Файл: Вопрос Какую роль играет семья в формировании пищевого аддиктивного поведения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое задание Богданова Владлена Николаевна


Вопрос: Какую роль играет семья в формировании пищевого аддиктивного поведения?

Ответ:

Главный принцип построения пищевого поведения ребенка в семье - разделение ответственности между родителем и ребенком.

Родитель несет ответственность за еду, которую он предлагает: набор продуктов, место приема пищи (дома, на прогулке, в ресторане), время приема пищи (перекусы, периодичность и т.д.). Ребенок несет ответственность за то, сколько он может съесть и будет ли он есть вообще.

Здесь есть важное правило, формирующее пищевое поведение. Поскольку имеет место не только социальный и психологический факторы, влияющие на пищевое поведение, но и генетический фактор, например, нервная анорексия. В профессиональной среде рассматривается точка зрения, какой участок хромосом может участвовать в развитии нервной булимии и, в целом, это невозможно изменить, "программируя" пищевое поведение. Тем не менее есть дети, в большей степени предрасположенные к проблемам в пищевом поведении, есть - менее в силу конституциональных и генетических особенностей. Этот принцип разделения ответственности лежит в основе формирования здорового пищевого поведения. В связи с этим, одним из факторов, влияющих на развитие РПП, является пищевое принуждение. Когда ребенка заставляют есть то, что он не хочет, пытаются вместить количество еды, которое родитель считает необходимым. И другая сторона пищевого принуждения - ограничение в еде, ребенку не дают есть то, что он хочет. Заставляют не есть или есть другую еду.

С точки зрения семьи, это первый вклад, который может спровоцировать развитие пищевого расстройства. Дети, которых ограничивали в еде начинают переедать и развивается пищевое нарушение по типу переедание. Дети, которых кормят насильно, начинают отказываться от еды и может развиваться избегающее расстройство пищевого поведения. При котором ребенок не принимает пищу, худеет, теряет вес, даже появляется угроза здоровью, при этом отказывается от еды.


Другой фактор, влияющий на пищевое поведение ребенка - пищевые привычки родителей.

Невозможно научить тому, чего родитель не делает сам. И если есть особенности и привычки в пищевом поведении, то ребенок сознательно и бессознательно будет их перенимать. Приходится сталкиваться с унаследованными пищевыми привычками, появившиеся в результате влияния старшего поколения, пережившего военные и другие действия, сформировавшие пищевое поведение, которое на тот момент способствовало их выживанию.

На сегодня можно уважительно относиться, но необязательно продолжать реализовывать эти пищевые привычки. Одной из таких привычек является убеждение, что необходимо доедать до конца. Это также проявляется в пищевом принуждении: ребенок перестал хотеть есть, наелся, родитель продолжает настаивать, чтобы ребенок съел все, используя разные методы.

Например, чтобы зайчик не утонул в супе, нужно съесть весь суп или дам тебе конфету, если ты съешь все, что осталось. Эти особенности взаимодействия с ребенком приводят к тому, что он перестает ощущать собственные ощущения "я сыт или голоден" или "я недостаточно сыт и мне нужно съесть еще чуть-чуть", "сколько мне нужно съесть еще?" Это базовое состояние очень хорошо развито у детей. В период грудного вскармливания насытившись, ребенок отворачивается от соска матери, проявляет другие сигналы, говорящие о том, что есть он больше не хочет.

Предлагая каждый раз доедать, родитель провоцирует опираться в своих ощущениях не на собственные потребности, а на внешние сигналы: одобрение, разрешили выйти из-за стола. И во взрослой жизни при работе с РПП часто встречается неспособность распознать чувство голода и насколько голодны. Это также важно, говоря о взаимодействии в семье.

Психологически здоровая семья отличается взаимностью: уважение к желанием другого, его границам и потребностям, которое включает всех членов семьи, а не только взрослых. Это взаимная любовь и интерес, понимание своеобразия, отличия ребенка от своих родителей.

Еще один фактор, способный привести к развитию расстройства - это идея того, что есть "вредные" и "полезные" продукты.

Например, орторексия - это расстройство пищевого поведения, характеризующееся сверхценностью идеи "полезности еды". Есть полезная еда, чистая, животворящая.



Другая еда - страшная, мертвая, вредная. Люди, страдающие оторексией крайне изобретательны в диетах. Могут придерживаться безглютеновой диеты, не есть лактозу, употреблять только органические продукты, не есть животный белок и д.т.

Суть в том, что не существует однозначно вредных и полезных продуктов. В силу того, что каждый человек уникален и в разные периоды жизни и времена года нуждается в разных продуктах.

У маленьких детей, при нормальном развитии хорошо работает механизм интуитивного питания. Я ощущаю потребность в определенном вкусе и это связано с потребностью моего организма.

Например, я чувствую, что простужаюсь и меня начинает "тянуть" к согревающим продуктам. Нет тяги к одному продукту, скорее к группе продуктов: "хочется чего-то сладкого, горячего, соленого".

Это связано со вкусом, текстурой, особенностями продуктов. Во взрослом возрасте этот механизм часто нарушен. Потому что мало кто вырос в условиях, когда еду можно было выбирать, а ели то, что давали. И в силу этого неумения сложно довериться ребенку полагаться на свои потребности.

Это попытка упорядочить хаотичную жизнь, создать иллюзию контроля, попытка снизить тревогу из-за проблем со здоровьем, своего рода религия: "я верю в то, что если не есть сахар, я спасусь, никогда не умру от диабета и т.д." Все гораздо сложнее и, например, работая с рационом, мы понимаем, что один и тот же продукт в разные периоды будет по-разному влиять на человека. В выборе продуктов я опираюсь на собственные ощущения, мою активность и сезон - все это позволяет делать выбор в пользу разных продуктов.

Ошибочно полагать, если в семье у ребенка нет в холодильнике "кока-колы", то он ее не попробует. Обязательно попробует! Детям нравятся яркие вкусы и поэтому фаст-фуд нравится детям. Это их привлекает, он расстроится, что ему этого не давали дома и будет стараться это пробел восполнить.

Еще одним фактором развития пищевых расстройств в семье является оценочное отношение к телу.

В обществе принято оценивать тела других людей, которое может привести к искажению образа тела, нарушении в принятии себя и отношении к себе. Расстройства образа тела лежат в основе многих РПП.

К примеру, при анорексии можем наблюдать ярость, направленную на себя, к своей телесности и частям тела. Это заболевание с самым высоким показателем летального исхода среди других психических заболеваний. Поэтому в семье, негативные замечания о внешности влияют на оценочное отношение собственного тела и тела других. Это не значит, что это всегда приводит к расстройствам, но тем не менее - является важным фактором.


Если есть запрет на телесность - это также может вносить вклад в развитие расстройства пищевого поведения. Если в семье не говорят о сексе, отношения холодные, без телесных контактов, осуждаются физиологические особенности, транслируется идея того, что физиологию нужно прятать и нельзя демонстрировать, идея того, что телесность приносит удовольствие отвергается в семье, то в дальнейшем возможно развитие сценария, при котором еда станет единственным источником телесного удовольствия, и тогда не избежать переедания.

Поскольку здоровый человек получает удовольствие от секса, телесных практик и активности, от объятий. Когда этого нет в семье, ребенок не научается, что это возможно. И единственное удовольствие, в особенности, если кто-то в семье уже страдает расстройством, - становится еда, которая подвергается чувству вины за то, что переел и будешь выглядеть непривлекательно.

Это сложно отследить родителю, если родитель сам травмирован, нет возможности выйти в стороннюю позицию, понаблюдать за собой и понять свои проблемы. Необходима работа со всеми членами семьи, поскольку одному сложно справиться. Нужно приводить к осознаванию того, что это может повлиять на состояние ребенка.