ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Самостоятельная работа по теме 3.3. Чеповский А.В.

Цель занятия: закрепление знаний о культуре просвещения, формирование умения применять их.

Задания для самостоятельной работы: 

Задание 1. Составьте сравнительную таблицу «Просвещение в странах Европы» (Англия, Франция, Германия). 

Страна

Характерные особенности эпохи просвещения

Знаменитые представители эпохи и их идеи

Англия

 К началу XVIII в. Англия пришла, пережив буржуазную революцию середины XVII в., суд над королем Карлом I и его казнь, режим буржуазной военной диктатуры Кромвеля, реставрацию монархии Стюартов и «Славную революцию» 1688 — 1689 гг., посадившую на трон Вильгельма III Оранского и королеву Марию.

 Джон Локк - разработал эмпирическую теорию познания. Отвергая существование врожденных идей, утверждал: все человеческое знание проистекает из опыта. Развил учение о первичных и вторичных качествах и теорию образования общих идей (абстракций).

 Давид Юм - видит  главный способ мышления в  ассоциациях посредством чувственных  образов. Он выделял три вида  ассоциативных связей: по сходству, по смежности в пространстве  и времени, по причинно-следственной  зависимости. В пределах этих  видов ассоциируются впечатления,  впечатления и идеи, идеи друг  с другом и с состояниями  предрасположенности к продолжению  переживаний, которые возникали  ранее.

Джордж  Беркли - полагал, что понятие материи "заключает в себе противоречие", является "наиболее абстрактной и непонятной из всех идей" . Поэтому он считал, что необходимо навсегда изгнать понятие материи из употребления. "Отрицание ее не принесет никакого ущерба остальному роду человеческому, который... никогда не заметит ее отсутствия. Атеисту действительно нужен этот призрак пустого имени, чтобы обосновать свое безбожие, а философы найдут, может быть, что лишились сильного повода для пустословия".  

.

 Франция

 Эпоха Просвещения во Франции делится на три этапа. Первый начинается с момента смерти Людовика XIV в 1715 году. В нем наиболее ярко проявляется нетерпимость и несогласие с религиозными устоями, с произволом властей. В то же время провозглашается идея о стремлении человека к счастью. Характеризуется этот этап работами Монтескье и Вольтера.

Второй этап эпохи Просвещения характеризуется такими именами, как Дидро, Гольбах и энциклопедистами того времени. Тут проявляются более радикальные политические и философские мысли. Со стороны власти многие произведения были запрещены, например, знаменитая «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел»

Третий этап охарактеризовался идеями Жан-Жака Руссо. Он был одним из основателей эгалитаризма и предложил свой вариант политического устройства общества Франции.


  Жан Жак Русо - был теоретиком сентиментализма в литературе, отстаивал полное слияние индивида с обществом на основе общности интересов, являлся теоретиком социализма и педагогики.

Вольтер - Вольтер в своих трудах говорил о Боге, как о существе, который является философом на троне неба. "Вольтерьянство" – приобрело нарицательный смысл.


Поль Анри Дитрих, Гольбах. Теологические понятия – это иллюзии, не обладающие реальностью, призраки, которые созданы из-за невежества, поэтому и являются небезопасными для человека и общества в целом. Человек – часть природы, подчиняющаяся естественным факторам.

Жюльен Офре де Ламетри - сущность своих воззрений Ламетри отразил в работе "Человек-машина". Автор утверждает, что человек – это сложнейшая машина, которую можно познать только посредством опыта, а не бесконечной болтовнёй философов.



 Германия

 в Германии следует отнести склонность немецких просветителей к саморефлексии, что выражалось в попытках определения сущности Просвещения самими же просветителями. Другой важной отличительной чертой немецкого Просвещения можно считать стремление к самостоятельности мышления.

 Готхольд Эфраим Лессинг - Утверждение интеллекта, правды, согласно Лессингу, основано на воспитании личности. Лессинг выдвигал теорию о том, что самая важная составляющая воспитания – искусство.

Иоганн Готфрид Гердер - высказывается против разделения мира на "мир вещей" и "мир явлений". По его мнению, пространство и время не являются формами наблюдения, а скорее свойствами самих предметов. Продолжительность, сила и протяженность – главные свойства бытия.


Иоганн Вольфганг Гёте - В своём ключевом произведении "Фауст" Гёте выразил основную мысль в поиске смысла жизни. Главный герой Фауст – могущественный и сильный титан, который видит своей целью покорение Вселенной, познание её основ.

Иоганн Фридрих Шиллер - выступал противником Канта. Опровергал его взгляды по поводу неразрывной связи нравственного совершенства с воздержанием, а долг и наслаждение наоборот разделял. Шиллер высказывался относительно органичной связи чувственной природы человека и его духовности, ни разум, ни чувства не должны ущемлять друг друга. Кроме этого, тот, способен в себе соединить природу и мораль, являют собой более нравственную личность, нежели те, кто на это не способен.

 Россия

  Основной его чертой было «вольтерьянство», то есть опора на труды Вольтера, в которых критиковалась старина и был призыв к срочным реформам. Но характерного для вольтерьянства в Европе радикализма (атеизм, гедонизм) в России не было.

 Михаил Ломоносов - Преодолеть гносеологизм европейских учёных помогли основы научных воззрений именно Ломоносова, основная мысль которых, заключалась в том, что духовность – это целостное единство веры, истины и красоты. Творчество М. Ломоносова – это синтез науки и искусства, в некоторых работах можно даже заметить элементы поэтизации науки.


Феофан Прокопович -  В лучших своих произведениях он выступал представителем критически-обличительного направления. Исходя из понятий современного ему научного рационализма и протестантской теологии, Феофан отрицательно относился к старым формам московской церковной и общественной жизни, которые считал особенно благоприятствующими процветанию невежества или показной псевдо-учёности, ханжества и суеверия; во имя выставленного им идеала просвещённого человека и сильного своим просвещением государства он сатирически изображал современную ему русскую жизнь и в этом смысле может быть назван первым русским сатириком, первым представителем того направления, к которому впоследствии примкнули лучшие литературные силы страны.


Василий Татищев - обосновывал европеизм и аргументировал миропонимание западничества, осознанно принимал западничество как некую форму философии, которая связана с антропологической интерпретацией просветительской философии. Он полагал, что мера развития наук заключается в их полезности, подразумевая, что Просвещение и самодержавие неразрывно связаны между собой.




 Шотландия

  В Шотландии эпоха Просвещения характеризовалась радикальным эмпиризм и практичность, где главными ценностями были улучшение, добродетель и практическая польза для человека и общества в целом. Среди быстро развивающихся областей были философия, политическая экономия, инженерия, архитектура, медицина, геология, археология, ботаника и зоология, право, сельское хозяйство, химия и социология.

  Адам Смит - Свободный рынок

Эту мысль учёный позаимствовал у физиократов, но со значительными улучшениями. Он предложил не только отказаться от государственного регулирования торговли, но и от искусственного рынка труда. По его мнению, рабочие места должны создаваться не для того, чтобы занять праздных бедняков, а по настоящим потребностям рынка.

Разделение труда

Предложение было как никогда актуально: растущий рынок и развитие машинного производства создали все условия для появления узкой специализации. Интересно, что при этом сам Смит был универсальным преподавателем, видимо, свои идеи он применял только к физическому труду.

Свободу крестьянам

Если физиократы обсуждали положение крестьян с точки зрения социальной справедливости, Смит утверждал, что рабство приносит денежные убытки. Он верно заметил и впервые смог понятно донести до аристократии, что голодный крестьянин попросту не заинтересован в усердной работе.

Упор на внутренний рынок

Проблемой большинства европейских стран являлось искусственное создание профицита и приоритет внешней торговли. Смит предложил инновационную модель, при которой государство обеспечивает себя самостоятельно.

Новую налоговую систему

Идея обложить налогами не только крестьян была новаторской. Мысль о том, что государство должно обеспечивать граждан социальными гарантиями взамен налогов, была революционной. 


 

 

 




Задание 2. Разработайте презентацию по теме «Театр в эпоху Просвещения». Отразите в своей презентации следующие аспекты:

  • почему театр становится значимым видом искусства в эпоху Просвещения;

  • произведения для театра, критерии их выбора в эпоху Просвещения;

  • развитие театрального искусства в России в эпоху просвещения.