизни должен стать потребностью ребёнка.

Организация и работа спортивного клуба, позволяет констатировать, что в современных условиях, когда вновь постепенно намечаются пути для расширения деятельности спортивных клубов, активизация спортивной клубной работы (при определенном изменении ее характера, содержания, направления, организационных форм) – будет плодотворно сказываться на симбиозе школы, семьи и спортивного клуба.


В мировой практике спортивные клубы являются важнейшим звеном в развитии физической культуры. В России к сожалению, эта практика организации спортивных клубов начала свою работу лишь в последнее десятилетие.

Цель: изучить эффективность деятельности спортивных клубов в образовательной организации и разработать проект спортивного клуба «Старт».

Объект: проект спортивного клуба.

Предмет: разработка проекта создания спортивного клуба образовательной организации.

Задачи:

  1. Рассмотреть понятие и функции спортивного клуба;

  2. Рассмотреть эффективность деятельности спортивного клуба;

  3. Изучить планирование и организация работы спортивного клуба в образовательной организации;

  4. Проанализировать алгоритм созданий спортивного клуба образовательной организации;

  5. Создать проект спортивного клуба «Старт».

Структура работы: курсовая состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты разработки проекта создания спортивного клуба образовательной организации

1.1 Понятие и функции спортивного клуба

Организация школьного спортивного клуба дает уникальную возможность объединить все реальные ресурсы школы, консолидировать её коллектив, выстроить программу сетевого взаимодействия на территории образовательной организации через различные модели спортивно-оздоровительной деятельности.

Работа школьного клуба спортивно-оздоровительного направления невозможна без участия образовательных организаций дополнительного образования детей, детско-юношеских спортивных школ, социальных партнёров, таких, как спортивные площадки, плавательные бассейны, физкультурно-оздоровительные комплексы, а также использование возможностей организации отдыха детей и их оздоровления в спортивных сменах летних лагерей [5].

Главные преимущества работы школьного спортивного клуба образовательной организации в области физкультурного образования – доступность, разнообразие форм и видов деятельности, отсутствие требований к уровню физической подготовленности, «шаговая» доступность (в стенах своей школы), хорошо знакомые преподаватели и коллектив сверстников. А авторитет и уважение среди одноклассников и педагогов школы, которые впоследствии ощущает ученик, занятый тренировочной работой в школьном клубе, добавляют ему «весомость» как мотивацию к занятиям в клубе.


Школьный спортивный клуб является общественной организацией, объединяющей учащихся, тренерско-преподавательский состав детско-юношеских спортивных школ и администрацию для совместной работы по развитию физической культуры и массового спорта, организации занятий в школьных спортивных секциях, проведению внутришкольных соревнований, спартакиад и других оздоровительных мероприятий, обеспечивающих участие в спортивных соревнованиях муниципального и регионального уровня [10].

В Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (Распоряжение Правительства Российской федерации от 7 августа 2009 года № 1101-р) отмечается: «Говоря об управлении развитием физической культуры и спорта, нельзя не отметить, что первым и важнейшим звеном здесь должен стать спортивный клуб. Это мировая практика. Но в России сегодня лишь 14 тыс. спортивных клубов» [8].

За последние годы наметилась положительная тенденция в развитии физической культуры и спорта в Российской Федерации.

Это позволило улучшить материально–техническую, нормативно-правовую, организационную, научно-образовательную и пропагандистскую базу физкультурного движения [14].

Для решения задачи повышения мотивации школьников к спортивной деятельности требуется создание современной и эффективной государственной системы физического воспитания. Основным элементом данной системы призван стать – школьный спортивный клуб.

Нормативной базой для создания и функционирования школьного клуба являются:

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 года № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации»;

2. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» ст.28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации»;

3. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерство спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации от 10.08.2011 № МД – 1077/19 «О методических рекомендациях по созданию и организации деятельности школьных спортивных клубов» и т.д. [1].

Основными функциями спортивного клуба являются:

- обеспечение систематического проведения внеклассных физкультурно-спортивных мероприятий;

- организация постоянно действующих спортивных секций и групп общей физической подготовки;


- проведение внутришкольных соревнований, товарищеских спортивных встреч между классами и другими школами;

- формирование сборных команд для участия в районных, окружных и городских соревнованиях;

- проведение спортивных праздников;

- пропаганда физической культуры и спорта;

- расширение и укрепление материально-технической базы (оборудование спортивных сооружений и уход за ними, ремонт инвентаря) [9].

Таким образом, школьный спортивный клуб формирует целую систему внеурочной деятельности обучающихся, которая предусматривает реализацию программ внеурочной деятельности по всем направлениям развития личности каждого обучающегося, определённым федеральным государственным образовательным стандартом, в том числе:

- спортивно-оздоровительное — формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

- духовно-нравственное – воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

- социальное – воспитание нравственных чувств и этического сознания;

- общеинтеллектуальное – воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду и жизни;

- общекультурное – воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях [4].

В программах школьного спортивного клуба должен быть представлен максимально широкий спектр видов деятельности для свободного выбора обучающимися. При этом реализация той или иной формы внеурочной деятельности не может планироваться и осуществляться только для обучающихся какого-то одного конкретного класса, поскольку такая организация внеурочной деятельности будет нарушать её основной принцип: добровольность выбора ребёнком сферы деятельности, удовлетворение его личных потребностей и интересов.

Таким образом, спортивный клуб является основой формирования здорового образа жизни.

1.2 Эффективность деятельности спортивного клуба

В настоящее время дефицит двигательной активности большинства школьников нарушает защитные функции их организма, серьезно ухудшает здоровье подростков. Молодым людям приходится выдерживать большие умственные нагрузки, сидя на уроках в школе и за уроками дома, из-за чего почти не остается времени побыть на свежем воздухе [1].


Это приводит к тому, что у большинства школьников ухудшается зрение, деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нарушается обмен веществ, снижается сопротивляемость к различным заболеваниям.

Предполагается, что практика спортивного клуба по формированию здорового образа жизни в образовательном пространстве школы будет эффективной при наличии следующих условий:

- организационное построение клуба как добровольного, открытого, самоуправляемого, вариативного по своему содержанию объединения, создающего оздоровительно-воспитательную и референтную среду, удовлетворяющую потребности школьников в физическом самосовершенствовании на основе неформального общения;

- работа клуба строится с учетом дифференцированного подхода, выделением значимой референтной группы как носителя правил и норм здорового образа жизни;

- в процессе реализации спортивно-оздоровительной и воспитательной функции у членов клуба активизируется социальный опыт по формированию ответственного отношения к здоровью как ценности [6].

Возможно исходить из следующих убеждений:

1. Спортивный клуб школы - это общественное объединение субъектов в образовательном пространстве, создающее референтную среду, способствующую их активному включению в реализацию потребности вести здоровый образ жизни, приобретению социального опыта по формированию ответственного отношения к здоровью как ценности.

2. Модель формирования здорового образа жизни в образовательном пространстве школы представлена в виде трех взаимосвязанных блоков, системообразующим фактором которой является образовательно-воспитательная деятельность спортивного клуба [7].

Важно подчеркнуть, что потребность в двигательной активности у школьников реализуется в деятельности спортивного клуба как фактора формирования здорового образа жизни в образовательном пространстве школы. Эффективному формированию здорового образа жизни способствует активность самих школьников по повышению знаний о пользе регулярных занятий физической культурой и спортом, здоровом питании, гигиенических мерах профилактики заболеваний, негативном влиянии вредных привычек на здоровье, организации режима дня.

Актуализация социального опыта у школьников протекает по следующим направлениям:

- информационному (посредством СМИ, беседы, лекции, собрания, педагогические советы, поездки в другие регионы);

- методическому (через обучающие семинары, консилиумы, оказание помощи другим школьникам в формировании здорового образа жизни);