Файл: Фгбоу во байкальский государственный университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчеты по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Однако существующая система не оправдала себя и показала явно неудовлетворительное состояние следствия. Одной из первых попыток реформирования предварительного расследования стала разработка в 1837

году Собственной Его Императорского Величества канцелярией законопроекта «О следствии», в соответствии с которым эта функция изымалась у полиции, а следователь относился к судебной власти.

С целью реализации этой идеи указом от 8 июня 1860 года в 44 губерниях были введены 993 должности судебных следователей. Одновременно были изданы «Наказ судебным следователям» и «Наказ полиции о производстве дознания по преступлениям и проступкам». В приложенных к указу документах устанавливался порядок производства следствия, определялись взаимоотношения следователей с полицией и судебными учреждениями, регламентировались другие стороны деятельности судебных следователей. В частности, предоставлялось право в случае надобности проверять и выполнять дознание, произведенное полицией, отменять распоряжения, принятые при производстве дознания и т.д.

Должность судебного следователя приравнивалась к должности члена уездного суда. Они пользовались общими со всеми служащими правами государственной службы, и по «Табели о рангах» соответствовали 8 классу (майор). Следователи получали содержание в 800 рублей серебром в год, сверх того- 200 рублей серебром на канцелярские издержки и иные расходы. Квартиры и лошади для разъездов назначались на том же основании, что и становым приставам.

Однако положение следователей оставалось сложным. Условия работы судебных следователей осложнялись двойственностью их положения. Формально подчиняясь министерству юстиции, фактически они в большей степени зависели от губернаторов, так как их назначение, распределение и перемещение по участкам зависело всецело только от них. Еще большее влияние на их деятельность оказывали генерал-губернаторы там, где они имелись.

Судебная реформа 1864 года существенно изменила положение следователей. Они были приравнены к членам окружного суда и состояли при этих же судах.  Назначать и смещать их мог только царь по представлению министра юстиции, что создавало условия самостоятельности и независимости их деятельности. Для следователей устанавливалось годовое жалование 1000 рублей (в столице - 1500 рублей), 500 рублей столовых и 500 рублей на ведение канцелярии.

В 1867 году впервые были учреждены должности временных следователей по особо важным делам для расследования дел о подделках царских кредитных билетов. В 1870 году появились должности
судебных следователей по важнейшим делам, а в 1875 году учредили постоянные должности следователей по особо важным делам при окружных судах.

Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 года существенных изменений в структуру и деятельность судебно-следственного аппарата не принесла.

Царская судебная система была сломана Октябрьской социалистической революцией 1917 года, когда были изданы Декреты о суде, утвержденные Советом народных комиссаров (№ 1 от 22 декабря 1917 года, № 2 от 07 марта 1918 года и № 3 от 20 июня 1918 года).

Зарождение и формирование органов предварительного следствия в период советской власти проходило в несколько этапов, характеризующихся конкретной исторической обстановкой.

Первый период (1917-1924 гг.) охватывает время с момента октябрьских событий до принятия УПК РСФСР 1923 года и Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик 1924 года.

Первоначально прообразом следственных органов стали следственные комиссии Военно-революционных комитетов при Советах рабочих и солдатских депутатов. В ряде регионов страны наряду с ними расследованием преступлений занимались также штабы Красной армии. Какой-либо законодательной регламентации их деятельности не было. Конкретными законодательными актами, регламентирующими работу следователей, стали указанные декреты о суде.

Все эти годы наряду со следственными комиссиями, состоящими при судах и трибуналах, расследованием определенных видов преступной деятельности занимались также органы милиции, а расследованием государственных преступлений занималось ВЧК.

Инструкцией об организации рабоче-крестьянской милиции, утвержденной НКВД и НКЮ в декабре 1918 года, к компетенции милиции и уголовного розыска относилось расследование дел, переданных им народным судом или следственными комиссиями. Для их расследования в аппаратах уголовного розыска были введены должности следователей.

21 октября 1920 года ВЦИК «Положением о народном суде РСФСР» ввел должности народных следователей, избираемых губернскими исполкомами Советов, народных судей, состоящих при Советах, а также должности следователей по важнейшим делам при губернских отделах и наркомате юстиции.

Постановлением третьей сессии ВЦИК 25 мая 1922 года был утвержден первый Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. Указанным кодексом должности следователей в уголовном розыске были упразднены и первый следственный аппарат органов внутренних дел (по общеуголовным преступлениям) ликвидирован.


Принятые в 1924 году Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик установили, что «органами, производящими предварительное расследование преступлений, являются органы дознания, следствия и иные должностные лица, коим то предоставлено общесоюзными законами и законами союзных республик».

Второй период (1924-1936 гг.) охватывает время до принятия Конституции СССР 1936 года и характеризуется постепенным выводом следственного аппарата из-под контроля органов юстиции и Советов, централизацией этого аппарата в системе прокуратуры и одновременным существенным расширением подследственности и полномочий органов дознания.

20 октября 1929 года ВЦИК и СНК РСФСР было принято решение о предоставлении прокурорам права поручать милиции расследование любого преступления. На практике это привело к тому, что в течении последующих 30 лет милиция, не являясь по закону органом предварительного следствия, расследовала в полном объеме уголовные дела практически всех категорий.

Третий период (1936-1963 гг.) охватывает время от сосредоточения следственного аппарата в прокуратуре СССР до законодательного предоставления органам МВД права производства предварительного следствия. В организационном плане характерными его чертами явились: наличие единого следственного аппарата по общеуголовным делам в системе прокуратуры; растущая в связи с этим роль органов дознания в расследовании преступлений; фактическое выполнение милицией функций производства предварительного следствия.

Формально следственный аппарат был единым, не считая органов госбезопасности. Фактически же большинство уголовных дел расследовалось милицией. В 1940-1950 годах в милиции ведомственным приказом создавались следственные органы.

В период Великой Отечественной войны характерной особенностью стало развитие уголовно-процессуального законодательства по линии расширения процессуального регламента в отношении некоторых преступлений.

6 апреля 1963 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ, который наделил органы охраны общественного порядка (внутренних дел) наряду с органами прокуратуры и государственной безопасности правом производства предварительного следствия. В системе МВД был создан следственный аппарат, а следователям органов внутренних дел предоставлены права, установленные для   следователей других правоохранительных ведомств.

23 ноября 1998 года Президент Российской Федерации подписал Указ № 1422 «О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации», которым утверждено «Положение об органах предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации». Названный нормативно-правовой акт позволил восполнить пробел в правовом регулировании деятельности следственного аппарата органов внутренних дел, укрепить федеральную вертикаль управления организацией предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел, во главе которого стоит Следственный комитет при МВД России.


В 1999 году приказом министра внутренних дел РФ № 1-99 г. органы предварительного следствия вошли в состав вновь образованного Следственного комитета при Министерстве внутренних дел Российской Федерации, который в 2011 году в результате реформирования органов внутренних дел переименован в Следственный департамент Министерства внутренних дел Российской Федерации.

1.2 Общая характеристика следственных органов

Правовую основу деятельности следственных органов составляет Конституция Российской Федерации, а так же общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Организация деятельности следственных подразделений проводится на основе текущих и перспективных планов работы органа внутренних дел и его следственного подразделения. Основные задачи следственного отдела:

  • Расследование преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел.

  • Разработка и реализация мер по повышению качества и сокращению сроков производства предварительного следствия, соблюдению прав и законных интересов граждан.

  • Взаимодействие следователей с органами, осуществляющими оперативно-розыскную и экспертно-криминалистическую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам.

  • Обобщение и анализ причин и условий, способствовавших совершению преступлений, работу по возмещению материального ущерба, восстановлению нарушенных прав и интересов граждан, учреждений и организаций, потерпевших от преступлений.

  • Распространение и внедрение передовых методов расследования и использования технических средств.

  • Учеты поступивших заявлений и сообщений о преступлениях, сроков их разрешения, а также материалов, по которым отказано в возбуждении уголовного дела, выездов следователей на места происшествий и др.

  • Рассмотрение и разрешение в соответствии с законодательством Российской Федерации писем, жалоб и заявлений граждан, учреждений, организаций и предприятий, поступающих в связи с производством предварительного следствия по уголовным делам.

  • Составление и представление документов первичного учета преступлений, лиц их совершивших, уголовных дел и отчетов о результатах работы подчиненных следователей.


С учетом требований уголовно-процессуального законодательства РФ следственный отдел выполняет следующие основные функции:

– расследование преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел;

– разработка и реализация мер по повышению качества и сокращению сроков производства предварительного следствия, соблюдению прав и законных интересов граждан;

– обеспечение взаимодействия следователей с органами, осуществляющими оперативно-розыскную и экспертно-криминалистическую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам;

– обобщение и анализ причин и условий, способствовавших совершению преступлений, работу следователей по возмещению материального ущерба, восстановлению нарушенных прав и интересов граждан, учреждений и организаций, потерпевших от преступлений;

– распространение и внедрение передовых методов расследования и использования технических средств.

Кроме перечисленного следственный отдел осуществляет в обязательном порядке учет:

– поступивших заявлений и сообщений о преступлениях, сроков их разрешения, а также материалов, по которым отказано в возбуждении уголовного дела;

– выездов следователей на места происшествий;

– возбужденных следователями данного органа внутренних дел и поступивших из других органов уголовных дел, а также дел и материалов, выделенных в отдельное производство;

– поручений о производстве следственных действий, поступивших для исполнения;

– лиц, привлеченных к уголовной ответственности, а также задержанных по подозрению в совершении преступлений;

– результатов расследования и рассмотрения в судах уголовных дел;

– профилактических мероприятий по материалам следствия, ответов на представления.

В штате СО МО МВД России «Черемховский» состоят следователи, старшие следователи. Деятельностью этого звена непосредственно руководит заместитель начальника МО МВД России «Черемховский» - начальник следственного отдела. Следователи  подчиняются  начальнику  СО , который контролирует  деятельность следователей и принимает меры к более полному, своевременному и быстрому производству следствия по уголовным делам.

Согласно ст 39 УПК РФ Руководитель следственного органа уполномочен:

1) поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу, изменять ее состав либо принимать уголовное дело к своему производству;