Файл: Вопросы к экзамену по историографии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопросы к экзамену по историографии

  1. Древнегреческая историография (Геродот, Фукидид и др.), ее характерные особенности

Возникла в 6 в. История как наука - в 5 в.

Прозаические жанры появляются позже поэтических.

Исторические, философские произведения пишутся по закону художественного творчества, хотя древний грек понимал, что наука представляет факты, закономерности. Но стиль изобиловал метафорами, эпитетами, сравнениями и т.д. Первые создатели прозы – логографы.

Геродот (485-428)

Геродот -«отец истории» (Гораций). Родился в Малой Азии, много путешествовал. Геродот делает упор на факт, а не на рассказ. У Геродота появляется главная задача истории – самопознание для прогнозов на будущее.

«История». Разделили грамматики на девять частей, названия по имени муз. Геродот разделил на две части. Первая часть: становление персидской монархии. Вторая часть: события Греко-персидской войны. До конца он ее не довел.

Цель Геродота – сохранить в памяти людей значительные события и имена. Не мог отличить истину от мифа > много мифов описано как реальность, верит в оракулы, зависть богов. Скорее художник, чем историк, т.к. много вставных новелл.

Власть = военная мощь + политическая сила.

Фукидид (460 – 401/402)

«История» (8 книг, не окончена)

Почти нет вставных новелл. Тема – история Пелопонесской войны. Считает, что это самая серьезная, кровопролитная война. Избран был стратегом в этой войне. Но однажды спартанцы осадили город, надо было помочь, Фукидид не успел → изгнан → в 404 оправдан, вернулся. В течение 20 лет собирал сведения из Афин и Спарты → объективность, проверка фактов. Очевидец → достоверность.

Никогда не путает повод и причину. Настоящий историк, 1-й понял, что в основе конфликта – экономика, страх Спарты перед растущей политической и военной мощью Афин.


  1. Специфика древнеримской историографии (анналисты, Саллюстий, Тит Ливий, Тацит)

Живя в эпоху острого политического и соц. кризиса римского полиса, крушения республики, Саллюстий ищет в истории объяснение событиям современности. Он обращается, в частности, к идущей от греческой философии теории «упадка нравов», которая видела причину гибели общества в двух главных пороках – властолюбии и алчности. Саллюстий хочет представить себя беспристрастным наблюдателем событий, но в действительности он глубоко тенденциозен. Виновником упадка Римского государства он изображает римскую знать, развращенность, продажность и безнравственность нобилитета. он обличает пороки современного ему общества.


Первая монография Саллюстия - «Заговор Катилины»

Тит Ливий был представителем художественно-дидактического направления античной историографии. Для него были важны не столько исследовательские, сколько назидательно-нравственные задачи; принцип: «история – наставница жизни». Эта целевая установка вела автора по чисто художественному пути, он отбирал более яркие, эмоционально выразительные факты, стремился к увлекательному худож. изложению. Отсюда – предпочтение фольклорной легенде перед историч. фактом (особенно в первых десяти книгах, повествующих о начале римской истории), блестящая риторика речей, вложенная в уста исторических персонажей, напряженный драматизм и отточенная стилистика повествования. Все это делает труд Тита Ливия достоянием не только исторической науки, но и художественной прозы античного Рима.
Многие его пассажи сочатся ненавистью к императорам. Несмотря на этот, казалось бы, очевидный пристрастный стиль изложения, многое из сказанного может остаться незамеченным, чего и хотел Тацит. Его ораторское мастерство, которое высоко оценил его хороший друг Плиний, несомненно, способствует его высочайшему мастерству владения латинским языком. Не из тех, кто стесняется в выражениях, Тацит не тратит время на историю Рима ab urbe condita. Скорее, он дает краткий обзор ключевых моментов, прежде чем начать более подробное изложение правления Августа. С этого момента он начинает свой уничтожающий рассказ об истории с того места, на котором Ливий остановился бы.

Эдвард Гиббон считал Тацита образцом историка-философа


  1. Зарождение средневекового историописания в Европе. Основные отличия средневекового историописания от античного


Средневековая историография прошла в своём развитии несколько этапов. Исторические произведения V-VIII вв. по своей форме и характеру ещё примыкают к античной историографии периода упадка Римской империи.

Со конца IX в. наступает заметный упадок историографии. Язык историка становится грубым и неправильным, изложение путанным; исторический кругозор авторов снова резко суживается. Всемирные хроники исчезают, а местные анналы, как правило создававшиеся при монастырях, дают только погодный перечень фактов, среди которых важное беспорядочно перемешано.



Новый подъём средневековой историографии начинается с конца XI в. и уже в XII в. она достигает своего наивысшего расцвета. Именно в это время окончательно формируются её основные черты: - дуалистическое мировоззрение; - господство провиденциализма; - идея прямолинейности исторического процесса; - лёгковерие средневековых авторов, отсутствие критического подхода к источнику; - господство компилятивного метода написания исторических произведений.

Особенностью средневековой историографии был интерес к всемирной истории, проходящей стадии всемирных монархии, как единому процессу, то время как характерной чертой античной историографии был преимущественный интерес к истории отдельных полисов.

  1. Основные черты и характерные жанры европейского историописания в Средние века (X-XIV)


К достижениям историографии XIII вв. можно отнести то, что начинают появляться произведения на национальных языках, а это делает их более доступными. В эпоху классического Средневековья значительные изменения в историописании. Становится более разнообразным, появляются новые жанры. Сочинения о Крестовых походах. Городские хроники, мемуары.

Новый подъём средневековой историографии начинается с конца XI в. и уже в XII в. она достигает своего наивысшего расцвета. Именно в это время окончательно формируются её основные черты:

  • дуалистическое мировоззрение;

  • господство провиденциализма;

  • идея прямолинейности исторического процесса;

  • лёгковерие средневековых авторов, отсутствие критического подхода к источнику;

  • господство компилятивного метода написания исторических произведений.




  1. Историография Европы в XVIII-первой половине XIX вв. (романтизм, либеральная историография, национальная историография)


Главной позитивной чертой романтической историографии были историзм и тесно с ним связанное представление об «органическом», т. е. не зависимом от сознательной воли отдельных людей, развитии исторического процесса.

Характерной чертой романтической историографии, вытекавшей из историзма, было представление о том, что «органическое» развитие исторического процесса раскрывается не в глобальном развитии всего человечества, а в конкретной истории отдельных народов и стран. Если просветители в истории различных народов искали прежде всего общее, универсальное, то романтическая историография стремилась выявить особенные, самобытные черты каждой национальной истории.


В плане теоретическом для либеральной историографии было характерно стремление синтезировать идеи просветителей с наиболее плодотворными идеями романтизма. Либеральные историки отнюдь не отбрасывали идейное наследие Просвещения: ведь сами политические принципы буржуазного либерализма генетически были связаны именно с просветительской идеологией.

Национальная историография. Историки не принимали мистическое толкование «народного духа». Они выдвигали на первый план понятие нации как исторически сложившейся индивидуальности, делая главный акцент на особенностях духовного склада и национальной культуры.


  1. Историческая наука по второй половине XIX-начале XX вв. (позитивизм, марксизм, неокантианство). Профессионализация исторических исследований.


Строго реалистический подход к истории, опора на фактологию и эмпирику, отказ от априорных схем развития можно, безусловно, отнести к приобретениям позитивизма в историософии.

Позитивизм не создал (и не мог создать) собственной концепции исторической динамики, оказался несостоятельным в объяснении универсальной истории на основе собственной методологии. По существу, это направление опиралось на весьма абстрактную идею всеобщего исторического развития, завуалированную фактологией и натурализмом.

Марксисты признавали влияние на ход исторического развития политического строя, правовых отношений, идей, религии, что предусматривало рассмотрение всех сторон жизни общества во взаимодействии. При материалистическом понимании истории на первый план в определении общественного бытия выдвигался материальный фактор, т.е. производство материальных средств.

Неокантианская концепция освобождает нас от "излишне интеллектуальной" греческой традиции. Понятие исторического развития становится здесь концепцией психологического каузального процесса и, на первый взгляд, относится к человечеству в целом: "Человечество творит себя само из рассеянных по планете народов и рас как сознающее себя единство это и есть его история"


  1. Истоки возникновения «школы Анналов» и основные принципы нового подхода к истории. Первое поколение «школы Анналов» (М. Блок и Л. Февр)


Школа "Анналов" рождалась в "боях за историю" (заглавие одной из книг Февра), которые она, но образному выражению российского медиевиста Л. Я. Гуревича, "вела против обветшавшей историографии, укрывшейся от действительности за каталожными ящиками с выписками из древних текстов, в которых она была неспособна ощутить живых людей".


"Анналы" были протестом против "комодной" (позитивистской) организации исторической науки (ящик политической, экономической истории, истории искусства и т.н.).

Суть - историк должен попытаться проникнуть в механизм мышления деятелей прошедших эпох, выяснить их мотивацию, следующую из присущего данной эпохе способа мировосприятия.

Если Февр, историк Ренессанса, историк культуры, то Блок по преимуществу социально-экономический историк, формулировавший идеи школы с позиций своей исследовательской специфики.

Так же, как для Февра, для Блока историческое ремесло остросоциально.


  1. Историографическая гегемония «школы Анналов» (1950-1960-е гг.). Второе поколение «школы Анналов» (Ф. Бродель)


Общее направление своего исследования, объединявшего историю и географию, Бродель определил введенным им термином "геоистория". Согласно его концепции, степи и горы, возвышенности и низменности, моря, леса, реки и другие географические структуры определяют рамки деятельности человека, пути сообщения, а, следовательно, и торговли; местоположение и рост городов. На их основе возникают медленно изменяющиеся экономические и социальные структуры: общество, государство, цивилизация. Они служат фундаментом для сравнительно быстро меняющихся, "конъюнктурных" политических событий, сравнимых по своей протяженности с временем человеческой жизни.


  1. Методологические дискуссии представителей третьего поколения «школы Анналов».


Историки третьего поколения школы «Анналов» настаивали на тесном интеллектуальном сближении с антропологией.

Любое событие, которое так или иначе попадает в поле зрение историка всегда является событием коллективной и общественной жизни людей. Все поколения историков школы «Анналов» так или иначе изучали человека. Исключением может послужить только Фернан Бродель, но даже он позитивно оценивал работы публикующегося в это время Жоржа Дюби, которого увлекала социальная история. Отсюда большой интерес третьего поколения к антропологической истории, а также изучению ментальности


  1. «Лингвистический поворот» в историографии, его значение


Лингвистический поворот - это методологический поворот, связанный с «языковой революцией» в историографии, которая сопровождалась фундаментальным сдвигом в понимании роли языка в историческом познании. В основе лингвистического поворота лежит структуралистское представление о том, что язык - это не столько посредник между историком и прошлым, сколько система знаков, порождающая историческую реальность.