Файл: Книга Зов шамана От.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 146

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
было бы разумно узнать о духах, с которыми сотрудничали коренные индейцы вашей местности, а затем посредством камланий выведать, могут ли они выступить вашими помощниками в качестве тэнгри, заяана или хана.

Все три мира населяют духовные существа, в то или иное время пребывавшие в образе людей или животных. Вы обнаружите, что большинство созданий, с которыми вы сотрудничаете, принадлежат к этим духам, особенно те, кто некогда и были людьми. Животные духи могут восприниматься отдельно либо как обобщенный образ носителя своего рода. Имея у себя общий дух Орла или Волка как животной силы, вы можете общаться и с отдельными духами орлов или волков. Равным образом в охотничьих обрядах шаман может взывать к общему духу Оленя или Медведя, прося удачного промысла.

Из трех разновидностей человеческих духов душа ами из верхнего мира меньше всего общается с людьми. Причина этого не ясна; похоже, что она не изъявляет особого желания возвращаться в средний мир, пока не настанет время перерождения. В моем восприятии души ами скорее кроткие создания в отличие от двух других видов душ, и у них нет той привязанности к жизни, что часто влечет духов нижнего мира в средний мир. Возможно, уверенность в скором возвращении в то же семейство, что они недавно покинули, делает их безучастными к людским делам в ожидании перерождения.

Духи нижнего мира чаще всего оказываются причиной болезней и внутренних терзаний. Эти духи, доброжелательные или враждебные, находясь вне телесной оболочки, пагубно воздействуют на людей. Они обладают явно выраженной человеческой личностью, и обращаться к ним следует как к человеку. Людские души сунесу иногда застревают в среднем мире после смерти, обычно из-за своей привязанности к человеку или месту, и поэтому пребывают близ родственников, своего дома или полюбившегося места. В некоторых случаях большая привязанность к человеку или месту даже побуждает душу сунесу вернуться из нижнего мира до очередного перерождения. Из благожелательных по своей природе душ сунесу наиболее опасны души родителей или прадедов, находящиеся близ ребенка, поскольку детские души ощущают присутствие духа и могут покинуть тело ребенка, чтобы оказаться поближе к сунесу усопшего.

Некоторые души сунесу крайне враждебны. Обычно враждебность обращена к тому, кто обижал усопшего. Что же касается душ сунесу, умерших внезапно, преждевременно или наложив на себя руки, враждебность вызывается завистью к тем, у кого жизнь задалась. Этих недружественных созданий именуют чотгорами, и они являются основными рассадниками людских недугов. (Читая описание монгольско-сибирского пантеона в Приложении втором, вы заметите, что некоторые духи являются покровителями болезней. Это не означает, что они вызывают недуги; скорее, они заведуют ими, и их можно призвать для прекращения недуга или мора.) Шаманы, находясь под защитой своих духов-помощников, могут общаться с чотгорами и возвращать их обратно в нижний мир, где они и должны обитать.


Как уже говорилось, осевшие в природе души сульде не воздействуют столь пагубно на живых людей, как души сунесу, однако психически неуравновешенные и угрюмого склада сульде могут повлиять на эмоциональное здоровье живущих рядом людей. Например, случалось ли вам, очутившись близ какого-то места, ощутить безотчетный страх или внезапное уныние? Возможно, вы мимолетно столкнулись с одним из таких созданий.

После смерти шаманов их души сульде тяготеют к живущим шаманам. Одни из них становятся духами удха, другие — поселяются среди природы и всегда готовы откликнуться на зов шамана. В Сибири многие места почитаются как обиталище душ сульде великих шаманов.

Подобно тэнгриям, ханам и заяанам, природные духи встречаются везде, их влияние ощущается повсеместно (я имею в виду, что у меня есть возможность позвать на помощь природный дух из Сибири, даже если я нахожусь в Соединенных Штатах, и наоборот, естественно, уже познакомившись с духом и имея опыт общения с ним). Поэтому так важно общение с природным духом места, где вы живете или куда приходите править шаманское ремесло. Например, один из моих учителей, когда мне пришлось работать шаманкой в горах Аппалачи, указал мне, что я должна призывать не только духов Саянских гор, покровительствующих моему шаманскому роду, но и духов гор, где я работаю, а также лесных и водных духов моих родных мест. Так же и вы обязаны помнить об этом, хотя и не знаете имен и облика некоторых природных духов, ибо духи — хозяева гор, озер и рек тоже могущественны и способны помочь вам в работе. Помните те места, где вы родились, где живете и где правите свое шаманское ремесло. Какие горы, реки, озера или иные природные объекты, где могут быть могущественные духи-хозяева, есть в тех местах? Величие и неповторимость тех мест напрямую связаны с силой и нравом природных духов, обосновавшихся там. В ряде случаев эти духи оказываются старше и мудрее обычных природных духов, обитающих в деревьях и валунах. Но самое главное, позвольте своим шаманским духам-помощникам поддержать вас в общении и работе с такими духами. Поступить так вас обязывает не только положение шамана; духам нужно выразить почтение — они будут польщены и отблагодарят вас.

Души сульде предков составляют большинство природных духов, но среди природы поселяются и такие создания, которые никогда не были людьми. Эвенки величают их озян (рчан или эдян), «старцы», и порой они могут набедокурить. Поговаривают, что они способны чинить преграды шаману в его путешествии, если им не преподнести обрядовой пищи.



Другая разновидность духов, присутствующих во всех трех мирах, но чаще всего встречаемых в этом мире, представлена бурханами. Бурханы весьма могущественны и при случае могут стать грозными врагами. Обычно они заявляют о себе через события, ранящие или ошеломляюще действующие на человека, и поэтому могут вызвать серьезную болезнь или потерю души. Но есть и благожелательные духи-бурханы под водительством Голто Сагаан Тэнгэр, покровителя гол, готовые прийти на помощь шаманам.


Взывание к духам с определенной целью

Шаману часто приходится призывать духов с определенной целью: или чтобы придать силу какому-то намерению ради укрепления собственных сил и сил помощников, или чтобы найти духа, следящего за выздоровлением больного либо за его безопасностью. Это обусловлено тем, что некоторые духи не могут быть постоянно приписаны к семейству духов самого шамана и что приписанных шаману духов нельзя оставлять с другим человеком после завершения обряда.

При выполнении любой шаманской работы не помешает обратиться за общей поддержкой и защитой к тэнгриям, заяанам и иным высокопоставленным духам. Если вы признательны им, они о вас вспомнят. Возможно, для определенной цели вы пожелаете вызвать вполне конкретное существо: Татая — для изменения погодных условий, Бухэ Бэлипэ — для исцеления земли, Эрлик-хана — для вызволения пропавшей души. Они придадут силы вашим деяниям, даже если ваш союз с ними временный и ограничивается задачами данного обряда.

При врачевании, вызволении пропавшей души или призывании защиты вы, возможно, захотите обратиться к природным духам за помощью и попросить их остаться с человеком или местом после завершения обряда. В таких случаях изготовьте онгон для духа, чтобы тот остался с больным или нуждающимся в защите месте. Вы просто просите природного духа прийти вам на помощь в определенный момент свершения обряда, даже не зная его имени; находящийся поблизости доброжелательный дух поспешит вам на выручку. Ваши духи-помощники не позволят прийти враждебному духу; к вам будет допущен лишь соответствующий случаю дух. Если у вас есть необходимость в установлении с духом более тесных отношений, вы можете отправиться на его поиски, предприняв шаманское путешествие. Как правило, такое путешествие в поисках духа предпринимается при тяжелой болезни, ради защиты от могущественных созданий вроде бурхана или в целях испрашивания удачи для большого дела либо для всей общины. После совершения обряда и вселения духа в созданный для него онгон заботу об исцелении, защите или удаче дух возьмет на себя.

Пополнение своего семейства духов

Начальный круг духов, призвавших вас в шаманы, будет постоянно расширяться по мере вашего продвижения на шаманском поприще. Это естественный ход вещей, и шаман, прошедший большой жизненный путь, соберет немалое число онгонов всевозможных духов, присоединившихся к нему на протяжении этого пути. Не удивительно, если многие духи — помощники шамана окажутся выходцами из разных мест и народностей. Обычно духи входят в общение с вами во время посещения того или иного места, где вы проделываете шаманскую работу. Нередко их привлекает само присутствие шамана, после чего они заявляют о своем желании присоединиться к семейству духов шамана. Притеснения шаманства в мире в последние несколько веков привели к появлению множества неприкаянных духов-удха среди природы, и поэтому неудивительно, что их тянет к шаманам. Некоторые духи из тех, что могут пристать к вам, оказываются душами сульде шаманов или тех созданий, цель которых — делать добро всему живому. При желании вы можете принять их в свой круг, чтобы почерпнуть знания из сокровищницы древних шаманских традиций.


«Приручение» духов

Некоторые духовные существа, будь то души сульде или бурханы, могут оказаться весьма строптивыми и неподатливыми при лечении больного или при совершении иного обряда. Хотя среди них встречаются и враждебные, и не желающие меняться создания, со временем их можно «укротить», сделав из них духов-помощников. В таких случаях врачевание и восстановление равновесия воздействуют на духа так же, как и на человека, ради которого совершался обряд. Бурханы, например, обладают недюжинной силой, так что стоит потрудиться над их укрощением, переводя в стан духов-помощников. Духи, связанные с определенным местом или полезные при определенной работе, в силу их характера или имеющегося опыта также достойны укрощения. Вы вполне способны сами решить, стоит ли укрощать духа. Но не обольщайтесь, думая, что укротили враждебного духа, когда это не так, и не связывайтесь с ним, пока не отвратите его от злобы. В противном случае злобный дух станет вздорить с вашим духом удхой, вызывая у вас душевный разлад, пока вы не укротите его по-настоящему или не прогоните.

Глубокая тайна бурятского шаманизма

Путешествие в поисках чаши Великой Матери

Образ женской ипостаси мира великих духов, с которыми работают шаманы, — одно из загадочных представлений монгольского и сибирского шаманизма. Помимо матушки-Земли, одной из двух основополагающих духовных сил мира, существуют и Великие Матери, родительницы и бабушки тэнгриев, ханов и заяанов. По преданию, когда Эхэ Ехэ Бурхан («Великая Мать-богиня») сотворяла мир, отделив небо от земли и развернув наше нынешнее бытие из единства гол, она произвела на свет двух Великих Матерей всех небесных духов. Величайшей считается Манзан Гурмэ Тоодэй, мать всех западных тэнгриев и прародительница всех духов-заступников шаманства.

Манзан Гурмэ Тоодэй обитает в крайних пределах верхнего мира и обладает величайшей силой и духовным знанием всех небесных духов. У нее есть два великих шаманских зерцала, где отражается все происходящее на земле и в небесах. Она владеет великой книгой судеб, где запечатлевается все случившееся, случающееся и грядущее. Ее волшебная сила превосходит могущество всех прочих небесных духов, к ней взывают небесные духи, когда они бессильны перед напастями, угрожающими нарушить установленный порядок во вселенной. Самый загадочный знак ее достоинства — великая серебряная чаша, средоточие ее силы.