Файл: 5. Исследование волевого поведения шло в двух главных направлениях исследование.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций Форма обучения: заочная/очно-заочная |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Общая психология
_____________________________________________________
Группа 20П172
Студент
А.Д. Проскурина
МОСКВА 2022
Практическое занятие №1 по теме «Психология воли»
Практические задания:
Задание 1. Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.
1. Воля – способность регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внешних и внутренних препятствий .
2. Благодаря воле разумное решение претворяется в действие .
3. Воля – способности человека управлять по своему сознательному решению внутренними процессами и состояниями, различными параметрами действительности.
4. Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций и проявляет себя в них: побудительной («не хочется, но надо») и тормозной («хочется, но нельзя»).
5. Исследование волевого поведения шло в двух главных направлениях – исследование философское и исследование естественнонаучное.
Задание 12.
К какому виду (волевые, импульсивные, автоматизированные) относятся описанные действия человека? Укажите, по каким признакам вы это определили.
А. Во время Великой Отечественной войны на одном из участков фронта бойцы видели, как наш бомбардировщик совершил вынужденную посадку. Когда к нему подбежали, все члены экипажа лежали без признаков жизни. Окровавленный летчик сидел, вцепившись в штурвал. Ноги его нажимали на тормоза. Видно было, что последним движением раненой левой руки он ударил по выключателю зажигания, чтобы остановить мотор и не вызвать пожара при неудачной посадке... Через некоторое время, уже в медпункте, летчик, придя в себя, сквозь стиснутые зубы сказал: «Задание выполнено... Как экипаж? Самолет цел?» — и вновь потерял сознание.
Относятся эти действия человека к волевому виду. целенаправленный, сознательно регулируемый акт. Ход действия в нём более или менее сознательно регулируется в соответствии с целью. Переход от побуждения к действию в волевом действии опосредован осознанием цели и предвидением последствий.
Б. В ряде исследований отмечалось, что если включение лампочки несколько раз сочетать с электрическим раздражением руки испытуемого, то через некоторое время он начинает отдергивать руку, как только зажигается лампочка, даже при отсутствии электрического раздражения, ступени волевой регуляции
Эти действия относятся к автоматизированному виду. Рука одергивается автоматически, как только зажигается лампочка в ожидании систематического электрического раздражения.
В. В книге А.Ф.Федорова «Подпольный обком действует» рассказывается о группе советских людей, направлявшихся в партизанский отряд и попавших в город во время бомбежки. Когда один из партизан, серьезный человек, увидел низко летящий фашистский самолет, он внезапно выхватил из-за пояса гранату и замахнулся на самолет. Друзьям пришлось схватить товарища за руку.
Эти действия относятся к импульсивному виду. Импульсивное действие - это аффективная разрядка. Оно связано с аффективным переживанием. Импульс, заключённый в исходном побуждении, в нём непосредственно и более или менее стремительно переходит в действие, не опосредованное предвидением его последствий, взвешиванием и оценкой его мотивов.
Задание 13.
Укажите, какая функция воли (регулирующая, стимулирующая, задерживающая) проявляется в каждой ситуации. Дайте обоснование своих ответов.
A. Человеку страшно хочется пить. Он подходит к водоему, готов зачерпнуть воды и выпить ее. Но ему говорят: «В этом водоеме обнаружен холерный эмбрион, имейте это в виду». Человек выливает воду и идет дальше.
Регулирующая, так как человек смог прекратить свои действия в данной ситуации.
Б. Во время воздушного боя летчик получил смертельную рану. В какое то мгновение он понял, что если выпустит из рук штурвал самолета, погибнут все, кто в нем находится. И вот летчик продолжает управлять самолетом, благополучно сажает его и тут же теряет сознание. Из самолета его выносят уже мертвым.
Задерживающая, не смотря на смертельную рану – летчик смог посадить самолёт и только потом умер.
B. В очень жаркий день подросток М. работал на пришкольном участке. Ребята позвали его купаться. Хотя М.
выглядел очень усталым и изнуренным, он отказался, объяснив, что решил довести начатое дело до конца.
Стимулирующая. Сначала довести дело до конца, потом отдыхать.
Практическое занятие №2 по теме «Психология чувств»
Задание 2.
Определите вид чувства: «Я таял и трепетал от невыразимого наслаждения, когда писал музыку к Онегину» (Из письма П.И. Чайковского).
Вид чувств: эстетические (вдохновение, восторг), практические (увлеченность, удовлетворенность деятельностью, радость от успехов);
Задание 4.
Чувства, связанные с познавательной деятельностью, называются чувствами: а) моральными; б) интеллектуальными; в) эстетическими; г) практическими
Задание 5.
Определите, какое влияние (регулирующее, стимулирующее или дезорганизующее) оказали чувства на деятельность в следующих примерах. A. Идет урок английского языка. Ребята принесли в класс ворону, молодая преподавательница Н. забралась на подоконник, чтобы поймать птицу и выпустить ее, В это время учитель М. заглядывает в класс. Он резко отчитывает Н. Смущенная, расстроенная, она выбегает в коридор, чтобы объяснить своему учителю, любимому человеку, суть происходящего. Но тот холоден и строг. Тогда Н. возвращается в класс, хватает ворону, которую кто-то из ребят завернул в тряпку. И так, в тряпке, выбрасывает беспомощную птицу в окно. Взволнованные и возмущенные ребята грубят учительнице. Одного за другим она выгоняет их за дверь.
Дезорганизующее
Б. Досадное чувство собственного безволия возникает тогда, когда отступаешь перед трудностями. В этих случаях стоит только безжалостно и искренне назвать себя тряпкой, никчемным человеком, как просыпается чувство оскорбленной гордости. С такой «злостью» и досадой берешься за работу, что себя не узнаешь.
Стимулирующее
В. Группа ребятишек забралась на лодочный пирс. Взрослый незаметно подошел к ним и громко крикнул: «Вы что тут, озорники, делаете?» Ребята бросились врассыпную, прежде чем успели подумать, что ничего плохого они не сделали. Но удрали не все ребята, один из них сел на землю и заплакал. А один из ребят нахмурился, сжал кулаки и пошел к взрослому выяснять обстановку, хотя ему тоже было страшно.
Регулирующее
Г. Сталевар, 41 г., переживает тяжелое состояние по поводу смерти единственной 18-летней дочери. Раньше он очень любил свою профессию, сознательно и 2 ответственно относился к труду. Во время войны работал с высокой производительностью, по две-три смены не выходя из цеха. Теперь работа ему тягостна, он жалуется на крайнюю усталость, хочет перейти на инвалидность.
Дезорганизующее
Задание 7.
Какое явление в области чувств видим в следующем примере? Как оно называется? «Я не знаю, — пишет юноша девушке, — люблю я тебя или ненавижу. Мне кажется, что эти чувства во мне странным образом перемешаны. Я спрашиваю себя: почему я тебя люблю? И не нахожу ответа. Кажется, нет оснований и для ненависти. Может быть, ты поможешь мне понять самого себя и чем вызвано мое такое нелепое состояние?
Неопределенность.
Задание 10.
Выберите правильный ответ.
A. Теория Джеймса—Ланге позволяет объяснить:
а) причину того или иного поведения;
б) направленность чувств;
в) эмоциональное состояние;
г) ни один ответ не верен.
Б. Центр удовольствия:
а) находится в коре головного мозга;
б) при своем возбуждении подавляет чувство голода;
в) называется также центром счастья;
г) ни один ответ не верен.
B. Проявления эмоций у людей:
а) строго управляются внутренними механизмами;
б) определяются культурой;
в) относительно сходны в разных культурах.
Г. Среди различных проявлений чувств легче всего поддаются описанию:
а) внутренние переживания;
б) физиологические изменения;
в) внешние реакции;
г) ни один ответ не верен.
Д. Интенсивность наших чувств зависит в основном:
а) от восприятия ситуации;
б) от внутреннего состояния организма;
в) от анализа полученных сведений;
г) от значения той потребности, с которой связано чувство.
Е. Положительные эмоции возникают оттого, что имеющаяся информация:
а) избыточна;
б) недостаточна;
в) достаточна.
Практическое занятие № 3 по теме «Психология эмоций»
2. Составьте конспект
Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). — М. : Изд-во Моск. ун-та, 1984. — С. 11-18
Тезисный конспект:
Построение такой объединяющей теории — дело будущего. Перед нами стоит куда более скромная задача — разработка представлений о переживании деятельности с позиций деятельностного подхода в психологии. Вводимое понятие, таким образом, не претендует на то, чтобы заменить собой или включить в себя традиционное понятие переживания. Оно вводится не вместо него, а рядом с ним, как самостоятельное и независимое понятие.
В зарубежной психологии проблема переживания активно изучается в рамках исследования процессов психологической защиты, компенсации, совпадающего поведения. Здесь описана масса фактов, создана развитая техника теоретической работы с ними, накоплен большой методический опыт практической работы с личностью, находящейся в критической жизненной ситуации. В последние годы эта область стала предметом пристального внимания многих советских психологов и психиатров. Теория же деятельности оставалась несколько в стороне от этой проблематики.
А между тем, раз эта теория претендует на роль общей психологии, она не может безучастно смотреть на существование целых пластов психологических фактов (известных другим психологическим системам) и целых областей практической психологической работы без того, чтобы попытаться теоретически ассимилировать эти факты и соответствующий им интеллектуальный и методический опыт.
Нельзя, разумеется, утверждать, что психологическая теория деятельности до сих пор совсем не замечала этой сферы психологической реальности. Ход исследования не раз приводил многих авторов, развивающих теоретикодеятельностный подход, к проблеме переживания.
Мы обнаруживаем в их трудах анализ конкретных случаев переживания (вспомним, например, описание А. Н. Леонтьевым "психологического выхода", который нашли узники Шлиссельбургской крепости, чтобы пережить необходимость исполнения бессмысленного принудительного труда); разработку представлений о психологических ситуациях и состояниях, являющихся причинами процессов переживания (к ним относятся: "дезинтегрированность сознания" , кризис развития личности , состояние психической напряженности, конфликт личностных смыслов . К идее переживания приходят и при исследовании отдельных психических функций (назовем представление В. К. Вилюнаса об "эмоциональном способе разрешения ситуаций", попытку объяснить такие феномены восприятия, как перцептивная защита и др. с помощью понятия личностного смысла , и при изучении общих механизмов функционирования психики (например, при изучении с деятельностных позиций феномена, установки . Кроме того, мы находим в теории деятельности ряд общих понятий, которые могут быть непосредственно использованы для развития представлений о переживании. Среди них следует особо выделить понятие "внутренней работы", или "работы сознания".
Однако все эти, сами по себе ценные, идеи и представления носят разрозненный относительно нашей проблемы характер, поскольку они выдвигались, так сказать, попутно, при решении совсем других теоретических задач, и их, конечно, совершенно недостаточно для теоретического освоения такой важной темы, какой является переживание.
Чтобы это освоение носило систематический характер, чтобы оно не было механическим пересаживанием понятий из других концептуальных систем на новую теоретическую почву, а было осуществлено за счет органического роста самой теории деятельности, необходимо ввести в нее новую категорию, вокруг которой группировалась бы разработка этой проблемы. В качестве таковой мы и предлагаем категорию переживания.