Файл: Аксиологические основы краеведения на уроках русского языка и литературы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Названия, состоящие из нескольких слов, и чаще всего это - прилагательное + существительное или существительное + существительное.

  • Прилагательное + существительное, например, «Идеальная пара», «Шведский стол», «Пражские ночи», «Альпийский сад», «Белая лошадь» и т. д.

  • Предложно-падежные конструкции, встречается очень редко, например, кафе «У Ивана», магазин «На Театральной», кафе «У Манасяна».

Человеку присуща любовь к Родине. С чего она начинается? Один скажет: «С маленькой деревеньки». Другой добавит: «С большого города». Третий скажет: «С великих людей края», а четвёртый: «С бескрайних степных просторов» и т. д. И каждый будет по-своему прав. Родина – это много: это тропинка, ведущая в берёзовую рощу, это и родная улица, где мы живём, это дом, семья. Это все мы с нашими радостями и заботами. Поэтому на уроке литературы в 8 классе при изучении творчества А.Майкова, знакомясь с его стихотворением «Емшан», мы умиляемся тому, какой силой обладает полынь. Она способна разбудить патриотические чувства героя и способствует возвращению его на родину. В 9 классе на уроке литературы мы знакомимся с повестью А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Готовясь к опережающему заданию, учащиеся узнают о том, что события, описанные в этой повести имеют непосредственное отношение к городу. Даже его переименовали, после пугачевского восстания. А.С.Пушкин был в нашем городе и собирал материалы о восстании. И даже И.А.Крылов, будучи ещё ребёнком, жил вместе со своими родителями в Уральске и в оренбургской области, потому что его отец - капитан, комендант яицкого городка, защищал город от бунтарей.[1, c.40] Вместе с учениками побывали в Доме – музее Е.Пугачёва.

Использование краеведческого материала активизирует мыслительную деятельность, вызывает большой интерес к истории города, села; происхождению фамилий, имён, названию городов, сёл, рек. Использование такого материала делает урок интересным, увлекательным, что повышает эффективность урока. Известно, что дети охотнее и с большим интересом усваивают то, что им больше нравится. Любимые предметы имеют сильное воспитательное воздействие, поэтому грамотное использование исторического, географического, литературного и другого материала воспитывает в детях патриотические чувства, чувства любви, восхищения и гордости к родному краю, что не оставляет никого быть равнодушным к проблемам малой родины и вырабатывает активную жизненную позицию. 
Включение элементов краеведения на уроках - лучшая пища для детского ума и воображения, средство развития памяти, интереса, внимания и воли. На этих занятиях создаются благоприятные условия для развития логического мышления детей. Ученик, опираясь на конкретно-образное мышление, возникающее в процессе наблюдения, приходит к умозаключениям, обобщениям, применяя доступные для его возраста логические операции: сравнения и аналоги, анализ и синтез, обобщение и конкретизацию. Задача учителя умело направлять мыслительную деятельность детей. Этому способствуют уроки и внеклассные мероприятия инновационных жанров: урок-исследование, урок-мастерская, урок-размышление, дидактическая игра, круглый стол, учебная конференция, урок вопросов и ответов, исследовательские конференции, которые воспитывают в детях любовь и уважение к литературе, русскому языку.


Подводя итоги своего выступления, хочу процитировать слова Д. С. Лихачёва: «К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать».[2.c.56] Эту возможность предоставляет нам использование в своей работе материалов литературного наследия родного края, воспитание в школьниках положительного отношения к общечеловеческим ценностям, отдельным личностям, их деятельности, к явлениям общественной жизни.
Использованная литература:
1.Белый А. И. Поехал я в Уральск,Уральск, 1983 г

2. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном, 2006 год.

3. Б. Я. Шарифуллин «Языковая политика в городе,1992г.

4. Лихачёв Д.С. «Экология культуры», М-1980г.