ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема урока: Права и обязанности граждан Республики Казахстан
Дата: _________________
Цель урока: способствовать формированию исторических и правовых ориентиров учащихся, пониманию основных принципов развития демократии, гражданского общества и правового государства.
Задачи:
Образовательная: закрепить и расширить представление учащихся об основных принципах демократического государства, роли гражданского общества в развитии демократии, гласности, правовых норм; выяснить сущность политических, социально-экономических, культурных прав и свобод граждан, особенности их реализации и роль в современном обществе; закрепить навыки и умения, самостоятельно работать с различными источниками: документальный материал, периодическая печать.
Воспитательная: продолжать знакомить учащихся с основными правами и свободами человека и гражданина в Республике Казахстан, раскрыть процесс их реализации на современном этапе; воспитывать уважение к основным законам Родины.
Развивающие: развивать интерес к современным процессам и явлениям в жизни страны, вызывать стремление принимать личное участие в политике, социологии, юриспруденции, сознавать актуальность гражданского и политического участия; расширять общий кругозор учащихся; развивать творческое мышление, формировать интеллектуальные умения: анализ, сравнение, умение самостоятельно приобретать новые знания.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
-
Организационный момент.
Приветствие. Проверка учащихся. Заполнение журнала.
Нет такого государства, которое не стремилось бы дать вступающему в жизнь поколению знания, необходимые для жизни в динамично меняющемся обществе. Потребность в правовых знаниях сегодня вызвана не только тем, что наше общество выбрало путь построения правового государства и, что теперь, как никогда, нужны практические знания законов, но и тем, что между правовым нигилизмом и незнанием правовых норм и потребностью здорового организма поступать так, как предписывает закон, подросток все чаще выбирает последнее.
-
Повторение изученного материала.
-
Мозговой штурм «Знаешь ли ты?»
А. Какие права являются политическими? (право на жизнь, право на труд, право избирать)
Б. Как называется норма поведения, установленная и охраняемая государством? (традиция, обычай, закон)
В. Какие права относятся к личным? (право на жизнь, право на труд, право избирать)
Г. Власть означает возможность … (управлять, строить сооружения, развивать искусство)
Д. Суд подчиняется только … (указам Президента, законам, постановлениям Правительства)
Е. Роль защитника в суде выполняет … (прокурор, следователь, адвокат)
Ж. В Казахстане действует форма правления … (президентская, смешанная, парламентская)
З. Основной Закон государства называется (Конвенция, Декларация, Конституция)
И. К экономическим правам относятся … (право на труд, право на жизнь, право избирать)
К. Опека устанавливается над подростками в возрасте … (до 14 лет, до 16 лет, до 18 лет)
Л. Уголовная ответственность несовершеннолетних за все виды преступлений наступает … (с 14 лет, с 16 лет)
М. Наказание, не применяемое к несовершеннолетним … (штраф, выговор, смертная казнь)
-
Работа у доски с таблицей.
«Права человека и гражданина в РК»
Гражданские права | Политические права | Социально-экономические права |
| | |
-
Работа с высказываниями, с элементом дискуссии.
Пригодность к самоуправлению в обществе не является врожденной. Это результат привычки и длительной подготовки …
Т. Джефферсон
Государство создается не только ради того, чтобы жить, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо …
Аристотель
Человек осужден быть свободным.
Ж.П. Сартр
Права человека должны быть священными, каких бы жертв не стоило это господствующей власти …
И. Кант
Вопросы:
- Можно ли согласиться с мыслями известных людей, если «да» то почему, если «нет» - почему?
- Подходят ли эти мысли к современности?
- О какой форме правления, на ваш взгляд, идет речь?
- Что такое демократия?
- Что такое свобода?
- что такое право?
-
Работа в малых группах. «Выбираем права».
На космическом корабле вы прилетели на неизвестную планету «Вискос». Тревожная тишина. Двигаетесь в глубь страны – слышите невообразимый шум, грохот, крики, чувствуете запах гари – увидели необъяснимое явление.
Перед вами общество, где нет прав и законов.
Задание. Определите 5 главных прав, которые необходимо вам для нормальной жизни.
-
Обсудить и сделать выводы.
Казусы.
-
Влад и Степа друзья.
Влад – хрупкий, тихий, стеснительный.
Степа – высокий, полный, наглый.
Степа всегда друга называет «Хилый».
Есть ли нарушение прав?
-
Таня всегда забирает учебники с парты Оли без разрешения.
Права ли Таня?
-
Можно ли нецензурно выражаться в адрес окружающих?
Если нет, почему?
-
Водитель такси выехал на встречную полосу, произошла авария. Водитель с места аварии скрылся.
Есть ли нарушение прав?
-
Задания для самостоятельной работы.
-
Олег на время отдал Антону магнитофон, он уже несколько раз просил Антона вернуть магнитофон, но Антон его не возвращает. «Да нечего с ним разговаривать! Антон живет на первом этаже, когда его не будет дома, мы влезем через окно к нему домой и заберем твой магнитофон. А что здесь такого, магнитофон ведь твой, а не Антона», - предложил Олегу коля.
Может ли Олег использовать способ, предложенный Колей, для защиты своего права?
-
Ольга решила купить дачный дом у своего знакомого Петра: «Мы люди свои, обманывать друг друга не собираемся, по судам нам ходить нечего, если что-то будет не так, сами разберемся», - предложил Петр. Ольга согласилась. И в договор купли-продажи они внесли пункт, в соответствии с которым ни Ольга, ни Петр, чтобы ни случилось, не имеют права обращаться в суд. Но нотариус отказался удостоверить такой договор купли-продажи.
Правомерны ли действия нотариуса? Почему он отказался удостоверить договор с таким положением?
-
Составьте пирамиду Джосера, используя перечень прав и свобод детей, закрепленных в Законе РК «о правах ребенка». Перечень прав:
-
На жизнь -
На здоровье -
На отдых -
На охрану, достойный уход -
На личную жизнь -
На индивидуальность -
На личную свободу -
На свободу слова и совести -
На необходимый уровень жизни -
На образование -
На свободу труда -
На право жить и воспитываться в семье
-
Конкурс «Угадайка!»
Угадай героя по описанию: командам зачитываются характеристики героев, и учащиеся должны угадать, о ком идет речь. (Какая команда больше даст письменных правильных ответов, та команда и победила).
-
В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершено покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища (Красная шапочка). -
Он имел право на свободное передвижение в пределах страны, свободу мысли и совести, право на защиту от посягательств на честь и репутацию, но в итоге лиса нарушила его право на личную неприкосновенность и жизнь (Колобок). -
Эта героиня русских сказок очень хитра и плутовата. Нарушая права других героев, она очень часто попадала сама в неприятные ситуации, в которых ее жизнь была в опасности (Лиса). -
Она родилась в знатной семье, но старшие сестры жестоко с ней обращались, нарушали ее право, заставляли ее прислуживать им (т.е. рабство, подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка была счастлива (Золушка). -
Этот герой народной сказки потерял жилище из-за одной коварной особы, претерпел унижения, и жестокое обращение пока самозванка не была выставлена из дома (Заяц).
-
Вывод.
Права Человека – в них «и жизнь и слезы и любовь» - только тогда можно правильно пользоваться правами, когда они основаны на добре, и любви к людям, но нельзя говорить о правах, забывая об обязанностях. Если мы говорим «Право», то всегда подразумеваем «обязанность» и наоборот. «Твоя свобода размахивать кулаками ограничена носом твоего соседа».
Запомни!
- Твои права заканчиваются там, где начинаются права других.
|
|
| |