Файл: Современная западная философия трансформация философских проблем, мировоззренческих ценностей и ориентиров.docx
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 16
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Голицынский пограничный институт
Федеральной службы безопасности Российской Федерации
(филиал в г. Ставрополе)
1 группа
РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ФИЛОСОФИЯ»
на тему: «Современная западная философия:
трансформация философских проблем,
мировоззренческих ценностей и ориентиров»
Выполнил:
слушатель группы №
____________________________
ФИО слушателя
№ зачет. книжки – ___________
Проверил:
кандидат философских наук, Лукинова И.А.
____________________________
старший преподаватель 1 группы, подпись, дата
2023
СОДЕРЖАНИЕ
| | Стр. |
| Введение | 3 - 5 |
1. | Понятие современной Западной философии и ее основные черты
1.2 Характерные черты философии ХХ века | 5 5‑6 6-8 |
2. | Трансформация философских проблем, мировоззренческих ценностей и ориентиров Западной философии 2.1 Сущность и смысловые ориентиры современной Западной философии 2.2 Основные направления современной западной философии | 9 9-10 10-20 |
3 | Заключение | 21 |
4 | Список литературы | 22 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. XIX – XX вв. - время серьезных изменений в развитии человечества, на которое обрушилась лавина социальных проблем: войны, революции, модернизационные и трансформационные процессы, глобализация во все возрастающем масштабе, появление «мировых проблем», в том числе проблемы выживания человечества. Стремительным образом нарастает самый разрушительный кризис - духовности, культуры, кризис человека. Как никогда становится ясно что именно этот кризис лежит в основе всех других. Даже с сугубо прагматической точки зрения можно увидеть, что кризис культуры - центральная проблема также политической и экономической жизни.
В XX в. сбылось страшное пророчество Ф, Ницше о «наступлении времени, когда пойдет борьба за мировое господство - она пойдет во имя основоположников философских учений». Вот что увидел еще один философ, К. Ясперс: «Мы живем в духовно несравненно более богатой возможностями и опасностями ситуации, однако если ей не будет дано удовлетворения, она неизбежно превратится в наиболее ничтожное время для оказавшегося несостоятельным человека». Не менее поэтично и столь же проницательно представлял конец XX в. Тейяр де Шарден, говоря о том, что, вступив в фазу эволюции на уровне культуры, мы держим эволюцию в собственных руках – приобретая возможность выявления и реализации таких комбинаций,которые остались нереализованными природой в игре случайностей и шансов.
В переломную эпоху особенно остро встает вопрос о том, зачем и в каком качестве нужна философия в сегодняшнем мире, где люди, занятые серьезными делами, в лучшем случае лишь милостливо допускают ее существование В свое время Ю. Хабермас точно заметил, что философию ругают и отвергают все две с половиной тысячи лет, что она существует, а она все еще существует. Очевидно, она все-таки нужна не только чудакам-философам, иначе разве смогли бы они ее отстоять и сохранить среди людей, которые «знают цену всего, но не знают цену ничего»?
Вопросы о значении и смысле философии особенно остро встающие в переломные моменты цивилизации, каждый раз переосмысливаются и требуют нового ответа. что такое философия для общества и что оно - для философа.
Философ - человек, чей слух всегда открыт для «неслышного вызова бытия» (М. Хайдеггер), а философский слух таков, что в решающие моменты, когда бытие изломано или испытывает ломку, вызов этот становится для него болезненно-рвущим.
Цель работы: изучить современную западную философию: ее трансформацию философских проблем, мировоззренческих ценностей и ориентиров.
Задачи:
-
Раскрыть понятие современной Западной философии. -
Определить характерные черты философии ХХ века. -
Рассмотреть сущность и смысловые ориентиры современной Западной философии. -
Выявить основные направления современной западной философии.
-
Понятие современной Западной философии и ее основные черты
-
Понятие современной Западной философии
«Под современной западной философией понимается западноевропейская философия и философия США конца XIX – XX веков» [5]. Эта эпоха – эпоха неклассической философии. Западная философия данного периода – это огромное многообразие философов всевозможных школ, направлений и концепций. Ведущими направлениями среди них являются феноменология, позитивизм, критический рационализм, прагматизм, постпозитивизм, неокантианство, экзистенциализм, персонализм. Еще одним существенным направлением современной западной философии является структурализм – методологическое направление в ряде гуманитарных наук, таких как языкознание, этнография, психология, история, выдвигающее на первый план анализ структуры исследуемого объекта.
Современная западная философия – это неклассическая философия. Начало ее становления относится к концу XIX в.
Классическая западная философия выдвинула требование познания природы и общества с целью их разумного преобразования. Французская революция года и первая мировая война, продемонстрировав способность использовать науку для массового уничтожения человечества, нанесли удар по вере в прогресс на основе разумных преобразований и в просвещение. Не удивительно, что наиболее проницательные мыслители конца XIX века вдруг заговорили о сомнительности исторического прогресса, иррациональности истории и самой человеческой души. Таким образом, критики классической философии переходят на позиции иррационализма.
Противоположность неклассической философии предшествующей философской традиции проявляется и в проблематике философии. Представители неклассической философии отказываются от идеи субстанции, введенной еще древними греками для обозначения первоосновы мира. Таким образом, вопрос о сущности мира, в неклассической философии, просто не ставится как не имеющий смысла. Ближайшая человеку, и единственная реальность, с которой имеет дело философ неклассической ориентации – это бытие человеческого сознания.
Надлом классической философии произошел уже в учениях Артура Шопенгауэра, Серена Кьеркегора, Фридриха Ницше и их последователей.
1.2 Характерные черты философии ХХ века
Поскольку сложно говорить о ней как о едином явлении, то и отмеченные характеристики не описывают в полной мере её специфику и сущность, а касаются самых общих, может быть даже чисто внешних деталей.
1. Огромное идейное и концептуальное разнообразие философии ХХ века, её несводимость ни к одному, ни даже к нескольким «типам мировоззрений». Эта черта обычно отмечается как плюралистичность. Причём, в отличие от предыдущих этапов развития философии, в этом многообразии трудно выделить даже доминирующее направление, школу или тенденцию. Тем не менее, некоторые из направлений в отдельные моменты пользовались особой популярностью, как, например, экзистенциализм в 40-50 годы или постмодернизм в 70 годы, но это явление продиктовано, скорее, своеобразной модой, а не монополией на истину.
2. При всём разнообразии ярких и неповторимых идей, целый ряд школ и направлений продемонстрировали наличие общего пространства философствования и свою открытость сразу нескольким «базовым» концепциям. Например, в русле феноменологии формируется экзистенциализм М. Хайдеггера, психоанализ переживает новый пик своей популярности в синтезе с марксизмом, знаменитый философ-экзистенциалист Ж. Сартр успешно работает как феноменолог, но затем открывает новый горизонт размышлений, обнаружив точки соприкосновения экзистенциализма и марксизма. Все эти примеры говорят о том, что философы ХХ века не ограничиваются жёсткими стереотипическими рамками своего направления, но в поиске истины демонстрируют открытость к конструктивному диалогу между направлениями и школами. Наибольшего выражения этот принцип находит в философии постмодернизма, авторы которой особо подчёркивали свою лояльность к другим взглядам, а саму возможность коммуникации между философами возвели в ранг концепции, закрепив за компиляцией и коллажом статус полноправных стилей философствования.
3. Если брать во внимание содержательный аспект новейшей западной философии, то можно сказать, что философов объединяет стремление понять и объяснить такое явление, как «вызов времени». Мыслители пытаются найти смысловое оправдание человеческих действий в сложных условиях индустриального и постиндустриального общества, выявить их глубинные мировоззренческие основания и наметить возможные социальные альтернативы. Ситуация, в которой оказалась мировая цивилизация на рубеже тысячелетий, делает эту задачу особенно важной. Неслучайно, практически весь ХХ век сопровождается сменой кризисных состояний.
Политические, экономические, духовные кризисы становятся обычным, повседневным явлением. И, если прежде считалось, что кризис следует преодолевать, то в ХХ веке человек учится в этом кризисе жить. Таким образом, прежние смыслы, ценности и схемы поведения начинают отставать от невероятно возросших энергетических, технических, цивилизационных темпов роста общества. Это приводит к катастрофическим последствиям: мировые войны, революционный террор, опустошение природы, тоталитарные режимы.
4. В многообразии и изобилии философских идей в ХХ веке, несомненно, чувствуется приоритет антропологических и ценностных проблем. Отметим, что огромная популярность была характерна именно для тех направлений, которые в первую очередь ориентированы на решение проблемы человека. Это также связано с размышлениями об особенностях развития цивилизации на современном этапе. Новые реалии техногенного общества, институциональная среда, СМИ и реклама поддерживают образ человека-пользователя, массового потребителя, что подавляет его личность и творческие способности. Для философов ХХ века становится актуальной задача, как сохранить человеческое в человеке, остаться личностью и не раствориться в безумных массовых проектах ХХ века.
Кроме перечисленных характеристик, следует отметить также усложнение внутренней структуры самой философии и значительное расширение горизонтов её исследований. В этом проявляется её универсальный характер: по мере открытия новых феноменов в науке и социальном мире философия включается в процесс их осмысления и потому усложнение и дифференциация знания о мире сопровождаются также и усложнением предмета философии. Например, до Нового времени, когда философия понималась как синоним знания вообще, она подразделялась на диалектику (искусство владения словом), метафизику (знание первопричин и первоначал) и логику (науку о правильном мышлении).
В XIX веке была предложена другая структура философии и появились понятии «онтология», «гносеология», «аксиология», каждое из которых использовалось для обозначения разделов философии и их проблемного содержания. В ХХ веке выяснилось, что такая классификация также не вполне соответствует истинному содержанию философии, поскольку изменчивый и непредсказуемый мир каждый раз обнаруживает новые стороны и нюансы, не включённые в прежние стандарты схем.
2. Трансформация философских проблем,
мировоззренческих ценностей и ориентиров Западной философии
2.1 Сущность и смысловые ориентиры современной Западной философии
Философия XX в. - различные течения новейшей философии, связанные с резкой переменой экономических и политических реалий, научных, философских, религиозных представлений, относящихся к периоду первой мировой войны. «Восстание масс», «потеря Бога», наступление «нового средневековья» - являются определяющими для формирования проблемного поля философии жизни, экзистенциализма, антропологизма, неотомизма и других течений, ориентированных на человека, его личное бытие и спасение. Одновременно усиливается тенденция философского осмысления и использования науки, техники, научно-технической революции, современных проблем человеческой цивилизации. Наконец, большое значение приобретает социальная философия, философские аспекты политики, культуры.
«В XX в. философия отражает, как и прежде, процессы, связанные с потрясениями общества и личности, изменением статуса науки. Как и прежде перед ней были поставлены вопросы: что может и что должна философия, каков ее предмет и статус, есть ли будущее в развитии человека и культуры. Ответы давались многообразные по форме и по содержанию, потому что философия XX в. - это не целостная система, а большое разнообразие многочисленных школ, направлений, течений, концепций, которые несут в себе новые подходы, идеи, точки зрения, методы» [1].
Особенностью современной западной философии является не кризис, не измельчание, а возникновение нового типа философствования, в недрах которого воссоздается наиболее актуальная проблематика, осуществляется как прорыв в самые перспективные области философской мысли, так и обращение с новых позиций к традиционной тематике. Не снимается, например, вопрос о том, что мы сейчас понимаем под философией. Современные мыслители дают разнообразные и неординарные представления о ее развитии, основаниях, функциях, детерминантах. Это связано с кризисом рациональности, культуры,