ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лингвистический поворот как поворот к языку истории начался с призыва критически обратиться к сознанию историков, уяснению того, как работает их интеллектуальный аппарат с лингвистической точки зрения. Первоначально внимание акцентировалось на связи языка и сознания познающего субъекта, а язык рассматривался как «зеркало» исторического сознания. Затем язык стал трактоваться в качестве самостоятельной реальности, которая создает и самого историка, и его представления о прошлом.
-
«Постмодернисткий вызов» в историографии (Х. Уайт и др.)
По выражению Хейдена Уайта, одного из главнейших теоретиков постмодернизма, история есть всего лишь «операция создания вербального вымысла».
Язык выступает не средством отражения и коммуникации, а главным смыслообразующим фактором, детерминирующим мышление и поведение. При этом постмодернистами «подчеркивается креативный, искусственный характер исторического повествования, выстраивающего неравномерно сохранившиеся, отрывочные и нередко произвольно отобранные сведения источников в последовательный временной ряд».
По Лиотару, постмодернизм является своеобразным вызовом основам современного мира. История, как одна из главных объяснительных систем, подверглась его атаке одной из первых. «Упрощая до крайности, мы считаем „постмодерном“ недоверие в отношении метарассказов».
-
Исследования памяти и историческая наука («места памяти», «культурная память», «историческая память»)
Пьер Нора, развивший идею Хальбвакса о коммеморации (способа, с помощью которого укрепляется и передается память о прошлом), на протяжении ряда лет руководил подготовкой многотомного издания «Места памяти», в котором участвовали 45 видных французских историков.
Изучая места памяти как форму, материал, из которых конструируются коллективная и историческая память и формируется идентичность, он предупреждает, что коммеморация как форма взаимодействия истории и памяти опасна - история может убить память, так же как и память может убить историю.
Культурная память — необходимое условие нравственной жизни общества, духовной просветленности, национальной идентичности, привязанности к родимым местам, воспитании патриотизма и любви к своей родине.
Историческая память выполняет в социокультурном пространстве функции взаимосвязи индивидуальных и коллективных представлений, корреляции воспоминаний человека и группы с историей и культурой общества, страны, государства и нации.
-
Гендерная история: основные этапы становления, основоположники, методы и подходы исследования.
Гендерная история как часть нового междисциплинарного научного направления – тендерных исследований – сформировалась на Западе в конце 70-х – начале 80-х гг. XX в., хотя поиски истоков неизбежно приведут нас в 1960-е гг., когда рамках бурно развивавшегося женского движения новый импульс получило стремление придать феминистскому сознанию собственную историческую ретроспективу.
В последующую четверть века история женщин пережила невероятный бум.
На рубеже 70-х и 80-х гг. XX в. обновление феминистской теории, расширение методологической базы междисциплинарных исследований, создание новых комплексных объяснительных моделей не замедлило сказаться и на облике «женской истории»: были переопределены сами понятия мужского и женского. В 1980-е гг. ключевой категорией анализа становится гендер.
Центральное место в гендерной истории занимает проблема соотношения приватного и публичного. Антропологи и социологи фиксируют частичное или полное совмещение оппозиции мужского-женского и дихотомии публичного-приватного в разных культурах и обществах. Гендерные историки опираются на антропологические исследования, связывающие неравенство полов непосредственно с функциональным разделением человеческой деятельности на частную и публичную сферы и с вытеснением женщин из последней. Рассматриваются различные исторические модели соотношения приватного и публичного. Основные методологические положения гендерной истории в обновленном варианте были сформулированы американским историком ДЖОАН СКОТТ в программной статье «Гендер – полезная категория исторического анализа»
-
Интеллектуальная история: основные этапы становления, основоположники, методы и подходы исследования.
Термин «интеллектуальная история» указывает не на особое качество того, что выходит из-под пера учёного, который ею занимается, а на то, что фокус исследования направлен на один из аспектов и одну из сфер человеческой деятельности (так же, как в экономической или политической истории).
АРТУР ЛАВДЖОЙ. Лавджой дал интересную типологию факторов, действующих в различных областях интеллектуальной жизни, среди которых необходимо отметить следующие. Это, во-первых, «скрытые или неявно выраженные допущения, более или менее бессознательные ментальные привычки», убеждения, которые «скорее молчаливо подразумеваются, чем формально выражаются или отстаиваются», «такие способы мышления, которые кажутся настолько естественными и неизменными, что они не подвергаются критическому рассмотрению». Во-вторых, сложившийся именно вследствие влияния этих «мыслительных привычек» ход рассуждений, характерные логические приемы, которые доминируют в мышлении индивида, философской школы, целого поколения или эпохи.
-
Имагология: основные этапы становления, основоположники, методы и подходы исследования.
Вопросами взаимовосприятия занимается отрасль знаний - историческая имагология.
При исследовании восприятия нужно учитывать два основных положения: 1)окружающий мир амбивалентен, т.е. способен вызывать у человека различную реакцию в различных обстоятельствах; 2) Внешний мир разделен по принципу «я-другой» (или «свой-чужой»). Дифференциация свой-чужой идет по нескольким линиям: в зависимости от внешних признаков и от историко-культурных взаимоотношений и от генедрного аспекта. Динамика проявляется как в вертикальном (временном), так и в горизонтальном (пространственном) диапазоне.
Политико-географический образ (ПГО). Концентрация основных знаков, символов и черт.
Е.С. Синявская выделяет глобальный и бытовой виды образов, Голубев – реальный и насаждаемый.
-
Микроистория и история повседневности: основные этапы становления, основоположники, методы и подходы исследования.
Микроистория – дисциплина исторической науки, изучающая историю через всестороннее воссоздание жизни «маленьких людей», одного из «незнаменитых» и в то же время в чем-то нетривиальных представителей того или иного социального слоя.
Микроистория возникла в 1970-е гг. в Италии. Трибуной лидеров этого направления – Карло Гинзбурга, Эдоардо Гренди и Джованни Леви.
Существенными недостатками микроистории являются, по выражению Ж. Ревеля, «ловушка описательности» и проблема репрезентативности изучаемого объекта.
Тем не менее эксперименты с методами исследования и с формой изложения материала позволяют словно под увеличительным стеклом разглядеть существенные особенности изучаемого явления, деятельности человека, которые обычно ускользают от внимания историков. Как указывает М.А. Бойцов, он «проблематизирует индивидуальное»: «Индивид оказывается не только (а порой и не столько) темой повествования (как в традиционной биографии), сколько универсальным масштабом и подразумеваемым смысловым центром при построении микроисториком его собственной картины прошлого». Ю. Л. Бессмертный видел в микроанализе «путь к более сложному и динамичному осмыслению прошлого».
17. Становление исторической науки в России (до конца XVIII в.): первые исторические сочинения, особенности историографии XVI - XVII вв., В.Н. Татищев, М.М. Щербатов, И.Н. Болтин, М.В. Ломоносов)
18. Российская историография первой половины XIX века (Карамзин Н.М., государственная школы, западники и славянофилы, Погодин М.П.,)
19. Российская историческая наука второй половины XIX в. (Ключевский В.О., Платонов С.Ф., Соловьёв С.М., московская и петербургская школы)
20. Отечественная историография на рубеже XIX–XX вв. (кризис науки, взгляды А.С. Лаппо-Данилевского)