Файл: Основные составляющие ситуационного лидерства Фидлера.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Дисциплина: Лидерство и командообразование
Реферат
Тема: «Основные составляющие ситуационного лидерства Фидлера».

Выполнила: Мезенцева Галина Владимировна

Группа: ЭС-119(2)

Адрес:

Проверил: ________________________

Оценка: __________________________

Дата:

Омск-2022

СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...3

1. Сущность и основные стили лидерства..…………………………..................5

2. Теоретические подходы к изучению проблемы лидерства.…………..........11

3. Ситуационная модель лидерства Ф. Фидлера..……………………………..13

Заключение…………………………………………………………….................16

Библиографический список………...…………………………………………...17
Введение

Каждый человек управляет собой и поэтому часто оказывается в ситуациях, когда необходимо принимать решения по отношению к другим людям. Общим в лидерстве и управлении является взаимодействие людей и воздействие на них.

Изначально изучение природы лидерства началось с утверждения о том, что человек не может управлять, не обмениваться информацией, не общаться с другими людьми. Так же, как и коммуникации, управление характерно для человеческого бытия.

Лидерство можно назвать одним из уникальных феноменов общественной жизни, связанных с осуществлением властных функций. Оно является неизбежным в любом цивилизованном обществе и пронизывает все сферы жизнедеятельности. Жизнь человека проходит в социальном контексте, человек живет и действует в составе разнообразных групп и, следовательно, чувствует влияние формальных и неформальных лидеров, какими могут быть люди с различными личностными качествами и различного общественного положения.

Личность лидера как доминирующей особы и стиль его поведения во многом определяют судьбу каждого участника и всей группы в целом. Другими словами, лидеры влияют на социализацию индивидов. Насколько разнообразны люди и группы, настолько различными являются лидеры и их поведение.

Тема предлагаемой работы – «Основные составляющие ситуационного лидерства Фидлера».

Актуальность работы связана с повышенным интересом к выбранной теме. Исследованием этой проблемы занимались многие ученые. Лидерство вызывало интерес еще во времена глубокой древности. На протяжении веков изучением феномена лидерства занимались многие исследователи. Первая половина ХХ века стала началом активного изучения управления. Лидерство и руководство стали объектом исследования. В 30-50-х годах было проведено ряд крупномасштабных исследований на системной основе.


Начиная с 70-х годов появилось еще больше работ, свидетельствующих о росте интереса к проблеме лидерства. Это работы таких ученых, как Дж. Мак-Грегор, Дж. Бернс, Р. Такер, Б. Келлерман, Дж. Пейдж, Ф. Фидлер.

Целью данной работы является изучение основных составляющих ситуационного лидерства Фидлера.

Основными задачами при написании работы стали:

- описание сущности и основных стилей лидерства;

- анализ теоретических подходов к изучению проблемы лидерства;

- рассмотрение ситуационной модели лидерства Ф. Фидлера.

Объектом исследования является лидерство как социально-психологический феномен.

Предметом исследований является сущность и основные стили лидерства, теоретические подходы к изучению проблемы лидерства, а также ситуационная модель лидерства Ф. Фидлера.

Методологической основой исследования послужили общенаучные методы, применяющиеся в современных гуманитарных науках: исторический и логический, системно-структурный, аналитический и синтетический, описательный и количественный и др.

Структура работы состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованной литературы. В первом разделе рассматривается сущность и основные стили лидерства. Во втором разделе работы описываются теоретические подходы к изучению проблемы лидерства. Третий раздел посвящен ситуационной модели лидерства Ф. Фидлера.

Список использованной литературы состоит из пятнадцати позиций. Объём работы составляет семнадцать страниц.
1. Сущность и основные стили лидерства

При исследовании проблемы лидерства ученые предлагали много различных определений этого понятия. В своих определениях лидерства многие авторы четко пытались сформулировать тот особый компонент, который вносит сам лидер.

Проблему лидерства исследовали Геродот, Плутарх, Н. Макиавелли, Т. Карлейль, Ф. Ницше, К. Маркс, В. Ленин, Г. Вебер и другие известные ученые, политики, общественные деятели.

В советской психологии проблему лидерства активно разрабатывали еще в 20-30-е годы А. Аркин, О. Залужный, П. Загоровский, С. Лозинский и др.

Дж. Терри трактует лидерство как влияние на группы людей, побуждающее их к достижению общей цели. Г. Танненбаум, Ф. Массарик и И. Вешлер высказывали мнение, что лидерство - это межличностное взаимодействие, проявляющееся при помощи коммуникативного процесса в конкретной ситуации и направленное на достижение целей1.

Б. Калдер, американский ученый, определял лидерство как „ярлык”, который наклеивается на поведение других людей. Нужна вера в то, что качество, определяющееся как лидерство, вызывает определенное поведение.


Согласно Р. Дафт, лидерство - это взаимоотношения между лидером и членами группы, которые оказывают влияние друг на друга и совместно стремятся к достижению результатов и реальным изменениям, отражающим общие цели2.

Наиболее общим является определение лидерства как феномена социально-психологического процесса в группе или коллективе, которое построено на влиянии личного авторитета человека на поведение ее членов.

Можно сказать, что лидерство является одним из уникальных феноменов общественной и политической жизни, связанным с осуществлением властных функций. Оно пронизывает все сферы жизнедеятельности и является неизбежным в любом цивилизованном обществе.

Отечественные психологи выделяют следующие критерии оценки лидерства:

1. Стремление вести за собой. Быть лидером - значит указывать путь другим - лучший, самый короткий, самый безопасный. Лидер не только направляет своих последователей, а также стремится вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним.

2. Мотивация первенства. Для того, чтобы стать лидером недостаточно стремиться быть первым. Первенство предусматривает лучшие, чем у других, жизненные результаты, что является следствием усилий человека, которые демонстрируют его профессионализм, компетентность, способности, таланты и другие выдающиеся качества.

3. Влиятельность. Чтобы стать лидером и вести людей за собой нужно быть влиятельным человеком. Во-первых, это человек, наделенный определенной властью. Во-вторых, влиятельность этого человека не получена извне (государством или обществом), а получена самостоятельно.

4. Погруженность и влюбленность в свое дело. Лидер умеет выдержать грань между своим призванием и разными увлечениями. Для лидера мотив деятельности соответствует самой деятельности.

5. Компетентность и креативность. Лидером становится человек, который хорошо разбирается в своем деле и использует творческий подход в решении проблемных вопросов и ситуаций.

6. Психологическая надежность – способность поддерживать необходимый уровень «Я хочу», «Я могу» и «Я должен» в различных, особенно напряженных, ситуациях жизнедеятельности.

7. Адекватная самооценка и саморегуляция. В лидере в большинстве случаев сочетаются высокий уровень притязаний, высокая самооценка с высокой требовательностью к себе и ко всему, что касается групповых ценностей и целей. Также ученые высказывают интересную мысль, что настоящий лидер свободен от зависти и умеет искренне радоваться за успехи других.


8. Самосовершенствование. Истинный лидер хочет учиться, приобретать опыт, совершенствовать свои умения и навыки3.

Лидерство – это закономерное социальное явление, которое наиболее массово распространено в группах. Лидерами являются члены группы, способные организовать ее членов на выполнение общей задачи. Такое лидерство, в отличие от руководства, возникает стихийно, оно нестабильно, связано, прежде всего, с личными отношениями между членами группы. Лидер более информирован, чем другие члены группы, активный, имеет организаторские способности, авторитет.

Под лидерством понимают один из процессов организации и управления малой социальной группой, что способствует достижению групповых целей в оптимальные сроки и с оптимальным результатом.

Лидер - это член группы, который спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в конкретной ситуации при наличии соответствующих личных качеств и объективных обстоятельств.

Лидерство можно рассматривать в широком смысле - как способность влиять на других и на состояние совместной деятельности, и в узком - когда лидер радикально влияет на состояние дел в коллективе и по многим качествам превосходит других.

Таким образом, феномен лидерства вызывал интерес людей с давних времен. Вместе с тем, к настоящему времени так и не достигнуто полное согласия относительно понятия лидерства и методов его изучения.

Вопросы места лидерства в обществе в прошлом, настоящем и будущем, перспективы развития и условия формирования лидеров в современной России постоянно волнуют общественность. С решением этих вопросов люди связывают свои судьбы, прогнозируют развитие общества.

Феномен лидерства занимает особое место в психологии благодаря своей яркости; это одна из наиболее изучаемых проблем. Именно здесь накоплен основной массив научных исследований, концепций и попыток теоретического обобщения. В исследованиях феномена лидерства пока еще нет „окончательного диагноза”, который позволил бы коротко подытожить и обобщить достижения, отбросив заведомо неверные концепции.

Развитие предприятий невозможно без эффективной управленческой деятельности, поэтому значение руководства на предприятиях является актуальным вопросом современности. Умение руководителя создать благоприятный социально-психологический климат в коллективе, заинтересовать работой сотрудников, применить определенные мотивационные и управленческие методы, проявить свои лидерские способности, умение общаться и решать конфликтные ситуации - все это зависит от выбранного стиля руководства и влияет на эффективность и результативность организации. Руководитель
должен к каждому человеку найти подход, создать благоприятные условия для эффективного производства, мотивировать работников к деятельности, быть лидером. Сегодня существует проблема неоднозначности трактовок понятий «стиль руководства» и «стиль лидерства» отечественными и зарубежными учеными, которые нуждаются в дифференциации.

Большинство людей не замечают различий между понятиями “лидерство”, “руководство” и “власть” и считают, что, находясь на руководящей должности, менеджер автоматически имеет власть над подчиненными и является лидером коллектива. Формально это так, однако, на практике соотношение этих трех составных частей управленческого воздействия чрезвычайно разнообразно, поскольку оно формируется под влиянием многих факторов, к которым относятся тип организации, ее масштабы, направление деятельности, место в иерархии управления, личностные черты руководителя и прочее.

Власть - это возможность реально повлиять на поведение других людей, т.е. власть – это орудие влияния. Страх, вознаграждение, традиции, харизма, убеждение и участие в руководстве являются инструментами, которые руководитель использует для влияния на работников, апеллируя при этом к их нуждам. Чем больше зависимость подчиненных от руководителя, тем больше власть руководителя над подчиненными4.

Вопросы сущности лидерства интересовали многих исследователей. Несмотря на определенные разногласия во взглядах, ученые все же склоняются к мысли, что лидерство - это способность благодаря личным качествам влиять на поведение отдельных лиц и групп работников с целью сосредоточения их усилий на достижении целей организации5. Лидерство - некоторый неуловимый феномен групповой динамики, который отражает желание коллектива под руководством лидера эффективно, реализуя творческие силы каждого, объединить усилия для достижения общих для всей группы целей и задач.

Руководство - это вид управленческой деятельности, который на основе власти обеспечивает выполнение функций менеджмента, формирование методов менеджмента и их трансформацию в управленческие решения путем использования коммуникаций6. Руководство в системе менеджмента является объединяющей функцией, которая пронизывает все управленческие процессы в организации.

Понятие “лидер” по сравнению с понятием “руководитель” является более емким, поскольку охватывает черты личности как руководителя, так и лидера, а это означает, что руководитель, который обладает качествами лидера, может воздействовать на работников с целью внедрения изменений в организацию, выхода на более высокий, качественно новый уровень. Не любой руководитель использует лидерство в своем поведении. Производительный руководитель не обязательно является эффективным лидером, и наоборот.