Файл: Аксиологические основы краеведения на уроках русского языка и литературы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КРАЕВЕДЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

AXIOLOGICAL FOUNDATIONS OF LOCAL HISTORY AT THE RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE

Сулейменова Гульмира Гарифоллиевна

ЗКО,р-н, Байтерек СОКШ-Д Асан

gulmira_-_69@mail.ru

Аннотация

Использование региональных материалов на уроках литературы, внеклассных мероприятиях по предмету, посвящённых знакомству с краеведческим материалом, помогает осуществлять художественно-творческое развитие обучающихся. Именно литература даёт большую возможность изучать родной край, его историю, природу, культуру, жизнь наших современников, посредством обращения к произведениям местных авторов. Живое слово земляков и о земляках на уроках русского языка воспитывает интерес к малой родине, расширяет представление об её истории и дне сегодняшнем, что способствует общей гуманизации школьного образования. Обращение к местному языковому материалу предполагает возможность интегрированных уроков, уроков-экскурсий, творческих конкурсов, уроков-путешествий.
Неисчерпаемы возможные пути лингвокраеведческой работы в школе.

The use of regional materials in literature classes, extracurricular activities on the subject of exploring local history material, helps to realize the artistic and creative development of students. It is literature gives a great opportunity to learn their native region, its history, nature, culture, and life of our contemporaries, by appealing to the works of local authors. Living word of the countrymen and the countrymen on the lessons of the Russian language brings interest to the small country, expands the idea about its history and the present that contributes to the overall humanization of school education. Appeal to local linguistic material suggests the possibility of integrated lessons, lessons-excursions, creative contests, lessons, travel. Inexhaustible possible ways lingvostranovedcheskii work in school.

Аймақтық материалдарды әдебиет сабақтарында, жергілікті тарих материалымен танысуға арналған тақырып бойынша сабақтан тыс іс-шаралар, студенттердің шығармашылық және шығармашылық дамуына көмектеседі. Әдебиет отандық жерді, оның тарихын, табиғатын, мәдениетін, замандастарының өмірін зерттеп, жергілікті авторлардың шығармашылығын зерттеуге мүмкіндік береді. Орыс тіліндегі сабақтардағы отандастар мен отандастардың тірі сөзі кішкентай Отанға деген қызығушылықты арттырады, оның тарихын және бүгінгі күннің түсінігін кеңейтеді, бұл мектеп білімін жалпы гуманизациялауға ықпал етеді. Жергілікті тілдік материалға үндеу интеграцияланған сабақтар, сабақтар, экскурсиялар, шығармашылық жарыстар, сабақ-саяхат мүмкіндігін білдіреді. Мектепте лингвистикалық және аумақтық зерттеудің мүмкін жолдары сарқылмас.


Ключевые слова:

Региональный материал, краеведение, малая родина, культура родного края, интерес к истории города.

Regional material, local lore, small motherland, culture of his native land, interest in the history of the city.

Аймақтық материал, өлкетану, кіші отан, туған өлкенің мәдениеті, қаланың тарихына қызығушылық
Любовь к своей Родине – это 
не нечто отвлеченное, это любовь
к своему городу, к своей местности,
к памятникам культуры,
гордость своей историей
Д.Лихачев. 


Ценность как «благо для человечества» (Сократ) определяется значимостью какого- либо объекта для достижения людьми своих целей. Общечеловеческие или моральные ценности признаются людьми всех культур и эпох. В известном смысле это предельные цели человека и общества, выступающие критерием оценки любого культурного феномена. Ценность является предметом исследования особого раздела философского знания – аксиологии (греч.axia – ценность, logos – учение). Добро, истина, красота, справедливость и т.п. всегда были предметом философского размышления, но самостоятельная проблема ценностей возникла только в конце XVIII в. Краеведение, как объединяющее начало всех наук, интегрирует в себе разнообразные сферы жизнедеятельности школьников (познание, общение, игра, труд, спорт, туризм, поиск и др.). Каждая из этих сфер требует осмысления и теоретического обоснования заложенной в ней воспитательной ценности. Аксиологический анализ краеведческой работы с позиции значимости для обучения, воспитания и развития обучающихся предполагает изучение следующих аспектов:1) определение аксиосферы краеведения, т.е. сферы краеведческих ценностей; 2) установление функциональных возможностей краеведения как фактора морально нравственного воспитания школьников; 3) анализ разнообразных видов краеведческой работы в урочное и внеурочное время, способы их взаимосвязи; 4) особенности формирования психологии чувств младших школьников и младших подростков в процессе краеведческой работы; 5) характеристика краеведческой работы как деятельности.[4,c.57]

В настоящее время региональный компонент стал очень острой и актуальной темой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить ту хрупкую нить, что и предполагает региональный компонент. 


Что такое краеведение — это, по большому счету, историческая память. Это память ныне живущих о тех, кто ушел, оставив след в истории своей малой Родины. Надо ли этим заниматься? И надо ли это вообще кому-нибудь сегодня? 

Все мы знаем пословицы «Велик белый свет, да теплее своего края нет», «Родной дом дороже золота», «В своем краю и вода слаще» — эти мудрые слова, ставшие пословицами и поговорками, не требуют доказательств. Они были нравственным мерилом, образом жизни наших предков. А что эти слова значат для наших учащихся? С этим вопросом я обратилась к моим ученикам. Ответы, которые я получила (это интересно; это важно знать, чтобы уважать историю предков; всегда интересно, откуда ты родом; не зная истории родного края нельзя считать себя культурным человеком), позволили мне сделать вывод: ребятам это интересно.

   Выбирая формы, методы работы, я пришла к выводу о необходимости поэтапной работы в процессе изучения краеведения в соответствии с возрастными и познавательными особенностями развития младших школьников.

    Краеведческая работа может носить как системный, так и эпизодический характер, но все виды деятельности объединяет одно - ярко выраженная направленность на развитие духовно - нравственной сферы ребенка. Включение краеведческого материала в содержание образования способствует формированию у детей интереса к обучению, учит их наблюдать окружающие явления и в то же время позволяет учителю чётче конкретизировать учебный план.

А как к этому относятся взрослые?
Многие учителя школы на разных предметах используют краеведческий материал в том или ином виде, отмечая «...тогда слушают внимательнее, повышается интерес, задают вопросы, идут глубже». Значит, учителям это тоже нужно.
Цель использования краеведческого материала на уроках русского языка – это формирование знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию родного края. 
Краеведческий материал в школе и его интеграция с другими предметами – ключ к решению проблемы эффективности урока, на таком уроке легко соединяются три важных цели – это обучающая, развивающая и воспитательная цель. Краеведение помогает учителю осуществить комплексный подход: сочетание исторического, литературного, географического и биологического направлений, последовательное изучение различных материалов, которые находят практическое применение на уроках и во внеклассной работе. Интеграция предметов на основе краеведения - одно из направлений активных поисков новых педагогических решений. Межпредметная интеграция с использованием краеведческого материала активизирует мыслительную деятельность, вызывает большой интерес к истории города, села; происхождению фамилий, имён, названию городов, сёл, рек. Использование такого материала делает урок интересным, увлекательным, что повышает эффективность урока. Известно, что дети охотнее и с большим интересом усваивают то, что им больше нравится. Любимые предметы имеют сильное воспитательное воздействие, поэтому грамотное использование исторического, географического, литературного и другого материала воспитывает в детях патриотические чувства, чувства любви, восхищения и гордости к родному краю, что не оставляет никого быть равнодушным к проблемам малой родины и вырабатывает активную жизненную позицию. 

Включение элементов краеведения на уроках - лучшая пища для детского ума и воображения, средство развития памяти, интереса, внимания и воли. На этих занятиях создаются благоприятные условия для развития логического мышления детей. Ученик, опираясь на конкретно-образное мышление, возникающее в процессе наблюдения, приходит к умозаключениям, обобщениям, применяя доступные для его возраста логические операции: сравнения и аналоги, анализ и синтез, обобщение и конкретизацию. Задача учителя умело направлять мыслительную деятельность детей. Этому способствуют уроки и внеклассные мероприятия инновационных жанров: урок-исследование, урок-мастерская, урок-размышление, дидактическая игра, круглый стол, учебная конференция, урок вопросов и ответов, исследовательские конференции, которые воспитывают в детях любовь и уважение к литературе, русскому языку.
Работая над материалами регионального компонента и используя его на уроках, важно придерживаться определенных принципов:
-Системность
-Доступность
-Наглядность
-Разнообразность материала
-Связь материала в учебной и воспитательной работе
-Взаимосвязь местного и общего исторического, географического и т.д материала.
Использование региональных материалов на уроках литературы, внеклассных мероприятиях по предмету, посвящённых знакомству с краеведческим материалом, помогает осуществлять художественно-творческое развитие обучающихся. Именно литература даёт большую возможность изучать родной край, его историю, природу, культуру, жизнь наших современников, посредством обращения к произведениям местных авторов. Всем известно, что литература как предмет эстетического цикла, как сокровищница духовных богатств этноса, как зеркало исторического, культурного развития жизни народа играет большую роль в нравственном, художественном воспитании и интеллектуальном развитии учащихся, приобщает их к духовным ценностям этнической культуры.  В условиях обновления и развития образования одной из главных ее целей является формирование научного мировоззрения, целостного представления о мире и месте человека в нём. И уже в 5 классе, изучая раздел «Климат и природа» учащимся было задание подготовить материал о реках, которые протекают в Уральске. Учащиеся 5 класса проявили большой интерес к истории названий рек и уже на следующем уроке вспомнили и о Яике, и почему его переименовали.
Изучение родного края, его истории необходимо для всех независимо от возраста. «История, в некотором смысле, есть священная книга народов: главная, необходимая. Зеркало их бытия и деятельности, скрижаль откровений и правил, завет предков потомству, дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего».[1,c.88]
Знакомство с жизнью, бытом, природой и культурой родного края способствует нравственно-эстетическому воспитанию учащихся, становлению их гражданственности, формированию активной жизненной позиции.
На уроке русского языка и литературы в 7 классе при изучении раздела «Путешествия и достопримечательности» ученики подготовили презентацию «Имена великих людей на карте города Уральска». В ней говорилось о Пушкине А.С., Короленко Г., Шевченко Т.Г., Шолохов М., чьими именами названы улицы, о героических людях, кому поставлены памятники – это И. Тайманов, М.Маметова.

Использование региональных материалов на уроках русского языка даёт блестящую возможность реализовать идею межпредметных связей, органично связывать классные занятия с внеклассными мероприятиями. Очень оживляет работу элемент поиска, исследования, при этом, конечно, необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся. Подбираю для работы на уроках русского языка не только красивые словосочетания, предложения, тексты, тематически ориентированные на природу, экономику, материальную и духовную культуру края, но и языковой материал, составляющий лингвистическую специфику края: слова и фразеологизмы, топонимику местности, фольклор народов, проживающих в данном крае, языковые особенности произведений местных поэтов и писателей. Живое слово земляков и о земляках на уроках русского языка воспитывает интерес к малой родине, расширяет представление об её истории и дне сегодняшнем, что способствует общей гуманизации школьного образования. Обращение к местному языковому материалу предполагает возможность интегрированных уроков, уроков-экскурсий, творческих конкурсов, уроков-путешествий.
Неисчерпаемы возможные пути лингвокраеведческой работы в школе. [2,c.38]

  1. Так, например, на уроке русского языка в 6 классе при изучении темы «Словообразование» учащиеся выявили способы образования названий магазинов, кафе, ресторанов нашего города. Сложение. «Центробувь», «Спецодежда», «Спецмаш», «Хозмаг» и др.

  2. Переход нарицательного слова в имя собственное и закрепление его в одном из рядов топонимики. Например, «Уют», «Фрегат», «Телега», «Апельсин», «Рубин» и т. д.