Файл: Проблемы творчества в истории философии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эссе по теме «Проблемы творчества в истории философии»

1. Для философии проблема творчества всегда актуальна, это связано с тем, что творчество – это процесс деятельности, в результате которого создаются качественно новые объекты, духовные ценности или итог создания объективно нового. Его изучение помогает изучить механизмы, влияющие на механизм развития человека и прогресса общества.

2. Специфика античной философии, как и античного мировоззрения в целом, состоит в том, что творчество связывается в ней со сферой конечного, преходящего и изменчивого бытия (бывания), а не бытия вечного, бесконечного и равного себе.

Творчество при этом выступает в двух формах - как божественное - акт рождения (творения) космоса и как человеческое (искусство, ремесло).

Для большинства философов-мыслителей античности характерно убеждение, что Космос существует вечно. Одним из мыслителей античного времени является Сократ, создатель такого направления как майевтика - искусство выявления скрытых знаний при помощи наводящих вопросов.

В диалоге с человеком вместо утверждения какой-либо истины Сократ задавал вопросы, которые требовали последовательных ответов, тем самым не делясь знаниями, но позволяя собеседнику самостоятельно сформулировать ранее неизвестные утверждения. Философия Сократа – это философия, главной задачей которой является самопознание. Сократ считает, что это искусство похоже на акушерство, но оно помогает родить не женщине бремя, а мужчинам, помогая им родить не ребенка, а знание.

«Познай самого себя» - это главный лозунг Сократовского учения. Лозунг данного направления до сих пор актуален в наше время.

3. Средневековое искусство от своего возникновения и до падения (V-XVII века) было под постоянным присмотром и влиянием религиозного мышления. В догматах освящался феодальный строй, а его влияние отражалось на нравственных идеалах, морали и философии. Образованным классом считалось духовенство и благодаря своей идеологической силе являлось главным заказчиком искусства.


Представителем периода Средневековой философии является Пьер Абеляр, был образованным человеком, и был хорошо знаком с церковными канонами, с одной стороны, а также знал творчество античных философов.

Главной проблемой в творчестве П. Абеляра было соотношение веры и разума, но эта проблема была главной и для всей схоластической философии. Сам Пьер отдавал предпочтение разуму, ставил знание выше слепой веры. Из этого следует что вера имела какое-то рациональное обоснование. По мнению автора, веру можно было улучшить, если совершенствовать свои знания при помощи диалектики. В данном случае, диалектика должна была состоять в оспаривании притязаний авторитетов, в автономии философов, в критическом отношении к теологии. За такие взгляды он впоследствии был осужден церковью.

4. В основе ранней гуманистической эстетики лежала идея о способности искусства к подражанию, заимствованная из античности. «Подражание натуре» — не простое копирование, а творческий акт с сознательным отбором самого совершенного. Введена идея «искусство» (как ремесло) в сопряжение с дарованием, гением (индивидуальная интерпретация художником) — как формула эстетической оценки произведения искусства. Никола Макиавелли говорит, что большая индивидуальность творца позволяет искусству принимать более интересные и прогрессивные формы выражения.

Во время эпохи Возрождения формируется творчество и отношение к нему под влиянием философии гуманизма. Гуманиз играет огромную роль во многих сферах жизни, так или иначе непосредственно связанные с человеком. Вот, например, такой философ как Леонардо Бруни уделял много внимания к этому вопросу в своих трудах и размышлениях. Сама эпоха была очень пестрой событиями и различными течениями, оказавшими влияние на формирование общей культуры и потому внесшими изменения в проблематику творчества под парадигмой философской рефлексии.

5. Основной вклад немецких классических философов — это связь философии и естественных наук, где философия помогает в построении живых действующих моделей окружающего мира и путей его развития так Кант сформулировал мысль о естественном происхождении Вселенной под воздействием динамических сил. А Фейербах переосмысливает религию выдвигая утверждение, что человеку не нужен какой-то сверхъестественный Бог, а именно «человек человеку Бог».


6. Самостоятельное творчество в области философии начинается в России, по мнению многих авторов, лишь во второй половине XVIII века. Это не значит, что у русского народа до того времени не было философских вопросов. Нет, конечно, они были, но находили свое разрешение в религиозном мировоззрении. Эту связь, а вернее - зависимость от религиозных воззрений, русская философская мысль по-настоящему так и не порвала. Имеется в виду, ее идеалистическое направление. Ибо было в ней и материалистическое течение, атеистическое по существу, по определению своему (Чернышевский, Добролюбов, Писарев и др.).

Важно отметить и такое обстоятельство: русская философия вставала на ноги тогда, когда на Западе уже была мощная философская традиция. И это как-то подавляло, сбивало на ученичество. Но, с другой стороны, и помогало, приобщая к уже развитой философии, позволяя пользоваться всеми ее достижениями.

7. Проблема творчества важна и актуальна, потому, что творчество - это широко масштабная тема. От ее изучения зависит понимание механизмов развития как человека, так и общества. Я считаю, что проблема творчества еще недостаточно хорошо изучена. Ведь она волновала человечество с античных времен. Этот процесс и как он протекает, до сих пор остается обсуждаемым. Поскольку суть явления выяснена далеко не до конца и сам термин – творчество употребляется в разных смыслах, а также четкое определение творчества сейчас отсутствует.