Файл: История становления и развития административного права.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

История становления и развития административного права
Предмет административного права включает в себя широкий комплекс общественных отношений, которые возникают в связи с реализацией функций государственной исполнительной власти, содержанием которых является управление обществом.
Как же зародилась наука административного права? В ученых кругах принято считать, что основой зарождения административного права стала наука о финансах, экономике и хозяйстве, которая возникла в
Австрии и Германии в 17 веке, и получила название «Камералистика». Камералистика включала в себя комплекс экономических дисциплин и управленческих. То есть изучала порядок управления финансами и экономикой с помощью тех или иных государственных органов и соответственно порядок функционирования этих органов. Плюс ко всему, она касалась деятельности не только органов, которые осуществляли управление в сфере экономики и хозяйства, а и политических, полицейских и других гос. структур.
Преподавать ее начали с 18 века в европейских университетах, и первая кафедра камералистики была основана в Германии в Хале и Франкфурте на Одере. Однако к тому моменту, органы государственной власти начали переформировываться в министерства и другие отдельные ведомства, публичная власть становится более централизованной, и это приводит к разделению камералистики на «новую» и «старую». Старая камералистика изучает вопросы финансов, экономики, хозяйства, а новая – вопросы полиции, мануфактурного дела и т.п.. Причем полиция понимается в ней как управление городом, то есть новая камералистика изучала по сути вопросы государственного управления, политики в разных сферах жизни.
Данная наука развивается настолько, что уже к концу 18 века она достигает России, и начинает изучаться в
Российских вузах. В этот же период от камералистики отделяются отдельные ветви, одной из которых становится «полицейское право».
Родоначальнице полицейского права принято считать Францию, там был издан первый трактат по данному вопросу. Автором его был Николас Даламар, который в 1722 году в своей работе «Трактат о полиции» раскрыл предмет полицейского права и описал группу отношений, которые им регулируются. К этим группам он отнес религию, охрану здоровья, общественный порядок, торговлю и т. п. То есть, можно сказать что полицейское право играло значительную роль практически во всех сферах жизни государства.
Переход к административному праву в Европе был спровоцирован Буржуазной революцией во Франции
(1789г.), когда права и свободы человека были противопоставлены всемогуществу государства. Методы прямого принуждения которые использовались полицейским правом были модифицированы на основаниях верховенства закона, идей о том что управление должно основываться на требованиях закона с учетом интересов населения и оно не может осуществляться по собственному мнению чиновников. С этого момента мы может говорить о создании науки именно административного права.
Административное право является самостоятельной отраслью права, с помощью которой государство регулирует однородные общественные отношения в сфере реализации государственной исполнительной власти, которая организует и управляет в определенном законодательством направлении общественными отношениями. Таким образом, можно сказать, что административное право это управленческое право, которое отличается от других отраслей права спецификой предмета регулирования, особым методом регулирования и структурными особенностями (системой расположения нормативного материала)
Если говорить о РФ и о становлении именно в ней науки административного права, то нам необходимо вернуться к Российской империи, в которой данная наука начала формироваться в начале 19 века, как наука полицейского права, пришедшая к нам из Европы. В основном это был опыт Германии. Так, такие ученые того времени как Шпилевский, Андриевский, Тарасов и др. были приверженцами концепции Р. Фон Моля, автора труда «Наука о полиции», и на основании его трактатов писали свои работы. Так, например известна работа
Шпилевского «Полицейское право как самостоятельная отрасль правоведения» (Одесса 1875г.). В свою очередь, профессор Киевского университета Бунге придерживался концепции о расширении толкования полицейского права, изложенного в работах Моля.
В свою очередь, Тарасов (МГУ) одним из первых обосновал разделение полицейского права и административного права. По его мнению, регламентация общественных отношений, не связанных с деятельностью полиции, должна была быть предметом самостоятельной науки – административного права.


То есть, в целом ученые разделились на два фронта, одни утверждали что административное право это самостоятельная наука, которая включает в себя полицейское право, другие говорили наоборот, что админ. право это ветвь полицейского права. Но в целом все соглашались с единством концепций двух рассматриваемых нами наук. И в 1904 году Ивановским был издан первый учебник по административному праву. Также существовали утверждения о том что полицейское право стало основой для учения об управлении, однако, это не верно. Термин «полиция» не был заменен термином «Государственное управление» или «администрация», так как полиция является самостоятельной частью администрации, а полицейское право – частью административного права.
Однако еще долгое время административное право будет рассматриваться как часть права государственного или ТГП, причиной этому было отсутствие разделения права на частное и публичное. Так, например, в работе
Коркунова «Российское государственное право» (1908 - 1909г.) рассматриваются и аспекты административного права.
Если говорить о советском периоде, то следует сказать что правовая наука в целом была в данный момент очень заполитизирована, все основывалось на марксистско-ленинской теории. В данный период административное право практически преобразовалось в право милицейское. На протяжении 20 лет оно запрещалось два раза (1917-1921, и 1928-1937г.). Считалось что оно присуще лишь буржуазному обществу, в котором существуют полицейские отношения и противоречия между властью и населением. В 1928 году оно было полностью исключено из учебных программ, ученые административисты подверглись репрессиям как вольнодумцы, так в 1936 году была репрессирована большая группа ученых Института советского строительства во главе с директором.
Однако административное законодательство все равно разрабатывалось и принималось, оно было идеологизированным и полностью учитывало все указания партии.
Следующий этап развития административного права начался в 1938г., после съезда ученых юристов в Москве, где был поставлен вопрос о определении административного права в системе правовых наук. Было решено развивать его на основе марксистско-ленинской идеологии, после чего появились работы по административному праву. И в принципе, такая ситуация была до начала перестройки.
На данный момент мы можем говорить о том, что административное право регулирует вопросы государственного управления, в советский период их осуществляли лишь органы государственной власти, на данный же момент наша власть имеет три ветви, плюс муниципальные органы. Таким образом, можно сказать, что административное право РФ должно регулировать отношения, связанные с реализацией исполнительной власти (управления) со стороны не только государства, а и муниципальных органов.
Для чего все это говорится, для того чтоб показать, чем отличается советское административное право от современного, переход к которому на данный момент осуществляется. То есть, раньше была командно- административная система управления, когда все было государственным, управление всеми сферами осуществлялось лишь государственными органами, или с долей большого их влияния и вмешательства во все сферы жизни. Если взять современность, то следует сказать, что на данный момент в делах защиты прав и свобод граждан, охраны общественного порядка и других направлениях административно-политической деятельности государственно-управленческое влияние усиливается, что же касается сферы экономики, то здесь более необходимой становится дерегуляция экономических процессов со стороны государства и использование соответствующих рычагов рыночной саморегуляции.
То есть, государственно-управленческая деятельность должна превращаться из административно-властной деятельности в такую, которая обеспечит приоритет прав лица в отношениях с государством и будет ориентирована на предоставление гражданам управленческих услуг.